Исследовательская работа на республиканской научно-практической конференции «Петровские чтения»
Вложение | Размер |
---|---|
gramotnym_byt_modno.docx | 54.69 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Актанышская кадетская школа-интернат имени
Героя Советского Союза Хасана Заманова»
Актанышский муниципальный район, село Актаныш
Исследовательская работа на тему:
Грамотным быть модно
на республиканской научно-практической конференции «Петровские чтения»
Гареев Аскар Русланович, ученик 6а класса
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Латыйпова Миляуша Махмутовна
89534925359
mlatyjpova@mail.ru
Актаныш, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Актуальность: Парадоксально, но в настоящее время остро встаёт проблема грамотности. К сожалению, уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы газет, в том числе, и центральных, пестрят грамматическими ошибками.
Задача каждого, кто считает себя носителем языка, - осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере.
Я знаю, что многие дети не любят учить правила. Часто на уроке русского языка можно услышать от учеников: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?»
Мне стало интересно: «Откуда пришли правила?» Я провёл опрос среди своих одноклассников, спросив у них: «Для чего нам нужны правила?», «Учите ли вы правила?», «Грамотным быть модно?» «Что нужно сделать, чтобы стать грамотным человеком?», «В чём бы вы хотели быть грамотным?». Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на первый вопрос, да и правила не все учат, а вот ответ на последние вопросы некоторых почему-то поставил в тупик. И я решил провести своё исследование.
Гипотеза исследования: если учить правила и читать больше полезных книг (классическую художественную литературу, энциклопедии, словари, справочники и другую подобную литературу), то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.
Цель проекта - выявление и развитие потенциала грамотного отношения к жизни обучающихся ГБОУ «Актанышская КШИ»
Задачи проекта:
Методы исследования:
А зачем, собственно говоря, нужно думать, если всё проверит Word? Интернет погряз в дебрях орфографических ошибок, люди перестали его использовать в учебных целях. Что же делает человечество? Смотрит видео милых котят в сети в то время, когда доступна целая онлайн-библиотека! Когда-то Советский Союз был самым читающим государством в мире! Куда делась жажда знаний? Ответ прост: избыток информации погубил тягу к ней!
Слово человека красит... Грамотное владение русским языком важно для любого человека, проживающего на территории Российской Федерации.
По тому, как человек говорит, о нем составляют мнение. С грамотным человеком приятнее общаться и сотрудничать. Красивый и чистый русский язык является «мостом дружбы и взаимопонимания» различных культур.
Знание родного языка позволяет человеку понять и принять собственные исторические корни, а владение иностранными языками помогает открыть и узнать мир.
Работа над проектом состоит из следующих этапов:
1 этап
На первом этапе проекта при помощи социального опроса мы определили, кого считают грамотным учащиеся нашей школы. Исходя из этих данных, мы выстроили примерный маршрут грамотного человека (в чём хотят быть грамотными современные школьники).
2 этап
На втором этапе проекта нами был произведен замер грамотности учащихся нашей школы при помощи устных и письменных тестов. Исходя из этих данных, мы попробовали составить схематичный речевой портрет современного школьника и продолжить работу.
3 этап
На третьем этапе проекта мы предложили тематические классные часы (информационные минутки на уроках, прежде всего, русского языка и литературы) о грамотности. Там мы рассказывали интересные факты о языке, о словарях.
4 этап
Четвёртый этап проекта - сотрудничество со школьной газетой «Парта. Здесь пишут самое интересное»: помимо традиционной рубрики «Колонка главного редактора», мы публикуем интересные факты о языке для школьной аудитории. Услышать и прочитать это смогут все учащиеся нашей школы.
5 этап
Пятый (заключительный) этап проекта - проведение тотального словарного диктанта, где определился самый грамотный класс и ученик нашей школы.
Планируемые результаты проекта:
Письменность и грамотность Древней Руси
Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевёл в IX веке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «Вначале было слово…».
Так начинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он стал говорящим, откуда взялись самые первые слова на Земле. Из этого рассказа следует, что слово – это дар Бога, дар, которым сумел воспользоваться человек.
Многие учёные пытались разгадать тайну удивительной способности человека говорить и понимать речь другого. Оказывается, на Земле есть языки, которые значительно старше, древнее, чем человеческий язык.
Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Считается, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Эта официальная версия просуществовала очень долгое время. Но есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до принятия христианства Русью. В 1949 г. советский археолог Д. В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла, позднее ставшего вместе с братом Мефодием, основоположником славянской азбуки. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами.
Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси: так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».
Что интересовало людей Древней Руси? Какие книги они читали?
В основном, это духовная литература. Богослужебные книги, евангелия, жизнеописания святых, духовные наставления. Но была и светская литература. Одной из древнейших дошедших до нас книг является «Изборник» 1073 года. По сути, это не просто словарь, это малая энциклопедия, основу которой составляют исторические хроники византийских авторов. Но среди более чем 380 текстов есть трактат о стилистике, статьи о грамматике, логике, статьи философского содержания, притчи и даже загадки. Кроме этого, в силу того, что не существовали тогда авторские права, в большом количестве переписывались летописи, свидетельствующие, русские люди отнюдь не были Иванами, не помнящими родства, они живо интересовались тем, «откуда есть пошла русская земля».
Существовала и научная литература. В 1136 году Кирик Новгородец написал «Учение о числах» - математический и астрономический трактат, посвященный проблемам летоисчисления. До нас дошли четыре «противени» (копии). Значит, копий этого сочинения было много.
«Моление Даниила Заточника» с элементами сатиры, направленное против духовенства и бояр, - это не что иное, как публицистика XIII века.
И, конечно же, «Слово о полку Игореве»! Даже если «Слово» было единственным творением автора (в чем можно сомневаться), у него, наверняка, были и предшественники, и последователи.
Как книги попадали на Древнюю Русь?
Установлено, что целый ряд рукописей X-XI веков является списками с болгарских оригиналов. Историки давно подозревают, что библиотека болгарских царей оказалась на Руси. Она могла быть вывезена как военный трофей князем Святославом в 968 году.
Басурманская речь (или знание иностранных языков)
Отец Владимира Мономаха владел пятью языками. Мать Мономаха была греческой царевной, бабушка - шведской принцессой. Наверняка мальчик, живший с ними до подросткового возраста, знал и греческий, и шведский. Владение как минимум тремя иностранными языками в княжеской среде было нормой. Но это княжеская фамилия, теперь спустимся по социальной лестнице вниз.
В Киево-Печерской лавре один одержимый бесом чернец заговорил на нескольких языках. Стоящие рядом монахи свободно определили «бесерменския языци»: латынь, древнееврейский, греческий, сирийский. Как видим, знание этих языков не было среди монастырской братии редкостью.
Поэтому попавшая в Древнюю Русь с Запада или Востока книга, или рукопись не пропадала - ее читали, переводили и переписывали. Практически в Древней Руси могла ходить вся мировая литература того времени. Как видим, Русь не была ни темной, ни забитой. И читали на Руси не только Библию и Евангелие.
Становление письменности
Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Поэтому письменность, как и отношение к грамотному письму, видоизменялась: уходили в прошлое одни нормы грамотного письма и речи, на смену им приходили другие.
Правила орфографии включают правописание гласных, согласных, букв Ъ и Ь, прописных букв, а также написания слитные и через дефис (черточку). К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания: точки, запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, кавычек и др.
Конечно, те и другие правила с течением времени по разным причинам изменялись. Изменились со временем и правила употребления знаков препинания. Например, простейший пунктуационный знак – точка, ставящийся сейчас в конце предложений, в древних русских рукописных памятниках использовался и для отделения друг от друга слов, а также более крупных отрезков текста. Причем ставился этот знак на разных уровнях: и у основания буквы, и на уровне середины. Более того, писец, прерывая работу, мог поставить точку даже в середине слова. К тому же вместо точки могли употребляться крест или вертикальная волнистая линия.
Почему надо быть грамотным?
Грамотность, грамотный человек. Эти понятия давно у всех на слуху. И, казалось бы, зачем уделять особое внимание тому, что само собой должно быть…. Словарь Ожегова гласит –«грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», а также «умеющий писать грамматически правильно». Вот с грамматикой на уроках русского языка школьники воюют всерьёз. Мягкие и твердые звуки, однокоренные слова- путь к грамотности для людей нелёгок и тернист.
Способность чётко и грамотно выражать свою мысль - важнее этого ничего нет. Когда ребёнок начинает писать в тетради свои первые буквы, школа и родители пытаются научить его писать без ошибок. Но кто-то хорошо пишет сложные обороты, а кто-то не может писать без ошибок, даже самые простые слова. Как ребёнку научиться писать без ошибок?
Раньше грамотным называли человека, который хорошо владеет родным языком, то есть может взять в руки книгу и увлечься ею. Или обратиться к справочнику и почерпнуть для себя что-нибудь полезное. Ведь грамотность -это ещё и знания, причем в совершенно разных областях.
Грамотный психолог, грамотный врач - это, скорее, те люди, которые очень хорошо разбираются в своей области знаний. В обычной жизни грамотность начинается со школьной скамьи с уроков русского языка.
С одной стороны, грамотных людей, то есть умеющих без ошибок писать и говорить, во все времена было мало. Среди первых лиц государства, учёных и даже писателей встречались люди косноязычные и пишущие с ошибками. С другой стороны, раньше граница проходила между общественными слоями, выделяя сообщество людей, считающих себя интеллигентными, образованными и начитанными; а теперь эта граница идёт, разрезая семьи, уже внутри людей с высшим образованием, чувством юмора и духовным богатством.
Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку. Поэтому выбор, с кем общаться и дружить, мы делаем, обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей. Но, если раньше, пару сотен лет назад, общение высших слоёв населения происходило на французском языке, что определяло четкую границу между интеллигенцией и малограмотными людьми, то сегодня всё перемешалось. Кроме того, общение, происходящее во всевозможных социальных сетях, форумах, чатах и блогах, где безграмотные комментарии считаются нормой, становится естественной средой даже для грамотного населения.
Не секрет, что современные подростки много времени проводят в социальных сетях, общаясь между собой. Я специально обратил внимание: за 5 минут в одной из групп ВК я заметил 27 ошибок!
10% – ошибки с мягким знаком: «что делаеш?», «ты не чего не видеш» и т.д.
50% – ошибки в словах: «падари падарок», «хачу на дескатеку», «ок, понел», «это типо шутка», «кто едит в «Чекаловец» и т.д.
40% – неправильное составление предложений (юноши и девушки просто не могли ясно и грамотно выразить свои мысли).
Про запятые лучше промолчать. В Интернете их вообще никто не ставит. Вот и наглядный пример того, как «хорошо» подростки знают наш могучий русский язык.
Или вот маленький, но, думаю, значимый пример: в 6а классе нашей школы обучается 20 человек, только 3 имеют «пятёрку» по русскому языку.
22 ноября 2019 года, в день рождения В.И. Даля, учащиеся нашей школы (5 – 11 классы) приняли участие в акции «Всероссийский словарный диктант» (в акции приняли участие около 140 человек; организаторы – Латыйпова М.М., Муллахметова Е.Р., Ахметова А.М. учителя русского языка и литературы).
Самым грамотным классом нашей школы по итогам словарного диктанта можно считать: 5 – Зименков.; 6 а – Зигантдинова С. 6б – Шакиров И.; 7а – Алдашкин П., 7б- Садртдинов Э., 8кл- Варин, 9кл- Николаев С., 10- Гильфанова А., Зянгиров Р., Исанов В., 11кл- Фархутдинова А.
Безграмотность наступает. Может, это и звучит вызывающе и пафосно, но это правда. С каждым днём мы делаем всё больше ошибок. Мои одноклассники в соцсетях пишут ещё безграмотней, чем в школе. Интересная фраза, согласитесь. Но почему же так происходит? А зачем думать, когда, как многие считают, любезный текстовый редактор выделит красненьким или зелененьким орфографические и пунктуационные ошибки, и даже предложит правильные варианты написания. А стилистика – это уже дело третье. Разве кто-нибудь потерял здоровье от каких-то неточностей в тексте?
Как бы там ни было, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что грамотность неизбежно вымирает. Не модным стало быть грамотным. Но мода - это проходящее, а грамотность - навсегда!
Современное поколение школьников, да и не только они, мало читает и много общается в сети, где не нужно быть грамотным, нужно уметь быстро печатать ответ на пост оппонента. Ну и что, что с ошибками и описками? – так даже интереснее и удобнее. Многие слова, употребляемые в сети для удобства, становятся нормой. Не трудно предположить, что вскоре будет сложно найти «своих» — грамотных людей, для того чтобы насладиться общением с ними, чтобы получить удовольствие от искусства грамотности, чтобы насладиться жизнью и в этом ее проявлении.
Но возможно, не всё так плохо? И грамотность, как модный тренд, однажды займёт своё законное место! Придём ли мы к этому? Хочется надеяться, что – да. И это дело чести нашего поколения, поколения современных подростков.
Выводы
А для себя индивидуальный маршрут грамотного человека я определил так:
Систематическая и ежедневная качественная подготовка к учебным занятиям выполнение учебных проектов (в том числе, на занятиях по внеурочной деятельности) участие в школьном этапе Всероссийских предметных олимпиад участие в очных и заочных творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах, викторинах, фестивалях.
ЛИТЕРАТУРА
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Сладость для сердца
Басня "Две подруги"
Бородино. М.Ю. Лермонтов
И тут появился изобретатель