«ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ МИСТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Н.В. ГОГОЛЯ»
Вложение | Размер |
---|---|
текст работы | 65.05 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ-АНАПА ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА МУЖЕСТВА АНАСТАСА ШЕМБЕЛИДИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ МИСТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Н.В. ГОГОЛЯ»
Автор: Дереновская Анджолина
9«В» класс
Руководитель: Бакланова Анна Тимуровна
Учитель русского языка и литературы
2020-2021
Содержание
Введение……...………………………………………………………………….. 3
Заключение…………………………………………………………………...25-26
Литература………………………………………………………………………27
Введение
Объектная область исследования: литература
Объект исследования: учащиеся 9 «В» класса
Предмет исследования: читательские интересы учащихся 9 «В» класса.
Актуальность темы: общество заинтересовано в том, чтобы люди были развиты, образованны, эмоциональны, с богатым духовным миром, а книги способствуют именно этому. Как показывают научные исследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе, интеллектуальным развитием и чтением.
Цели работы: рассмотрение специфики мистических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя.
Задачи:
1. Собрать материал, подтверждающий большое значение чтения художественной литературы для человека.
2. Разработать вопросы, выявляющие заинтересованность у одноклассников читательских интересов, проблемы, связанные с чтением.
3. По результатам анкетирования выявить пути привлечения учеников к чтению.
4. Сопоставление литературных мистических образов, созданных Н.В. Гоголем, с их фольклорными прототипами, выявление сходства;
5. Рассмотрение специфики гоголевских мистических персонажей;
причин введения мистической линии в изучаемых произведениях, их ценности для сюжета и идейного содержания.
Гипотеза: мистические произведения Н.В.Гоголя пробудят интерес к чтению у учащихся 9 «В» класса.
Методы и способы исследования:
1. Научно-поисковый (изучение материала о чтении)
2. Исследовательский (ответить на вопрос:«Как пробудить интерес к чтению?»
3.Аналитический (анализ полученных результатов)
Людям необходимо читать по разным причинам.
Каждый человек, хорошенько подумав над вопросом "зачем человеку надо читать?", сможет найти свой вариант ответа.
Проблема чтения сегодня является одной из актуальных. Ходят упорные слухи, что современные дети не читают. Конечно, некоторые ещё берутся по старинке за книжку, но всё равно — сейчас не то что раньше. Клиповое мышление, соцсети, интернет, игры и экранизации вытеснили книгу на периферию детского досуга. Так это или нет?
Литературное образование более других подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые наиболее активно проявляют себя в последние десятилетия. С развитием компьютерных и коммуникационных технологий, как следствие, происходит падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдает грамотность, интеллект, эмоционально-нравственное воспитание и многие составляющие гармоничного развития ребенка. Дело в том, что у сегодняшних подростков не только другие литературные предпочтения, но и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к учебнику жизни, а как к одному из средств информации.
И все же нельзя категорично утверждать, что современные дети ничего не читают. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, регулярно читают книги 28% детей до 15 лет. Среди подростков 11–17 лет чтение книг в качестве досуга назвали 34,1%, и этот показатель претерпел большой рост по сравнению с 2005 годом, тогда читающих было 18,1%, но сильно упал по сравнению с 1998-м (49,1%).
Однако, у детей сегодня другие литературные предпочтения. Многие зачитываются фэнтези. А вот большинство произведений из обязательного списка литературы на лето не вызывают у них интереса.
Сегодня среди молодежи популярной книгой остается «Гарри Поттер». Молодежь предпочитает разнообразные вампирские саги, современное фэнтези.
Дело в том, что сказочные жанры всегда вызывают интерес у молодежи. И тем не менее любое художественное произведение имеет право на существование и на своего читателя. Здесь необходимо дать возможность людям выбирать, что им нравится, и помочь им разобраться во всех составляющих того или иного произведения.
Навязанное чтение всегда вызывает отторжение. Как говорится, насильно мил не будешь.
Чтение можно только полюбить. Возможно, современные дети используют книги как источник информации, а не эмоционально-культурного обогащения. Нужно воспользоваться хотя бы этим запросом, чтобы вернуть интерес к чтению в целом. Как это сделать?
Каждому ребенку с самого раннего детства настойчиво и терпеливо необходимо прививать любовь к чтению, постепенно добиваясь того, чтобы чтение книг стало для него привычным и любимым занятием.
Приведу несколько способов, существующих для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к чтению книг.
1. Хороший личный пример взрослых, родителей, педагогов.
У нечитающих родителей – нечитающие дети. Поэтому нужно и родителям понять значение и преимущество чтения, освоить приемы руководства чтением детей. И читать на ночь, в кругу семьи по вечерам, да и в любое свободное время.
2. Организовывать коллективные посещения библиотеки.
3. Оказывать помощь ребенку в выборе книги.
4. Необходимо помочь понять значение чтения, письма, грамотности как пазла учебного процесса, позволяющего человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к кладовой национальной культуры.
5. Научить осознавать радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как средства создания своего внутреннего мира.
Потому что милее книги в мире друга нет, теперь эта истина верна и для меня.
По мере взросления ребёнок будет все более остро ощущаться дефицит свободного времени в связи с все возрастающей учебной нагрузкой. Лишь перед сном он сможет читать.
Нужно давать ребенку подходящие книги и журналы о его увлечениях – таких, как электронные игры и конструкторы, музыка и рисование, катание на велосипеде и игра в шахматы (шашки), компьютер и футбол. И будьте уверены: он обязательно прочтет их. Кроме того, можно побеседовать с ним о прочитанном произведении.
« Для того чтобы постичь Гоголя, надо или родиться Гоголем,
или, совершенствуясь духовно, преодолев в себе читательские
стереотипы и мыслительную инерцию, научиться читать
и мыслить заново…»
В.П.Астафьев
Николай Васильевич Гоголь – один из невероятно загадочных русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удается найти в них что-то новое, необычное. Но в то же время нет более загадочной фигуры в русской литературе, чем Гоголь. О его жизни и смерти существует больше мифов, чем о любом другом писателе. Отчего Гоголь никогда не был женат? Почему у него никогда не было собственного дома? Зачем он сжег второй том «Мертвых душ»? И, конечно, самая большая загадка – это тайна его болезни и смерти. Вот как писал русский философ и литературный критик Константин Мочульский: «Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу».
«Детство»
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы недалеко от Полтавы. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка, в обстановке безбедного быта и родительского баловства. «Дом - не большой, но поместительный, обширный и живописный сад и пруд, многочисленная прислуга, лошади» - так описывали современники обстановку усадьбы Гоголей-Яновских. Родители писателя, Марья Ивановна и Василий Афанасьевич, были небогаты, но гостеприимны –
Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви. В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю.
Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга.
«Интересные факты»
1) Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы.
2) Необычным также было увлечение рукоделием и кулинарией.
3) Главной книгой своей жизни, Гоголь считал «Мертвые души». В Москве он прочитал отдельные главы второго тома "Мертвых душ" своим друзьям, и, видя всеобщее одобрение и восторг, начал работать с удвоенной энергией.
Однако, как только второй том "Мертвых душ" был дописан, Гоголь ощутил опустошенность. Все больше им стал овладевать "страх смерти", которым когда-то мучился его отец.
Тяжелое состояние усугубляли беседы с фанатичным священником - Матвеем Константиновским, который укорял Гоголя в его мнимой греховности, демонстрировал ужасы Страшного суда, мысли о которых мучили писателя с раннего детства. Духовник Гоголя потребовал отречься от Пушкина, перед талантом которого Николай Васильевич преклонялся.
В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.
Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том "Мертвых душ". Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих неясно, пишет "Комсомольская правда".
4) Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что в конце концов вылились в повесть "Нос".
5) Гоголь страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.
Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.
«Творчество»
Именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся с частыми обращениями к мистическим мотивам, и примером этому может служить его сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и каждый писатель, переосмысливающий в ходе творческой работы первоначальный материал, взятый за основу, Гоголь не просто переносит на бумагу народные сказания (хотя и сам писатель утверждал, что не изменял малороссийского предания), но и на основе виденной им реальности создает новое, истинно художественное произведение.
Чтобы понять сущность мистических мотивов в творчестве Н.В. Гоголя, необходимо проследить их связи с собственно народным творчеством, с объективной реальностью, которая окружала писателя, выявить место каждого из двух миров в целостной системе каждого из рассматриваемых произведений: «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Петербургские повести». В данной работе мистические мотивы в творчестве Н.В. Гоголя исследуются с двух точек зрения:
1. С фольклорной точки зрения: исследуются мифологические и народные источники, использованные Н.В. Гоголем для создания произведений;
2. С литературоведческой точки зрения: рассматривается специфика мистических персонажей в произведениях Гоголя, их отличие от первоначальных фольклорных прообразов;
Фантастику Гоголя часто сравнивают с фантастикой ряда зарубежных писателей – главным образом Гофмана. Действительно, в произведениях Гоголя и Гофмана можно найти сходные черты. Тем не менее, сама природа фантастики, ее место у Гоголя отличаются своими особенностями, прежде всего реалистической основой. В произведениях Гоголя бытовые атрибуты всегда сохраняют свою сущность, содействуют пониманию мотивов и смысла ряда фантастических лиц и событий. По словам В. Белинского: «Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла».
В.Я. Брюсов подчеркивал: «Стремление к крайностям, к преувеличениям, к гиперболам сказалось не только в творчестве Гоголя, не только в его произведениях: тем же стремлением была проникнута вся его жизнь. Все совершающееся вокруг он воспринимал в преувеличенном виде, призраки своего пламенного воображения легко принимал за действительность и всю свою жизнь прожил в мире сменяющихся иллюзий».
Сюжет "Ревизора" был основан на реальных событиях, и был подсказан писателю Пушкиным. И именно Пушкин уговаривал продолжать работу над "Ревизором", когда Гоголь решал покончить с произведением.
Знаменитое произведение писателя "Вий" скорее всего было от начала до конца вымыслом самого Гоголя. Хотя он утверждал, что слово в слово пересказал народное предание, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета "Вия" в народном фольклоре.
«Смерть»
В кoнце жизни психолoгическое сoстoяние Гоголя существенно ухудшилось, и oн, видимo, сильно пoпал под власть сoбственных страхoв. За несколькo дней до смерти он уничтожает продолжение "Мертвых душ". Также он распорядился, чтобы его надгробие соответствовало православным канонам и велел не хоронить тело до тех пор, пока на нем не появятся явные признаки разложения.
При перезахоронении Гоголя, по одной из версий его голова была повернута в сторону, а по другой - вообще отсутствовала, так как была похищена для коллекции основателя театрального музея Алексея Бахрушина. Впоследствии эта версия была обыграна Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита" в эпизоде с похищением Бегемотом головы Берлиоза.
При перезахоронении на новой могиле Гоголя решили установить бюст, а камень, лежавший там ранее, перенесли на могилу Булгакова. Так после смерти протянулась связь между, наверное, двумя самыми мистическими русскими писателями. После этого в новом свете предстает фраза Булгакова, обращенная к Гоголю: "Учитель, укрой меня своей шинелью".
Мир, открывавшийся в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», мало имел общего с той реальной действительностью, в условиях которой жил Гоголь. Это был веселый, радостный, счастливый мир поэтической сказки, в котором преобладает светлое мажорное начало. В «Вечерах» обильно введены элементы украинской народной фантастики, легенды. Рядом с людьми действуют ведьмы, русалки, колдуньи, черти. Настоящая жизнь и легенда воспринимались читателями «Вечеров» как единое целое.
Рассказы словно бы сотканы из украинских сказок, песен, былей. Здесь, как говорил Белинский, возникает особый мир «поэтической действительности, в которой никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка, но все поневоле Принимаешь за быль».
Все повествование, идет как переплетение сказки и были. Фантастическое и реальное смешано у Гоголя в каком-то причудливом гротеске. Фантастическим перипетиям удивляются не только читатель, но и сами персонажи. В «Ночь перед Рождеством» герои, все жители хутора, готовятся к празднику. Один Вакула, деревенский кузнец, не находит себе места. Он давно влюблен в Оксану, которая отвергает его ухаживания, и он глубоко страдает от насмешек девушки. Сильный и мужественный парубок, отличный кузнец и художник, доходит до отчаяния, и готов покончить с собой. Ему вовремя подвернулся черт, и Вакула сумел оседлать его. Он выполняет каприз Оксаны, и становится ее мужем. Сумел наказать черта, использовав его в своих целях. Оксана - высокомерная, самовлюбленная девушка, упивается своей красотой. Она не принимает ухаживания кузнеца Вакулы, считая его недостойным своей особы. Гоголевский черт – это «недоразвитая ипостась нечистого; трясущийся, хилый бесенок; дьявол из породы мелких чертей, которые чудятся нашим пьяницам».
В ранних циклах («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород») черт имеет реальные типологические черты. У него «узенькая, беспрестанно вертящаяся и нюхающая все, что ни попадется, мордочка, оканчивающаяся, как у наших свиней, круглым пятачком», «острый и длинный хвост».
Это мелкий бес, осмысленный в фольклорных традициях.
Гоголь «при свете смеха исследует природу этой мистической сущности», который заставляет людей «делать что-то подобное человеческому, как механик своего безжизненного автомата» или толкает невесту в объятия «страшной черной кошки с железными когтями», то есть в объятия ведьмы.
Таким образом, вторжение демонических сил в жизнь человека становится причиной той пустоты в мире, где забыли Бога, которая рождает гибель. В этом ирреальном мире даже красота становится чем-то страшно пронзительным, сопровождаемым не только бесовски - сладким чувством, но и паническим ужасом. Одна из ипостасей гоголевского беса заключается в явлении «бессмертной пошлости людской», которую надо «бить по морде, не смущаясь».
Эта пошлость есть «начатое и неоконченное, которое выдает себя за безначальное и бесконечное», она отрицает Бога и отождествляется со всемирным злом.
В повести «Майская ночь, или утопленница» эпизод, когда мачеха, обратившаяся в страшную черную кошку, пытается задушить панночку – дочку сотника, но лишается лапы с железными когтями, навеян детскими видениями Гоголя.
Он рассказывал А. О. Смирновой о приключившейся с ним истории, когда было Гоголю всего пять лет: « Я сидел один в Васильевке. Отец и мать ушли. Оставалась со мной одна старуха няня, да и та куда-то отлучилась. Спускались сумерки. Я прижался в уголку дивана и среди полной тишины прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. В ушах шумело, что-то надвигалось и уходило куда-то. Верите ли, - мне тогда уже казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность. Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я видел, как она, мяукая, осторожно кралась ко мне. Я никогда не забуду, как она шла потягиваясь.
А мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене.
«Киса, киса», - пробормотал я и, желая ободрить себя, соскочил и, схвативши кошку, легко отдавшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил ее в пруд, где несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом. Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула, и последние круги на воде разбежались – водворились полный покой и тишина, - мне вдруг стало жалко «кисы». Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец, которому я признался в поступке своем, меня высек».
В «Майской ночи» ведьму-мачеху утаскивает в пруд утопленница-панночка.
В основу сюжета повести «Вечер накануне Ивана Купалы» положен славянский языческий праздник Ивана Купалы, русской православной церковью приуроченный к Рождеству Ивана Предтечи (24 июня по старому стилю).
В Малороссии существует поверье, что папоротник цветет лишь раз в год, именно в полночь перед Ивановым днем, огненным цветом. Успевший сорвать его – несмотря на все призраки, ему препятствующие в этом, находит клад. Клад в повести становится дьявольским искушением, которого не выдерживает Петрусь, убивший невинного ребенка и добывший золото этой страшной ценой.
Потому неизбежна суровая кара за кровавое преступление, не принесшее счастья молодым. Ведь так призрачно и недолговечно богатство, приобретенное нечестным путем.
А. К. Вронский в книге «Гоголь» пишет – «Фантастическое у Гоголя отнюдь не внешний прием, не случайное и не наносное. Удалите черта, колдуна, ведьм, мерзостные свиные рыла, повести распадутся не только сюжетно, но и по своему смыслу, по своей идее.
Злая, посторонняя сила, неведомо, со стороны откуда-то взявшаяся, разрушает тихий, безмятежный, стародавний уклад с помощью червонцев и всяких вещей – вот в чем этот смысл. В богатстве, в деньгах, кладах, - что-то бесовское: они манят, завлекают, искушают, толкают на страшные преступления, превращают людей в жирных скотов, в плотоядных обжор, лишают образа и подобия человеческого.
Вещи и деньги порой кажутся живыми, подвижными, а люди делаются похожими на мертвые вещи; подобно Чубу, куму, дьяку они благодаря интригам черта превращаются в кули».
6.«ВИЙ»
В сборнике повестей «Миргород» одной из самых мистических и страшных является повесть «Вий».
Повесть была начата Гоголем в 1833 году. В первую очередь загадочно само происхождение образа Вия. Некоторые лингвисты (например,В. И. Абаев) считали, что в имени Вия фонетически отразилось индоевропейское имя бога, соответствующее иранскому vayu, безжалостному божеству в одном из гимнов «Авесты», а также и осетинскому «ваюгу» – антроморфному злому великану, чей образ в архаических представлениях связывался одновременно со смертью и с железом (ср. финал «Вия»: «С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное»). Вяч. Вс. Иванов пишет, что одноглазый гоголевский Вий, у которого на первый план выходит именно мотив зрения, имеет самую близкую параллель в кельтском эпосе, где о великане Балоре, носившем кличку «Дурной глаз», говорилось, что глаз ему открывали обычно на поле боя: «Обычно четыре человека колом поднимали веко с его глаза». Но поскольку собственно кельтское предание Гоголь знать не мог, то Иванов все же склонен считать, что Гоголь черпал сведения из предания, сходного с кельтским и ему родственного.
И потому имя Вий может быть связано с украинским именем нарицательным: вия – ресница.
Гоголь указывает, что « вся эта повесть есть народное предание» и что он его передал именно так, как слышал, почти ничего не изменив. Однако до сих пор не обнаружено ни одно произведение фольклора, сюжет, которого точно напоминал бы повесть. Лишь отдельные мотивы «Вия» сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями.
Гоголь – реалист. Его поэзия реальна, поэзия жизни действительной, жизни кротко знакомой нам. Иногда в творчестве Гоголя стирается грань между вымыслом и реальностью. «Вий» один из примеров такого произведения. Эти «набожные» люди лишь хотят казаться таковыми. Но они обманывают, прежде всего, себя.
Если в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь рассматривал три типа души (чистая – гибнущая – погибшая), то в «Вие» душа, погибшая окончательно. И Гоголь, верующий в Бога, показывает, какая участь ждет такую душу.
Основной психологический мотив этого рассказа – страх. Страх бывает двоякий: страх перед сильным и страх перед таинственным – мистический страх. Так вот здесь изображен именно мистический страх.
Предсмертное желание дочери сотника (ведьмы) – чтобы после смерти ее в продолжение трех дней читал отходную Хома Брут.
- Как воспринял это Хома? («…вздрогнул по какому-то безотчетному чувству… Темное предчувствие говорило ему, что ждет его что-то недоброе…»)
Хома боялся, но, несмотря на страх, он помышляет о корысти:
«…зато пан набьет мне оба кармана чистыми червонцами…»
Анализируя три ночи, мы исследуем психологическое состояние героя, подвергшегося искушению: страстному желанию выкурить люльку, заглянуть в лицо покойнице, страстному любопытству и перечившему себе чувству страха, невозможности удержаться от принятия спиртного перед очередным походом в церковь…
«…Невольное чувство, казалось, шептало ему…» - страшна освещенная церковь ночью, с мертвым телом и без души людей»
«…Вдруг…среди тишины…с треском лопнула железная крышка гроба, и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Все летело и носилось, ища повсюду философа…»
Хома поддается искушению, он не может сопротивляться, и в итоге это его губит. Он не одолел силу ведьмы, так как пренебрег правильным обращением с Писанием, не захотел услышать внутренний голос: «Не гляди!»
«В «Вие» - отмечал А. К. Вронский – милая чувственность, земное, существенное ведет борьбу со смертными очарованиями, с темными душевными наслаждениями, с погибельным миром, но таящим неизъяснимые наслаждения».
Произведение «Нос» написано Н.В. Гоголем в 1832-1833 годах, оно входит в сборник «Петербургские повести». Сюжет книги базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.
Эта повесть претерпевала немало изменений на протяжении нескольких лет, что было связано с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа», в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя. Владимир Набоков связывал главного героя повести с особенностями внешности самого Гоголя: «Его большой и острый нос был так длинен и подвижен, что в молодости он умел пренеприятно доставать его кончиком нижнюю губу; нос был самой чуткой и приметной чертой его внешности. Нос лейтмотивом проходит через его сочинения: трудно найти другого писателя, который с таким смаком описывал бы запахи, чиханье и храп. Обостренное ощущение носа в конце концов вылилось в повесть «Нос» - поистине гимн этому органу. Его фантазия ли сотворила нос или нос разбудил фантазию – значения не имеет».
Не всегда мог контролировать себя герой повести «Нос», которую
можно считать первым произведением русской литературы о превращении
человека в кого-то не похожего на окружающих и в силу своей непохожести
неспособного уже жить прежней жизнью. Для того, чтобы подобное
превращение совершилось, нужно совсем немного: забрать у человека одну
из самых незначительных частей его – нос. Жертвой подобной
мистификации стал коллежский асессор Ковалев, который ничем не
отличался от других «коллежских асессоров», лишь любил, чтобы все называли его майором. «Поэтому-то самому и мы будем вперед этого коллежского асессора называть майором».
Итак, однажды утром майор Ковалев «проснулся довольно рано» и, «к величайшему изумлению своему, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место!». «Проснулся довольно рано» и цирюльник Иван Яковлевич и обнаружил в булке, которую он разрезал, именно нос майора Ковалева. Каким образом смог отрезать нос Иван Яковлевич, а тем более как этот нос оказался в булке, осталось невыясненным, но точно известно, что из рук цирюльника нос отправился в Неву с Исаакиевского моста. Именно с этого момента начинаются мучения майора, в ходе которых он понимает, что «без носа человек – черт знает что!». Если действия Ковалева после этого досадного происшествия поддаются объяснению, то действия носа ничем объяснить нельзя. Вместо того чтобы плавать в Неве, нос совершенно невероятнейшим образом оказывался в карете в центре Петербурга. «Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага». Ковалев «чуть не сошел с ума от такого зрелища». Его собственный нос разъезжает по Петербургу в чине статского советника (что гораздо выше чина самого Ковалева), он молится в Казанском соборе, ездит с визитами, да еще и отвечает на высказывания Ковалева, что он (нос) «решительно ничего не понимает».
Вследствие, казалось бы, незначительной перемены внешности майора весь мир перевернулся с ног на голову. Мало того, что нос обрел все человеческие свойства и признаки, - он стал могущественнее своего обладателя, демонстрируя тем самым ничтожную роль человека в этом городе, в этом мире. После потери носа Ковалев не свободен в своих действиях, круг его возможностей снизился почти до точки, и все его усилия направлены на одно – вернуть столь «заметную часть тела» на прежнее место.
Вещи играют очень важную роль в произведениях Гоголя, люди растворяются в этом мире вещей. Поэтому неудивительно, что мир предметов – город – подавляет человека, делает его существование механистическим и инерционным.
8.«ШИНЕЛЬ»
В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.
Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного. Мысль о человеке, душу которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет черт, видимо, не оставляла Гоголя. Герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин во всем обижен судьбой, даже имя при рождении получил неблагозвучное. Но Башмачкин не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника; у него нет семьи, друзей, не ходит он в театр, ни в гости, ни просто погулять: все его духовные потребности удовлетворяются переписыванием бумаг.
Гоголь детальнейшим образом описывает, как окончательно протерлась старая, много раз чиненная шинель Акакия Акакиевича, как он по-детски пытался убедить портного Петровича, что сукно еще новое, поставить бы заплатки; как Башмачкин пытается раздобыть недостающие сорок рублей, как сэкономить. Наконец вожделенная шинель приобретается, но вскоре и ее крадут. Акакий Акакиевич бесполезно ходит по чиновникам, пытаясь разыскать пропавшую шинель и… умирает, не выдержав равнодушия со стороны «значительного лица».
Смерть, казалось бы, поставила точку в истории Акакия Акакиевича. Но Гоголь преподносит читателю еще одну неожиданность. Он рассказывает о мертвеце, который искал по ночам свою шинель, поэтому сдирал шинели со всех, не разбирая чина и звания. Мертвец не успокоился, пока не добрался до «значительного лица» и не содрал шинель с его плеч.
Такой фантастический поворот событий напоминает мрачные чудеса «Вия». Но в «Шинели» описание действий мертвеца приправлено юмором и так подано, что невозможно сказать наверняка, что было на самом деле, а что родилось в воспаленном воображении обывателей. Гоголь, правда, сообщает в самых последних строках, что, когда будочник попытался задержать привидение, оно, остановясь, спросило: «Тебе чего хочется?» - и показало такой кулак, какого у живых не найдешь. К тому же привидение было гораздо выше ростом, чем Акакий Акакиевич и носило «преогромные усы». Однако генерал в момент встречи с мертвецом-грабителем узнал Акакия Акакиевича и даже услышал его голос: «…твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще распек, - отдавай же теперь свою!» Впрочем, в состоянии ужаса немудрено услышать слова, которые давно твердит голос совести. И без того почти каждый день представлялся генералу «бледный Акакий Акакиевич, не выдержавший должностного распеканья».
Гоголь так и оставляет читателя в неизвестности: было ли это привидение или что-то другое. Во всяком случае, если по Петербургу шли слухи о чиновнике-мстителе, бунтующем после смерти, в этом проявлялся гнев, который испытывал еще живой Башмачкин. В горячечном бреду он «сквернохульничал» и вслед за словами «Ваше Превосходительство» произносил какие-то другие, «страшные слова».
Анализ состояния читательского интереса по результатам анкетирования.
Анализ анкеты учащихся (из 29 человек)
Да 25
Нет 4
Да 7
Нет 13
Не очень 9
Нравится потому, что учат всему (узнаю много нового) – 2
Это увлекательно и интересно – 2
Всегда хочется узнать, что будет дальше – 1
Все истории могут быть правдой – 1
Хорошо для зрения и развития мышления – 0
Привык с детства - 1
Не нравится потому, что это скучно – 5
Нет времени – 3
Нет интересных книг – 5
Авторов школьной тематики – 10
Детективы – 2
Энциклопедии – 2
Книги о животных – 2
Фантастику – 3
Книги о природе – 1
Исторические книги – 1
Ничего не читаю - 8
Игры 9
Книги 3
Другие подарки 17
Да 7
Нет 17
Не очень 5
Да 10
Нет 19
Да 3
Нет 20
Не всегда 6
Хвалят 11
Ругают 4
И хвалят и ругают 5
И не хвалят и не ругают 9
Нет, ни с кем не обсуждаю 10
Да, с родителями 5
Да, с друзьями 5
Да, с учителем 9
По результатам опроса выявлено, что умоих одноклассников пониженный уровень интереса к чтению.
10. Выступление на классном часе. Презентация «Буктрейлеров».
Мною было подготовлено выступление на классном часе, где я предоставила интересную информацию об авторе и о его мистических произведениях.
11.Опрос учащихся 9 «В» класса.
Через неделю после презентации буктрейлеров, мною был проведен опрос на выявлений знаний по произведениям «Вий», «Шинель», «Нос», «Вечера на хуторе близ Диканьки» среди учащихся 9В класса. В ходе исследования, могу сказать, что ребята показали положительные результаты. А,следовательно, гипотеза: «мистические произведения Н.В.Гоголя пробудят интерес к чтению у учащиеся 9 «В» класса» мною считается верной.
Карточка – Тест
По произведениям «Вий» «Шинель» «Нос» «Вечера на хуторе близ Диканьки»
В каком году была написать повесть «Вий»?
А:1834 г.
Б:1832 г.
В:1836 г. Ответ: А
Как зовут главного героя произведения «Вий»?
А: Сотник
Б: Хома Брут
В: Панночка Ответ:Б
Жизнь какого села представлена в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
А Белорусское
Б Русское
В Украинское Ответ:Б
В каком жанре написано произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
А:Поэма
Б:Повесть
В: Роман Ответ : В
5. Главная тема произведения?
А: Торжество добра над злом
Б: Суеверия и мистицизм
В: Тяжелая жизнь простого народа Ответ: А
6.Каком году происходит события повести «Нос»
А: В Москве
Б: В Петербурге
В: В Екатеринбурге Ответ: Б
7.Где Иван Яковлевич обнаружил нос Ковалёва?
А:В грибном супе
Б: В пирожке с капустой
В: В свежем хлебе Ответ:В
8.Какую проблему поднял Гоголь в своём произведении «Шинель»?
А: Проблему любви и долга.
Б: Проблему «маленького человека» и общества
В: Проблему чести и бесчестия Ответ: Б
9.Как относились к Акакию Акакиевичу на службе?
А: Все относились к нему уважительно.
Б: Сослуживцы не знали о его существовании
В: Все относились к нему с пренебрежением
Ответ: В
10.Что случилось с Акакием, когда он шёл домой после ужина у чиновника?
А: Напали собаки.
Б: Толкнули в снег и забрали у него шинель
В: Он порвал новую шинель Ответ: Б
Заключение
В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекло Н.В.Гоголя, который активно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях. Гоголевская фантастика построена на представлении о двух противоположных началах – добра и зла, божественного и дьявольского, однако собственно доброй фантастики нет – она переплетена с «нечистой силой». Фантастические элементы в творчестве Гоголя – это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни. Тонкая и сложная связь искусства с действительностью – основа Гоголевского художественного мира, и только на таком фундаменте можно было воздвигнуть воплощенную в «мертвых душах» «всю громадно несущуюся жизнь».
Связь искусства и реальности у Гоголя усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Противоречия эпохи доведены им до степени абсурда, пронизывающего всю русскую жизнь. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершенно новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. Мир Гоголевских произведений насыщен элементами мистики, фантасмагории – явных или скрытых , имеющих место или кажущихся.
Действующими лицами часто становятся неодушевленные предметы: красная свитка, портрет, нос… окружающий мир в произведения гоголя одушевлен и активен: он вторгается в жизнь героев, кроит её на свой лад. И тем ярче контраст активного внешнего мира с бездействием, духовной леностью героев, с их куцым, робким, застывшим внутренним миром. На этом сопоставлении, на столкновении внешнего и внутреннего миров, на их взаимопроникновении и взаимовлиянии строится художественный метод Гоголя.
В «Вечерах …» Гоголь погрузил героев в сказочный мир, населил его персонажами народной демонологии, описал народный украинский быт сочными красками, широкими мазками.
В «Миргороде» он столкнул два мира - древний и современный, сказочный и обыденный, фантастический и скучно – реальный.
В «Миргород» включена одна из самых страшных повестей Гоголя – «Вий».
Нечисть представлена ведьмой, чертями и Вием – таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли.
В «Петербургских повестях» нечисть уже не представлена странными существами, но нечисть эта гораздо страшнее и опаснее нечисти «обитающей» в «Вечерах …» и «Миргороде». Эта нечисть, обитающая в душе человека. Если в предыдущих повестях человека ещё можно было спасти, то в «Петербургских повестях» это пропащая душа.
Таким образом, Гоголь в своих повестях показывает три вида состояния человека: человек праведный, верующий; человек, считающий себя верующим, но в то же время сошедший с пути верного; человек пропащий.
Но есть у этих повестей и общее. Они все имеют религиозное направление. Например, в «Носе» это выражено в «мелочах», на которые и внимание – то сначала не обращаешь. Во всём цикле Гоголь показывает значение Бога для человека и цену души.
Он предоставляет нам в своих повестях результат того, что случится, если сойти с верного пути, оступиться. В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии.
В заключение с уверенностью могу сказать: гипотеза верна.
Список литературы.
1.Вечера на хуторе близ Диканьки. Н.В. Гоголь. Лекции – Л.: 1962.
2. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя: Материалы для выставки в шк. и дет.биб-ке. – М.: Дет.лит., 1980.
3.Искусство детали: наблюдение и анализ: о творчестве Гоголя./ Е.Добин. Л.: «Сов. писатель». Ленингр. отд-ние, 1975.
4.Н.В.Гоголь и русская литература XIX века: Межвуз. сб. науч. тр. - Л.: ЛГГИ, 1989. – 131с.
5.Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. А.Н.Степанов, М., Просвещение, 1998 г.
6.«Николай Гоголь». Анри Труайя, М.,»Эксмо», 2004 г.
7.О народности Н.В.Гоголя. – Киев, изд. Киев. Ун-та, 1973.
8.О языке худ. прозы Н.В.Гоголя: искусство повествов. / Отв.ред. А.Н.Кожин; АН СССР. – М.: Наука, 1987.
9.Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия. (Серия: русские писатели). М.: Алгоритм, 2003. –
10.Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 352с.
11.Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. – Владивосток: изд-во Дальневосточн.ун-та, 1986.
12.«Художественный мир Гоголя» С.Машинский, М., Просвещение, 1971 г.
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Ручей и камень
Прекрасное далёко
Щелкунчик