Сочинение представлено в жанре "Заочная экскурсия по местам Боевой Славы поселка Суходол" Приморского края.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_polyakov_artem.docx | 27.77 КБ |
Быть патриотом – значит ощущать себя
неотъемлемой частью Отечества»
Великая Отечественная война погубила миллионы человек, среди которых были гении, будущие первооткрыватели, учёные, художники, писатели, профессионалы своего дела, дети, семьи, друзья, приятели, и это только часть из того списка, который можно перечислять бесконечно. Война не щадила никого. Она была строга ко всем. Также по её вине были разрушены десятки, сотни сёл, городов и деревень.
Сегодня вы совершите экскурсию «По местам Боевой Славы посёлка Суходол». Наши земляки, ваши предки, не остались в стороне от общей беды Родины в годы Великой Отечественной войны, и это вызывает чувство гордости за свою Малую Родину.
Путь нашей экскурсии будет проходить вдоль побережья залива Суходол, который омывает берега населённого пункта, являющегося в настоящее время форпостом судостроения России. Сейчас здесь строится самая современная судоверфь. История города Большой Камень отсчитывается с 1947 года, с момента начала строительства дальневосточного завода «Звезда», и в 2022 году ему исполняется 75 лет, однако на самом деле история города началась задолго до этого события.
Дальний Восток во время Великой Отечественной войны являлся одним из важнейших опорных пунктов СССР. В Приморье находились заводы, которые производили военную амуницию и оружие. Также тут строились самолёты, благодаря которым защитники Советского Союза точечно уничтожали базы фашистских захватчиков или истребляли вражеские перехватчики в воздухе. Во Владивостоке располагались важные институты, где готовились специалисты для фабрик и заводов, для школ и хозяйства. Сюда поступала военная продукция из Вашингтона по договору о ленд-лизе с Москвой. Около пятидесяти процентов товаров и материалов было доставлено в СССР через дальневосточные порты. Но помимо всего перечисленного, практически весь дальневосточный фронт имел выход к Тихому океану и плотно прилегал к восточной части Китая.
Однако, как я уже сказал ранее, речь пойдёт о бухте Суходол, где расположился шестнадцатый Краснознамённый Порт-Артурский морской разведывательный авиационный полк самолётов «амфибия». На самом деле, вся база полка: штабы, аэродромы, казармы, ангары, склады, диспетчерские – разместились на достаточно большой территории. Здания были рассредоточены на площади около 20 квадратных километров.
Итак… Начинаем нашу экскурсию с ознакомления с историей формирования самой части. Изначально первая в Приморье сто одиннадцатая отдельная морская дальне-разведывательная эскадрилья дислоцировалась на станции «Океанская». А прибыла она с Чёрного моря в конце 1931 г., перезимовала в Хабаровске, а в начале 1932 г. в составе двенадцати лодок S-626hc прибыла во Владивосток. А там уже к первому апреля было завершено формирование штаба Морских сил Дальнего Востока. Далее в соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны в 1934 г. планировалась развертка одиннадцати авиационных эскадрилий, и в течение этого года на Дальний Восток перебазировалось шесть частей, которые расположились вдоль побережий залива. Затем в 1940 г. был сформирован шестнадцатый морской ближне-разведывательный авиационный полк с дислокацией в бухте Суходол.
Продвигаясь в глубь военного городка, мы можем увидеть полуразрушенные дома, казармы, в которых жил весь военный состав полка, Дом офицеров, который уже в наши дни был охвачен пламенем пожара и от которого видны лишь остатки, разрушенное здание магазинчика, в котором некогда продавались военно-продовольственные товары. В своё время тут были ухоженные улочки с аккуратно подстриженными деревьями. В домах же проживали не только офицеры, но и их семьи, которые прибыли на Дальний Восток вместе со своими мужьями и отцами. Все они без малейшей капли сомнения хотели дать отпор нашему врагу и защитить Отчизну.
Конечно же в связи с тем, что лётчики приезжали со своими семьями, тут была и начальная школа, в которой располагался и детский сад, куда каждый день офицеры водили своих детей. И только в 1947 году школе был присвоен статус «семилетней школы». Также, помимо домов и учебных заведений, здесь когда-то были и разнообразные досуговые площадки. А на большом поле некогда играли в футбол и волейбол. Далее пройдем к тому месту, где находилась танцевальная площадка, куда по вечерам бегали молодые офицеры, забывая об усталости. Любили вальс – его ритмы словно уносили в другой мир, где пахнет настоящим балом, где поскрипывает паркет, где полная защищённость. Неподалеку были и бани, где жители гарнизона могли попариться, оздоровить свой организм. Центром культурной жизни всех военных и их семей был Дом офицеров, где проходили культурно-массовые мероприятия: театрализованные представления, концерты, просмотр фильмов. Еще здесь размещалась и библиотека, куда каждый мог прийти и почитать в тишине книгу. Конечно, на территории была и офицерская столовая, а также столовая для солдат-срочников.
Проходя в глубь леса, мы встречаем разрушенные здания штабов и диспетчерских, в которых некогда вели службу, отдавали приказы и принимали взвешенные решения командиры полка. Главным же командиром в 1941 году был назначен Михаил Дмитриевич Нижегородцев. Таковым он пробыл до 1947 года. На весь этот временной промежуток как раз и пришёлся рассвет и вся слава полка. Именно на долю этого командира выпала разработка плана по захвату Порт-Артура. Однако он не только работал над планом, но и возглавил эту операцию. Заместителем командира полка являлся Пётр Тимофеевич Цурбанов, и по совместительству он был командиром одной из групп пилотов. Пётр Тимофеевич внес большой вклад в развитие лётчиков-сослуживцев и эффективность работы Суходольской базы. Капитан Цурбанов невероятно быстро освоил и изучил самолёт «Каталина», а после этого он ещё и обучил большую группу лётчиков, которая после перевозила в длительных восемнадцатичасовых рейсах самолёты из США по ленд-лизу, за что Пётр Тимофеевич и был награждён орденом Ленина.
Конечно же мы не можем продолжить наш путь, не узнав о других героях морского авиационного полка.
Григорий Данилович Ильяшенко внёс огромный вклад в выполнение серьёзных отрядных операций. Будучи командированным, он торпедировал железные дороги, подземные пути, транспортные суда. Однако при последнем налёте на порт его самолёт был сбит и загорелся, но, несмотря на это, он сбросил бомбы примерно с тысячи метров и поразил цель, а затем посадил горящий торпедоносец на воду. Раненым Ильяшенко попал в плен, где он не выдал секретной информации и представился лётчиком транспортного самолёта, а после был освобождён из лагеря военнопленных при капитуляции Японии. Он был награждён орденом Отечественной войны первой степени, орденом Ленина, многими другими медалями, а также медалью «За победу над Японией». Сейчас правнуки героя живут в городе Большой Камень, и один из них учится в нашей школе номер четыре. Они гордятся подвигами своего прадеда.
Герой Советского Союза. Иван Фёдорович Воронин – легендарный командир авиационной эскадрильи. Однажды во время командировки его группа вместе с ним вылетела на операцию по подавлению зенитных батарей в Юки. Там самолёт командира был подбит, но Воронин продолжил сражение. Все батареи были уничтожены. На следующий день штурмовики Воронина атаковали порт Расин, где потопили четыре многотонных транспорта, разрушили портовое хозяйство, железные пути и складское хозяйство. Иван Фёдорович точным прицельным сбросом двухсот пятидесятикилограммовых бомб потопил вражеский эсминец, а следом и тяжёлый танкер. Воронин был награждён орденом Ленина, Золотой звездой, двумя орденами Красного Знамени, Орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны первой степени и еще двадцатью пятью разными медалями.
Всего из полка вышло целых пять героев Советского Союза: Яков Иванович Матвеев, Иван Васильевич Тихомиров, Николай Васильевич Пысин, Иван Фёдорович Воронин и Григорий Данилович Ильяшенко.
Наконец мы спускаемся к берегу моря. Сейчас на берегу бухты Сельдяная можно увидеть лишь разрушенные огромные бетонные плиты. Здесь когда-то был водный аэродром, где большие «Каталины» спускались на воду по бетонным слипам, уходящим глубоко в море. А когда самолёты приводнялись, с помощью винтов они подплывали к берегу, и их затягивали по этим же слипам на сушу буксирами, а дальше отправляли на стоянку в капониры в лес, где их прятали от врага и проводили техническое обслуживание. На самом деле, это второй водный аэродром. Он находился справа от мыса Шевелева. Первый же - по левую сторону от него. Там также взлетали и приводнялись самолёты-амфибии «Номад».
Между прочим, говоря о самолётах, надо сказать, что изначально на вооружении здесь были такие машины, как МБР-2, КР-6а, Р-5а. Со временем происходили изменения в авиационном парке. Так на вооружении полка появились новые МДР-6 (Че-2). Однако из-за высокой смертности экипажей и большом количестве несчастных и аварийных случаев, вскоре по ленд-лизу сюда были доставлены самолёты PBN «Каталина», которые потом еще долго стояли на вооружении.
Проходя по берегу аэродрома, можно увидеть большое разрушенное здание, которое когда-то являлось минно-торпедным складом. Сюда по железнодорожным путям поставлялись снаряды из села Петровка, где находился склад. А недалеко от бетонных слипов располагалась диспетчерская, откуда поддерживалась связь с лётчиками.
Наше путешествие было бы неполным, если бы я не рассказал вам о монументе погибшим летчикам при исполнении служебного долга, где располагается скульптурный памятник «Скорбящая мать», созданный двумя талантливыми солдатами-срочниками из Кемеровской области в 1968-1971 году. Они же авторы памятника лётчикам-испытателям, погибшим при выполнении служебного долга. Это место несёт высокую историческую ценность для жителей села и всех нас, ведь там были погребены наши защитники, чьи-то деды и отцы. Некоторые старожилы говорят, что, возможно, на этом месте также были захоронены военнопленные японцы, которые укладывали здесь когда-то железную дорогу. Местные жители их подкармливали, а некоторых даже укрывали у себя в домах. В настоящее время на этом месте находится сельское кладбище.
Однако же я до сих пор не рассказал о героическом подвиге и становлении Краснознаменного Порт-Артурского авиаполка. В 1945 году вся информация об этом была под строжайшим индексом «секретно». Все вести и приказы передавали только из уст в уста, и только определённый круг лиц знал о назревающей десантной операции в Порт-Артуре, решение о которой было принято после осознания того, что со стороны суши взять крепость будет очень тяжело. Подготовки шли достаточно долго. И вот, наконец, в ночь на 22 августа 1945 года в плотном тумане на воду был высажен Советский десант, который разбил сильнейшую оборону порта, защищаемого смертниками-камикадзе, прикованными цепями к пулемётным гнёздам. После этой героической операции указом Президиума ВС СССР от четырнадцатого сентября 1945 года авиационный полк был награждён орденом Боевого Красного Знамени, а приказом Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами СССР от пятнадцатого сентября 1945 года было присвоено наименование «Порт-Артурский».
После Великой Отечественной Войны часть просуществовала в Суходоле еще достаточно длительное время, а после была расформирована. Последних жителей домов офицерского состава в 2009 году расселили по квартирам в соседнем городе Большой Камень.
Сейчас природа берёт верх над прошлым. Она пытается стереть и залечить свои раны, которые нанесло ей человечество. Все места дислокации полка на данный момент зарастают деревьями, кустарниками и травой. Вскоре ничего не останется и вовсе, однако, несмотря на всё это, мы должны хранить память о тех событиях, о людях и местах, стараться добывать утерянную информацию. Ведь если не мы, то кто другой расскажет потомкам о наших героях?
Наша экскурсия «По местам Боевой Славы поселка Суходол» подошла к завершению. Но на этом не заканчивается его история, которая будет жить до тех пор, пока люди будут помнить героические подвиги своего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше спокойное будущее.
Заяц-хваста
Разноцветное дерево
Зимовье зверей
Загадка Бабы-Яги
У меня в портфеле