Всероссийский конкурс.
Вложение | Размер |
---|---|
predstaviteli_moguchey_kuchki-_kto_oni_lungul_a.docx | 20.7 КБ |
Представители «МОГУЧЕЙ КУЧКИ»- КТО ОНИ?
Лунгул Антон ученик 6 класса
Куратор Божко Татьяна Ивановна учитель музыки
«Могучей кучкой» называли творческое содружество русских композиторов во главе с Милием Балакиревым. Оно сложилось в Санкт Петербурге в конце 1850-х — начале 1860-х годов. В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи.
Идейным вдохновителем и консультантом кружка был художественный критик и литератор Владимир Стасов. Он и дал ему название «Могучая кучка». В мае 1867 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» критик написал в рецензии, посвященной концерту в честь славянской делегации на Всероссийской этнографической выставке: «...сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Эта фраза стала крылатой.
Кучкисты называли себя наследниками Михаила Глинки: они считали главным направлением развития музыки идею народности, к которой искали новые подходы. Чтобы подчеркнуть эту преемственность, композиторы именовали свое содружество «Новой русской музыкальной школой».
В то время среди русской интеллигенции все популярнее становились идеи народничества. Следуя этой тенденции, композиторы «Могучей кучки» стремились сделать музыку более близкой и понятной широкой публике. Они исследовали фольклор, вдохновлялись эпосом, сказками и национальными историями и использовали народные песни в своих сочинениях. Так появились оперы «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского.
Кроме того, балакиревцы хотели сделать музыкальные знания доступными для всех сословий и вели общественно-просветительскую работу. В 1862 году они с помощью хормейстера Гавриила Ломакина открыли Бесплатную музыкальную школу. Также члены «Могучей кучки» — Кюи, Бородин, Римский-Корсаков — писали критические музыкальные статьи и рецензии в прессе.
Уже к концу 1870-х — началу 1880-х годов творчество композиторов стало популярно, причем не только на родине, но и за рубежом. Там кружок называли «Русской пятеркой». Поклонником и другом кучкистов был Ференц Лист. Однако в 1870-е годы, как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школой, и «Могучая кучка» распалась.
Музыкальная культура XIX столетия выдалась необыкновенно богатой на творческие школы и художественные направления. Среди них особняком стоит так называемая «Могучая кучка» - блестящее содружество пяти композиторов. Всех этих музыкальных гениев объединяла не только тесная дружба, любовь к музыке и творчеству – их умы пленили общие взгляды на искусство. Эта группа талантливых музыкантов не просто оставила глубокий след в отечественной истории, но и коренным образом изменила ее дальнейшее развитие.
Кружок знаменитых музыкантов сложился не сразу, поскольку по разным причинам они на протяжении нескольких лет не могли встретиться в полном составе.
Первым шагом к появлению «Могучей кучки» стал приезд из Нижнего Новгорода в Петербург М.А. Балакирева. Тогда ему было всего лишь 18 лет, но он уже успел снискать славу одаренного музыканта. Все современники единогласно отмечали его блестящую виртуозную технику, глубину исполнительской мысли и великолепное чувство формы.
Своими выступлениями он привлек к себе внимание не только меломанов и завсегдатаев петербургских концертных залов, но и музыкального критика и историка искусств В.В. Стасова, позднее ставшего главным идейным вдохновителем кучкистов. Талантливого пианиста наперебой приглашали к себе на концерты состоятельные вельможи, однако Балакирев быстро осознал, что такие светские развлечения ему не интересны, и выбрал для себя другой путь. Милий Алексеевич увидел свой долг в ином служении отечественной культуре – он решил стать музыкантом-просветителем. К концу 50-х – началу 60-х годов он являлся одной из ведущих фигур русского музыкального искусства, на которую равнялись и с которой мечтали познакомиться лично начинающие музыканты.
В 1856 году страстный поклонник камерной музыки, инспектор Петербургского университета А.И. Фицтум фон Экстедт регулярно проводил в своем доме квартетные собрания, на одном из которых и произошла знаменательная встреча Балакирева с Ц.А. Кюи. Правда, для Кюи тогда музыка была всего лишь увлечением – он обучался в Военно-Инженерной академии и не так давно был произведен в офицеры, однако эта встреча буквально перевернула его жизнь. Регулярно устраивались собрания и в доме С. Даргомыжского. Именно там, в 1857 году Кюи подружился с гвардейским офицером М. П. Мусоргским. Кюи, в свою очередь, представил молодого военнослужащего Балакиреву, и с тех пор Модест Петрович стал частым гостем в его доме. Мусоргский был так вдохновлен этим знакомством, что в первое время даже брал у него уроки.
Следующим ряды будущей «Могучей кучки» пополнил Н.А. Римский-Корсаков. Произошло это с подачи его педагога Ф.А. Канилле. Причем, заслуга этого учителя перед музыкальным искусством огромна, ведь именно благодаря ему воспитанник Морского Кадетского корпуса Римский-Корсаков продолжил занятия музыкой, вопреки запретам его старшего брата.
В 1862 году на такой встрече Бородин был представлен Балакиреву и Кюи.
В 60-е годы XIX столетия произошло значимое для отечественной музыкальной культуры событие, которое и дало содружеству петербургских музыкантов имя. У истоков этого события стоял М.И. Балакирев.
В начале 70-х годов Балакирев оставил свои музыкальные притязания и на время перестал заниматься сочинительством. В конце десятилетия он вновь принялся творить, но уже тогда всем было понятно, что его творческий запал угас. Очевидно было, что потенциал, внутренний огонь и силы оставили композитора. Но все же, ему удалось сохранить за собой место руководителя Придворной капеллы и Бесплатной музыкальной школы. Именно ему и Римскому-Корсакову ученики обязаны тем, что получили блестящее образование и стали со временем выдающимися деятельными искусства. Маэстро не стало в 1910 году.
Кюи со временем окончательно оставил музыку и вплотную занялся второй профессией. 1888 году он занял место профессора и преподавателя при Военно-инженерной академии на кафедре защитных сооружений и опубликовал немало интереснейших трудов на эту тему.
Только Римский-Корсаков до конца своей долгой жизни (он умер лишь в 1908 году) оставался верен идеям и идеалам, когда-то возвысившим «Могучую кучку». Он долгое время возглавлял общественное музыкальное движение, занимался педагогической работой и даже стал дирижером Бесплатной музыкальной школы.
Всему свой срок
Усатый нянь
Весенняя сказка
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Новый снимок Юпитера