Республиканский конкурс
поисково-исследовательских и творческих работ
студентов и обучающихся образовательных организаций
«Летопись моего рода в истории народа»
Номинация : «Известные люди Мордовии: родословные корни, биография, вклад в развитие цивилизации».
Очерк на тему : “Он был настоящим учителем и до последних дней оставался верным призванию”
Вложение | Размер |
---|---|
Очерк на тему : “Он был настоящим учителем и до последних дней оставался верным призванию” | 731.5 КБ |
Республиканский конкурс
поисково-исследовательских и творческих работ
студентов и обучающихся образовательных организаций
«Летопись моего рода в истории народа»
Номинация : «Известные люди Мордовии: родословные корни, биография, вклад в развитие цивилизации».
Очерк на тему :
“Он был настоящим учителем и до последних дней оставался верным призванию”
Выполнил:
Байчурин Амир Ильданович
Класс:10 ( 16 лет)
МБОУ «Латышовская СОШ»
Адрес: Республика Мордовия,
Кадошкинский муниципальный район,
с. Латышовка, ул. Молодежная д. 12
тел. 89876993497 potashova.sveta@mail.ru
Руководитель:
Поташова Светлана Равилевна,
учитель татарского языка и
литературы
тел.89879972646 shkola12a@mail.ru
2021
Оглавление
Введение ………………………………………………… 3.
Глава 1. “Щедрый дар родной земли "……………………4
Глава 2 “Вся жизнь – науке” ………………………………6
Заключение ……………………………………………… 7
Список использованных источников и литературы …… 8
Введение
Время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах - долг каждого.
Издревле водится так, что русский человек, русская душа, будучи вдали от
своей Родины, от своего места проживания, нескрываемо радуется при встрече
земляка. Что означает это слово, которое вмиг роднит чужих людей.
Обратимся к словарю Ожегова: «Земляк – уроженец одной с кем-нибудь местности».
«Землячество – принадлежность по рождению к одной местности; объединение уроженцев одной местности».
22 января 2021 года на 79-ом году жизни скончался доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член правления Региональной национально-культурной автономии татар Республики Мордовия «Якташлар» Шамиль Исмятуллович Ахметов. В своей работе я хочу рассказать о нём, о своем земляке, о близком мне человеке о беззаветном труженике, всегда заботящемся о подрастающем поколении, человеке, которым гордился мое село ..
Цель исследования:
Рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.
Задачи исследования:
Проанализировать различные виды источников информации по теме проекта.
Систематизировать и обобщить собранный материал, передать его в школьный музей и школьную библиотеку.
Гипотеза исследования:
Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую родину , может качественно повысить уровень патриотизма, положительно повлиять на формирование личности.
История жизни нашего земляка может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию.
Объект исследования: Ахметов Шамиль Исмятуллович (наш земляк и мой дядя), его личный пример, вклад в развитие современного общества.
Предмет исследования: Информация, полученная во время личных встреч и бесед с Ш.И.Ахметовым, людьми, знающими Ш.И.Ахметова; семейный архив Ахметова Ш.И., архивы газет «Юлдаш».
Методы исследования: личная беседа; наблюдение; интервью;
I. Основная часть.
Глава1.“Щедрый дар родной земли "
Если учитель соединяет в себе любовь
к делу и ученикам - он совершенный учитель.
Л.Н.Толстой
Не каждому дано в этой жизни добиться завидного социального статуса, не растеряв природного таланта, не надорвав душевные струны. Пройдя по земле долгий и трудный путь, эти люди оглядывают его с доброй улыбкой и с прежней мальчишеской решимостью продолжают смотреть в будущее. Таким был Ахметов Шамиль Исмятуллович, директор аграрного института Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Он рос и взрослел в той огромной «интернациональной» стране, где всех людей со сложными именами было принято спрашивать: «А как по-русски?» Проще всего Ахметова было называть Александром Ивановичем, Так многие к нему и обращались. Он не возражал, хотя сам чистокровный татарин из нашего села Латышовка Кадошкинского района. И не без основания гордился крестьянскими корнями, которые прочно привязали его к земле.
Семья, как водилось в то время, была большая, семеро детей. Кормились исключительно трудом, земными заботами о хлебе, картошке, о той скотине, которую могли содержать, чтобы были молоко и мясо. Разумеется, работали и в общественном колхозном производстве. Родители – великие труженики – о лучшей доле и не помышляли. Часто говорили: «слава Аллаху, дети сыты, обуты, в школе учатся не хуже других». Так и жили: отец-река, мама - берега. Хотя у него за плечами были всего три класса, а она вообще грамоты не знала. Но их сын, профессор Ахметов, был убежден, что родители были неординарными, одаренными от природы людьми. Просто жили в других условиях, не имели возможности учиться, Зато школу жизни знали превосходно, и детей учили не назиданиями, а добрым примером и советом, доверием. Как давно это было!
Из воспоминаний моей бабушки Турчаевой (Ахметовой) Равили Исмятулловны:
… Первоклассник Шамиль с друзьями пошли в соседнее село Большие Полянки за букварями вернулись очень поздно. Мама взяла книгу в руки, погладила сына по голове: «Я знаю, тебя не надо наставлять, ты все сделаешь, как надо. Я за тебя спокойна» Простые слова любящей матери, но они не забываются, как и рассказы отца о службе в артиллерийских войсках. Сын тоже в тайне мечтал об артиллерии. И ведь сбылось: спустя год. Именно в этом роду войск и служил в Германии, в Постдаме
То, что мечты сбываются, если этого очень захотеть, Шамиль Ахметов понял довольно рано. Причем, желание это должно подкрепляться действием, Учился он в сельской школе хорошо, после семилетки начал ходить в Кадошкинскую среднюю школу. И здесь столкнулся с проблемой , о которой и предположить не мог. И дело совсем не в том, что ежедневно приходилось отмахивать по несколько километров пешком, деревенские дети не изнеженные, не хилые. Беда была в другом : плохое знание русского языка, ужасный акцент. На уроке анатомии он как-то «разговорился», что класс умирал от смеха. И дети, и учитель смеялись, конечно же, не со зла. Просто было действительно смешно. А мальчишка у доски мечтал о том, чтобы раскрылись половицы и он мог прыгнуть, спрятаться от стыда. Но в какое-то мгновенье взял себя в руки и твердо пригрозил про себя неизвестно кому: «Я вам расскажу…»
После окончания школы у него был самый лучший аттестат среди выпускников. К чему эти детские эпизоды? Да потому что они очень красноречиво свидетельствуют о становлении сильного характера. Помогали не только семейные традиции, крестьянская закалка, но и природная музыкальность. У Шамиля Исмятулловича с детства был красивый голос, опять же богатство, доставшееся в наследство от родителей. Но пели тогда в татарских деревнях редко, разве что по праздникам, во время застолий, а женщины и того стеснялись. Хорошо, что таких одаренных детей быстро замечали в школах, и "эксплуатируя" талант ребенка для престижа родных пенатов давали ему возможность развиваться дальше. А сцена, как известно, учит определенной раскованности , умению общаться с широкой аудиторией.
Казалось бы, путь юного сельского певца, был предопределен. И действительно, вместе с одноклассником Алексеем Летиным Шамиль абый, не долго думая, поступил в музыкальное училище. Друг позже закончил Горьковскую консерваторию, стал профессионалом. Ахметов же вдруг резко передумал, даже не начав учиться в училище, пошел работать по комсомольской путевке на стройки города Саранска. Потому что осознал: ему не на что учиться, в семье попросту не было денег, Довелось поработать на корпусах заводов медицинских препаратов, "Электро - выпрямитель", вернувшись из армии, достраивал "Книжный мир". А осенью 1965 года поступил на дневное отделение сельскохозяйственного факультета Мордовского госуниверситета. Выбрал специальность агронома. Почему не строительный? У него было время убедиться, что желающих преображать города, дарить людям красоту и без него достаточно. Зато явно не хватало грамотных специалистов, работающих на земле, способных беречь ее и холить, делать более плодородной. Он, крестьянин по крови, прекрасно понимал, что жизнь начинается с земли, с того, кто на ней работает, что на ней произрастает.
Учился легко, вдумчиво, для души пел в самодеятельности. И даже сделал еще одну попытку параллельно - на вечернем определении постигать глубокие основы вокала в музучилище. Но вскоре понял: с полной отдачей учиться там и там - невозможно. Тем более, что очень часто приходилось подрабатывать грузчиком, да и летняя практика в селе требовала усилий. И он снова бросил музыкалку, на этот раз навсегда.
Но песня его не оставляла . В 1968 году в каком-то праздничном концерте участвовал вместе с Марией Николаевной Антоновой, шла прямая трансляция по телевидению. Он был участником больших университетских и республиканских концертов. Зрители слушали его, затаив дыхание. Особенно берут за душу русские романсы. Откуда в нем такая глубина славянского мироощущения? Мог ли деревенский татарчонок, родившийся в бедной семье в военном 42-м году, предвидеть свое будущее? Что он будет растить хлеб, научит этому сотни молодых агрономов , будет петь со сцены раздольные русские песни? Наверное, судьба именно так и предначертала. Боявшийся когда-то насмешек над акцентом, он блестяще читал лекции, делал научные доклады. В нем гармонично слились две жизненных философии - восточная и славянская, две культуры. Он говорил и мыслил на двух языках. Шамиль Ахметов в свободное время охотно занимался садоводством и огородничеством на домашнем участке, а также всю жизнь увлекался пением.
Вместе с супругой Антониной Матвеевной воспитали сына и дочь, у них есть внуки.
Родная сестра Шамиля Исмятулловича Равиля Исмятулловна (моя бабушка)до выхода на пенсию работала директором Латышовской средней школе в родном селе, заслуженный учитель республики, химик по образованию.
2. Вся жизнь - науке
Таким был Ахметов Ш.И. в обыденной жизни. Но нам он интересен и как ученый - педагог, руководитель аграрного института, кузницы кадров для сельского хозяйства, которое является основной жизнедеятельности нашей республики
После окончания Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева получил специальность агронома. Возглавлял учебно-опытное хозяйство университета. Защитил кандидатскую диссертацию, вел преподавательскую деятельность. Был назначен заместителем декана сельскохозяйственного факультета. Затем 24 года успешно работал деканом одного из крупнейших структурных подразделений университета – сельскохозяйственного факультета, преобразованного в Аграрный институт, внес немало образовательных новшеств в подготовку кадров для земледелия и животноводства. В эти годы сельскохозяйственное производство Мордовии пополнили тысячи квалифицированных агрономов, зоотехников, ветеринаров – выпускников университета. В это же время Шамиль Ахметов защитил докторскую диссертацию. Возглавлял Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. Сам лично профессор Ахметов подготовил несколько докторов и более десятка кандидатов наук. Он автор большого количества серьезных научных статей, учебных пособий, монографий. Являлся членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (ВАК).Оставив административную работу, Шамиль Ахметов несколько лет возглавлял кафедру агрохимии и почвоведения, занимался любимой преподавательской деятельностью. И считал огромным счастьем для себя – работать с молодежью.
Шамилю Ахметову было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Республики Мордовия», он являлся лауреатом премии имени Н.П.Огарева. Был награжден медалью «За трудовое отличие», дипломом «Отличник качества».
Шамиль Ахметов занимался общественной работой. Многие годы входил в руководящие органы Региональной национально-культурной автономии татар РМ «Якташлар», избирался членом Общественной палаты РМ, где возглавлял комиссию по аграрным вопросам.
Шамиль Исмятуллович был тонким психологом, он пытался узнать не только уровень знаний, но и характер, увлечения будущего специалиста. Любит ли деревню, есть ли в хозяйстве скотина, даже отношение к друзьям и родителям ему были интересны. Он часто размышлял: "Почему-то будущие студенты чаще приходят с матерями, даже парни. Отцы будто не участвуют в воспитании детей. Это печально. В деревне особенно важно чувствовать рядом надежное отцовское плечо.
Наверное, такой тщательный отбор позволяет добиваться должной отдачи от большинства студентов. Многие выпускники института работают непосредственно на производстве ведущими специалистами, руководителями хозяйств. Здесь и агрономы, и зоотехники, и ветеринары. О своей преподавательской деятельности говорил: "Интереснее работы я не знаю". А может, у него просто характер такой, что ему все было интересно. За что ни возьмется, все делал с душой, с полной отдачей. Был период, когда Ахметов четыре года возглавлял профсоюзный комитет университета. И при нем общественная жизнь вуза буквально бурлила
II. Заключение
В заключение хочу отметить, что Шамиль Исмятуллович, обладал незаурядными личностными данными и широтой натуры, сумел направить их на служение Отечеству, студентам, коллегам и семье. Пройдя путь от аспиранта до доктора сельскохозяйственных наук сохранил человечность, естественность в отношениях с людьми. За это ему огромная благодарность. Тяжело говорить о близком человеке в прошедшем времени. Теперь Шамиля Исмятулловича я будем вспоминать, слушая его лекции, читая его книги, статьи. Таким образом, поставленные задачи были выполнены, цель научно-исследовательской работы достигнута.
Список использованной литературы
1.Материалы из семейного архива Ахметова Ш.И.
2.Материалы из газеты «Юлдаш»
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Солдатская шинель
Знакомые следы
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Три коробки с орехами