Эссе - отклик на прочтение романа И.С.Шмелева "Лето Господне"
Вложение | Размер |
---|---|
v_ozhidanii_chuda._esse.doc | 38.5 КБ |
В ожидании чуда
Если б не было Бога, ничего бы не было.
И.С.Шмелев
Вот и побелела земля… Снег-ретушёр скрыл все изъяны, сгладил неровности. Мир посветлел! Зима… Время очищения, обновления, волшебства. Душа снова в ожидании чуда… У каждого оно своё, а кто-то, несчастный, и вовсе в него не верит. В чудо верить надо. Душа должна парить, не нужно обрезать ей крылья.
Для меня чудо – это жизнь, каждый ее миг дарует новые ощущения, мгновения радости от познания неведомого доселе. Жизнь неустанно приподнимает передо мной завесы, позволяя постигать новые истины. Это ли не чудо!?
В чудо мне помогают верить близкие, поддерживая, когда от неопытности спотыкаюсь, и направляя на путь света и добра, который им когда-то указали их прародители; постигать мир помогают книги. Некоторые авторы и герои проникают в душу, и долго еще после прочтения произведения «копошатся» в смятении мысли, не утихают чувства.
Подобным открытием недавно явился для меня роман И.С.Шмелева «Лето Господне». Необъяснимое счастье разлилось в душе, добрым сиянием озарился мир вокруг.
С любовью и нежностью, именно так изображает И.С. Шмелев каждого героя своего произведения. Так по-детски просто рассказывает он о глубине русской души. Каждая строчка, каждое слово его пропитано любовью к миру, к жизни, к Богу. Каким простым русским, даже где-то фольклорным языком, он описывает Рождество, от этого стираются границы времени и сердце щемит в груди. Это не придумаешь, не сочинишь для публики, этим надо жить и дышать. Так писать может только высоконравственный человек с христианским мировоззрением, с чистой душой.
Рождество… Уже первые строки наполняют сердце читателя радостью ожидания праздника. Радость, конечно, будет… Вот она уже светится. Но праздник необходимо «выстрадать», ждать. Как сказал герой Горкин: «Нельзя сразу, надо приуготовляться, а то и духовной радости не будет». Вот она суть праздника - духовная радость! Но и здесь автор осторожно стучится в сердце маленького читателя через то, что так понятно детскому сознанию, через столь любимое с детства лакомство - мороженное.
Иван Сергеевич Шмелев с восторгом и любовью описывает, как все ждут Праздника. И даже природа, укрыв землю белоснежным ковром, тихо, безмолвно предвкушает приход Спасителя в этот мир.
И вот Он рождается тихой морозной ночью, когда, казалось бы, весь мир спит, но нет… мир ждал его, готовился. В это время все, буквально всё хвалит Бога, даже дым из печных труб клубится во славу Божию. «Вы прислушайте, прислушайте... как все играет!.. и на земле, и на небеси!.. - говорит Клавнюша. - До того радостно поют, будто вся тварь играет: и дым над нами, со всех домов, и звезды в дыму, играют, сияние от них веселое».
И на сердце такая радость несказанная, что от этой неземной радости плакать хочется. Мир вокруг преображается, звезды начинают излучать волшебный голубой свет, как та, что давным-давно явилась волхвам, как та, что искал над «Барминихиным двором» юный герой. А гулкий вой обычной деревенской собаки вдруг напоминает добрых волков из Ивушкина воображения, которые, тоже манимые звездой, идут поклониться родившемуся Спасителю.
И даже в фигуре отца упомянутой в произведении начинает видеться образ Отца небесного. Посмотрите, как он заботится о своих работниках: «Отец загодя приказывает прикинуть на бумажке, чего для народа взять и чего для дома». «У отца есть особая книжечка, и в ней вписаны разные бедняки и кто раньше служил у нас. Сейчас позовет Василь-Василича, велит заложить беговые санки и развести по углам-подвалам», – вспоминает сын-рассказчик. И видно, что не скупится, ибо праздник идет, радость великая. Разве можно в такой день прятать радость, возможно ли удержать этот неиссякаемый поток и не поделиться с ближним. Так уж принято было на Руси, а то и Рождество будет не в Рождество. Хлебосольство, радушие и открытость – это поистине русские черты, а широкие праздники - это неотъемлемая часть нашей православной культуры. Всё-то у нас с размахом да нараспашку!
Рождество – это особый, таинственный праздник… Это всегда время чудес и исполнения желаний. Много написано произведений об этих чудесах, много рассказано историй, но еще больше волшебства скрыто от глаз и с трепетом хранится в людских сердцах, ибо их подарил Господь.
Читатель «Лета Господня» невольно становится свидетелем чудес Божиих. Автор, никого ни в чем не убеждая, так просто повествует нам о них, об исцелении певчего Лашмачка: «Неделю ему только оставлял жить... дескать, от сердца помрет... уж и дышать переставал». Но «воскрес из мертвых» герой - "разумейте, языцы и покоряйтеся... яко с нами Бог!.." И такую радость испытываешь за Лошмачка, как будто знакома с ним и не раз слышала его «яко с нами Бог». И в чудо верится снова и снова!
Иван Сергеевич Шмелев подобен священнику в церкви. После прочтения его произведения, как после проповеди, хочется со всем миром делиться своей радостью. И на ум приходят слова героя Клавнюши: «А если бы Христа не было, ничего бы не было, никакого света-разума, а тьма языческая!..» Чудо Веры является читателю И.С.Шмелева. И мир вокруг теперь видится иначе, и душа…, загадочная и богатая русская душа, становится понятнее. И люди вокруг, чужие и малознакомые, становятся близкими. И путь, широкий и длинный, путь Веры, Любви и Добра открывается взору.
Северное сияние
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Рисуют дети водопад
Вода может клеить?
Валентин Берестов. Аист и соловей