В эссе описаны впечатления от прочитанной повести, перемежающиеся с описанием красоты и самобытности Донского края.Работа заняла первое место в районном конкурсе "Мне грезилась донская гроза", посвященном 120-летию донского писателя Г.Ф. Шолохова-Синявского.
Вложение | Размер |
---|---|
esse_eseniya.docx | 18.96 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сухо-Сарматская СОШ Неклиновского района Ростовской области
Эссе «История моего народа в повести Г.Ф. Шолохова-Синявского «Казачья бурса» »
Номинация «Голоса любимых книг»
Выполнила: ученица 7 «А» класса МБОУ Сухо-Сарматской СОШ Ющенко Есения Александровна, 14 лет
Руководитель: учитель русского языка и литературы Кудряшова Елена Александровна
Нам посчастливилось родиться и жить на прекрасной земле, славящейся своими храбрыми защитниками, талантливыми людьми, хранящими традиции предков в культуре, фольклоре, литературе. В разное время многие известные писатели, поэты, общественные деятели побывали на Донской земле, на всех она производила неизгладимое впечатление полнотой рек, бескрайностью равнин, обилием полевых цветов и ни с чем не сравнимым терпким, горьким запахом полыни, навевающим воспоминания о боях за свободу народа русского, о смекалке и самоотверженности донских казаков.
Несомненно, наш край дал миру многих талантливых людей, их взрастила, взлелеяла Донская земля. Они же, в свою очередь, став знаменитыми, воспевали природу своего края, его самобытность и красоту.
Одним из знаменитых писателей, прославивших нашу Донскую землю, является Г.Ф. Шолохов-Синявский. Летом я прочла повесть «Казачья бурса». Было интересно узнавать о том, как в начале девятнадцатого века жили и учились наши сверстники. Глазами и ощущениями главного героя мы видим и чувствуем все тяготы, выпавшие на долю детей и взрослых людей того времени. Вынужденный жить в чужом доме, страдать от голода, мальчик не теряет веру в добро и хороших людей, находит себе друзей, помогает даже работнику хозяев Трофиму познать грамоту. Очень страшно и обидно становится за Ерика в те моменты, когда хозяйский сын Аникий старается сделать его соучастником своих проказ и свалить всю вину на мальчика. Удивительным и несправедливым мне показался от факт, что многие учителя в школе отдавали предпочтение детям казаков и более требовательно относились к приезжим. Кажется, что люди того времени, страшась голода, страдая от несправедливости зажиточных казаков, не оплачивающих чужой труд, были жестокими. Даже заведующий школой Степан Иванович, рассердившись на Степку Катрича за украденные тетради, сильно избил его при всем классе, так что впоследствии мальчик оглох и даже поездка к городскому доктору не помогла. Обидно, что никто даже не выяснил, почему мальчик украл тетради. Позже он признался своим товарищам, что сделал это не нарочно: отец не давал ему денег на новые тетради, а писать было уже не в чем. К счастью, у Ерика были и добрые, понимающие учителя. Например, Софья Степановна, которая знала обо всех своих учениках хорошее и плохое, но никого не выделяла. Эта учительница никогда не кричала и не била детей, но умела так говорить с ними, что ее слушались и уважали больше других. Кроме того, Софья Степановна, увидев, что Ерик любит читать, показала ему библиотеку, где он мог брать и читать любимые книги.
Очень радовалась за Ерика, когда на новом месте у него появились настоящие друзья. Одним из них был Петя Плахоткин, сын железнодорожного стрелочника, которому тоже приходилось очень трудно: мать болеет, отец очень много работает, сестра живет в городе в прислугах, еды и одежды не хватает. Но ребята старались помогать друг другу в трудных ситуациях, вместе противостоять задиристым казачатам.
Читая повесть, не только проникаешься сочувствием к главному герою, но и понимаешь, что описана история не отдельно взятого мальчика, а целого народа, целой эпохи. И интересно изучать ее, потому что она касается каждого из нас: все события происходят на нашей земле, с нашими предками.
Во многих литературных и фольклорных произведениях воспевается степной пейзаж. Он поэтизируется, простая на первый взгляд картина степи оживает. Не стала исключением и повесть Г.Ф. Шолохова-Синявского. Читая строки, не только представляешь себе огромную, бескрайнюю степь, поросшую ковылем, чабрецом и полынью, но и видишь в своем воображении узкую, с протухшей, зеленоватой водой, речку Донской Чулек, серебристую ленту Мертвого Донца, одного из рукавов дельты Дона. Погружаясь в жизнь героя, я в определенные моменты чувствовала, как будто иду с ним рядом в школу по широкой улице и даже слышу запах дыма: камышового или кизячного - из труб рыбацких хатенок, крытых камышом, антрацитную гарь кафельных печей- из богатых казачьих домов, а также запахи вяленой рыбы, разогретой смолы и просмоленных сетей. Или, проснувшись утром в хуторском доме от страшного грохота, понимала, что начался страшный ураган, который принесет много разрушений, а вместе с ними-голод и страдания.
Повесть Г.Ф. Шолохова - Синявского «Казачья бурса» мне очень понравилась и честностью и непосредственностью главного героя, и прекрасными степными пейзажами, и описанием исторического прошлого моей малой Родины, и, конечно же, самобытностью и талантом писателя, в каждой строке произведения которого звучит любовь к Донскому краю и к людям, его населяющим. В будущем я планирую подробнее познакомиться произведениями Г.Ф. Шолохова-Синявского и посетить вместе с родителями места, описанные в повести.
Привередница
О путнике
Почта
Новый снимок Юпитера
Флейта и Ветер