«Все приходит к тому, кто умеет ждать»
Л. Н. Толстой
В этом году исполняется 100лет со дня основания музея-усадьбы «Ясная Поляна.
Ясная Поляна...! Как много говорит это название сердцу каждого русского человека, и как близко оно людям всего мира. Ясная Поляна – место жизни, творчества и деятельности писателя. Здесь он родился и прожил большую часть своей жизни. Здесь же, в лесу в Старом Заказе, на краю оврага, под сенью деревьев находится его могила. В Ясной Поляне Толстым были задуманы и написаны многие из его бессмертных произведений.
Впечатления яснополянской усадебной жизни и природы дали богатейший материал для творческой мысли писателя и получили многообразное отражение в его произведениях. Постоянное общение с местными и окрестными крестьянами было для Толстого источником глубокого знания народной жизни, позволило ему хорошо понять страдания и думы угнетенного самодержавным строем народа. Его жизнь, человека и писателя, пробуждала в сердцах людей лучшие чувства и стремление к правде, добру и справедливости.
Страстным защитником угнетённых, грозным обличителем власть имущих таким был Толстой, таким он остаётся и поныне для миллионов людей во всём мире. Он олицетворял гражданскую совесть своей эпохи. Имя его было известно всем. Ясную Поляну знали в самых отдаленных уголках земного шара. «Россию Льву Толстому» - так адресовали свои письма некоторые зарубежные корреспонденты писателя. В Ясной Поляне побывали выдающиеся деятели русской и мировой культуры, науки, политики. Здесь кипели страстные споры о судьбах России, об идеалах нравственных, социальных, эстетических, о самых волнующих вопросах современности.
Мне 15 лет. О Толстом я знаю на уроках литературы, из кинофильмов. На одном из уроков литературы мы обсуждали творчество Льва Николаевича. Среди большого множества книг меня заинтересовало произведение Михаила У меня возникло желание узнать больше об этом писателе. Я прочитал некоторые его произведения. Потом нашел в интернете информацию о нём и задался вопросом « Что значит вечность для Л.Н. Толстого?»
Выбор темы исследования обусловлен желанием пополнить знания о творчестве Л.Н.Толстого, понять авторскую позицию.
Цель моей работы: Знакомство с многогранной личностью Толстого как человека, мыслителя и писателя; изучение основных аспектов жизни и творчества Толстого;
Объект исследования: Л.Н.Толстой.
Предмет исследования: Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
Моя исследовательская работа состоит из следующих этапов:
1 этап: январь 2021 г. – Подготовительный. (На этом этапе я определил тематику, поставил цели, задачи работы, определил методы своего исследования);
2этап: февраль 2021 г. - Практический. (Беседы и анкетирование позволили наладить личный контакт с отвечающими, и получить ответы на вопросы, );
3 этап: март 2021 г. - Вывод и анализ. (На этом этапе я сделал анализ полученной информации в результате анкетирования, анализ творчества, дал обоснование полученным результатам и сформулировал выводы).
Новизна исследования заключается в представленной попытке рассмотреть проблему обращения современных подростков к произведениям русской литературы.
Гипотеза: Л.Н. Толстой феноменальная личность, человек, которому удалось постичь смысл жизни.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
показать самобытность и величие личности великого писателя земли русской; ознакомить с началом творческого пути Толстого, с его нравственным кредо, с его мучительными поисками смысла жизни; способствовать укреплению читательского интереса к писателю.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 413.19 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнесоленовская средняя общеобразовательная школа
XX Яснополянские детские чтения
«Юность думает о будущем…»
Тема работы: «Лев Толстой. На пороге вечности»
Улиханян Давид, 9 класс,
МБОУ Верхнесолёновская
СОШ,х.Нижнесолёный.
Научный руководитель:
Мустафаева
Анжелика Владимировна,
учитель русского языка и
литературы,
МБОУ Верхнесолёновская
СОШ,
х.Нижнесолёный
2021
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………..3 |
2.Основная часть……………………………………………………………...5 |
2.1. Биография……………….………………………………………………5 |
2.2.Художественное творчество Толстого …………………………..……...7 |
2.3.Талантливый человек талантлив во всём!…………………...…………..8 |
3.Практическая часть…………………………………………………………9 |
3.1. Анкетирование……………………………………………………………9 |
3.2.Результаты анкетирования……………………………………………….9 |
4.Заключение………………………………………………………………....10 |
5.Список использованной литературы……………………………………..11 |
Приложение 1………………………………………………………………..12 |
Приложение 2………………………………………………………………..13 |
Приложение 3……………………………………………………………….16
«Все приходит к тому, кто умеет ждать»
Л. Н. Толстой
1.Введение
В этом году исполняется 100лет со дня основания музея-усадьбы «Ясная Поляна.
Ясная Поляна...! Как много говорит это название сердцу каждого русского человека, и как близко оно людям всего мира. Ясная Поляна – место жизни, творчества и деятельности писателя. Здесь он родился и прожил большую часть своей жизни. Здесь же, в лесу в Старом Заказе, на краю оврага, под сенью деревьев находится его могила. В Ясной Поляне Толстым были задуманы и написаны многие из его бессмертных произведений.
Впечатления яснополянской усадебной жизни и природы дали богатейший материал для творческой мысли писателя и получили многообразное отражение в его произведениях. Постоянное общение с местными и окрестными крестьянами было для Толстого источником глубокого знания народной жизни, позволило ему хорошо понять страдания и думы угнетенного самодержавным строем народа. Его жизнь, человека и писателя, пробуждала в сердцах людей лучшие чувства и стремление к правде, добру и справедливости.
Страстным защитником угнетённых, грозным обличителем власть имущих таким был Толстой, таким он остаётся и поныне для миллионов людей во всём мире. Он олицетворял гражданскую совесть своей эпохи. Имя его было известно всем. Ясную Поляну знали в самых отдаленных уголках земного шара. «Россию Льву Толстому» - так адресовали свои письма некоторые зарубежные корреспонденты писателя. В Ясной Поляне побывали выдающиеся деятели русской и мировой культуры, науки, политики. Здесь кипели страстные споры о судьбах России, об идеалах нравственных, социальных, эстетических, о самых волнующих вопросах современности.
Мне 15 лет. О Толстом я знаю на уроках литературы, из кинофильмов. На одном из уроков литературы мы обсуждали творчество Льва Николаевича. Среди большого множества книг меня заинтересовало произведение Михаила У меня возникло желание узнать больше об этом писателе. Я прочитал некоторые его произведения. Потом нашел в интернете информацию о нём и задался вопросом « Что значит вечность для Л.Н. Толстого?»
Выбор темы исследования обусловлен желанием пополнить знания о творчестве Л.Н.Толстого, понять авторскую позицию.
Цель моей работы: Знакомство с многогранной личностью Толстого как человека, мыслителя и писателя; изучение основных аспектов жизни и творчества Толстого;
Объект исследования: Л.Н.Толстой.
Предмет исследования: Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
Моя исследовательская работа состоит из следующих этапов:
1 этап: январь 2021 г. – Подготовительный. (На этом этапе я определил тематику, поставил цели, задачи работы, определил методы своего исследования);
2этап: февраль 2021 г. - Практический. (Беседы и анкетирование позволили наладить личный контакт с отвечающими, и получить ответы на вопросы, );
3 этап: март 2021 г. - Вывод и анализ. (На этом этапе я сделал анализ полученной информации в результате анкетирования, анализ творчества, дал обоснование полученным результатам и сформулировал выводы).
Новизна исследования заключается в представленной попытке рассмотреть проблему обращения современных подростков к произведениям русской литературы.
Гипотеза: Л.Н. Толстой феноменальная личность, человек, которому удалось постичь смысл жизни.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
показать самобытность и величие личности великого писателя земли русской; ознакомить с началом творческого пути Толстого, с его нравственным кредо, с его мучительными поисками смысла жизни; способствовать укреплению читательского интереса к писателю.
2.Основная часть
2.1.Биография
В 1828 году в большой дворянской семье, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии родился четвертый ребенок. Детство провёл в имении Ясная поляна, где получил начальное домашнее образование. У него было трое братьев и сестра. Назвали его Левой. Его мать, урожденная княжна Волконская, имела блестящее образование, была превосходной рассказчицей – сочиняла увлекательные волшебные истории и сказки, писала и переводила стихи. Когда мальчику исполнилось два года, она умерла. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Волконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми, был родственником А. С. Пушкина.
Бережно собирал и хранил в памяти все, что удалось ему узнать о ней от родных. В «Воспоминаниях» он написал: «…все, что я знаю о ней, все прекрасно…».
Отец Толстого, был участником Отечественной войны 1812 г, имел добродушно-насмешливый характер, любил читать и охотиться. Мария Николаевна и Николай Ильич стремились дать своим детям – их было у них пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и дочь Мария – воспитание свободное, гуманное, патриотическое. Нравственный и интеллектуальный облик родителей, достигнутое ими семейное счастье – вот то, что определяло особую атмосферу Ясной поляны, где были заложены те истоки «чистоты нравственного чувства».
Отец скончался в 1837 и Толстой осиротел, потеряв теперь и отца.
Лев Николаевич всегда с любовью вспоминал о своих родителях, которых потерял в раннем детстве. Черты их жизни и характеров он запечатлел в своих произведениях. Облик Марии Николаевны угадывается в поэтическом образе Маman в повести «Детство».
Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви", - говорил он. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными.
В детстве Лев отличался скромностью, застенчивостью, немногословностью. Взамен дворовым шалостям предпочитал проводить время в одиночестве, размышляя о смысле жизни, любви, религии. Самым ярким впечатлением для девятилетнего мальчика стало посещение Москвы. Свои впечатления от посещения «величайшего города Европы» маленький Лева описал в своем первом сочинении «Кремль».
Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань со своей опекуншей. В ту пору Льву Толстому было 13 лет. Дом Юшковых принадлежал к числу самых весёлых в Казани; все члены семьи высоко ценили внешний блеск.
Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем Лев решил поступить в Императорский Казанский университет. 3 октября 1844 года, в 16-летнем возрасте Лев Николаевич был зачислен студентом факультета восточной словесности в Казанский университет. На вступительных экзаменах юный Толстой показал блестящие знания по «турецко-татарскому языку», однако по результатам обучения на первом курсе имел неуспеваемость по специальным предметам, не сдал переходного экзамена и вынужден был заново прослушать программу первого курса. Причиной неуспеваемости был конфликта его домашних с преподавателем российской истории и немецкого, неким Ивановым .Чтобы избежать полного повторения курса, будущий писатель переводится на юридический факультет. Там он проучился менее двух лет, где его проблемы с оценками по российской истории и немецкому языку продолжались. К занятиям в университете относился безответственно. В это время он сдружился с аристократическими дворянскими детьми, был завсегдатаем балов, самодеятельных увеселений казанского "высшего" общества и исповедовал идеалы "комильфо" - светского молодого человека, выше всего ставящего изящные аристократические манеры и презирающего "некомильфотных" людей.
Так и не окончив университета, Л.Н.Толстой уехал в доставшуюся ему по разделу Ясную Поляну. Парадокс, но только после выхода из университета начинается серьезное отношение Толстого к учебе: в Ясной Поляне он освоил английский язык, серьезно увлекся музыкой, самостоятельно прошел курс юриспруденции, занялся сельским хозяйством и педагогикой. Впоследствии Толстой со стыдом вспоминал об этих увлечениях, которые привели его к провалу на экзаменах за первый курс.
«Всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, — он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом», — пишет Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого».
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Лев Толстой познакомился со своей будущей женой Софьей Берс, когда ей было семнадцать, а ему тридцать четыре года. Вместе они прожили 48 лет. Софья Андреевна была не только женой, но и верным преданным другом, помощницей во всех делах, в том числе и литературных. Первые двадцать лет они были счастливы. Однако потом часто ссорились, в основном из-за убеждений и образа жизни, которые Толстой определил для себя. У них родилось 13 детей, пятеро из которых умерли в детстве.
2.2. Художественное творчество Толстого
Лев Николаевич оставил нам 165 000 листов рукописей, полное сочинение произведений в 90 томах, написал 10 тысяч писем. На протяжении всей своей жизни он искал смысл жизни и всеобщего счастья, которые нашел в простом слове — добро. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира. Лев Толстой был самым издаваемым в СССР писателем за 1918—1986 годы: общий тираж 3199 изданий составил 436,261 миллионов экземпляров.
Льва Николаевича давно уже нет, но интерес к его произведениям не уменьшается, а возрастает. Они привлекают читателя, заставляют задуматься над проблемами добра и зла, войны и мира, любви и дружбы, помогают жить с добрыми и красивыми помыслами. Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читая его произведения, погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался художник, живописал он широко, по-человечески мудро и просто. Лев Николаевич - истинный знаток детской души, он чувствовал её необычайно тонко.
С его произведениями мы начинаем знакомиться ещё в дошкольном возрасте, а его роман «Война и Мир» переведён на десятки языков мира. Никогда не забудешь чтение сказки-были «Лев и собачка» или рассказ «Косточка».
Толстой представляет героев, которые, так или иначе, обращают свои взоры на себя, на свой внутренний мир. В душе они ищут опору для преодоления внешних обстоятельств, разговаривают с самим собой, размышляют наедине, стремятся жить «здесь и сейчас». Для героев произведений Толстого – духовная жизнь, прежде всего. Вероятно, поэтому люди разных стран и разных континентов читают Толстого, черпая из них уроки нравственного совершенствования. Не имеет значения, какой ты нации, какого цвета кожа или разрез глаз: Толстой понятен всем, без исключения. Дух в его произведениях един и зрим. Можно с полной уверенностью сказать, что произведения великого писателя являются ценным подспорьем в духовно-нравственном образовании молодежи. Чтение книг Толстого доставляет не просто наслаждение, но главное, в них черпаешь ту духовную силу, которая способствует очищению, ведет к разговору с самим собой, с собственной совестью.
Густой туман злоязычия и восторгов окутывал Толстого при жизни ... Вряд ли были люди, вовсе не слышавшие о нём. Но даже если и были, всё равно их жизнь стала во многом иной с тех пор, как на земле возникло это явление - Лев Толстой, потому что после его произведений люди стали иначе смотреть на себя и на весь мир.
Л.Н.Толстой никогда не был профессиональным литератором, понимая профессиональность не в смысле профессии, дающей средства к жизни, а в смысле преобладания литературных интересов. Он не принимал близко к сердцу интересы литературных партий, неохотно беседовал о литературе, предпочитая разговоры о вопросах веры, морали, общественных отношений.
2.3.Талантливый человек талантлив во всём!
Лев Николаевич Толстой — личность интересная и неординарная. Его талант не знает границ. Он был первым, кто отказался от авторского права, был противником государственной системы, а за отклонение религиозных авторитетов отлучен от церкви. Он отказался от Нобелевской премии, не ценил деньги и выступал на стороне крестьян. Таким его не знал еще никто. Его имя — Лев Толстой.
Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства.
Лев Толстой был ещё и великим педагогом. Его педагогическими идеями ещё 100 лет назад интересовались в ряде стран мира, среди которых были Германия, Франция, Америка, Болгария. Педагогическая деятельность для Толстого была важнее, нежели литературное творчество.
Известно, что на создание своей Азбуки он потратил порядка 10 лет жизни, отложив работу над «Анной Карениной». Сам он говорил «...Написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть». В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских ребятишек и сам составил азбуку, преподавал не только литературу, историю, но физику, математику.
Смысл жизни Толстой видел в служении людям. В дневниковых записях писателя неоднократно повторяется мысль: «Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям». И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.
Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя.
3.Практическая часть
3.1.Анкетирование
На начальном этапе исследования мною было проведено анкетирование учащихся МБОУ Верхнесолёновская СОШ с 9 по 11классы о значимости творчества Л.Н.Толстого в современном обществе.
В анкетировании приняли участие 45 учеников в возрасте от 15 до 18 лет, которые отвечали на следующие вопросы (Приложение 1).
3.2. Результаты анкетирования
Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать основные выводы:
В целом, исследование показало, что ребята знакомы с произведениями писателя. Но, всё же нам нужно больше читать произведения Л.Н.Толстого, проводить беседы, выполнять проекты. ( Приложение 2).
Исходя из этого, я решил сделать буклет, который визуально познакомит ребят с биографией и творчеством писателя. А также записал документальный фильм, который поможет ребятам и педагогам на уроках литературы.
4.Заключение
Лев Николаевич одним из первых заговорил об идеях гуманизма, сейчас этим идеям уже более 100 лет, но они остаются, актуальными по сей день.
Я считаю, что это то, чего так не хватает современным людям. Мне кажется, что в современной гонке за временем часто упускается то главное, о котором говорил Лев Толстой: ненасильственное воспитание и обучение, уважение личности ребёнка, помощь ему, главное внимание его потребностям, а не «подгонка» его под существующий шаблон...
Толстой – человек, который достаточно сильно отличается от других людей. Он полностью сформировался как личность. Лев Николаевич знал, что хочет сделать и добивался этого. Толстой понял, что является для него смыслом жизни и прямо шёл к своей цели развития тела и духа. Прежде всего, нужно сказать о Л.Н. Толстом, что он - гениальный художник и гениальная личность. Та нравственная высота, которую достиг Толстой - человек, результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим. Лев Николаевич один из немногих, кто мог осознавать, бороться и побеждать свои пороки. Смысл жизни Толстой видит в служении людям и в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании. Вот с какой целью человек приходит в этот мир, чтобы стать лучше.
А ещё для меня Л.Н.Толстой, прежде всего русский писатель, оставивший нам огромное литературное наследие. Современный читатель, к сожалению, отошел от Толстого, мало кто перечитывает его страницы. С моей точки зрения, если оценивать художественное творчество Толстого – это великий русский писатель, который был бесконечно богато одарен, он получил такой дар, который немногие люди получают. Толстой помог мне научиться любить и понимать природу, видеть красоту в обыденном. Природа, по мнению Толстого, несет в себе мир и жизнь, она никогда не бывает враждебной человеку, наоборот, она всегда противостоит ужасам, например, войне.
5.Список использованной литературы
1. Дневник Л. Н. Толстого, т. I (1895--1899), под ред. В. Г. Черткова, М., 1995.
2. Дневник молодости Л. Н. Толстого, т. I (1847--1852), под ред. В. Г. Черткова, М., 1995.
3. Гусев Н. Н., Жизнь Л. Н. Толстого. Молодой Толстой (1828--1862), изд. Толстовского музея, М., 1998.
4. Гусев Н. Н., Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого, изд. «Academia», М. -- Л., 2005.
5. Леонтьев К. Н., О романах гр. Л. Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние. (Критич. этюд), М., 2004.
6. Эйхенбаум Б., Молодой Толстой, изд. З. И. Гржебина, П. -- Берлин, 2002.
7. Гудзий Н. К., Как работал Л. Толстой, изд. «Советский писатель», М., 2003.
8. Сборники статей и материалов о Толстом: Международный толстовский альманах, состав. П. Сергеенко, изд. «Книга», М. 2004.
Приложение 1
Анкетирование
1. Знакомы ли вы с творчеством Л.Н.Толстого?
А) Да.
Б) Нет.
2.Самые известные произведения?
А) Война и мир.
Б) Анна Каренина.
В) Детство.
Г) Воскресение.
3.Что вы знаете об учениях Л.Н.Толстого?
А) Ничего.
Б) Затрудняюсь ответить.
В) Отречение от религии.
Г) Л.Н. призывал к «свободному» обучению и воспитанию.
4.Что связывает Л.Н.Толстого с имением «Ясная поляна»?
А) Место, где жил Л.Н. Толстой.
Б) Не знаю.
5. Знакомы ли вы с экранизацией Л.Н.Толстого?
А) Да.
Б) Нет.
Приложение 2
Результаты анкетирования
1. Знакомы ли вы с творчеством Л.Н.Толстого?
А) Да -70%
Б) Нет - 30%
2.Самые известные произведения?
А) Война и мир – 47%
Б) Анна Каренина – 35%
В) Детство – 11%
Г) Воскресение - 7%
3.Что вы знаете об учениях Л.Н.Толстого?
А) Ничего- 90%
Б) Затрудняюсь ответить -6%
В) Отречение от религии – 3%
Г) Л.Н. призывал к «свободному» обучению – 1%
4.Что связывает Л.Н.Толстого с имением «Ясная поляна»?
А) Место, где жил Л.Н. Толстой - 45%
Б) Не знаю – 55%
5. Знакомы ли вы с экранизацией Л.Н.Толстого?
А) Да - 89%
Б) Нет -11 %
Приложение 3
Фото галерея
фото 1. Проведение анкетирования фото 2.
фото 3,4.
Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
За еду птицы готовы собирать мусор
Машенька - ветреные косы
Ворона
Лиса-охотница