Почему подростки обращаются к виртуальной литературе, забывая о бумажных изданиях – проблема, интересующая и литературное сообщество, и учителей, и родителей.
Актуальность работы объясняется тем, что исследование влияния виртуальной литературы на формирование взглядов современного читателя подросткового возраста являются немногочисленными и приобретают особую значимость в мире компьютерных технологий.
Гипотеза: мир виртуальной литературы настолько разнообразен, что положительно влияет на формирование взглядов читателя - подростка.
Цель исследования выявить, изучить и проанализировать сайты литературных интернет – сообществ с точки зрения их влияния на читателей-подростков.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны и педагогам, и читателям. Учителя смогут составить портрет современного читателя - подростка и узнать его литературные предпочтения. Эти данные можно использовать на уроках литературы и классных часах. Юные посетители литературных сообществ могут воспользоваться результатами исследования в качестве руководства во время поиска понравившегося произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_po_literature_10_klass.docx | 277.65 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ
2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Секция «Общественно-гуманитарные науки»
Предметное отделение: Литература
Тема: Мир виртуальной литературы
в жизни современного читателя
Ф.И.О. Штайнбок Анастасия
Александровна,
Класс: 10
Ф.И.О.Прокофьева Анастасия
Максимовна,
Класс: 10
Руководитель:
Ф.И.О. Апарена Надежда
Валерьевна, учитель первой
квалификационной категории
Новосемейкино, 2018г
Оглавление
Введение………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Литературные сообщества в виртуальном мире…………….…4
Глава 2. Исследование сайтов литературных интернет сообществ……9
Глава 3. Анализ анкетирования…………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………22
Библиографический список……………………………………………….23
Интернет – источники……………………………………………………..23
Приложение 1……………………………………………………………....24
Приложение 2………………………………………………………………25
Введение
Трудно представить современную действительность без сети Интернет,
где находят отражение все стороны нашей жизни. Поэтому совершенно естественным становится появление в виртуальном пространстве литературных форумов, библиотек, книжных магазинов, а также литературных сообществ, которые порой совмещают в себе все вышеперечисленное. В жизни современных читателей без виртуального общения трудно обойтись, появление новых авторов, новых произведений всегда вызывает несомненный интерес. Читатели ищут группы для общения и находят их в виртуальном мире, который
живёт параллельной с реальностью жизнью. Опираясь на данные различных исследований, можно сказать, что основными пользователями литературных сообществ являются подростки и юношество, это особая группа любителей чтения, готовых открыто писать, обсуждать, анализировать. Какие категории подростков являются частыми пользователями сказать сложно - их состав постоянно меняется, но сами сайты, по которым мы можем проследить все многообразие виртуальной литературной жизни и её влияние на современного читателя, постоянны уже несколько лет и представляют интерес для анализа.
Почему подростки обращаются к виртуальной литературе, забывая о бумажных изданиях – проблема, интересующая и литературное сообщество, и учителей, и родителей.
Актуальность работы объясняется тем, что исследование влияния виртуальной литературы на формирование взглядов современного читателя подросткового возраста являются немногочисленными и приобретают особую значимость в мире компьютерных технологий.
Гипотеза: мир виртуальной литературы настолько разнообразен, что
положительно влияет на формирование взглядов читателя - подростка.
Объектом исследования являются сайты литературных интернет – сообществ.
Предметом исследования являются содержание и формы, тематика сайтов литературных интернет - сообществ.
Цель исследования выявить, изучить и проанализировать сайты
литературных интернет – сообществ с точки зрения их влияния на
читателей-подростков.
Задачи исследования:
- провести анкетирование учащихся 8-10 классов с целью выявления интересов в области виртуальной литературы;
- охарактеризовать понятие литературное интернет - сообщество, показать особенности данных сайтов;
- собрать и сравнить полученные данные, выделить особенности жанров, тем и направлений литературных интернет – сообществ;
- составить словарь терминов, используемых на исследуемых сайтах.
Нами были использованы следующие методы исследования: анализ специальной литературы, изучение терминологии, сравнение сайтов, анкетирование пользователей.
Данная работа состоит из вступления, заключения и трех основных частей, в первой из которых рассматриваются понятия виртуальное литературное сообщество и сетевая литература, во второй - содержание и форма литературных сайтов, в третьей приведены данные анкетирования школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны и педагогам, и читателям. Учителя смогут составить портрет современного читателя - подростка и узнать его литературные предпочтения. Эти данные можно использовать на уроках литературы и классных часах. Юные посетители литературных сообществ могут воспользоваться результатами исследования в качестве руководства во время поиска понравившегося произведения.
Глава 1. Литературные сообщества в виртуальном мире
Начало ХХI века показало, что информационные технологии развиваются настолько быстро, что затрагивают все сферы жизни, оказывая на них значительное влияние. Это касается и литературной сферы, которая в последнем десятилетии прошлого века вышла за рамки печатных изданий на просторы Сети. Можно отметить, что творчество стало значительно более доступным как для автора, так и для его аудитории. Для большинства читателей в настоящее время авторитетами в выборе книг выступают не специализированные группы, не профессионалы или эксперты, будь то учителя, библиотекари, преподаватели, критики, журналисты, а именно такие же, как они активные пользователи Сети. Поэтому основное общение на литературные темы происходит в интернет - сообществах.
Сам термин «виртуальное сообщество» появился в 80-90 е годы ХХ века в работе Говарда Рейнтгольда «Виртуальные сообщества». Он же выделил группу сайтов – развлечений, к которой относил и литературные сообщества. По его словам, литературное сообщество в киберпространстве – это социальное объединение, которое вырастает из Сети, когда группа людей поддерживает отрытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того, чтобы сформировать сеть личных отношений в группе. На современном этапе литературные сообщества играют немаловажную роль в формировании читательского опыта современных подростков.
К ним относятся различные сайты, предоставляющие возможность свободной публикации и обсуждения произведений, так называемой «сетевой литературы». Важно отметить, что к сетевой литературе относится только то творчество, конечный продукт которого (художественное произведение) размещается в компьютерной сети, а также может неоднократно корректироваться и быть доступным многим пользователям одновременно. Подобные порталы на русском языке впервые появились в 1995 году, и активно развиваются вплоть до сегодняшнего дня. Исследования по данной проблеме не проводились.
Проведенное анкетирование показало, что среди подростков самыми известными являются сайты Wattpad , Ficbook.net и ЛитРес.
Среди анкетируемых учащихся (13 чел. -20%) на первом месте оказался сайт Wattpad (Ваттпад).
Wattpad — онлайн-сообщество для писателей и читателей, в котором пользователи могут размещать статьи, рассказы, «фанфики», стихи и романы в режиме онлайн или через приложение Wattpad. Это литературное сообщество возникло в 2006 году и существует по сегодняшний день. В месяц его посещает около 40 миллионов пользователей из разных стран. Зарегистрированные пользователи имеют доступ более чем к 10 миллионам книг, а также возможность публиковать свои работы и общаться с другими писателями и читателями. В сутки на сайт выкладывают около 1000 произведений на 50 языках мира.
На этом популярном сайте помимо постоянного архива интернет-библиотеки, регулярно добавляются новые произведения, некоторые доступны для чтения лишь по мере их написания. Wattpad является наиболее широко используемым в следующих странах: США, Канада, Великобритания, Филиппины, Россия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Украина, Турция и Азербайджан.
Анкета показала, что на втором месте (9 чел. – 14%) по популярности среди учащихся нашей школы находится сайт Ficbook (Фикбук) .
Ficbook.net (Книга Фанфиков) — интернет-ресурс, сборник авторских сказок и басен («фанфиков») разной направленности.
С появлением сети Интернет фанатское творчество получило широкое распространение и выражается не только в комментариях, но и в собственном творчестве. Многие фанаты пишут тексты по мотивам понравившейся книги, предлагая свой вариант развития событий, и выкладывают на сайт, притом встречаются вполне хорошие работы. Такие произведения, непохожие на классическую литературу, получили название «фанфики» (на англ. fan fiction, фанатсий рассказ). Читатели разных возрастов имеют возможность прочитать и прокомментировать его.
В России одним из самых крупных ресурсов по выкладке «фанфиков»
является сайт Ficbook.net. Как и на прочих подобных сайтах, «фанфики» подразделяются по возрастным ограничениям (по лекалам американских оценок возрастных ограничений для фильмов), по фэндомам (сообществам фанатов разных произведений), персонажам. Имеется обратная связь: можно оставлять отзывы и «ставить плюс» произведению.
Во время исследования также анализировался сайт «ЛитРес». Его выбрали 4 чел. (6%) опрашиваемых учащихся.
«ЛитРес»- российский портал по продаже электронных книг, с возможностью онлайн-чтения. Этот интернет- ресурс был создан в 2005 году и сотрудничает с ведущими российскими издательствами и авторами. В отличие от Wattpad и Ficbook на сайте можно найти только проверенные редакторами произведения. Читателей привлекает возможность бесплатного онлайн-чтения популярных книг.
В Сети существует множество литературных сообществ различной направленности, но самыми популярными в подростковой среде на сегодня остаются Wattpad и Ficbook. Став постоянными участниками данных литературных сообществ, мы смогли сделать некоторые выводы по поводу выбора подростками этих сайтов.
К публикациям, осуществляемым на крупнейших литературных сайтах, таких как Wattpad , Ficbook.net предъявляются минимальные требования к произведениям, в основном не затрагивающие содержания. На страницах этих сайтов можно найти множество различных жанров и направлений. Авторами являются такие же, как и основная часть пользователей, подростки. Посетители подобных сообществ активно взаимодействуют друг с другом, так как авторы заинтересованы в комментировании сочинений друг друга, что дает им возможность продвижения собственного имени и произведений. Сетевая литература дает возможность установить непосредственный контакт между читателем и писателем, стирая расстояния и временные рамки.
Став активными пользователями данных сайтов, мы заметили следующее: как в печатных изданиях есть свои плюсы и минусы, так и в виртуальной литературе их можно увидеть.
Во-первых, сетевая литература, представленная на данных сайтах, позволяет автору оперативно реагировать на замечания и вносить корректировки, в том числе и в еще недописанные произведения, так как объемные работы публикуются в интернете, как правило, главами. Автор может предоставить читателю возможность стать соавтором или непосредственным героем произведения, что зачастую происходит на Wattpad и Ficbook. Это совместное творчество особенно привлекает юных читателей, показывая их желание творить.
Во-вторых, свою рецензию в отзывах этих сайтов теперь может разместить не только известный литературный критик, но и любой зарегистрированный пользователь. Подростки часто высказывают свое мнение, не аргументируя его, но им важно, что их отзыв будет услышан другими, аргументация не всегда важна для комментария. На форумах юношество учится рассуждать и отстаивать свою точку зрения аргументированно.
В-третьих, нельзя не отметить, что сетевое творчество стирает временные и географические барьеры, ведь доступ к произведению можно получить в любое время из любой точки мира.
В- четвертых, автором произведений может стать любой человек, независимо от возраста, пола, взглядов. Никто не проверит и не попросит документального подтверждения личности. Это даёт возможность любому пользователю сети стать писателем в виртуальном мире, не подвергаясь критике зрелых литераторов и не боясь быть осмеянным за выбранный стиль и сюжет.
Но кроме положительных сторон сетевая литература имеет и свои минусы.
Во - первых, на сайтах Wattpad и Ficbook количество публикуемых произведений не регулируется. Появляются многочисленные пользователи, которые считают писательскую деятельность своим хобби, потому серьезные авторы избегают подобных сообществ. Читающему человеку очень трудно ориентироваться в таком многообразии предлагаемой виртуальной литературы.
Во-вторых, качество произведений, представленных на сайтах литературных интернет - сообществ, оставляет желать лучшего. Порождается огромное количество сочинений сомнительной литературной ценности, в котором даже талантливое творчество начинающего автора легко может затеряться. Значительной известности добиваются в основном те, кто просто проявляет активность — регулярно комментирует творчество “братьев по перу” и с завидной регулярностью выставляет собственные опусы. Потому, заметными авторами зачастую становятся совсем не те, кто действительно работает над развитием своего таланта.
В-третьих, к минусам можно отнести отсутствие опытной редакторской группы, не пропускающей низкопробные произведения к публикации в Сети. На исследуемых сайтах многими авторами являются подростки, выдающие себя за опытных мастеров слова, при этом ими не являющиеся. В их произведениях можно заметить смешение различных жанров, отсутствие выдержанной сюжетной линии, стиль текста полностью уподоблен разговорной, подчас жаргонной речи.
Таким образом, справедливо сделать вывод, что виртуальная литература становится частью жизни современного читателя. Она привнесла новые возможности, как для авторов, так и для читателей.
С одной стороны, сетевая литература позволяет увидеть развитие новых тенденций в современном творчестве писателей и поэтов, с другой стороны, её объемы и качество показывают невозможность отслеживания произведений высокой культуры и невозможность влиять на их распространение, уменьшая количество бездарных публикаций.
Глава 2. Исследование сайтов литературных интернет - сообществ
Мир виртуальной литературы разнообразен и безграничен. Каждое литературное интернет – сообщество имеет свои отличия. Нас заинтересовали сайты, которыми пользуются читатели подросткового возраста. Заинтересовало, что именно привлекает тысячи пользователей по всему миру к Wattpad и Ficbook.
Погрузившись вместе с другими читателями в мир виртуальной литературы, мы удивились жанровому многообразию представленных произведений. Интерес был вызван также новыми жанрами или поджанрами, которые отсутствуют в печатных изданиях.
В наше время сайты предлагают аудитории множество разнообразных жанров на любой вкус. Среди них встречаются и совершенно привычные нам, пришедшие из классической литературы, и принципиально новые, некоторые из которых появились не так давно – всего 5-6 лет назад.
Также стоит заметить, что в Интернете многие направления литературы стали называться жанрами. Исследования на эту тему не проводились. Поэтому все жанры, встретившиеся нам на сайтах Wattpad и Ficbook, мы условно разделили на три категории:
К классическим жанрам мы отнесли произведения, которые были написаны по канонам классической литературы и имеют характерные признаки, относящие их к классике: традиционный сюжет, художественные приемы описания героев, развитие конфликта. Такие жанры не нуждаются в уточнении, они понятны и знакомы всем. Из классических жанров Wattpad и Ficbook предлагают нам следующие:
драма;
детектив;
антиутопия;
поэзия;
фэнтези и фантастика;
мистика;
ужасы.
Мы выделили ещё одну группу жанров, которые сформировались в частично из направлений литературы и некоторых поджанров. Условно мы назвали эту группу «говорящие жанры», так как, исходя из их называния, можно понять, о чем пойдёт речь в произведениях этой жанровой направленности. К таким жанрам относятся:
дружба;
исторические эпохи;
романтика;
поджанр романтики – любовь/ненависть;
мифические существа;
нестандартная поэзия, такая, как верлибр (свободный стих), белый стих, мнимая проза, микропоэзия (хайку, «пирожки») и др.;
пародия;
повседневность;
постапокалиптика;
учебные заведения;
экшн.
К третьей группе жанров мы отнесли так называемые «новейшие жанры», то есть те, которые появились в сети интернет не так давно, сформировавшись из поджанров, новых направлений или даже отделившись от классических жанров. Некоторые из «новейших жанров» приняты только в Интренете на исследуемых сайтах. По нашим наблюдениям, названия этих жанров были образованы от иностранных слов, многие из них (названий) заимствованы, т.к. большая часть из рассматриваемых нами сайтов иностранные. Названия «новейших жанров» зачастую требуют непосредственного объяснения или перевода, так они становятся более понятными:
AU – рассказ, где герои из мира «канона» попадают в другой мир, или иные обстоятельства, никак с «каноном» не связанными.
ER –Established Relationship – произведение («фанфик», в данном случае), в начале которого герои уже находятся в устоявшихся отношениях.
Hurt/Comfort – жанр, когда один персонаж так или иначе страдает, а другой приходит ему (ей) на помощь.
POW – жанр, когда повествование идёт от первого лица.
Songfic – произведение («фанфик»), написанное под впечатлением от какой-либо песни, текст может содержать её слова.
Ангст – жанр, в котором герой переживает сильные моральные или физические страдания; в произведениях этого жанра могут присутствовать депрессивные мотивы и какие-либо драматические события; в таком жанре концовка обычно негативная.
Даркфик – произведение («фанфик») с «мрачным» мотивом: основными являются темы физического вреда, насилия, нанесения увечий, самоубийство и т.д..
Занавесочная история – жанр, сформировавшийся изначально как поджанр романтики: это рассказ, где пара ведёт себя преувеличено по-домашнему, то есть используется много бытовых подробностей, реальные события ложатся в основу сюжета.
Омегаверс – особый вид альтернативной вселенной, где герои делятся на три типа: альфа (видный лидер), омега (полная противоположность «альфе», обычно –с мягким характером) и бета (люди без отличительных признаков, обычно выступающая фоновыми персонажами); иногда встречаются гаммы – герои, совмещающие в себе и признаки «альфы», и признаки «омеги». Эти три (иногда четыре) типа персонажа имеют свои физиологические особенности, ярко-выраженный характер, из которого понятно, к какому типа относится герой.
Флафф – жанр, сформировавшийся из поджанров романтики. Это тёплые отношения между персонажами, светлый позитив, сантименты и общеидиллическая атмосфера. Чаще всего негласным лозунгом этого жанра является фраза: «Всё прекрасно и дальше будет только лучше».
Эксперимент – жанр, где экспериментируют с языком рассказа, его формой или сюжетом. К примеру, произведение, которое состоит только лишь из одних глаголов или где все предложения начинаются на одну букву.
Жанровое многообразие, с одной стороны, привлекает большое количество пользователей, заинтересовывает читателей новыми названиями и сюжетами, а с другой стороны, читатель теряется в выборе определенного направления. Переходя каждый раз от одного жанра к другому, утрачивается способность анализировать, сравнивать произведения внутри одного направления. Так же может пропасть интерес и к чтению.
Помимо жанров произведений виртуальной литературы хотелось бы обратить внимание и на их авторов, которые на сайтах Wattpad и Ficbook называют себя фикрайтерами.
Среди огромной массы фикрайтеров трудно увидеть определенные закономерности. На современном этапе мы обратили внимание на следующие особенности авторства.
Очень часто фикрайтеры пишут под никами (вымышленными именами). Обычно под ником пишут подростки. Они по тем или иным причинам не склонны открывать своего настоящего имени. По этим же причинам часто они выбирают «значащие» имена( Императрица, Валькирия). В какой-то степени среди таких авторов распространён своеобразный культ имени: чем «звонче» имя, тем больше претензий на признание. Также подростки используют ник, бессознательно указывая на свои внутренние проблемы (комплексы, разногласия) и поэтому они обычно очень громко и красочно звучат (Шизофрения, Циничный енот, Синий слизняк). Так же фикрайтеры иногда используют имена и фамилии известных личностей, писателей, литературных героев (Мария Есенина, Чацкий). Мы можем предположить, что подобным образом автор выражает своё уважение к знаменитости, пытается показать свою схожесть с ним или же хочет известной фамилией привлечь к себе внимание. Пока ещё среди фикрайтеров сохраняется тенденция писать под своим именем (Мария Федорова, Инесса Петрова). Можно предположить, что эти авторы ждут от читателей признания или распространения дальнейшей своей известности в литературном мире, а также, возможно, надеются на контракты с издательствами, если их произведения станут достаточно популярными.
Если в мире художественный печатной литературы мы можем найти достаточно много информации об авторах (возраст, происхождение, биография) и связать её с содержанием произведения, то в мире онлайн-библиотек об авторах ничего неизвестно, если только они сами о себе не расскажут. Этим могут воспользоваться разные люди, кто-то таким образом может внушать свои мысли читателям –подросткам, кто-то выявлять мнение пользователей с последующим давлением на них, то есть ничего не зная об авторе, мы подвергаем себя опасности.
Также на исследуемых сайтах была выявлена ещё одна особенность: малочисленная редакторская группа или полное ее отсутствие. Это серьезно отражается на виртуальной литературе. На Wattpad и Ficbook в последнее время все чаще стали появляться негативные отзывы читателей о произведениях, написанных непрофессионалами. Поэтому на этих сайтах стали встречаться люди, помогающие авторам, имеющим хорошие идеи, но не обладающим достаточно хорошим слогом и писательским опытом. Люди, помогающие авторам реализовать их замысел:
β-reader — человек, проверяющий работу на стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки,γ-reader — проверяет логику повествования, его соответствие оригинальной вселенной.
Если читатель-подросток научится отделять хорошую качественную литературу от низкопробной, дешевой, то виртуальные произведения только выиграют от этого. Существенную помощь в этом выборе должны оказывать β-reader и reader , то есть редакторская группа.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что мир виртуальной литературы, рассматриваемых нами сайтов Wattpad и Ficbook , отличается от мира печатных изданий большим разнообразием жанров, зашифрованностью авторов, свободой написания произведений в любой стилистике, с любым сюжетом, с возможностью отклонения от законов написания классических произведений. Многие новшества, появившиеся в мире виртуальной литературы, с одной стороны, вызывают несомненный интерес у современного читателя, привлекают его внимание и поддерживают интерес к чтению. А с другой стороны, произведения, представленные на сайтах литературных интернет – сообществ, не всегда отличаются высоким качеством, правильностью речи, этичностью сюжета, что, несомненно, негативно влияет на формирование читательского опыта подростка.
Глава 3. Анализ анкетирования
Мы провели анкетирование среди учащихся ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова. Основной задачей опроса можно назвать выявление информации о подростках, читающих он-лайн книги и имеющих представление о сайтах, предоставляющих возможность такого чтения. Также хотелось бы уточнить информацию о том, какое влияние оказывают литературные интернет - сообщества на современного читателя подросткового возраста.
В анкетировании принимали участие ученики 8-10 классов – 64 человека. Им было предложено анонимно ответить на 8 вопросов (см. Приложение 1).
Первый вопрос позволил нам установить возраст анкетируемых учащихся. Это подростки от 14 до 17 лет, пожелавшие принять участие в опросе. Так наибольшее количество анкетируемых 33 человека (50%) достигло 16 лет. На втором месте по числу опрошенных подростки 14 лет: 17 человек (26%). Учеников в возрасте 15 лет – меньше, всего 8 человек (12%), из 17-ти летних на вопросы анкеты ответили лишь 6 человек (9%).
Проведенный опрос показывает, что большинство читающих подростков приходится на учеников 16-ти лет.
Далее мы уточнили пол анкетируемых и выявили, что наибольшее количество из отвечающих женского пола - 37 человек, это более 50%, представителей юношей меньше – 27 человек (42%).
Эти данные показывают, что мы обратились к опросу учащихся, не делая акцент на их возраст и пол, что дает полную информацию по интересующим нас вопросам.
Чтобы узнать, какое количество подростков предпочитает читать книги в сети интернет, мы задали третий вопрос о формате чтения. 27 человек (42%) учащихся предпочитают печатные издания, несмотря на некоторые преимущества онлайн – книг. Возможно, это происходит потому, что бумажные книги привычнее для читателя. Но, как видно по графику, удобство и доступность онлайн книг тоже не остались без внимания. Этот формат выбрали 12 человек (18%). А вот истинные читатели смогли найти «золотую середину» совмещая чтение и онлайн книг, и печатные издания. Такой ответ дали 25 человек (39%).
Следующий вопрос о «фанфиках» показал, что литературные интернет - сообщества, на которых появляются произведения разных жанров и направлений не пользуются популярностью у учащихся нашей школы. Судя по опросу, почти 50% (34 человека) не знали о существовании «фанфиков». Остальные 47% (30 человек) знают, что это такое и являются активными участниками сайтов. И 9% (6 человек) из опрошенных знают, что такое «фанфики», но не читают их.
Можно сделать вывод, что о «фанфиках» в основном знают подростки, предпочитающие онлайн-книги. Но некоторые из учащихся не берутся их читать, возможно, из-за недоверия к новым авторам и низкосортности большинства предлагающейся на сайтах литературы.
Интересным для анализа оказался вопрос о жанрах произведений литературных онлайн - сообществ. Опрошенные нами ученики –участники литературных сайтов, отдают предпочтение 2-3 жанрам из названных нами. Самыми популярными жанрами онлайн литературы среди подростков являются фэнтези (13 человек -20% из опрашиваемых), ужасы (11 человек -17%) и романтика (10 человек -16%). Такой жанр как фэнтези популярен по тому, что в таких «фанфиках» случаются неправдоподобные фантастические ситуации, которые, безусловно, всегда привлекают новизной и необычностью. Ужасы привлекают современных читателей возможностью почувствовать прилив адреналина и пережить эмоции, не связанные с обыденностью. Популярность романтики можно объяснить тем, что читатели подросткового возраста в книгах обычно ищут то, чего им не хватает в жизни, а именно, эмоций, ответов на вопросы об отношениях и любви, постоянно меняющих друг друга событий. Далее 7 человек (11%) выделили такие жанры как повседневность и приключения, в них меньше эмоций, но очень увлекательный сюжет на реальные невыдуманные истории. Только 3 человека (5%) выбрали антиутопию, что показывает неготовность к серьезному чтению среди опрашиваемых подростков .
Вопрос о литературных сайтах , популярных среди читателей онлайн книг, не вызвал растерянности у опрашиваемых. Среди названных сайтов на первом по популярности месте оказался «Ваттпад»: им интересуются 13 человек (20%) . Второе место по популярности занял «Фикбук»: его выбрали 9 человек (14%). На этих сайтах представлено множество произведений различной направленности, авторами зачастую являются сами подростки, эти произведения в меньшей степени подвергаются редакторской правке, что вызывает несомненный интерес у читателей 14-17 лет. Как мы видим из результата опроса, большинство подростков выбирают сайты, где предоставлено наибольшее количество разнообразных жанров. Не только классических, но и новейших, что, безусловно, привлекает подростков. На сайте «Литрес» читают книги 4 человека(6%), а на сайте «Самиздат» только 2 человека (3%). Эти литературные интернет - сообщества пользуются меньшим интересом среди читателей подросткового возраста, так как произведения, представленные на этих сайтах, более проверены временем, отредактированны, имена авторов заслуживают доверия, то есть «серьезное» чтение пока еще привлекает не всех среди опрошенных учеников нашей школы.
На что же в первую очередь обращает внимание современный подросток при выборе печатной книги или выбирая онлайн литературу? Вариантов ответа не предлагалось, поэтому мнение учащихся можно считать наиболее объективным. На этот вопрос отвечали все анкетируемые подростки.
Большинство опрашиваемых ответило, что им важен интересный сюжет - 40 человек, это более 50% опрашиваемых. 15 человек (23%) перед прочтением интересуются жанром. Красочная обложка вызывает интерес у 14 человек (22%), а вот иллюстрации важны только для 7 подростков (11%). Читатели онлайн - литературы обратили внимание на название, их 7 человек (11%), на автора 6 человек (9%), на отзывы 5 человек (8%). Герои же интересуют только 3 человек (4,8%) из всех опрашиваемых.
Как мы видим, для опрашиваемых основное и главное – это интересный и захватывающий сюжет, что объясняется складом характера подростка, который ещё пока, не имея жизненного опыта, наблюдает только внешнюю картину, не всегда умея видеть между строк главную идею писателя. На сайтах литературных сообществ авторство определить сложно, так как вместо имени часто используется ник. Поэтому читатель обращает внимание на название, а потом уже на автора и героев. В этом не самое положительное отличие онлайн - книг от печатных изданий.
Возможно, быстрая доступность произведений на литературных сайтах, их многожанровость, многонаправленность, всеохватывающие сюжеты должны привлекать внимание современного читателя –подростка, но им отдают предпочтение лишь 20 человек (31%) среди опрошенных учащихся. А вот книги печатные, в которых привлекает внимание и обложка, и сюжет, и содержание, и отредактированные тексты, привлекают большинство ребят – 44 человека (69%). Они верят в то, что книги в бумажном переплете никогда не исчезнут.
Таким образом, можно сделать вывод по результатам нашего анкетирования. Среди подростков 14-17 лет есть и те, кто предпочитает печатные издания, таких большинство, и те, кто читает онлайн, их меньше, а также те, кто совмещает различный формат чтения. Популярность сайтов литературных интернет – сообществ не очень высока среди читателей подросткового возраста. Но существует группа учащихся нашей школы, которая хорошо ориентируется в этих сайтах, знает особенности такого направления, как «фанфики», разбирается в жанрах онлайн – литературы и имеет свои предпочтения среди них. Можно сказать, что произведения, представленные в исследуемых литературных интернет- сообществах, отвечают запросам читателей –подростков, но не отличаются высоким качеством, поэтому большинство опрашиваемых ребят предпочитают печатные издания каким- либо другим.
Заключение
Наше исследование показало, что мир виртуальной литературы оказывает определенное влияние на формирование читателя – подростка.
Цель исследования была достигнута, были проанализированы популярные сайты литературных интернет – сообществ Wattpad и Ficbook. Мы смогли убедиться, что на новых, виртуальных площадках пользователи могут общаться свободно и анонимно, они учатся отстаивать своё мнение, невзирая на социальный статус и возраст, учатся выражать свои мысли. Подростки говорят о произведениях, которые повлияли на их взгляды. Они рекомендуют друг другу книги, обсуждают и составляют сами разнообразные списки и рейтинги. Таким образом, проявляется их читательская активность.
Но в то же время можно утверждать, что гипотеза нашего исследования не подтвердилась. Мир виртуальной литературы оказывает не только положительное влияние на читателя подросткового возраста. К отрицательному влиянию можно отнести излишнее разнообразие жанров, подчас неправильную речь, неэтичность сюжетов, быстрое распространение некачественных произведений, что, несомненно, негативно влияет на формирование читательского опыта подростка. Невозможность отслеживания произведений высокой культуры и влиять на их распространение, уменьшая количество бездарных публикаций, также можно отнести к отрицательным сторонам виртуальной литературы.
Исследование показало, что современные подростки предпочитают читать печатные издания, при этом умело пользуясь онлайн – книгами. Если пользователи научатся самостоятельно анализировать предоставляемые на сайтах произведения, то мы сможем говорить только о положительных новшествах виртуальной литературы.
1.Войкунский А.Е.Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете. – М.: Можайск –Терра, 2000.
2.Глухов Э. В., Николаева К. И. Интернет-литература как фактор формирования современной литературной мысли // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 394-396.
Интернет-ресурсы
2. http://www wikipedia.org/wiki/, доступ свободный
3. http://www.chat.ru/~kornev/net_lit.htm
Приложение 1
Анкета для учащихся 8-10 классов
Друзья! Просим Вас ответить на некоторые вопросы по теме нашей работы
А) Фикбук
Б) Ваттпад
В) Литрес
Г) Самиздат
Дайте свой ответ
Спасибо за уделенное нам время!
Приложение 2
Словарь терминов:
Какая бывает зима
Что есть на свете красота?
Астрономический календарь. Март, 2019
Выбери путь
Сказки пластилинового ослика