Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, приходя в этот мир – это речь матери, ее ласковый разговор с младенцем, колыбельная, которую она тихо напевает, укачивая малыша.
Колыбельная песня – это песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребенка. Это особый лирический жанр фольклора, популярный в народной поэзии. Отличительным признаком колыбельной песни является ее цель – достичь засыпания человека.
Колыбельные песни всех народов мира имеют схожие черты: высокий тембр, медленный темп и характерные интонации. Но в песне каждого народа много своих секретов. В них заключается своя философия и свой взгляд на жизнь. Они отражают обобщенную модель мироздания своего народа, по которой ребенок впервые знакомится с миром.
Вложение | Размер |
---|---|
kolybelnoy_pesni_dobryy_svet.docx | 30.74 КБ |
kolybelnye.ppt | 1.94 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9
Районная научно-практическая конференция
Секция:
литература
«Колыбельной песни
добрый свет»
Автор: Степанова Анна
Руководитель: Ланг Каролина Вячеславовна
учитель начальных классов
г.Дивногорск 2021
Содержание
I. Введение ………………………………………………………………..3
II. Основная часть
1. Происхождение колыбельной песни………………………………….4-5
2. Влияние колыбельных песен на детей………………………………..6-7
3. Анкетирование………………………………………………………….8
III. Заключение…………………………………………………………….8-9
IV. Литература…………………………………………………………….10
Введение.
«Песня матери - главная песня в мире,
начало всех человеческих песен»
(Р. Гамзатов)
Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, приходя в этот мир – это речь матери, ее ласковый разговор с младенцем, колыбельная, которую она тихо напевает, укачивая малыша.
Колыбельная песня – это песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребенка. Это особый лирический жанр фольклора, популярный в народной поэзии. Отличительным признаком колыбельной песни является ее цель – достичь засыпания человека.
Колыбельные песни всех народов мира имеют схожие черты: высокий тембр, медленный темп и характерные интонации. Но в песне каждого народа много своих секретов. В них заключается своя философия и свой взгляд на жизнь. Они отражают обобщенную модель мироздания своего народа, по которой ребенок впервые знакомится с миром.
Колыбельные — песни родом из древнего народного творчества, сформировавшие жанр, стоящий особняком в мире музыки. Песни, исполняемые родителями в вечернее время рядом с колыбелью малыша, призваны успокоить ребенка, помочь ему плавно заснуть. Именно поэтому колыбельные (изначально) не требовали инструментальной обработки: для исполнения таких песен нужен лишь голос матери.
Колыбельные сохраняют в себе народный фольклор, вплоть до языческих верований. Именно так появилась песня про серенького волчка, кусающего за бочок: в древние времена считалось, что все негативные сновидения исключают подобные ситуации в реальной жизни. Исполнение колыбельной — в некотором роде гипноз. Мелодичные спокойные песни в сочетании с мягким тембром голоса и покачиванием колыбели воздействуют напрямую на правое полушарие мозга, а значит, могут влиять на сновидения.
Более того, ученые доказали позитивное влияние колыбельных песен на здоровье детей в будущем. Исполнение колыбельных принесет пользу не только малышам, но и родителям: ритмика и мелодика, подобная исполнению молитв, оказывает позитивное влияние на энергетику организма.
Цель – изучить влияние колыбельных песен на развитие ребенка.
К сожалению, в наши дни не так часто встретишь маму, которая поет колыбельную своему ребенку. У современных мам все расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас, если родители и поют колыбельные своим детям, то только для того, чтобы уложить его спать. А иногда вместо колыбельной просто включают тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора. Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним.
Первой встретить ребенка в этом мире, призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени. Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен.
Происхождение колыбельной песни.
Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, а, повзрослев, он поет их своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек и нянь. Под звуки колыбельной малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.
Еще наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того чтобы, малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола колыбать (колыхать, качать).
Колыбель разные народы называли по разному: зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска, колыбелька и т.д. Изготавливалась она из самых разнообразных материалов: дерева, ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок. Колыбель подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослому качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.
Устройство колыбели для новорожденного на Руси традиционно обыгрывалось множеством таинств и мистических образов. Прежде, чем положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому им доверялось баюкать малыша. Именно поэтому многие народные колыбельные наполнены образами кота. Кроме того, колыбель сама по себе считалась мощным языческим оберегом. В связи с этим попы в России добивались, чтобы ребенка в первый раз клали в колыбель с особой молитвой.
Ученые считают, что колыбельные песни, скорее всего, возникли еще на заре человечества и уходят своими корнями в глубокую древность.
Главным персонажем славянских колыбельных песен является кот. Он становится первым объектом наблюдения для ребенка – живет в избе, привлекает внимание своими движениями, игривостью, мягкой шерсткой. Кот изображается весьма подробно, с присущими ему внешними признаками, повадками и привычками:
Котик, коток,
Серый хвосток,
Шейка твоя белогорлистая.
Воспринимая кота как помощника матери, его зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока, конец пирога», «тапы в лапы», «склянку вина», «редьки хвост и великий пост», «хвостик вызолочу, лапки высеребрю» и т.д.
Кота уговаривают не ходить к чужим детям:
Не качай ты, коток,
Чужих деточек
Малолеточек.
Поди к нам ночевать
Да Ванюшу качать.
Другие животные упоминаются реже, иногда на месте кота оказывается зайчик.
У народов, живущих в тайге, зафиксированы колыбельные песни, содержащие обращения к медведю и волку – важнейшим тотемным животным. С первых дней жизни ребенка мать просила их оказать покровительство.
В колыбельных песнях также встречается персонаж, которым пугают ребенка. В русском крестьянском быту им может стать и медведь, и «серый волк», и «бука», и другие страшные для ребенка существа:
Придет серенький волчок,
Схватит Катю за бочок,
Утащит ее в лесок,
Закопает во песок.
Станут Катеньку искать
По болотам, по мохам…
Не было случайного выбора у наших предков ни в чем, а уж в отношении детей – и подавно.
Влияние колыбельных песен на детей.
Наука доказала, что уже в утробе матери ребенок слышит музыку, речь, интонации, голоса.
Конечно, музыка должна у мамы вызывать положительные эмоции, ведь ее состояние в огромной степени влияет на развивающееся дитя. Музыка должна быть спокойной, красивой, мелодичной. Если мама в период беременности много поет своему еще не родившемуся малышу, после рождения он скорее, чем другие дети начинает реагировать на мамин голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки. Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.
Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).
Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают.
Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны. Он быстрее забывает свои беды его укладывают спать лаской именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы. Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.
От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Поэтому для крохи колыбельная - не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его.
Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.
Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребеночка она становится важной частью вечернего ритуала. Ее черед наступает после купания и кормления. В этом возрасте нежная песня нужна малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа-матери.
Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.
Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша.
Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее...
В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной.
Кроме того, испокон веков существовало универсальное "снотворное" средство для детей и взрослых - это колыбельные песни.
Пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей.
Анкетирование.
Я провела опрос среди учащихся 3 – 4 классов.
Задавала им такие вопросы:
- Какие колыбельные песни вы знаете (народные, авторские)?
- Часто ли вам пели их родители?
- Влияют ли колыбельные песни на сон ребёнка?
По результатам опроса мы видим, что большинство ребят знает народные песни и лишь небольшая часть современные литературные песни.
На вопрос: Часто ли вам пели их родители? Ребята ответили, что довольно часто и немногие отметили, что редко слышали от мамы эти удивительные песни.
И на последний вопрос: Влияют ли колыбельные на сон ребёнка? Все ребята ответили утвердительно. И это мы видим на диаграмме.
Заключение.
Колыбельная песня – это самая первая песня, которую слышит человек в своей жизни.
Колыбельные песни - это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.
Выявляя значение традиционных песен, я провела опрос среди учащихся, который показал, что традиционные колыбельные песни не забыты, они нужны, и до сих пор мамы поют их своим малышам.
Колыбельная песня – гениальный сплав мелодии, ритма, плавного движения и слов – отражение оптимального физического, психического и умственного развития ребенка. Она была рассчитана на целостное, гармоничное восприятие слуховых, зрительных, вибрационных, тактильных раздражений, нанизанных на некий единый ритм.
Форма колыбельной песни добывалась многими поколениями матерей. Поскольку ребенок в младенческом возрасте еще не мог понять содержание песни, ее смыслового значения, главным становился ритм, звуковой образ песни, который создавался размеренным тактом, однообразной ритмикой; спокойной, усыпляющей мелодикой звучания колыбельной.
В колыбельной отражался и мир матери – ее чувства, переживания, мечты о будущем своего ребенка. Выступая одним из выражений неделимого природного единства матери и дитя, колыбельная песня стала не только гибким инструментом воспитания, но и основным средством психической разрядки женщины, которая находила в этих несложных напевах выход своим чувствам.
Колыбельные песни были универсальным средством для всестороннего развития малыша.
Конечно, сегодня трудно представить себе, как пелись колыбельные песни в старину: мы не можем до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тончайшие нюансы ее ритма, мелодии. В наши дни этот жанр (как и многие другие жемчужины народного творчества), во всем его многообразии и уникальности, к сожалению, уходит из повседневной жизни. А жаль! Ведь раньше колыбельным песням обучали еще с раннего детства: детей учили правильно «байкать», прививая им навыки материнского поведения.
Исследования врачей и психологов показали, что колыбельная песенка, исполненная мамой, для своего ребенка, нормализует у нее сердечный ритм и давление. Влияние же колыбельных песен на организм ребенка безгранично.
Список литературы.
1. Баранов Д.А. Символические функции русской колыбели // Славяно-русские древности: Вып.3. Проблемы истории Сев.-Зап. Руси. - СПб., 1995.
2. Богданов К.А. Право на сон и условные рефлексы: колыбельные песни в советской культуре (1930-1950-е годы) // НЛО. - 2007. - № 86.
3. Буханова Е.А. Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста // Первое сентября (Работа с дошкольниками). - 2008. - № 12.
4. Головин В.В. Колыбельная песня и заговор // Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 2003.
5. Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. - СПб., 2000.
6. Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен. //Советская этнография. - 1974. - № 4.
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%FB%E1%E5%EB%FC%ED%E0%FF_%EF%E5%F1%ED%FF
8. http://nhkt.narod.ru/kolybel.htm
9. http://vk.com/detyamvradost
Слайд 1
КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ ДОБРЫЙ СВЕТСлайд 2
Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня – удивительный дар прошлого.
Слайд 3
НАЗНАЧЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ- УСЫПИТЬ РЕБЁНКА
Слайд 4
Что такое колыбельная песня? – это песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании; – это первые уроки родного языка; – это один из фольклорных жанров, стоящих «на грани быта и искусства»
Слайд 5
Ой люли-люлюшеньки, Баиньки-баюшеньки, Сладко спи по ночам, Да расти по часам. Баю-баюшки-бай-бай Маша, Маша засыпай. Крепче глазки закрывай Поскорее засыпай. Глазки, глазки закрывай- Баю-баю-баю-бай.
Слайд 6
КАК РОДИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ? слово « колыбель » происходит от слов « колебать », « колыхать », « качать »
Слайд 7
ОБРАЗ КОТА В КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСНЯХ Котя-котенька-коток, Твой пушистенький хвосток, Приди, котик, ночевать- Мою детоньку качать. Вы коты, коты, коты. Коты-серые хвосты! Вы коты, коты, коты, Принесите дремоты.
Слайд 8
Старинные колыбельные песни Приобщение к родным мелодиям Описание богатой счастливой жизни Прогнозы на будущее Призыв небесных покровителей Описание опасностей Выражение чувств и переживаний
Слайд 9
Колыбельные поэтов А. Барто. Колыбельная Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать. Только слон не хочет спать: Головой кивает слон, Он слонихе шлет поклон . Е. Благинина. Колыбельная У кота-воркота Шерстка – бархат-мягкота, Глазки с искорками, Ушки с кисточками. Наш коток-воркоток Укатил клубок-моток. Клубок катится, Нитка тянется… Уж коту-воркоту И достанется: Будут гладить-миловать, Спать положат на кровать.
Слайд 10
ОПРОС КАКИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ ВЫ ЗНАЕТЕ? (народные, авторские ) ЧАСТО ЛИ ВАМ ПЕЛИ ИХ РОДИТЕЛИ? ВЛИЯЮТ ЛИ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ НА СОН РЕБЁНКА?
Слайд 11
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА какие колыбельные песни вы знаете?
Слайд 12
ЧАСТО ЛИ ВАМ ПЕЛИ ИХ РОДИТЕЛИ?
Слайд 13
ВЛИЯЮТ ЛИ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ НА СОН РЕБЁНКА?
Шелковая горка
Снегири и коты
Калитка в сад
Лист Мёбиуса
"Не жалею, не зову, не плачу…"