Работа выполнена ученицами 8 класса.Эта работа об одном из интересов творческих подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
8a_proekt.docx | 66.69 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
города Пугачева Саратовской области»
Адрес: 413720, Саратовская область, г. Пугачёв, Коммунистическая 12
Телефон/факс 8(845)75 2 36 16, e-mail: pugachevsosh2@mail.ru
Секция русского языка и литературы
Фанфики или произведения по мотивам?
Работу выполнили
Тлепова Дарья Амангельдыевна,
Долинина Анна Романовна,
учащиеся 8«А»
МОУ «СОШ № 2 г. Пугачева»
Руководитель проекта
Тлепова Оксана Георгиевна,
учитель, МОУ СОШ №2,
413720, Саратовская область, г. Пугачёв,
Коммунистическая 12,
т. 2-19-38.
Пугачев 2022
Содержание
Введение | стр. 3-4 | |
I. | Основная часть | стр. 5-11 |
II. | Исследования | стр. 12-14 |
III. | Заключение | стр. 15 |
IV. | Список используемых источников | стр.16 |
Введение
Фанфики - fanfiction ... С развитием информационных технологий, сети Интернет появление fanfiction как жанра современной сетевой литературы (то есть истории, являющихся своеобразным продолжением уже существующих произведений) имеет место быть, чем и обусловлена актуальность данной нашей работы. Хотя такое явление, как написание своих произведений по мотивам произведений, созданных другими авторами, появилось ещё в 15 веке. Многие известные нам авторы уже много лет назад помышляли подобным, даже сестры Бронте. Но, к сожалению, даже с учётом свободного доступа в Интернет большинство подростков знает об этом стремительно набирающем популярность жанре совсем немного.
Но, как оказалось, что такой вид работы - написание продолжения литературного произведения с полюбившимися героями (додумывание) - с нами проводила наш учитель русского языка и литературы Оксана Георгиевна на уроках литературы, только она не называла этот вид деятельности фанфиком, поэтому такие термины, как, например, «шапка», «саммари» или «пейринг» остаются для многих подростков загадкой, тогда как fanfiction - очень интересный и необычный жанр. Прочитав произведения Дж. Роулинг о Гарри Поттере, мы тоже стали писать фанфики и читать вих сети. Герой так полюбился, что расставаться с ним не хотелось.
Сегодня мы будем разбираться в тонкостях создания произведений в жанре фанфикшн, расскажем, какими бывают фанфики по жанрам и объему, продемонстрируем результаты, которых добились наши одноклассники при написании фанфиков.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные проведённых исследований могут быть использованы на уроках литературы, на элективных курсах и во внеклассной работе.
Гипотеза нашей работы – использование жанра fanfiction на уроках литературы как один из видов творческой деятельности учащихся.
Цель работы - изучить особенности и развитие жанра fanfiction как произведения по мотивам.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
1) изучить имеющуюся литературу о фанфике как жанре;
2) описать историю развития фанфика;
3) представить классификацию произведений этого жанра;
4) определить, является ли написание фанфиков нарушением авторских прав;
5) показать приёмы написания фанфиков на примере произведений школьной программы.
I. Основная часть
1.Что такое фанфик?
Что же такое на самом деле фанфик? Фанфик – жанр массовой литературы, создаваемый по мотивам художественных произведении его поклонниками, обычно на некоммерческой основе (для чтения другими поклонниками). Этимологически слово «фанфик» произошло от двух английских слов: fan – поклонник и fiction – художественная литература, поэтому рассматривать это слово как слово, содержащее в своем морфемном составе уменьшительно-ласкательный суффикс –ик-, придающий ему значение чего-то небольшого, незначительного, нельзя. Фанфик основывается на каком-либо одном или нескольких оригинальных произведениях, как правило, литературных или кинематографических, и использует его идеи сюжета и/или персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений) и так далее. Фанфик – разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства. Так, например, одним из ярчайших примеров фанфика-предыстории (или, как такие работы также называют, приквела) по бестселлеру Джоан Роулинг «Гарри Поттер» можно считать произведение «История Мародёров»: в фанфике автор рассказывает о жизни Джеймса Поттера, отца главного героя книги и его друзей, о которых в оригинальной истории Роулинг сказано довольно мало, поскольку основное внимание читателя сосредотачивается на образе Гарри Поттера, его времени, его приключениях, его друзьях.
2.Как создаются фанфики?
Как создаются фанфики уже давно не секрет. Они создаются на основании оригинала, то есть, берутся основные детали из оригинального произведения. Каждый автор вносит что-то своё, и выходят совершенно разные, уникальные, захватывающие новизной и задумкой, творения. Часто автор, вдохновившись произведением, пишет совершенно о своём, но оставляет атмосферу и мир книги.
К сожалению, фанфики не являются официально признанной частью художественной литературы, поэтому они не имеют какого-либо конкретного шаблона по написанию. Но уже давно широко распространены негласные правила оформления фанфиков.
Постараемся разобрать эти правила!
1. Фанфик должен иметь захватывающий сюжет соответствующий категориям, предупреждениям и жанру.
2. Интересные персонажи – второй шаг к множеству читателей фанфика. В персонажах читатель должен узнать себя, чтобы лучше принять их и полюбить. Тогда захочется читать фанфик, узнавать продолжение.
3. Обязательный пункт при написании фанфика – это грамотность. Созданное хочется читать только тогда, когда оно легко воспринимается, ошибки не бросаются в глаза. На этот случай авторам предлагаются беты – это люди, которые проверяют фанфик на грамотность и исправляют ошибки.
Фанфикшн изучают психологи, социологи, философы и культурологи.
На самом деле, если влиться в эту атмосферу фикрайтеров, то можно узнать множество талантливых людей с интересными взглядами на жизнь.
3. История появления фанфиков
До 1965-го года выражение «Fan fiction» было использовано в фэндоме научной фантастики, чтобы обозначить самостоятельное произведение (хоть и любительское, но выполненное в жанре научной фантастики и опубликованное в научно-фантастическом журнале) как отрасль, отличающуюся от общепринятой художественной литературы, созданной профессиональными писателями.
Таким образом, современное понятие фанфика — как художественного воплощения какого-то фэндома посредством интерпретации собственных фантазий поклонников — было популяризовано и получило чёткое определение именно благодаря фэндому по «Звёздному пути» и научно-фантастическим журналам по нему, опубликованных аж в 1960-х годах.
4. Авторские права
Очень часто возникает вопрос об авторских правах фанфиков, так как распространение фанфиков в некоторых странах может рассматриваться как нарушение авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому фикрайтеры указывают правообладателя — автора оригинала, которому принадлежат все права на использованных персонажей или художественный мир, не претендуя на какое бы то ни было извлечение прибыли из этого творчества. А подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.
(Демонстрация фанфиков, созданных по фендому «Гарри Поттер»)
5.Жанры фанфиков
Вопрос о жанрах фанфиков у многих вызывает сомнения, однако, учитывая цели, которые ставят перед собой фикрайтеры, они создают произведения различных жанров.
Экшн-фанфик, в котором много действий.
Юмор - юмористический фанфик.
Дарк фанфик- огромное количество смертей и жестокостей.
POV(Point of View) - фанфик от первого лица одного из персонажей.
Deathfic - смерть одного или нескольких персонажей.
Пародия - пародия на оригинальное произведение.
Angst-сильные переживания, страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.
Filk-фанфик в виде песни.
Profic-профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключение героев в мире, созданном кем-то другим.
Round robin-фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек.
Self-insert-случай, когда автор вписывает себя в контекст своего фанфика.
Song-fic-фанфик, в котором часто используется песня.
Hurt-фанфик, в котором один персонаж страдает, а другой приходит ему на помощь.
Continuation-продолжение оригинального произведения.
One-shot-фанфик, состоящий из одной главы.
WIP(Work in progress)-незаконченный фанфик.
6. Тематика фанфиков
Тематика фанфиков… « Какова она?» - спросите вы. В основном она зависит от литературы, предпочтительной для чтения, возраста, сферы деятельности, поэтому и тематика создаваемых фанфиков различна:
1.Путешествие во времени.
2.Путешествие по другим мирам.
3.Путешествие.
4.Фентези.
5.Фантастика.
6.Детектив.
7.Борьба между жизнью и смертью.
8.Война, военные события.
9.Животные.
10.Космические путешествия.
11.Технологие будущего.
12.Мифические существа.
13.Неприязнь/ненависть-любовь.
14.Образование(школа, университет, колледж).
15.Преступность.
16.Спорт.
17.Шоу и проекты.
18.Коллеги по работе.
19.Знаменитости.
А какая тематика ближе вам?
7. Сообщество фикрайтеров и их читателей
Чтобы полностью владеть информацией о сообществах фикрайтеров, необходимо пояснить данный термин. Фикрайтеры – это авторы фанфиков (от анг. to write- писать). Для того чтобы авторам и читателям было легче общаться и находить друг друга, была создана книга фанфиков-сайт. Здесь каждый желающий может выставить свою работу и прочитать тысячи фанфиков, выставленных другими.
Wattpad-онлайн-сообщество для писателей и читателей, в котором можно выставить свой рассказ, статью и т.д. через приложение wattpad или онлайн. Такие сайты фикрайтеров пользуются популярностью.
8. Является ли фанфик художественным произведением, произведением искусства, которое стоит использовать на уроках литературы?
Художественное произведение, как и любое произведение искусства, обладает эстетической ценностью, это всегда продукт сознательной деятельности человека. Литературное произведение обладает целостностью и внутренней завершенностью, это самодостаточная единица литературного развития, способная к самостоятельной жизни. Оно отличается законченным идейным и эстетическим смыслом.
Создавая произведение литературы, писатель хочет показать свою точку зрения, взгляд на происходящее; воплотить свои мечты; реализоваться как личность; создать мир, в котором он может найти место для себя.
Создавая фанфик, автор пытается воплотить те идеи, которые в нем накопились; дополнить оригинальное произведение, изменить некоторые сюжетные линии; набраться опыта в написании самостоятельных художественных произведений и тем самым проверить, насколько интересны твои идеи для других; проявить себя как личность.
Таким образом, между литературными произведениями и фанфиками есть общие черты: 1)смысл, заложенный в произведении;
2)причины, по которым они создаются.
Однако между ними существует и серьезная разница.
Литературное произведение обладает оригинальностью и уникальностью того мира, который показывает автор. Автор должен иметь и собственный стиль, и собственную точку зрения.
В целом фанфик тоже обладает этими качествами, но это только в идеале.
Но… фикрайтерство является не искусством, а творчеством. Искусство – способ познания мира, отражение внутреннего мира автора. Творчество же – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Только в том случае, если фанфик не является плагиатом, его можно назвать творчеством.
Так, например, в кандидатской диссертации Ю.Л.Мокшиной [4] обобщен опыт использования фанфиков на уроках литературы в школах Калуги и Санкт-Петербурга. Автором исследования подготовлен межрегиональный проект «Территория творчества. Фанфикшн – сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями». На начальном этапе проекта детей обучали алгоритму создания фанфиков на примере классических произведений. Учащиеся писали предысторию литературного первоисточника (приквел), его продолжение (сиквел), давали пояснения к развитию сюжетного действия на основе первичного текста (спин-офф), компилировали художественные миры (кроссовер). Ю.Л.Мокшина отмечает, что обучение органично согласовывалось с основным программным материалом, так как происходило на уроках «литературы, посвященных анализу классических произведений» [4, с. 97]. На следующем этапе обучающиеся в творческих лабораториях создавали совместный фанфикшн-текст. На третьем этапе, когда был накоплен достаточный опыт в написании текстов, устраивались командные соревнования. Создание вторичных текстов, уточняет Ю.Л.Мокшина, является инструментом, который «обеспечит вовлечение в чтение и активное творчество, придаст чтению эмоционально-ценностный смысл» [4, с. 93].
Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что такой вид творческой работы как фанфик очень актуален в рамках современного урока:
- развивает у учащихся нестандартное мышление;
- способствует формированию ситуации успеха;
- формирует способность переноса знаний и умений в новую ситуацию.
9. Почему читают фанфики?
Почему современному обществу интересно читать фанфики? В настоящее время фикратерство пока нельзя назвать искусством, однако многим интересно, что же произойдет с любимыми героями после того, как будет прочитана последняя страница. Фикрайтеры дают такую возможность – увидеть, что будет после или что было до. Однако не всегда читать произведения, созданные фикрайтерами, приятно. Это связано с тем, что происходит кардинальная переделка характеров персонажей или оригинальных событий. По нашему мнению, это не всегда радует.
II. Исследование
1.Социологический опрос
Несомненно, что такой вид творческой работы как создание фанфик - текстов таит ещё множество загадок и перспектив и оно очень разнообразно жанрово. Так, работая над проектом нам было интересно, а что знают наши одноклассники (26 человек) и учащиеся 8 класса(29 человек) и педагогический коллектив (15 человек) о фанфиках, поэтому задали им ряд вопросов.
Результаты анкетирования (в опросе приняли участие 70 человек).
1 вопрос: 60% опрошенных знают, что такое фанфики и периодически читают их. 25% опрошенных знают, что это такое. 15% опрошенных не знают, что такое фанфики (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1.
Результаты анкетирования (в опросе приняли участие 70 человека). Популярными назвали фанфики 80% опрошенных, 20% - сказали, что читать оригинальные произведения интереснее (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2.
Накануне опроса мы совместно с учителем русского языка и литературы провели с ребятами своего класса два вида работ:
Класс поделили на три группы. Каждая группа получила задание: написать мини фанфик по произведению, изученному в 7 классе (произведение одно на все три группы), затем состоялось представление результатов работы.
Результаты анкетирования (в опросе приняли участие 26 человек). Как оказалось, ребятам очень понравился такой вид работы. 90% опрошенных с удовольствием создавали свои фанфик – тексты, 5 % - затруднялись его написать, а 5 % - совсем ничего не написали (см. диаграмму 3)
Диаграмма 3
Представляем некоторые темы фанфиков для учащихся 7 класса.
Какие были использованы приемы для написания фанфиков:
- рассказ о том, что могло стать с героем;
- письмо герою произведения;
- предыстория героя;
- кроссовер (переплетение нескольких произведений);
- встреча с любимым героем.
III. Заключение
Итак, мы разобрались, какие бывают фанфики. Выяснили, что они являются смежной разновидностью творчества и включают в себя как элементы оригинального мира, так и вымысел фикрайтера, выходящий за каноны оригинала. Поскольку большинство фанфиков ориентированы на чтение другими поклонниками, то зачастую предполагается, что читатель должен быть ознакомлен с оригинальным произведением искусства.
Фикрайтерство можно отнести к хобби, так как авторы не хотят извлекать из своих произведений какой-либо выгоды.
Изучив, что такое фанфики, как они создаются, мы попробовали написать свои и пришли к выводу, что фанфики не наносят вред истории, созданной автором в том случае, если фикрайтер пользуется оригинальным текстом, сохраняя характеры персонажей и события, то есть пишет произведение по мотивам. Задачи, поставленные перед собой, мы реализовали полностью, а именно:
- изучили имеющуюся литературу о фанфике как жанре;
- описали историю развития фанфика;
- представили классификацию произведений этого жанра;
- определили, является ли написание фанфиков нарушением авторских прав;
- показали приёмы написания фанфиков на примере произведений школьной программы, определили объёмы и сроки написания;
Читайте, творите, пишите, сочиняйте, фантазируйте, включайте воображение! Это необыкновенно увлекательно!
IV. Список литературы
1. Епишкин, Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М: ЭТС, 2010.
2. Винокур, Г. О., проф. Ларин. Б. А., Ожегов. С. И., Томашевский, Б. В., проф. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Государственный институт «Советская энциклопедия»; ОГИЗ (т. 1); Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2-4), 1935—1940.
3. Фанфик // Википедия. [2013—2015]. Дата обновления: 26.07.2015. URL: http://ru.wikipedia.org /?oldid=72363109
4. Шагалова, Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. - М: АСТ, 2011. — С. 329-330.
5. Bacon-Smith, Camille. Science Fiction Culture. — University of Pennsylvania Press, 2000. — P. 112–113.
6. Verba, Joan Marie. Boldly Writing: A Trekker Fan & Zine History. — Second edition. — Minnetonka MN: FTL Publications, 2003.
7. Fan Fiction Writing: New Work Based on Favorite Fiction. — Rosen Pub., 2008. — P. 26.
8. Francesca, Coppa. Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet. — McFarland & Company, 2006. — P. 41–59.
9. Grossman, Lev. The Boy Who Lived Forever [электронный ресурс]//Time. —2015. — 11 ноября.
URL: http://content.time.com/time/arts/article/0 ,8599,2081784,00.html
10. Книга Фанфиков [электронный ресурс].
URL: https://ficbook.net /
11. Форумы Поттер-Фанфикшн [электронный ресурс].
URL: http://forum.fanfics.me /
12. Форум фанфиков - Fanfics.info [электронный ресурс]. URL: http://fanfics.info/forum
13. Snapetales.com [электронный ресурс]. URL: www.snapetales.com /
Растрёпанный воробей
Рыжие листья
Загадка Бабы-Яги
Весенняя гроза
Три загадки Солнца