Свою работу Заварзина Виктория написала на традиционные VI Всероссийские (с международным участием) литературно-философские чтения «Человечество сегодня: уроки и вызовы современности», посвященные 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского, которые прошли 25 декабря 2021 г.в Воронежском юридическом техникуме прошли. С этой работой она стала победителем в номинации эссе «Главное в жизни - содержать сердце чистым перед Богом!» Достоевский - все еще современный писатель; современность еще не изжила тех проблем, которые решаются в творчестве этого писателя. Говорить о Достоевском для нас все еще значит говорить о самых больных и глубоких вопросах нашей текущей жизни. Сегодня мы вновь можем лишь подтвердить глубокую правоту этих слов. Пережив в очередной раз «катастрофическое разрушение отжившего старого мира и постройку нового», мы, люди 21 века, с той же тяжелой рефлексией о прошлом живем надеждой, о которой писал Достоевский: «..люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле».
Вложение | Размер |
---|---|
"Главное в жизни – содержать сердце чистым перед Богом!" | 19.19 КБ |
VI Всероссийские (с международным участием)
литературно-философские чтения
«Человечество сегодня: уроки и вызовы современности»
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей»
Секция: литературная «Книг заветные страницы…»
Тема: «Главное в жизни – содержать сердце чистым перед Богом!»
Подготовил(а) Заварзина Виктория Викторовна
Руководитель Бобрышева Наталья Ивановна
2021 год
Динамичность – неотъемлемая часть жизни общества, его особенность и уникальность. Меняется жизнь… Один этап завершается и уходит в небытие, оставляя человечеству определённый жизненный опыт с вытекающими из него выводами. Наступает другой, отдавая свою энергию, раскрывая новые грани неизведанного и таинственного. Мир то погружается во тьму, то расцветает и озаряется лучами яркого солнца. С изменением жизни формируется иное отношение к миру и к происходящим в нём процессам. В результате глубоких потрясений менялась культура, многие вековые устои, некие идеалы уже потеряли свою ценность и актуальность.
Достоевский - все еще современный писатель; современность еще не изжила тех проблем, которые решаются в творчестве этого писателя. Говорить о Достоевском для нас все еще значит говорить о самых больных и глубоких вопросах нашей текущей жизни. Сегодня мы вновь можем лишь подтвердить глубокую правоту этих слов. Пережив в очередной раз «катастрофическое разрушение отжившего старого мира и постройку нового», мы, люди 21 века, с той же тяжелой рефлексией о прошлом живем надеждой, о которой писал Достоевский: «..люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле».
Мы живем в уникальное время, когда «работают» не один, а все романы Достоевского. Особенно поразительно, что это время сопряжено в России с тотальным сомнением, тотальным скепсисом, а может быть, и тотальным отрицанием. «Я - дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных». Подобное признание мог бы сделать сейчас едва ли не каждый русский, ибо все мы - дети неверия и сомнения куда в большей степени, чем писатель Достоевский.
Бог, как любящий и понимающий отец, ждёт покаяния от каждого человека. Если душа и сердце наполнены искренней верой, то Бог, словно крылом ангела, окутывает и дарует благодать. Главное в жизни, чтобы храм был в сердце каждого человека, в любящей и светлой душе. Об этом свидетельствуют слова Феофана затворника: «Отдай Господу сердце своё, а Он сам устроит из него храм себе», а также выражение Святого Иоанна Златоуста: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет». Если это осознаем мы, люди, то духовные ценности будут возрождены с гораздо большей силой и вдохновением. Ведь там, где вера, там и любовь, мужество и жизнь. И не будет силы в этом бренном мире, способной сломить нашу страну и наш народ.
Другим подтверждением моей мысли является замечательная книга архимандрита Тихона «Несвятые святые», погружающая нас в волшебный мир, лишённый фальши, наигранности и лицемерия, где нет осуждения. В ней живёт душа, трепетная и умеющая чувствовать, не покрытая льдом и не скованная бронёй из железа. Архимандрит Тихон каждой частичкой своего сердца прочувствовал жизнь во всех её проявлениях и красках и создал творения, пробуждающие лишь глубокие и искренние чувства. Обратимся к рассказу из его книги «Богослов». На мой взгляд, в этом фрагменте - «Но все же, кому и как Господь посылает духовную мудрость? На самом деле для того, чтобы быть богословом, совершенно не обязательно носить рясу и заканчивать духовные академии. «Дух дышит, где хочет!»- выражена главная мысль произведения. Она заключается в том, что истинная вера, словно птица, обязательно расправит свои крылья, в независимости от приобретённой профессии и занимаемой должности.
Еще один герой из этого же рассказа, армейский генерал, который высказался о смысле жизни следующими словами: «Главное в жизни – содержать сердце чистым перед Богом!» Я считаю, что это глубокое высказывание должно стать целью жизни каждого человека.
Обратимся к другому персонажу - милиционеру и к его словам «Ну, во-первых, наказываем не мы, а закон. А милуете не вы, а Господь Бог!». Поражает столь глубокое и незыблемое понимание истины православной веры обычного человека. А вот терзает сердце то, что даже людьми в рясе, давшими клятву Богу, овладевает гордыня, разъедающая душу.
Итак, архимандрит Тихон в этом фрагменте - «И вот тогда-то, как говорил владыка Марк, он понял, что если милиционеры на российских дорогах теперь мыслят подобными категориями, то в этой непостижимой умом стране все снова изменилось. Но, по-видимому, на сей раз не в худшую сторону» - убеждает нас в том, что процесс возрождения веры в нашей стране начался.
Но не все так просто. «Патриотически настроенные личности проходят обыкновенно два этапа развития: этап восторгов и этап разочарований. Сначала — святая Русь, золотые купола, великое предназначение; потом — вся эта святость уже позади, в прошлом, а народ наш попросту мерзок. И тут патриот-безбожник непременно впадает в уныние, но по православному рассуждению, чем более пакостности в твоем народе, тем решительнее надо отдавать ему свою жизнь. Потому как и Христос пришел, чтобы спасать грешников, а не праведников».
Так считает другой писатель, Ярослав Шипов. Он много повидал за свою службу и о своих впечатлениях поведал в сборнике рассказов «Молитва». Его Россия не выглядит благостной и возрождающейся. «В центральной России под безбожные тризны приспособили Пасху — день, когда и покойников-то не отпевают, а у нас на Пасху еще холодно, случается, что и снега по пояс, так что удобнее оказалось сквернить праздник Троицы. Всякий местный житель, конечно же, растолкует, что "помянуть родню — святое дело". Из-за этой-то «святости» и водка, как здесь принято говорить, "от баб неруганная".
И каждый второй задается вопросом: Отчего … нынче такая напасть — каждую неделю кто-нибудь да умирает, и в основном — мужики? … Старухи говорят: прямо, как в сорок пятом… Может, нам — того… "сделано"?..
Как и архимандрит Тихон, он по крупинкам отбирает и хранит в своей памяти моменты озарения, раскаяния и христианского смирения в русском человеке. И это все простые русские люди, а не знаменитые режиссеры и барды.
Такие книги, как «Несвятые святые» и «Молитва», помогают понять нам, что и священный сан не убережет от греха. Но все мы люди, и потому слова архиерея из рассказа Ярослава Шипова «Две беды у русской Церкви: бабки и архиереи. О последнем умолчу…» — говорят о мужестве и отчаянии верующего человека. «Священник и живет, чтобы соболезновать, сострадать, сочувствовать, сопереживать. Чтобы взять на себя хотя бы часть человеческой беды. А лучше бы — всю беду. Но не по силам. Вот и призываешь помощь Божию…»
Я люблю перечитывать рассказы Ярослава Шипова и архимандрита Тихона Шевкунова. Похожие то на притчу о чуде, то на сказ о далеком прошлом, то на назидательные рассказы о добре и зле, вере и неверии, веселые и грустные, трагически возвышенные и совсем уж упрощенные, они помогают мне многое понять и в моей, пока такой короткой, но не столь безмятежной жизни. И как приятно иметь дело с языком классической литературы, которым написаны эти произведения, напоминающие стиль Чехова, в творчестве которого тоже можно встретить немало подобных историй.
Рассказы архимандрита Тихона убеждают меня в том, что возрождение духовности в нашей стране уже началось, но когда этот процесс завершится и завершится ли? Надо только помнить слова Господа: "Какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит? Она дороже, чем весь мир…»
Что общего у травы и собаки?
Как я избавился от обидчивости
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Солдатская шинель
Хитрый коврик