Литература - один из интересных предметов в школе. С помощью этого предмета мы узнаём новых писателей, новые художественные произведения, знакомимся с новыми героями. Художественная литература помогает нам учиться думать, рассуждать, выражать свои мысли.
Лучше запоминается то, что можно увидеть, потрогать. Для этого и нужен наглядный материал. Если пособие яркое, красивое, то появляется интерес к нему, захочется его рассмотреть, потрогать, запомнить. Самодельные наглядные пособия «Мартышка», «Свинья», а также иллюстрации "Разборчивая невеста" и "Дуб и Трость" помогут учащимся запомнить героев и понять основные мысли басен И.А.Крылова. Поэтому возникла идея о создании музея, в котором будут представлены герои басен И.А. Крылова, выполненные с помощью разных технологий: папье-маше, керамики, изобразительного искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_geroy_basen_i.a.krylova.docx | 221.35 КБ |
muzey_geroi_basen_i.a.krylova.pptx | 1.27 МБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Александринская гимназия»
________________________________________________________________
Проект
Музей «Герои басен И.А.Крылова»
предметная область Литература
Иванова София Вячеславовна 6 «б» класс
Смирнова Елена Илларионовна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия № 628
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербург
2020
Оглавление
стр.
1. Введение 3
2. Содержание проекта 4
3. Описание продукта 10
4. Заключение 11
5. Список литературы и информационных источников 12
6. Приложение 13
Введение
Литература - один из интересных предметов в школе. С помощью этого предмета мы узнаём новых писателей, новые художественные произведения, знакомимся с новыми героями. Художественная литература помогает нам учиться думать, рассуждать, выражать свои мысли.
Актуальность и новизна
Я знаю, что лучше запоминается то, что можно увидеть, потрогать. Для этого и нужен наглядный материал. Если пособие яркое, красивое, то появляется интерес к нему, захочется его рассмотреть, потрогать, запомнить. Самодельные наглядные пособия «Мартышка», «Свинья», а также иллюстрации "Разборчивая невеста" и "Дуб и Трость" помогут учащимся запомнить героев и понять основные мысли басен И.А.Крылова.
Цель:
Создать музей, в котором будут представлены герои басен И.А. Крылова, выполненные с помощью разных технологий: папье-маше, керамики, изобразительного искусства.
Задачи:
1) Прочитать неизвестные басни И.А.Крылова.
2) Выбрать техники для изготовления героев произведений И.А.Крылова
3) Изготовить героев басен для музея как наглядные пособия.
4) Продумать выставки музея «Герои басен И.А.Крылова».
5) Использовать материал на уроке литературе при изучении темы "Басни И. А. Крылова".
Новизной данного проекта является то, что наглядные пособия (герои произведений) служат и для изучения литературных произведений и являются предметами декоративного творчества. «Мартышка», «Свинья», "Разборчивая невеста" и "Дуб и Трость" вызывают положительные эмоции, привлекают внимание, у ребят появляется интерес к ним. Мне кажется, что школьникам захочется узнать не только, как выполнены эти пособия, но и прочитать внимательнее художественные произведения, из которых данных героев я взяла.
В музее представлено несколько героев басен И.А.Крылова, это поможет ребятам легче запомнить литературные произведения, потому что пособия. А не тексты легче всего воспринимать и запоминать.
Этапы проекта:
Содержание проекта
1 этап:
Цель: знакомство с биографией И.А.Крылова и анализ басен писателя.
Задачи: изучение биографии И.А.Крылова; прочтение басен Крылова, поиск их истории создания и анализ выбранных произведений.
Сроки: октябрь – ноябрь 2019 года.
Содержание деятельности обучающегося: посещение школьной библиотеки, изучение информации в интернет – ресурсах:
Результат:
Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской АН. (Фото 1, фото 2).
Родился И.А.Крылов 13 февраля 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг. В 1789 году начал печатать сатирический журнал «Почта духов». К тому времени он уже написал немало сочинений и сделал перевод французской оперы. В 1792 году вышел в свет его сатирический журнал «Зритель».
В 1797 году писатель познакомился с князем Сергеем Голицыным и поступил к нему на работу секретарём и учителем его детей. В качестве баснописца писатель начал себя проявлять в 1805 году, после того, как перевёл на русский язык две басни Лафонтена. Вскоре появились его работы: «Урок дочкам», «Модная лавка», «Илья Богатырь, волшебная опера», «Лентяй» и другие. В 1810 году он поступил на работу в Императорскую публичную библиотеку, где работал вплоть до выхода в отставку в 1841 году. В 1811 году присоединился к литературному обществу любителей русской словесности. В этом же году стал членом Российской Академии.
Во время войны с Наполеоном поэт выступал патриотом, хотя позднее высмеивал в своих работах пороки светского общества. Он также высмеивал многие людские недостатки, например, гордость, эгоизм, тщеславие, глупость.
За свою жизнь И.А.Крылов написал около 200 басен, наиболее известными являются «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица». Его басни были переведены на французский, итальянский, грузинский и другие языки.
И.А.Крылов скончался 21 ноября 1844 года в возрасте 75 лет от двустороннего воспаления лёгких. Похоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Для проекта я выбрала басни «Мартышка и Очки», «Разборчивая невеста», «Дуб и Трость» и «Свинья под Дубом».
"Мартышка и Очки"
Басня "Мартышка и Очки" Крылова была впервые опубликована в сборнике "Басни" в 1815 г. Дата написания произведения неизвестна. Мораль басни "Мартышка и Очки" заключается в том, что часто ограниченные люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.
К басне "Мартышка и Очки" отлично подходит пословица: "Дело мастера боится". Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть необходимыми знаниями или даже быть профессионалом. Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.
"Разборчивая невеста"
Басня "Разборчивая невеста" Крылова была, вероятно, написана в Москве в 1805 г. и впервые опубликована в "Московском зрителе" в январе 1806 г. Мораль басни "Разборчивая невеста" заключается в том, что важные, серьезные решения нужно принимать вовремя, так как позже ситуация может измениться не в нашу пользу.
В данной басне Крылов высмеивает разборчивых невест, которые "перебирают" неплохими женихами в ожидании идеального кандидата, но с годами остаются и вовсе без ухажеров и в конце концов выходят замуж за любого, кто сделает предложение.
"Дуб и Трость"
Басня "Дуб и Трость" Крылова была написана в 1805 г. и впервые опубликована в "Московском зрителе" в 1806 г. вместе с другой басней - "Разборчивая невеста." После первой публикации Крылов неоднократно перерабатывал басню. Окончательный текст был установлен лишь в издании 1830 г. Мораль басни "Дуб и Трость" заключается в том, что гибкость часто помогает людям легче преодолевать жизненные трудности. Однако не нужно путать разумную гибкость с беспринципностью и приспособленчеством: человек может проявлять гибкость, но при этом оставаться верным своим ценностям и убеждениям.
"Свинья под Дубом"
Басня "Свинья под Дубом" написана И. А. Крыловым в первой половине 1823 г. и впервые опубликована в газете "Северная пчела" в 1825 г. Мораль басни "Свинья под Дубом" заключается в том, что невежественные люди нередко ругают науку и образование, не видят в них смысла. Но при этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая. Вероятно, в этой басне И.А.Крылов имел в виду не только тех, кто просто ругает науку и образование, но и тех, кто на деле препятствует их развитию.
Вывод: я изучила биографию И. А. Крылова, прочитала неизвестные мне басни и проанализировала их.
2 этап:
Цель: изучение литературы по изготовлению героев басен.
Задачи: отбор литературных источников, которые содержат информацию о технике папье-маше, керамике, изобразительному искусству; о методиках изготовления предметов в технике папье-маше, керамике, изобразительном искусстве.
Сроки: октябрь – ноябрь 2019 года.
Содержание деятельности обучающегося: изучение материала в интернет-ресурсах.
Результат:
Техника папье-маше для изготовления различных предметов используется давно и завоевала свое достойное место в прикладном искусстве. В технике папье-маше можно сделать многое. Это может быть оригинальная расписная шкатулка, маска, ёлочные украшения, куклы и даже мебель! Все, что нужно для «производства» - всего лишь бумага и клей.
Родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний.
Первый метод - изделие послойно склеивается из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике
наносится от 3 до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.
Второй метод - изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.
Третий метод - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
Техника папье-маше с одной стороны насчитывает историю четырех веков, а с другой стороны стремительно развивается благодаря новым материалом декорирования (акрил, кожа, стеклярус и т.д.). Из папье-маше изготавливаются различные бытовые и художественные изделия, отличающиеся легкостью и прочностью. Получаемые изделия обрабатываются различными способами - окраска, роспись, лакировка и другие. Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев.
Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком искусственным материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины. Ещё недавно первые известные нам образцы керамики относились к эпохе верхнего палеолита (граветтская культура). Древнейший предмет из обожжённой глины датируется 29—25 тысячелетиями до нашей эры. Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
В узком смысле слово «керамика» обозначает глину, прошедшую обжиг. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко
используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.
Рисование в изобразительном искусстве является структурной основой графической, живописной, скульптурной и архитектурной формы. Знанием рисунка (конструкции объекта) опосредуется зрительное восприятие внешней поверхности формы, поэтому мы воспринимаем объект не только как он видится, но действительно существующим в пространстве. К примеру, если мы видим круг, то благодаря логически-осязательному восприятию можем увидеть его шаром. Наблюдая сочетания квадратов, можем представить их в качестве куба в пространстве. В таком интеллектуальном восприятии структурные линии объекта создают представление направленности формы. Реализовать такое представление можно различным образом: в зарисовке непосредственно с натуры, наброске, этюде, подготовительном эскизе композиции для живописи, скульптуры, поисковом эскизировании в процессе архитектурного и дизайнерского проектирования.
Рисование также представляет собой отдельный вид изобразительного искусства, разновидность графики. Его история восходит к глубокой древности. Академическая история изобразительного искусства как правило начинается с изобретения рисунка. Иносказательно, имея ввиду структурообразующую силу рисунка, мы говорим о рисунке музыкальной композиции и даже о рисунке поэтического текста.
Вывод: я изучила литературные источники, которые содержат информацию о технике папье-маше, керамике, изобразительному искусству; о методиках изготовления предметов в технике папье-маше, керамике, изобразительном искусстве.
3 этап.
Цель: изготовление героев басен И.А.Крылова для музея.
Задачи: в соответствии с технологией папье-маше и керамикой выполнить работы по изготовлению экспонатов героев басен Крылова для музея и декорировать их, создание рисунков.
Сроки: декабрь 2019 года – январь 2020 года.
Содержание деятельности обучающегося:
Результат:
Я решила изобразить сцену из басни «Мартышка и Очки» в виде керамического изделия. На рабочее место я положила доску, а на неё - глину.
Перед тем, как работать с глиной, её надо тщательно перебрать, иначе изделие из- за маленьких посторонних предметов может взорваться. После переборки глины можно приступать к лепке. Когда Мартышка слеплена, ей надо дать затвердеть, чтобы потом с помощью воды и губки сгладить шершавые края. Затем эту заготовку я поместила в печь, где она обжигалась в течение 3-х суток. Один из экспонатов музея готов! (Фото 3)
Чтобы рассказать о басне " Свинья под Дубом", я изготовила изделие с помощью техники папье-маше, в котором решила отобразить главного героя. Я выбрала форму из полимерного материала, представляющего собой свинью. Эту форму необходимо покрыть вазелином. Затем последовательно, небольшими рваными кусочками увлажненной водой газеты я покрыла полностью поверхность формы. Второй и следующие слои кусочков газеты промазывала крахмальным клейстером и также приклеивала на поверхность формы. После 5-ти слоев изделие просушивала при комнатной температуре в течение суток. Затем при помощи ножниц и скальпеля я сняла папье-маше с формы, склеила части свиньи между собой полосками бумаги и подсушивала феном. Затем изделие нужно декорировать. Полученную заготовку я раскрасила красками, поместила на подставку из плотной бумаги, на которой нарисовала дуб и фон. Рядом я поместила свиток состаренной кофе бумаги, на которой написан текст басни. Свинью покрыла лаком для придания прочности и долговечности.
Второй экспонат для музея готов! (Фото 4)
Сцены из басен "Разборчивая невеста" и "Дуб и Трость" я просто нарисовала акварельными красками на плотной бумаге. Еще два экспоната для музея готовы! (Фото 5)
Вывод: экспонаты для музея героев басен И.А.Крылова у меня получились!
4 этап:
Цель: использование проекта "Музей «Герои басен И.А.Крылова" на уроке литературы при изучении темы " Басни И.А.Крылова".
Задачи: продумать название экспозиций для «Музея "Герои басен И.А. Крылова"; использовать экспонаты, изготовленные с применением техники папье-маше, керамики, а также рисунки на уроке литературы.
Сроки: февраль 2020 года.
Содержание деятельности обучающегося:
Результат:
Музей «Герои басен И.А.Крылова» представила следующим образом: первая выставка посвящена баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.
Потом познакомила ребят с героями басен Крылова на выставке «Керамики». Рассказала о мартышке, которую выполнила из глины и о басне И.А.Крылова «Мартышка и Очки».
На другой выставке «Папье-маше» ребята увидели свинью, сделанную в технике папье-маше, и иллюстрацию к басне «Свинья и Дуб».
На выставке «Изобразительное искусство» познакомила одноклассников с иллюстрациями к басням «Разборчивая невеста» и «Дуб и Трость».
Выводы: на уроке литературы был успешно представлен музей «Герои басен И.А.Крылова» (Фото 6). Ребята и герои басен (Фото 7).
С проектом «Музей «Герои басен И.А.Крылова» я выступила на школьной конференции «Александринские чтения» 19 февраля 2020 года (Фото 8).
Описание продукта
Музей «Герои басен И.А.Крылова»
Заключение
Выполненный в технике папье-маше, керамики и рисунков музей «Герои басен И.А.Крылова» был представлен на уроке литературы при изучение темы «Басни И. А. Крылова».
Наглядные пособия позволяют уйти от обычного восприятия текста, механического заучивания художественного произведения, помогают представить героев произведений. Мы живём в объемном мире, поэтому объемные предметы воспринимаются лучше и легче, чем плоскостные.
При их использовании ребята активнее работают, внимательнее слушают объяснения, увереннее делают самостоятельные выводы, легче воспринимают материал и запоминают новый художественный текст.
Использование наглядных пособий помогает пониманию учебного материала, его усвоению, укреплению веры в себя, развитию воображения и творческой фантазии учеников (у многих возникает желание создавать собственные наглядные образы).
Список литературы и информационных источников
Слайд 1
Музей «Герои басен И.А.Крылова» Проект ученицы 6 «В» класса ГБОУ гимназия № 628 « Александринская гимназия» Красногвардейского района Ивановой Софии Руководитель: Смирнова Елена Илларионовна Санкт-Петербург 2020Слайд 2
Художественная литература помогает учиться думать, рассуждать, выражать свои мысли
Слайд 3
Актуальность и новизна Лучше запоминается то, что можно увидеть, потрогать. Для этого нужен наглядный материал. Яркое, красивое пособие привлекает: появляется интерес к нему, хочется его рассмотреть, потрогать, запомнить
Слайд 4
Гипотеза: захотелось прочитать неизвестные для меня басни И.А. Крылова и познакомить одноклассников с героями произведений писателя
Слайд 5
Цель: Создать музей, в котором будут представлены герои басен И.А. Крылова, выполненные с помощью разных технологий
Слайд 6
Задачи: 1) Прочитать неизвестные басни И.А.Крылова 2) Выбрать техники для изготовления героев произведений И.А.Крылова 3) Создать музей «Герои басен И.А.Крылова» 4) Показать проект одноклассникам на уроке литературы при изучении темы "Басни И. А. Крылова"
Слайд 7
Этапы проекта: Знакомство с биографией И.А.Крылова и анализ басен писателя Изучение литературы по теме проекта по изготовлению героев басен Изготовление героев басен Крылова для музея Рассказать о проекте в классе и знакомым
Слайд 8
Содержание проекта Биография И.А.Крылова
Слайд 9
Прикладное искусство Папье-маше Керамика Изобразительное искусство
Слайд 10
Мартышка и Очки Разборчивая невеста Дуб и Трость Свинья под Дубом
Слайд 11
Герои басен И.А.Крылова
Слайд 14
Музей «Герои басен И.А.Крылова» И.А.Крылов – русский баснописец Выставка «Керамика» Выставка «Папье-маше» Выставка «Изобразительное искусство»
Слайд 15
Выводы: на уроке литературы был успешно представлен музей «Герои басен И.А.Крылова»
Слайд 18
Список литературы и информационных источников И. А. Крылов. Басни. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР Москва, 1951, Ленинград. Литература: учебник для 6 класса общебразоват.учреждений : основное общее образование: в 2ч. Ч.1; под редакцией И. Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия» , 2010. " Мир Басен " И. А. Крылова. ЗАО "Мой мир", 2008 https://www.literaturus.ru/2017/11/moral-basni-martyshka-i-ochki-krylov.html https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Изо https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Керамика https://www.google.ru/search?q=керамика&ie=UTF-8&oe=UTF-8&hl=ru&client=safari https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Папье-маше
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Госпожа Метелица
Стеклянный Человечек