Защита исследовательской работы
Вложение | Размер |
---|---|
samobytnye_poety_maksim.docx | 44.29 КБ |
Межмуниципальная ученическая научно-практическая конференция
«Земля моя, не устану тобой гордиться!»
Проектно-исследовательская работа
На тему«Самобытные поэты моей земли»
Выполнил: Кузьмин Максим,
ученик 9 класса МКОУ «Комсомольская СШ»
Волгоградской области Палласовского района
Руководитель ЖумагалиеваАлия Караевна,
учитель русского языка и литературы
2017 год
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-5 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.…………………………………………………6-11 2.1. БИОГРАФИЯ САРИПОВА РАВИЛЯ ТОКАТОВИЧА….....….6 2.2. ТЕМЫ И МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА Р.Т. САРИПОВА………..7-11 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..12 4.ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………13 5.ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………....14- 1.ВВЕДЕНИЕ Степная ширь-мой край родной, Тебя дороже нет и краше, Душой и телом я с тобой. Ты уголок России нашей! Сарипов Равиль Палласовская земля... Что представляешь, когда произносишь эти слова? Бескрайние степи, которые весной расстилаются зеленым ковром, прекрасные рассветы и закаты, чистый воздух, и, конечно же, людей, прославивших свою малую родину. Каждому из нас хочется знать свой район, жителей, которые его прославляли и прославляют. Малоизвестным для людей, живущих за пределами района и области, является имя Сарипова Равиля Токатовича. К сожалению, мало кто из земляков может рассказать что-то о творчестве этого человека. В своей работе я попытаюсь ответить на эти вопросы. Беседуя с Равилем Токатовичем, я открыл это имя для себя и открываю его для вас. Я заинтересовался его судьбой и творчеством, потому что мне стало любопытно, как он пришел в литературу. Подумалось о том, что было бы интересно рассказать о своем земляке. Так и оформилась главная идея моей работы: рассказать о самобытном поэте нашего села и выяснить, как и когда он стал сочинять стихи. В этом и заключается новизна моей исследовательской работы. Актуальность темы своей проектно-исследовательской работы я вижу в том, что в наше трудное время, в век новых технологий лирика местных поэтов помогает всем нам не забывать о том, что живы ещё чувства сострадания, любви к Родине, своему селу и друг к другу. Считаю, что материал моей работы может вызвать интерес к поэзии «малой родины», своего района, села, потому что рядом с нами живут люди, обладающие удивительным даром - дарить свою душу, мысли, переживания и себе, и окружающим. Цель исследования: популяризация имени поэта, привлечение интереса учащихся и житж жителей нашего края к его творчеству; Задачи:
Гипотеза: Так как Сарипов Равиль Токатович, мой земляк, человек, творческий и талантливый, написал множество стихов о природе родного края, то его можно по праву назвать самобытным поэтом поселка Комсомольский, достойным звания замечательного и славного сына Палласовской земли.
Предметом исследования являются произведения Сарипова Равиля Токатовича. Методы исследования:
Таким образом, проведя анкетирование в школе "Знаете ли вы самобытных поэтов нашего села?», я выяснил, что Практическая значимость: Использование на уроках литературы и русского языка, на читательских вечерах и конференциях Результатом моей работы является медиапрезентация, буклет и электронный альбом «Самобытные поэты поселка Комсомольский», первая глава которого посвящена творчеству Сарипова Равиля Токатовича 2.1. БИОГРАФИЯ САРИПОВА РАВИЛЯ ТАКАТОВИЧА Сарипов Равиль Токатович родился 19 ноября 1958 года в селе Кайсацкое. В семье было четверо сыновей, где он был младшим. В 1966 году пошел в 1-ый класс начальной школы в х. Новый, которую окончил с отличием. В 1970году перешел в пятый класс, жил в интернате и учился в Кайсацкой средней школе. В период обучения в школе участвовал в художественной самодеятельности - играл на баяне и в школьном вокально-инструментальном ансамбле «Элегия» играл на ионике, т.е. на клавишных и был руководителем ансамбля. Написал гимн Кайсацкой школы. Стихи начал писать еще в юном возрасте для различных вечеров и мероприятий, продолжал сочинять в рядах Вооруженных Сил. После школы, по направлению от военкомата, учился в Камышинской радиотехнической школе, которую закончил с отличием и получил специальность военного радиста средней и повышенной мощности. До армии работал директором Кайсацкого Дома культуры. В 1978 году был призван в ряды Советской Армии. Служил в Москве, проходил обучение на командирских курсах, на которых готовились специалисты одновременно и для Министерства Обороны и для ГРУ, которые закончил с отличием, за что был награждён значком «Отличник Советской Армии» 3-ей степени. В 1979 – 1980 г.г. служил в Группе Советских войск в Германии. Награждён значками «Отличник Советской Армии» 2-ой и 1-ой степени и нагрудным знаком «Гвардия». После Армии работал в школе и в интернате. В 1982 году женился, имеет двоих детей Ирину и Александра. В 1983 году переехал в с. Золотари, где работал в тракторном отряде К-700. Был художником-оформителем, по совместительству работал в Золотарёвской средней школе. В 1985 году переехали в п. Комсомольский, начал работу в отряде К-700. Затем перевели в орошаемое отделение трактористом-сварщиком. Работал разнорабочим и директором ДК, работал в школе учителем музыки, черчения и истории. В 1989 перешёл на работу в автогараж совхоза имени «VIII съезда Советов» водителем, где проработал до ликвидации предприятия. После этого пришлось поработать в Москве шофёром-дальнобойщиком, потом работал на цементовозе. Работал на стройке в Подмосковном Королёво шофёром, затем опять в Москве в ГБУ «Автомобильные дороги». Стал членом клуба «Вдохновение» г. Палласовка в 2013 году, в том же году его стихи были опубликованы в районной газете «Рассвет». Сейчас занимается воспитаем внуков. 2.2. ТЕМЫ И МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА Р.Т. САРИПОВА Только после знакомства с творчеством Сарипова Равиля Токатовича я проникся его стихотворениями. Меня привлек слог поэта: понравилась легкость и простота, порывы души, отраженные в его каждой строке. Что такое малая родина для каждого из нас? Для кого-то это всего лишь отметка в паспорте, не более. Для Равиля Токатовича -это прежде всего родное село Кайсацкое, в котором он родился и вырос. Далеко, далеко за годами и днями Край отцовский любимый затерялся вдали. Там нас милые ждут, ждут нас нежные мамы, Мы ж вернемся, как осень огнем отгорит. Равиль Токатович с любовью говорит о своей профессии-водителя. …Не в обиде на долю шоферскую мы- Большегрузы ведем не для моды. Пусть летят за окном километры судьбы Мы в дороге в любую погоду. Каждый, с рейса придя, на родимый порог, Перед домом с волненьем чтоб замер, Кто в пути-пожелаю шершавых дорог, Ни гвоздя им, ни жезла, ни камер! Как говорит сам Равиль Токатович, он не считает себя ни поэтом, ни писателем, а просто владеет словом. Все его творения создавались спонтанно в кругу друзей и родных, на природе, записывались на подвернувшихся листках. У нашего поэтавсё идёт от души, от любящего и тоскующего сердца. Художники слова всегда писали о природе и Родине. Очень часто лирические пейзажные зарисовки сочетаются с философскими размышлениями о судьбах Родины, с высокими гражданскими мотивами. Об этом и говорит нам стихотворение: Зачем нам двуглавый орел?-не пойму! Коль слеп он и глух, - он не видит, не слышит! Уж лучше серпом мы ответим врагу, И молотом стукнем, коль он еще дышит. Россию история хочет опять Проверить на прочность чрез зло и разруху. За этим следит, маскируя оскал, Вставными зубами Европа-старуха. Образ Родины у Романа Токатовичавмещает в себя «две страны»: Россию и малую родину. У поэта они представлены как одно целое. В стихотворении «Россия» поэт поёт гимны своей Родине, земле, где он был рожден, признаётся в любви: «У бескрайнего поля счастливый стою, во всю ширь колосится пшеница», «Любо мне как зерно, золотистой рекой, из комбайна ссыпается в кузов». «Это счастье, Россия, быть с тобою навеки, Нам, твоим сыновьям, не прожить без тебя. Нас березки твои, перелески и реки –все зовут и зовут в дорогие края» Он ласково называет ее «дорогая Россия», «любимый мой дом». В этих словах чувствуется безумная любовь к Родине как к самому родному человеку – матери. А вот он представляет нам образ родины, где мир природы неразделимо связан с миром людей: Пусть струится тихонько рассвет Сквозь неплотно закрытые шторы, Распускает черемуха цвет- Аромат наполняет просторы. Лишь вчера я вернулся домой, Мать встречала меня у калитки. Слезы лил теплый дождик шальной, Промочив мою душу до нитки. Автор говорит о родных местах с невероятной искренностью, любуются красотами родных мест и гордится ими: Степная ширь-мой край родной, Тебя дороже нет и краше, Душой и телом я с тобой. Ты уголок России нашей! О любви к родной природе, о вере и вечности писал в своих стихах поэт. Он сердцем чувствовал дыхание земли, дуновение ветра, силу слова, благость молитвы. За душу берут стихи о природе, о родном крае: Разметалась степь, как море, Тройки слышен перезвон, И лежит от поля к полю Наш Палласовский район. Рай весной, под осень блекло, Мать-природа здесь строга, Стынь зимою, летом пекло, Летом-пыль, зимой-пурга. Тема Родины тесно связана с темой природы. В одном из стихотворений, воспевая красоту природы своей малой родины, автор заявляет: «Хорошо по утру пробежать по траве, по степной, по росе, тонкий ствол у березки обнять, что склонилась в зеленой красе», или «Люблю я степь в жару и ночью: застыла жизнь иль бьет ключом. Она красива! Знаю точно! Поговорить с ней есть о чем». Строки моего земляка удивляют своей человечностью, истинным гуманизмом, любовью к родному краю. Человек и природа – явление одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они вступают в перекличку. В природе все мудро и гармонично устроено, природа пронизана любовью. Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, но и примечает мельчайшие детали. Осень стелет ковер злототканный. Не опишешь его красоты, Пахнет запахом хлебным и пряным, Дуб роняет тихонько листы. Автор пытается постигнуть гармонию природы, понять диалектику созидания и разрушения. Об этом его стихотворение « Вот опять за окошком осень слезы роняет…» Вот опять за окошком осень слезы роняет- Это лето навеки вместе с детством ушло, Улетают на юг за теплом птичьи стаи, И журавлик из детства машет в небе крылом. Я стою на пригорке у берез золотистых И смотрю, как в тумане тает клин журавлей. Мне под ноги, кружась, тихо падают листья. Я кричу журавленку: «Прилетай поскорей!» Но самое главное в его стихах о Родине – это авторская интонация. Ведь по ней мы и узнаем, из чего складывается личный образ Родины в стихотворениях Сарипова Равиля Токатовича, красота которой в простоте и жизненной силе. Я два года служил вдалеке от России И в солдатской шинели на чужбине шагал. И два года мечтал лишь о встрече с Россией, Пел я песни о ней и ночами не спал. Это счастье, Россия, быть с тобою навеки, Нам, твоим сыновьям, не прожить без тебя. Нас березки твои, перелески и реки- Все зовут и зовут в дорогие края. Немаловажное место в лирике поэта занимают гражданские, патриотические стихотворения. Его волнуют проблемы общества, мысли о современной России, об исторической памяти. Душа поэта болит за Родину: Прав оказался немец хитрый, Вдруг обернулось все бедой. Поля, что славились пшеницей, Теперь покрыты лебедой. Пришли «сыны», как волчья свора, Чужой идеей взращены. Бандиты, жулики и воры Гноят величие страны. Не слышен шум моторов в поле, В руинах села, хутора. И неужель , не будет боле Счастливой жизни никогда? В ладони бьет от их трудов Заклятый враг за океаном. Смела Россия всех врагов- Хотят взять пьянством и обманом. Любовь - это яркое чувство, и чем оно сильнее, тем труднее его объяснить. Поэтому Равиль Токатович отвечает продуманно и обстоятельно, делится своими чувствами: Там за туманной синей далью, В родной сторонке, во селе, С любовью ждет меня Наталья, С грустинкой легкой на челе. Его искренность подтверждают реальные картины и образы, простые детали быта, выхваченные наблюдательным глазом поэта. Хочется отметить также необычайно простой язык. Любовь утверждается как величайший дар и благодать, где равноценны радость воспоминаний и тревожное волнение, расставание и встреча, Опять под вечер небо хмурится И я, волнуясь, встречи жду. Блестят под фонарями улицы И я к тебе по ним иду. робость и великодушие настоящей любви: В родной сторонке все так мило,- Душа стремится к ней, любя. Я становлюсь опять счастливым Когда встречаю вновь тебя! Равиль Токатович является частым и уважаемым гостем в нашей школе. Ученики с удовольствием слушают его стихотворения на читательских конференциях. В сельском доме культуры Равиль Токатович является активным участником в мероприятиях разной тематики. Жители нашего села наслаждаются новыми его произведениями. 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении хочу сказать, что в ходе работы цели и задачи, поставленные мной, были выполнены. Я получил уникальную возможность пообщаться с самобытным поэтом моего поселка Сариповым Равилем Токатовичем. Я даже и предположить не мог, насколько интересной и захватывающей окажется эта встреча. Рассматривая направления творчества поэта, я поразился тому, насколько ярко и чувственно он раскрывает каждую тему. Соединение вечных тем и мотива Родины характерно для всей лирики Сарипова Равиля Токатовича. Поэт восхищается многими, забытыми ныне, ценностями, подчеркивает важность народной нравственности и национальной культуры. Работая над моим исследовательским проектом и изучив поэтическое творчество Равиля Токатовича, могу сказать, что основными являются тема Родины и природы, тема семьи, тема любви и дружбы, ведь в каждой строчке его стихотворений -признание в любви родной земле, деревне, людям. Встреча с Равилем Токатовичем дала мне многое, я считаю, что необходимо поддерживать культурное наследие нашегокрая,а именно самобытные поэты и есть это наследие. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что стихотворения Сарипова Равиля Токатовича -это достойная лепта в поэзию родного края! Степь любит стойких, смелых, вольных, Кто любит землю, шутки, смех, Кто не идёт путём окольным, - Лишь тем сопутствует успех! 4.ЛИТЕРАТУРА: 1. Личный архив и фотографии Сарипова Равиля Токатовича 2.http://www.school-essays.info/osnovnye-motivy-v-lirike-a/ 3.Заметки из районной газеты «Рассвет» от 07.12.2013 г.,08.09.2014 г.20.02.2016 г. |
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Денис-изобретатель (отрывок)
Мастер-класс "Корзиночка"
Карты планет и спутников Солнечной системы
Как нарисовать осеннее дерево акварелью