Непрерываемая связь поколений – вот тайная нить, которая связывает день сегодняшний с днём вчерашним, с нашим прошлым. А что такое прошлое? Это не только перечень отдельных событий, происходивших в то или иное время. Это, прежде всего люди, наши предки, наши родные.
Родина, родители, родственники, родные. Что объединяет все эти слова? В этих словах общий корень – род. Россия всегда была крепка родами. Наши предки видели в этом свою силу, держась друг за друга. Знание родовых корней всегда составляло важную часть общей культуры горожан и сельских жителей России.
Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости - наши предки. А что мы знаем о них? Очень часто во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда.
Забылась мудрость пушкинских слов: «Неуважение к предкам – есть первый признак безнравственности».
Вложение | Размер |
---|---|
vahitov_yusuf_selo_kyshtovka.docx | 156.97 КБ |
Вахитов Юсуф Якубович студент 2 курса Казанского колледжа дизайна и технологии
.
НОМИНАЦИЯ: Исследовательская работа
Название «Корнями дерево сильно».
623270 Новосибирская область Кыштовский район село Кыштовка улица Павлодарская 74
РУКОВОДИТЕЛЬ Вахитов Якуб Абдулхакови уситель МБОУ Кыштовская СОШ № 1
МКОУ Усманская ООШ Кыштовского района
89232420245 yakub.vaxitov.71@mail.ru
Оглавление:
Информационная карта участника.
Автор: Вахитов Юсуф Якубович
3 место в открытом городском конкурсе детско-юношеской журналистики «Это наш край», работа «Из Поволжья в Сибирь» вошла в сборник лучших работ.
3 место во всероссийском конкурсе мультимедийных проектов и фотографий «Зеркало философии», в специальной номинации «Идеи К. Маркса в современном мире».
В конце января 2019 года принимал участие в Межрегиональной олимпиаде школьников по татарскому языку и литературе в г. Казань Республики Татарстан, где получил свидетельство об участии и диплом победителя творческого конкурса по выразительному чтению, посвященному 1000-летию ТАССР. Диплом победителя межрегиональной олимпиады был этапом для участия в Международной олимпиаде по татарскому языку, которая проходила в апреле 2019 года в Казани. Получил диплом участника заключительного этапа олимпиады.
Участник Всероссийского конкурса видеофильмов «Моя семья – моя ценность» (сертификат).
Сертификат заочного тура VI межрегиональная научно-практической конференции "Шәҗәрәләр - нәсел агачы"(Моя семейная реликвия); был приглашен на очный тур, к сожалению, не смог поехать, работа вошла в сборник.
Сертификат Всероссийского конкурса эссе для школьников и молодежи «О моем родном языке – по - русски».
Премия Губернатора Новосибирской области для поддержки одаренных детей и молодежи в 2019 году, победители всероссийских конкурсов, олимпиад и соревнований, которым присуждается премия в размере 20 тысяч рублей.
Направление исследования: История
Руководитель работы: Вахитов Якуб Абдулхакович учитель родного (татарского) языка и родной (татарской) литературы.
Тема работы: «Корнями дерево сильно».
Аннотация (ключевые аспекты исследования): Непрерываемая связь поколений – вот тайная нить, которая связывает день сегодняшний с днём вчерашним, с нашим прошлым. А что такое прошлое? Это не только перечень отдельных событий, происходивших в то или иное время. Это, прежде всего люди, наши предки, наши родные.
Родина, родители, родственники, родные. Что объединяет все эти слова? В этих словах общий корень – род. Россия всегда была крепка родами. Наши предки видели в этом свою силу, держась друг за друга. Знание родовых корней всегда составляло важную часть общей культуры горожан и сельских жителей России.
Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости - наши предки. А что мы знаем о них? Очень часто во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда.
Забылась мудрость пушкинских слов: «Неуважение к предкам – есть первый признак безнравственности».
Результаты научно-исследовательского проекта: Историю семьи надо знать. Это элементарное уважение к предкам. Из истории отдельных семей складывается история страны. Человеку необходимо знать и чтить своих предков. Это дань памяти и благодарность старшему поколению. Ведь семья - это главное в жизни человека. Семья выполняет важные функции: продолжение рода, воспитание детей. Семья, дом - это крепость, где в отношениях людей царят бескорыстие, преданность, самопожертвование.
Я думаю, что историю своей семьи нужно знать, для того чтобы быть в курсе, кто были мои предки. Знать, кем они были, кем работали, воевали ли они. Знать надо не просто, чтобы знать, а для того чтобы рассказать другим о своей семье, поведать историю своих предков. История своей семьи обогащает знания о моих родителях, бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках и т.д. Так что я считаю, что любой человек в мире должен знать свою семейную историю. Узнавать историю очень интересно.
Ключевые слова: реликвия, переселенцы, награды, малая родина, предки.
Введение.
«Корнями дерево сильно».
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так.
Через одно мгновенье!
Автор: В. С. Шефнер
Цель проекта: расширить представления о своей семье, родословной, семейных реликвиях.
Задачи:
Проблема.
Зачем надо знать свои корни? Что мне это даст?
Аргументы: А разве неинтересно? У меня, например, вызывает душевный трепет такая простая схема:
Вот - я.
У меня двое родителей - отец и мать.
У моего отца и моей матери тоже имелись свои родители.
Стало быть, у меня были два дедушки и две бабушки.
Продолжая эти нехитрые рассуждения, имею по восходящим линиям родословной по 4 прадедушек и прабабушек, по 8 прапрадедушек и прапрабабушек, по 16 прапрапра -, по 32 прапрапрапра-,. и т.д. - прямых предков мужского и женского пола.
Вот сколько народу принимало участие в сотворении меня! Сколько ниточек протянулось ко мне из гигантского клубка отшумевших и оставшихся навсегда в прошлой жизни!
Актуальность.
Каждому человеку интересно узнать, откуда происходит его род, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда он родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Кроме всего сказанного, данное исследование носит воспитательный характер, как для меня, так и для моих сверстников. У каждой семьи, в роду есть свои герои.
Используемая литература:
Фотоальбомы, рассказы близких родственников, интернет.
Методы исследования:
Практическая значимость нашей работы:
- расширяет кругозор, развивает наглядно-образное мышление;
- позволяет совершить путешествие в прошлое, не выходя из класса;
- Дает каждому слушателю вспомнить, что и у него в семье есть примеры для гордости и подражания.
План исследования:
Оборудование: компьютер (презентация, слайд – шоу, видеоролик).
Основная часть.
Очень много мне рассказала, самая старейшая женщина нашего рода, сестра моей бабушки со стороны отца Вахитова Мастура Габдулхаковна, в марте ей исполнится 92 года. На - век Мастуры Габдулхаковны выпала нелегкая жизнь. 1928 года рождения, только эта дата говорит о многом. Становление страны СССР. Великая Отечественная война. Отец призван защищать Родину.
Мастура Габдулхаковна вспоминает:
- В свои 12 лет, я выглядела старше своих лет. Приходилось выполнять любую непосильную работу. Босиком до поздней осени трудились на полях Чеки – аула. Тяжелые были времена. Я до сих пор поражаюсь трудолюбию и уму нашей матери. Ее умением все регулировать. В огороде сажали сначала картофель, после окучивания между рядами сажали репку. Собирали семена, которые я продавала на местном базаре. Благодаря ее трудолюбию наша большая семья не голодала. Весной, летом собирали травы. Прожила почти век, такого умного и сильного человека не встречала, как наша мать.
Сама Мастура Габдулхаковна родила и вырастила десятерых детей.
Человек старый, конечно она в основном рассказывает о своей нелегкой судьбе, и эта судьба так похожа на судьбы людей того поколения.
Когда я писал работу для участия в конкурсе «Это наш край», источником информации стал наш родственник, живущий в Казахстане в городе Экибастуз Мухаметгали Фархутдинов. Генеалогическое древо, он давно уже занимается сбором информации для этого. Именно по его информации и выполнена была моя работа «Из Поволжья в Сибирь», которая вошла в сборник лучших работ и принесла мне 3 место. Это судьба моего прадеда: http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=1282 сайт Народная летопись Новосибирской области.
За период 1861-1905 гг. в Сибирь переселились примерно 1820 тыс. человек, а за 1906-1914 гг. - 3040 тыс., всего 4860 тыс. человек. Остались в Сибири- 3694 тыс. человек. За столыпинское переселение, осуществлявшееся 8 лет, приехало в 1,7 раза больше людей, чем за предыдущие сорок с лишним лет.
Они вместе с коренными жителями Сибири, переселившимися ранее людьми, и оставшимися строителями железной дороги образовали тот человеческий потенциал, который вдохнул новую жизнь в этот огромный, сказочно богатый край. В Сибирь ехали русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, немцы, евреи, татары, мордва и представители других национальностей.
Селившиеся вместе переселенцы одной национальности сохраняли свою культуру, быт, обычаи. Все они постепенно становились сибиряками, приобретали черты, порожденные сложностями жизни в этом достаточно суровом краю, который вырабатывал у них сибирский характер. Моему прадеду было лет двенадцать, когда его семья переехала из Поволжья осваивать сибирские земли. Остановились они в Новосибирской области в Кыштовском районе деревня Песчанка. Давно уже нет этой деревни на карте, ее жители разъехались еще в советское время. Сибирь, ее ругают, ее хвалят. Но в те времена она поистине оказалась кормилицей переселенцев. Наш Кыштовский район – многонационален, и сейчас у нас живут потомки тех переселенцев. Для нас эта земля – наша Родина, и мы ее любим. Вместе с людьми перекочевали традиции и промыслы.
Габдулхак Мирваизович Агеев родился в деревне Нижнекарышево Уфимской губернии 1898 году. В возрасте двенадцати лет оказался в Сибири. Семья была большая. Окончил медресе в городе Тара, это в Омской области. Вырос, женился на дочери таких же переселенцев, как и он. Вначале переселенцы держались вместе, не смешивались с местным населением, только перед Великой Отечественной войной переехав в райцентр – село Кыштовка, произошло смешивание.
Работали на земле. В начале 1930 годов появилось такое, можно сказать, предприятие «Артель – новая жизнь», где занимались сукном. Артель – это добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.
Родились дети, старшая дочь в 1926 году, потом след за следом другие дети. Умирали в младенчестве. Потом на нашу страну напали фашисты, дедушка ушел на фронт, оставив дома жену и шестерых детей. Награжден: Орденом Отечественной войны 2 степени, медалью за оборону Ленинграда. По рассказам моей бабушки Салимы Габдулхаковны Вахитовой «Мы выжили и не испытали чувство голода, из–за стараний и трудолюбию нашей мамы, она никогда не сидела сложив руки, ее руки всегда были в работе. Могла и постряпать, казалось бы, из ничего, и связать, и сшить». Прабабушку звали Марфуга. По рассказам старшей сестры бабушки Мастуры Габдулхаковны: «Отец был умелым строителем, мог за месяц быстро срубить дом. Всегда поражалась его ловкости». Вот такие они были – дедушка и бабушка. Вернувшись с войны, дедушка хотел увезти свою семью в Ленинград, но тут бабушка не смогла расстаться с кормилицей – Сибирью. Так и остались жить в селе Кыштовка Новосибирской области. Многие годы Габдулхак Мирваизович служил имамом села Кыштовки. Умерли прабабушка и прадедушка оба в 1990 году, 18 февраля прабабушка, а 24 мая прадедушка.
Хочу привести некоторые строки из рассказа: И вот настал этот день, двадцать второе июня – началась Великая Отечественная Война. Мужчины ушли на фронт, ушел воевать против фашистов и дядя Федор, оставив Мише рыболовные снасти. Дядя Федор, он не вернулся с фронта, вскоре пришла похоронка.
Сенокос достался женщинам и мальчишкам, вроде Миши. Осень, весна, Миша он уже не ученик, ему вскоре будет двенадцать. Он пашет землю на быках. Босы ноги, знают землю на ощупь, где она плодородна, а где бы надо удобрить, чтобы получить хороший урожай. Ему двенадцать, хворает мама, его пригласили в райцентр на слет передовиков сельского труда. Вручили мандат, который, он, куда - то, обронил. Утерянный мандат грозил лишением премии. Добрые люди пожалели мальчишку, и дали ему полагающую премию. Миша быстренько сходил в магазин, купил сахарку и маме гребенку красивую на волосы. Вот так Миша был признан лучшим тружеником села.
Мои бабушка Салима Габулхаковна и дедушка Абдулхак Халытович Вахитовы всегда нам помогали, когда бабушки не стало, я ночевал у дедушки. Он был рыбаком и зимними вечерами делал сети, а я ему помогал. Он много рассказывал о своей жизни, и как рыбачил, и как работал в Таежном, и как не успел к похоронам своей мамы, которую он так любил, прабабушку звали Зульфия, а прадеда Халыт. Отдельная история прадеда Халыта, которого забрали в лагеря во время репрессий, из которых он так и не вернулся, потом он был реабилитирован. Эти трудные времена, и тут я вспомнил работу своего брата Хусаина Вахитова, Он, будучи учеником нашей школы, участвовал в Международном конкурсе «Карлаг», которую проводил Казахстан. Работа вошла в сборник лучших работ: «Наше поколение хочет жить в мире и согласии, поэтому может некоторые из нас и становятся то готами, то еще кем – то, не зная как жить правильно, не зная, что делать. Не от того ли что когда – то страна потеряла людей – гениев. Когда пилят в лесу деревья, появляются саженцы. Но время лагерей, подобных Карлагу, вырывала деревья с корнями, осталась только больная земля. Неужели, вместо сильных великолепных деревьев произрастали сорняки, которые душат сейчас все общество. Очень хочется верить, что это не так. Земля богата очень умными, добрыми людьми. Просто президентам, министрам надо их увидеть. Помогать таким людям, то есть, например, как садовник, который хочет развить разновидность красивого растения. Садовник ухаживает за растением: поливает, удобряет, и растение дает плоды. Также и люди у власти, истинно заинтересованные в процветании своей страны, должны помогать одаренным детям, молодежи, пусть эти дети не отличники учебы, но в них есть изюминка, нить, которую можно развивать дальше.
Надо брать пример с прошлого, уметь оценивать, анализировать. Больше создавать конкурсов, принимать участие, разговаривать, делиться опытом.
У меня два прадеда были арестованы в те ужасные времена, судьба одного – Вахитова Халыта неизвестна и на сегодняшние дни. Был сильным человеком, не давал в обиду слабых, но людская зависть сделала так, чтобы он оказался в числе арестантов. Второй прапрадед Гумиров Мухаматчан был расстрелян, был муллой. Их было много, все сгинули в болотах Сибири. У прадеда Халыта Вахитова остались в доме жена и двое маленьких сыновей, жена вскоре умерла от болезни, а мой дедушка Абдулхак Халытович, будучи сам восьмилетним мальчишкой вырастил своего братика. Так что эти времена затронули и семью моих родных».
Дедушка Абдулхак Халытович родился 25 апреля 1932 года, умер 17 апреля 2018 года; а бабушка - Салима Габдулхаковна, родилась 9 января 1932 года, умерла 27 ноября 2013 года.
Очень интересной историей своей прабабушки, выходит мне прапрабабушки мне рассказала мама:
«Моя любимая прабабушка, уроженка города Казани, рассказывала с грустью, иногда в голосе ее появлялась задоринка, о своем переселении. Тогда я была маленькой, и ее рассказ в моем детском воображении, остался в памяти как длинный фильм, мою прабабушку звали Гульрайхан, означает Райский цветок. Какие трудности испытал райский цветок, попав в суровый климат Сибири.
«Сколько себя помню, я была сиротой. Это наверно про меня сказали «сирота казанская» (говорила прабабушка улыбаясь). С детства я прислуживала богатым хозяевам, не помню ни отца, ни мать. Подросла, тут мне знакомая сказала, что в Сибири раздают бесплатно земли. Мне, шестнадцатилетней девушке не хотелось уезжать из родных мест. Скудность бедной жизни дало решимость, и вот я с семьей знакомых отправилась в путь. Тележка скрипела, лошадка плелась, и мы шли лесами, речками. То на телеге, то пешком, шли осваивать новые земли. Вышли в дорогу весной, затем шли дни, месяца. Погибали лошади, погибали младенцы, мы истощали. Так мы дошли до Тюмени, многие остановились там, но некоторые решили отправиться дальше. Дальше решено было вести путь железной дорогой. Так мы добрались до города Тары. Но сотни людей были настроены найти места богатые, и земли плодороднее. Так мы попали на самый край Сибири – Венгеровский и Кыштовский районы. Это была глубинка Сибири. Так к концу октября мы добрались до места, где хотели построить свою жизнь.
Голодных, холодных, меня и еще несколько человек приютил коренной сибирский татарин, старик лет шестидесяти. Жена его умерла, домом командовала его сноха, ровесница мне. Семья была зажиточной, так я стала помощницей в доме. Старик все время поглядывал на меня, я была белолицей, высокой девушкой с русыми волосами, он же темненький, ростом маленький старичок. И вот старик решил на мне жениться, я согласилась. Так мы и поженились, жениху 60, невесте 16. Вскоре родилась дочь. Так жили, работали с утра до ночи, доченька росла, а мое сердце ждало чего то. Родные места, казались такими далекими. Поменялась власть. Пришли красные. И отец моей дочери был раскулачен и казнен. Работа, война, вот так и завял райский цветок в морозные ветра Сибири».
Прабабушка умерла в 1985 году, я сильно скучала по ней. И каждый день смотрела в ее окошечко, по которому она стучала, зовя меня, когда я шла из школы. Угощала курагой, которую отправлял ее младший сын из Ташкента, рассказывая о своей нелегкой жизни. В селе ее называли «Озын оляй», означает высокая бабушка. Худенькая, высокая белокожая бабушка с большими голубыми глазами, такой она осталась в моей памяти».
Вот так в ходе работы над проектом, я познакомился со своими предками, которые тоже были детьми, были юношами и девушками, мечтавшими о чем – то великом, большом. Они много пережили, многое видели, но они остались людьми, людьми – не озлобившими на этот изменчивый мир, людьми – воюющими за свою страну, людьми – родившими и воспитывающими своих детей, просто людьми, благодаря которым увидели этот мир мы.
Свято хранятся священные книги, они на арабском языке. Прочитать их могут не все. Это старо – татарская письменность. Ее особенностью является только наличие согласных букв. Мы умеющие читать на арабском языке, ее прочитать не можем, у нас дома только папа умеет читать такие старинные рукописи. И, действительно в век компьютеров, когда нам легче напечатать, нежели написать, диву даешься, смотря на это великолепие каллиграфии.
Также у нас хранятся вещи бытового обихода, хранятся ручные вышивки бабушки, кружева, старинные платья, машинка печатающая, прялка, самовар, фотографии и многое другое. При большом желании можно создать небольшой музей. Поставить деревянный комод ручной работы, буфет ручной работы, тумбочки, столы с расписными ножками. Все это придает нашей жизни некую связь с прошлым. Прошлое, без которого не было бы будущего.
Книги - это всегда память. В книгах хранится вся жизнь планеты. Не спорим, в годы инновационных технологий, вся информация в интернете. Но книги, они всегда будут. Когда болит голова и хочется отдохнуть, всегда возьмешь в руки любимую книгу. Наша семья в 2016 году попала в почетную книгу победителей «Семья года 2016». Согласитесь, приятно увидеть себя в такой, тем более почетной книге, которые будут верстать семьи победители всей России. И передать ее новым поколениям. Этой книги предшествовала не менее значимая книга, выпущенная на грант президента РФ, областной библиотекой имени Горького Новосибирской области «Семейные ценности народов». Где тоже есть наша семья, наши фотографии. Очень интересно ее листать. Смешные наши, еще совсем, детские лица. Запечатлены фотографии с семейных праздников. Национальные наряды, национальные блюда, все в этом сборники, возьми и знакомимся. Вот какие у нас семейные ценности.
Мама пишет статьи, стихи. Копит свои газеты. Ее стихи есть в печатном варианте, сборник стихов «Поэты 21 века», и сборник стихов поэтов Кыштовского района «Свет родины». Работа Хусаина включена в сборник лучших сочинений международного конкурса «Карлаг – память во имя будущего». Наши достижения (дипломы, грамоты, медали, сертификаты), орден «Родительская слава».
И все эти книги важны для нашей семьи, и мы их храним, и будем передавать нашим детям. Это будет нашей семейной реликвией».
Мы рождаемся, чтобы обрести силу своих предков и передать её через своих потомков следующим поколениям!
Заключение.
Изучение родословной – это настоящее исследование. Изучая историю своего рода, своей семьи, я узнал много нового, интересного о жизни и исторических событиях, соответствующих каждому поколению. Я совершил увлекательное путешествие в далекое прошлое.
Я думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы.
Многое для меня было тайной. По мере исследования, я узнавал, кем были и чем занимались мои родные.
Я точно знаю, что на этом моя работа не окончена, наш род продолжает жить и процветать, а значит, надо будет постоянно дополнять родовое дерево.
Я горжусь своей семьёй, своими предками, своей родиной.
И я понял, что не надо искать чужие ценности, надо просто внимательно изучить свои корни, и каждый мой сверстник найдет героев в своих корнях, несомненно. Ведь жизнь моих предков и предков моих одноклассников схожа. Вот на кого надо ориентироваться нашему поколению.
Впереди у меня целая жизнь. Я хочу, чтобы мне и всем-всем сопутствовала народная мудрость: «Век живи - век учись».
Список использованной литературы:
Москва Место издания; О произведении Издательство ИД Качество жизни ISBN 978-5-904570-36-1
Юрий Визбор. Милая моя
Акварельные гвоздики
Ёжикина Радость
Весёлые польки для детей
Прекрасная арфа