Данный проект представляет собой исследование быта и нравов русского дворянства в первой четверти 19 века на материале романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Вложение | Размер |
---|---|
proektevgeniy_onegin_2.pptx | 1.78 МБ |
onegin.docx | 72.68 КБ |
Слайд 1
Быт и нравы русского дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Слайд 2
Тема нашего исследования актуальна , так как изучение быта и нравов своего народа, даже в рамках одного социального слоя и одной исторической эпохи, помогает понять особенности национального менталитета. Кроме того, работа поможет сравнить взгляд представителя ушедшей исторической эпохи и современника на основные сферы нашей жизни: образование и воспитание, отношение к труду, семейной жизни, ведению хозяйства, моральные принципы. Цель работы : доказать, что роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» верно изображает уклад жизни и основные моральные принципы русских дворян первой четверти XIX века. Задачи : 1. Знакомство с текстом романа «Евгений Онегин». 2. Изучение примечаний и комментария А.С. Пушкина к роману. 3. Определение основных сфер жизни русского дворянства первой четверти XIX века. 4. Изучение документов (писем, заметок, монографий), рассказывающих о реалиях жизни дворянства первой четверти XIX века.
Слайд 3
Дворянство и светское общество в романе «Евгений Онегин»:образ и характеристика «Евгений Онегин» – реалистический роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности , изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Роман писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. В романе «Евгений Онегин» одну из важнейших ролей играет русское дворянство и столичное светское общество. Произведение содержит множество эпизодов с описанием различных деталей из жизни дворянства и высшего общества .
Слайд 4
«...Однообразная семья, / Все жадной скуки сыновья...» : «...И даже глупости смешной / В тебе не встретишь, свет пустой ...» . На обедах у аристократов подаются роскошные блюда, экзотические фрукты и дорогое вино: « Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный И трюфли , роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым.
Слайд 5
Полна народу зала; Музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры, И ревом скрыпок заглушен Ревнивый шепот модных жен. Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд .
Слайд 6
День светского человека. Развлечения Пороки светского общества : 1)лень и пустота 2)пошлость и отсутствие занятий 3)непрактичность и беспечность 4)склонность к растратам 5)любовь к картам и т. д.
Слайд 7
4)Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр. 5) К началу 1820-х гг. обед сдвинулся к 16 часам, время вечерних собраний — к 22-м, щеголи же не приезжали на балы до полуночи. Там, где после бала имел место ужин, он проходил в 2-3 часа ночи. Распорядок молодого дворянина: 1)День начинался около полудня. 2)Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к 14-15 часам прогулкой, которая пешком, верхом или в коляске занимала час-два. 3)Около 16 часов наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и предпочитал обедать в ресторане
Слайд 8
«В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопьями , видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем». Писал Пушкин в записке «О народном воспитании», составленной в 1826 г Образование дворянских детей в XVIII веке
Слайд 9
Основным способом воспитания на протяжении всего XIX века оставался образ жизни родителей и стиль их поведения, усваиваемый ребенком в качестве образца. Общепринятые нормы дворянского воспитания включали в себя обязательный контроль над ребенком старших членов семьи, нянек, гувернеров, учителей. Няня приставлялась к малышу сразу же после его рождения. Она следила за чистотой детской и гигиеной младенца, освещением и отоплением, командовала приставленной к детской прислугой и присматривала за кормилицей. К мальчикам после пяти лет приставляли «дядьку» — в его обязанности входило первоначальное мужское воспитание дворянина. Воспитание разума и нравственности считалось возможным лишь при постоянном надзоре за ребенком со стороны воспитателя (в основном, гувернера). В круг его обязанностей входило не только преподавание курса наук, но, прежде всего, воспитание манер, стереотипов поведения. Ведь «неумение вести себя в предписанной манере, могло вести не только к изгнанию из общества, но и к разрыву семейных уз».
Слайд 10
Проблема воспитания и образования в первую очередь рассматривается на главных героях - Евгении Онегине и Татьяне Лариной. С одной стороны, Евгения окружают с детства гувернеры, которые дают ему все необходимое, чтобы выйти в свет. В то же время его воспитание лишено твердой моральной основы, оно освобождало его от принципов нравственности: Monsieur l'Abbi , француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил. Онегин блестяще образован, даже в области схоластических наук, знает латынь, умен и видит все недостатки как окружающего мира, так и свои собственные, но не может, да и не хочет, вырваться из «порочного круга» светской жизни. По мнению Пушкина, привнесенные на русскую почву иностранные обычаи не могут дать нашим людям ничего положительного, а только портят их. Иллюстрацией этому в романе служит Евгений Онегин, который представляет собой«европеизированный» вариант русского человека. Поклонник Наполеона, любитель лондонской моды, Онегин не находит ни в русских людях, ни в русской природе ничего значимого для себя, считая это все слишком примитивным.
Слайд 11
«Милый идеал» Пушкина - Татьяна Ларина - появляется именно в среде поместного дворянства. В воспитании и образовании девушки совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Вместо французских гувернеров характер Татьяны формирует и воспитывает её русская няня. К своей седой Филиппьевне с её добротой, лаской и страшными рассказами, навеянными фольклором, Татьяна нежно привязана. Ведущее место в иерархии нравственных ценностей для нее, как и для Пушкина, занимают народные традиции. По мнению Пушкина, именно в русском фольклоре кроется настоящая искренность и высокая нравственность, присущая простым людям. Татьяна воспитана на народной и национальной почве (которой не знал Онегин); не случайна ее близость к «заботливой прислуге» и «бедным поселянам», о помощи которых она будет вспоминать много позже. Да, героиня зачитывается французскими романами и испытывает трудности в передаче своих мыслей и переживаний на русском языке. Но она, не желая терять свою индивидуальность, из всего модного смогла вынести что-то свое, непохожее, по-своему пережить, прочувствовать.
Слайд 12
С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин , хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков, Мой брат двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком (Как вам, конечно, он знаком) , И отставной советник Флянов , Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора , взяточник и шут. Пушкин рисует пестрое сборище провинциальных дворян, съехавшихся на именины Татьяны: Провинциальное дворянство предстает в романе карикатурой на высший свет. Деревенские развлечения — охота, гости и особое место занимает бал и обильный ужин. Уклад жизни провинциального дворянства
Слайд 13
В брак молодые дворянки в начале XIX в. вступали рано . Правда , частые в XVIII в. замужества 14- и 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17–19 лет. Но их сердечная жизнь, время первых увлечений начинались значительно раньше. Мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте , в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка. Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина, в столичную светскую даму или провинциальную сплетницу. Судьбу матери впоследствии повторяет и Татьяна: она тоже выходит замуж за нелюбимого человека. Это еще одна характерная черта семейной жизни дворян того времени. Очень часто браки совершались не по любви, а по велению родителей. «Татьяна покорна родительскому велению и судьбе…» и поэтому вынуждена выйти замуж за нелюбимого, но впоследствии уважаемого ею человека и вести светскую жизнь. Отношение к семейной жизни
Слайд 14
В поместьях разводили огороды, фруктовые сады с теплицами и грунтовыми сараями. Неудивительно, что ягодами не прочь были полакомиться служанки, которые должны были собирать сладкий урожай. В одном из эпизодов романа автор показывает, как провинциальные помещики справлялись с этой «проблемой»: В саду служанки, на грядах, Сбирали ягоду в кустах И хором по наказу пели (Наказ, основанный на том, Чтоб барской ягоды тайком Уста лукавые не ели И пеньем были заняты: Затеи сельской остроты). Домашний быт
Слайд 15
Дуэль — поединок, парный бой ,происходящий по определенным правилам с целью восстановления чести, снятия с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Дуэль между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским становится трагической страницей в романе. При этом оба героя прекрасно понимают вся бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один из них не смог переступить через условность – общественное мнение. Дворянин, как представитель господствующего сословия, подчинялся законам чести. Психологическим стимулом подчинения здесь выступает стыд. Идеал, который создает себе дворянская культура, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного законодателя поведения. Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства не был чужд и Пушкину, как показывает его биография. Дуэль как отражение представлений о дворянской чести
Слайд 16
Роман «Евгений Онегин» - главное творение А.С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Произведение А.С. Пушкина явилось поэтической летописью времени, в которой «отразился век и современный человек изображён довольно верно». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни пушкинского времени». По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха. Благодаря роману А.С. Пушкина современный читатель может составить себе верное и живое представление о быте и нравах современного автору русского дворянства. Заключение
I.Введение
Конец 10-20-е гг. XIX века принято называть пушкинской эпохой. Это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве поэта. Роману были отданы восемь лет упорной работы (1823-1831). Это самый плодотворный период творчества Пушкина. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни пушкинского времени». По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью было воссоздана целая историческая эпоха. Многих изумляла формулировка критика: что же это за энциклопедия, если весь роман посвящен светскому франту и его окружении. В Петербурге и деревне? Данное исследование – ответ на этот вопрос. В своей работе мы хотели выяснить, какие сведения о быте и нравов русского дворянства первой четверти XIX века может дать нам знаменитый роман А.С. Пушкина.
Тема нашего исследования актуальна, так как изучение быта и нравов своего народа, даже в рамках одного социального слоя и одной исторической эпохи, помогает понять особенности национального менталитета. Кроме того, работа поможет сравнить взгляд представителя ушедшей исторической эпохи и современника на основные сферы нашей жизни: образование и воспитание, отношение к труду, семейной жизни, ведению хозяйства, моральные принципы.
Цель работы: доказать, что роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин « верно изображает уклад жизни и основные моральные принципы русских дворян первой четверти XIX века.
Задачи:
II. Дворянство и светское общество в романе "Евгений Онегин": образ и характеристика
“Евгений Онегин” - реалистический роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах.
Роман писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.
В романе "Евгений Онегин" одну из важнейших ролей играет русское дворянство и столичное светское общество. Произведение содержит множество эпизодов с описанием различных деталей из жизни дворянства и высшего общества.
В первой половине XIX века тема богатства дворян оказалась тесно связанной с темой их разорения. Долги столичного дворянства достигли астрономических цифр. Одной из причин было укоренившееся со времен Екатерины II представление: истинно дворянское поведение предполагает готовность жить не по средствам. Стремление «с расходом свесть доход» стало характерным лишь в середине 30-х гг. Но и тогда многие вспоминали с грустью о веселых былых временах.
Долги дворянства росли и по другой причине. Оно испытывало сильную потребность в свободных деньгах. Доходы помещиков складывались в основном из продуктов крестьянского труда. Столичная же жизнь требовала звонкой монеты. Продавать сельскохозяйственную продукцию помещики в массе своей не умели, а часто просто стыдились заниматься этим. Гораздо проще было обратиться в банк или к заимодавцу, чтобы взять в долг или заложить имение. Предполагалось, что за полученные деньги дворянин приобретет, новые поместья или увеличит доходность старых. Однако, как правило, деньги уходили на постройку домов, развлечения, дорогие наряды.
Автор описывает балы и званые ужины, столичные театры, одежду, манеры и привычки знатных жителей Москвы и Петербурга и т.д. Довольно иронично и шутливо говорит о высшем обществе и дворянах в целом. Он тонко высмеивает глупость и пустоту скучающих аристократов. Высший свет Москвы и Петербурга ведет пустую и однообразную жизнь :
"...Однообразная семья, /
Все жадной скуки сыновья..." :
"...И даже глупости смешной /
В тебе не встретишь, свет пустой..."
На обедах у аристократов подаются роскошные блюда, экзотические фрукты и дорогое вино:
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef* окровавленный (*-ростбиф)
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
У всех состоятельных дворян имеется целый штат прислуги, лакеи, кучера и т.д.
На балы приезжают видные гвардейские офицеры, дамы в продуманных нарядах, юные красавицы на выданье и т.д. Танцы обычно продолжаются до поздней ночи:
Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд.
Дворянство в провинции тоже устраивает себе праздники. Правда провинциальные балы и вечера проходят с меньшим блеском, но при этом пышно и широко. На обеде в честь именин Татьяны Лариной собирается множество гостей. Все танцуют и пьют вино:
Но целью взоров и суждений
В то время жирный был пирог
(К несчастию, пересоленный);
Да вот в бутылке засмоленной,
Между жарким и блан-манже,
Цимлянское несут уже;
За ним строй рюмок узких, длинных.
Как в столице, так и в провинции дворяне проводят много времени за игрой в карты. Собираясь на светских вечерах и балах, дворяне обсуждают пошлый вздор, то есть говорят о самых пустых вещах.
В романе "Евгений Онегин" автор не раз обращает внимание читателей на пороки светского общества: лень и пустоту, пошлость и отсутствие занятий, непрактичность и беспечность, склонность к растратам, любовь к картам и т.д. Читателю становится ясно, что за внешним блеском дворянской жизни порой скрывается полная безнравственность и разврат. Лишь в редких случаях в светском обществе Москвы и Петербурга встречаются по-настоящему интересные, самодостаточные и глубокие люди, как, например, Татьяна Ларина.
III. День светского человека. Развлечения
На примере Евгения Онегина Пушкин показывает нам типичный день молодого дворянина, свободного от служебных обязательств.
Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга начала XIX в. вела подобную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной.
День Евгения, как и многих аристократов в то время, начинался около полудня. Такое право вставать как можно позже являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим неслужащего дворянина не только от простонародья или собратьев, тянущих фрунтовую лямку, но и от деревенского помещика-хозяина. Многие столичные двряне гордились тем, что никогда не видели солнца: просыпаясь на закате, они ложились в постель перед восходом. День начинался с вечера и кончался в утренних сумерках.
Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов в 1810 — 1820-х гг. были Невский проспект и Английская набережная Невы. Прогуливались также по Адмиралтейскому бульвару.
Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Такие часы еще явственно ощущались как поздние и «европейские»: для многих было еще памятно время, когда обед начинался в двенадцать.
Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара — крепостного или наемного иностранца — и предпочитал обедать в ресторане.
Так, например, местом сбора петербургских денди в это время был ресторан Талона на Невском. Именно это заведение является излюбленным у Онегина.
Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр. Он для петербургского франта той поры не только художественное зрелище и своеобразный клуб, где происходили светские встречи, но и место любовных интриг и доступных закулисных увлечений.
К началу 1820-х гг. обед сдвинулся к четырем часам, время вечерних собраний — к десяти, щеголи же не приезжали на балы до полуночи. Там, где после бала имел место ужин, он проходил в два-три часа ночи.
Описывая день Евгения Онегина, автор стремится показать читателю, однообразие и пустоту существования русских аристократов. Неудивительно, что главный герой романа Пушкина, с его умом и наблюдательностью, быстро охладел к подобного рода развлечениям и стремился разнообразить свою жизнь то чтением экономических трудов, то поэтическим творчеством. Но, не имея привычки к усердным занятиям, быстро менял свои увлечения.
IV. Образование дворянских детей в 19 веке
Отчасти виной тому образование дворянских детей. В первой половине столетия дворянские дети получали домашнее образование. Обычно оно состояло в изучении двух-трех иностранных языков и начальном освоении основных наук. Учителями чаще всего нанимали иностранцев, которые у себя на родине служили кучерами, барабанщиками, актерами, парикмахерами. В записке «О народном воспитании», составленной в 1826 г., Пушкин писал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопьями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем».
По мнению поэта, воспитание призвано сформировать личностные ценности и ориентиры, установки и мировоззрение. А воспитание человека в то время всецело зависело от общественной среды, от исторической ситуации, от социально-политической обстановки, от отдельных лиц, книг и т. д. Поэтому проблема воспитания и образования в романе «Евгений Онегин» выступает одной из центральных, которая предопределяет судьбы главных героев.
В эпоху, когда поэт создавал свой роман, перед молодым поколением России остро стояла проблема выбора: быть приверженцем официальной, то есть светской, жизни, стиля поведения, принятого в высших кругах общества (образование, полученное «из рук» педагогов-иностранцев), подмена родного русского языка французским (писать и говорить по-русски - дурной тон!), однообразный распорядок дня (сон до обеда, балы до утра, приемы, театр - место общения, сбора сплетен и демонстрации новых туалетов) или же предпочесть по крупицам собирать свою, отечественную ученость, рискуя быть обреченным на непонимание и презрение современников.
Общепринятые нормы дворянского воспитания сложились лишь к XIX веку и включали в себя обязательный контроль над ребенком старших членов семьи, нянек, гувернеров, учителей.
Няня приставлялась к малышу сразу же после его рождения. В ее первоначальные обязанности входило следить за чистотой детской и гигиеной младенца. Она следила за чистотой и состоянием белья, детской посудой, освещением и отоплением, командовала приставленной к детской прислугой и присматривала за кормилицей.
Что касается мальчиков, то няня была с ними лишь до определенного возраста. Обычно до пяти лет. После чего к нему приставляли «дядьку» — по сути своей, тоже няньку, только мужского пола, в чьи обязанности входило привносить в первоначальное воспитание дворянина мужской элемент.
Основным способом воспитания на протяжении всего XIX века, оставался образ жизни родителей и стиль их поведения, усваиваемый ребенком в качестве образца.
Воспитание разума и нравственности считалось возможным лишь при постоянном надзоре за ребенком со стороны воспитателя (в основном, гувернера). В круг его обязанностей входило не только преподавание курса наук, но, прежде всего, воспитание манер, стереотипов поведения. Ведь «неумение вести себя в предписанной манере, могло вести не только к изгнанию из общества, но и к разрыву семейных уз»[6]. Хоть учитель и выступал как высший авторитет для воспитанника, он все равно оставался на положении слуги. Поэтому он не возбуждал ни любви, ни дружбы, ни страха. Редкие мемуаристы оживленно вспоминали своих учителей, ограничиваясь лишь сухим изложением фактов.
Особое внимание уделяли девичьему воспитанию и образованию. До замужества дочери мать несла за нее полную ответственность. Образование девочки и ее нравственное воспитание было возложено на гувернанток, с которыми, впрочем, по свидетельству мемуаристок, у воспитанниц редко устанавливались добрые отношения. Девушка строго должна была соблюдать нравственные нормы: верить в Бога, молиться, соблюдать христианские догматы, почитать отца и мать, быть преданной монархии и беспрекословно подчиняться воле старших. Девочка должна была иметь хорошие манеры, знать, то, что требуется в светском обществе: французский язык, музыку и бальные танцы; писать, читать, считать и управлять хозяйством, а так же штатом прислуги. Иногда к этому добавлялись занятия живописью, богословием, французской и русской литературой, географией и историей.
Безусловно, проблема воспитания и образования в первую очередь рассматривается на главных героях - Евгении Онегине и Татьяне Лариной. С одной стороны, Евгения окружают с детства гувернеры, которые в домашних условиях дают ему все необходимое, чтобы вступить в свет. К слову, «Золотая молодежь» Москвы и Петербурга воспитывалась гувернерами - французами, остатками «Великой армии» Наполеона после Отечественной войны. Они брались в учителя музыки и танцев по определению, раз француз - значит, знает толк в искусстве. В то же время воспитание Онегина лишено твердой моральной основы, оно освобождало его от принципов нравственности:
Monsieur l'Abbi, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Онегин блестяще образован, даже в области схоластических наук, знает латынь. Он, бесспорно, умен и видит все недостатки, как окружающего мира, так и свои собственные, но не может, да и не хочет, вырваться из «порочного круга» светской жизни. При этом Онегин - тихий бунтарь, он не бросает обвинений в лицо современной ему действительности, но своим видом, взглядом, позой является миру немой укор:
Как Child-Harold, угрюмый, томный
В гостиной появился он…
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.
Евгений, не пренебрегая условностями аристократического быта, все же стоит выше него.
По мнению Пушкина, привнесенные на русскую почву иностранные обычаи не могут дать нашим людям ничего положительного, а только портят их. Иллюстрацией этому в романе служит Евгений Онеги, который представляет собой«европеизированный» вариант русского человека. Поклонник Наполеона, любитель лондонской моды, он не находит ни в русских людях, ни в русской природе ничего значимого для себя, считая это все слишком примитивным. Для того чтобы изменить Онегина, потребовались трагические события. В конце романа Евгений осознает, что не высокомерное презрение, а волевые усилия и чуткость к зову сердца, не воспитанные в нем в детстве и юности, нужны для того, чтобы жить и не слиться с безликой массой, погрязшей в условностях света.
Влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни.
«Милый идеал» Пушкина - Татьяна Ларина - появляется именно в среде поместного дворянства. В воспитании и образовании девушки совмещены традиции высокой образованности и народной культуры.
Вместо французских гувернеров характер Татьяны формирует и воспитывает её русская няня. К своей седой Филиппьевне с её добротой, лаской и страшными рассказами, навеянными фольклором, Татьяна нежно привязана. Чудесная няня воплощает связь героини с миром крестьянства и тем народным творчеством, которое щедро питает воображение «мечтательницы милой». Ведущие место в иерархии нравственных ценностей для Татьяны, как и для Пушкина, занимают народные традиции. Автор с большой симпатией изображает няню Татьяны, которая является носительницей народных обычаев и знаний, с любовью показывает народные гуляния, святки, гадания. По мнению Пушкина, именно в русском фольклоре кроется настоящая искренность и высокая нравственность, присущая простым людям. Недаром волшебные вымыслы народной наставницы уносят Татьяну от прозаического мира Пустяковых и Фляновых, столь чуждого ей. Татьяна воспитана на народной и национальной почве (которой не знал Онегин); не случайна ее близость к «заботливой прислуге» и «бедным поселянам», о помощи которых она будет вспоминать много позже.
Следует отметить, что героиня зачитывается и французскими романами и испытывает трудности в передаче своих мыслей и переживаний на русском языке. Героиня Пушкина, не желая терять свою индивидуальность, из всего модного смогла вынести что-то свое, непохожее, по-своему пережить, прочувствовать. Татьяна, как и ее мать, сестра, да и многие женщины того времени, зачитывалась романами популярных писателей, но не просто пробегала глазами по тексту, а переживала его, уединяясь с книгой в саду, мечтая о романтической любви и «прекрасном принце»:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Под влиянием романтических героев у Татьяны сформировались взгляды на жизнь, любовь, брак, манеры поведения, противоречившие во многом общепринятым нормам. Так, она первая послала Онегину письмо, что могло быть расценено как скандальный, непристойный поступок. Более того, героиня сама прекрасно понимала, что предпринятый ею шаг был более чем нерядовым.
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
Возвращаясь к литературе, стоит отметить также и то, что романов отечественных в ту пору еще почти не было, господствовала мода на французский язык. Проза наша, как заметил Пушкин, была «мало обработана». Душа же героини, весь строй ее мыслей и чувствований были обращены к родной, отечественной культуре, и сны ее были сотканы из русских сказочных образов.
Итак, Татьяна представляет собой в воспитательном плане полный антипод Онегину. Она не жила светской жизнью, не пропитана духом интриг и кокетства, а по-детски искренна и лишена светских предрассудков, что позволяет ей первой признаться в любви к Евгению. Благодаря русскому воспитанию в обществе, “где воспитаньем немудрено блеснуть”, Татьяна выделяется своими душевными качествами и оригинальностью. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна демонстрирует неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, “величавой законодательницей зал”, она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами:
Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье.
Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою.
Таким образом, герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», доказали, что человек, оторванный от своей национальной почвы, воспитанный на европейский манер, может быть либо пустым и никчемным либо очень быстро разочароваться в жизни и не суметь найти себя, как, например, Евгений; Татьяна же, несмотря на то, что была воспитана на европейских сентиментальных романах, осталась верна традициям русской жизни и поэтому превратилась в образ «идеальной женщины».
V. Уклад жизни провинциального дворянства
В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» значительная часть действия происходит в провинции, в поместьях Онегина и Лариных. Основная черта провинциального дворянства — патриархальность, верность старине. Быт деревенских дворян размерен до однообразия. Писатель иронично намекает на это, обращаясь к предыстории комнаты, где до Онегина жил его дядя:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Помещики обсуждают сельскохозяйственные работы в своих имениях, псовую охоту, рассказывают о своих родственниках. Онегина сельские дворяне расценивают как неблагонадежную личность. Косность и ограниченность взглядов и интересов помещиков сказывается и в том, как они воспринимают реформаторскую деятельность Онегина, заменившего в своих владениях «ярем барщины старинной оброком легким». Соседи тут же высчитывают, что выгоднее, а что — нет, и приходят к выводу, что новшества молодого помещика вредны, что он «опаснейший чудак» .
Мечта о женихах — немаловажная составляющая жизни и сельских барышень, и их родителей. Пушкин с иронией показывает и способы, которыми деревенские помещики пытаются направить мысли молодого соседа в желаемое русло — намеки на «скуку жизни холостой» .
Пушкин рисует пестрое сборище провинциальных дворян, съехавшихся на именины Татьяны.
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком) ,
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Провинциальное дворянство предстает в романе карикатурой на высший свет. Деревенские развлечения — охота, гости и особое место занимает бал.
Автор описывает сложившийся ритуал празднества, в котором значительное место отводится еде. Затем следуют танцы для молодежи, для старшего поколения — игра в карты. Схема торжественного приема та же, что и в светских кругах, однако в провинции, естественно, все это не столь пышно и великолепно. Например, в ходу старомодные танцы, давно забытые в столичном свете.
В брак молодые дворянки в начале XIX в. вступали рано. Правда, частые в XVIII в. замужества 14- и 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17–19 лет.[10] Однако сердечная жизнь, время первых увлечений молодой читательницы романов, начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка.
Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина, в столичную светскую даму или провинциальную сплетницу.
Мать Татьяны тоже сначала была несчастлива в браке, но "привычка усладила горе, не отразимое ничем…". Она раскрыла тайну, как управлять супругом, и уже сама распоряжалась расходами, "солила на зиму грибы", "ходила в баню по субботам". Но, как говорит Пушкин, "муж любил ее сердечно".
XXXI
Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу;
Но, не спросясь ее совета,
Девицу повезли к венцу.
И, чтоб ее рассеять горе,
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она {15}.
Судьбу матери впоследствии повторяет и Татьяна: она тоже выходит замуж за нелюбимого человека. Это еще одна характерная черта семейной жизни дворян того времени. Очень часто браки совершались не по любви, а по велению родителей. «Татьяна покорна родительскому велению и судьбе…» и поэтому вынуждена выйти замуж за нелюбимого, но впоследствии уважаемого ею человека и вести светскую жизнь. Когда же Евгений вновь встречается с Татьяной, то понимает, насколько любит ее. Однако моральные качества берут у Татьяны верх над чувством, и она отказывает Евгению, в этом-то и заключается отличие в воспитании героев: один привык получать все, что захочет, другая же живет, руководствуясь нормами морали.
Домашний быт провинциального дворянства автор показал на примере семьи Лариных. «Простая, русская семья» — так характеризует их Онегин. В этой семье свято сохраняются русские традиции: они празднуют масленицу, постятся, любят и знают старинные обычаи («подблюдны песни, хоровод») . Когда был жив отец Татьяны и Ольги, он не мешал жене распоряжаться так, как она считает нужным. Хотя она в юности была светской барышней, влюбленной в другого, вскоре после свадьбы она привыкла к сельской жизни и прожила с мужем счастливо. Оставшись вдовой, женщина чистосердечно оплакала своего мужа. Главной ее заботой стала судьба дочерей. Она гостеприимна — черта большинства провинциальных помещиков. «Ничем мы не блестим» , — скромно сознает ее дочь Татьяна, чувствуя разницу между светским привычками Онегина и старинными обычаями, сохранившимися в ее семье.
Пушкин не пытался скрывать и непривлекательные черты, распространенные в среде помещиков — ограниченность интересов («вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор») , негативное отношение ко всему новому, отсутствие, в подавляющем большинстве, глубоких духовных переживаний. Поэтому Татьяна и отказывается выйти замуж за местных франтов — Петушкова или Буянова. Девушка хорошо видит внутреннюю пустоту этих претендентов на ее руку.
В сфере домашнего хозяйства, которое было весьма сложно и обширно в помещичьем быту, русская женщина всегда была полновластной госпожой. Эта область деятельности принадлежала ей по обычаю, и недаром в народе бытовала пословица: «Добрая хозяйка дом сбережет, а худая рукавом растрясет».
Особенная распорядительность требовалась от хорошей хозяйки по части продовольствия, кухни и стола, которые занимали много рук и кормили много ртов. Продовольственные запасы были огромные, так как все было «свое, не купленное»; все продукты, поставляемые в барскую усадьбу, были выращены крепостными крестьянами. Особенно много хлопот по заготовке впрок провизии было у хозяйки усадьбы в летнее время, и она должна была всюду поспеть, все охватить своим хозяйским глазом, вовремя сделать нужные распоряжения.
В господских поместьях было в обычае разводить огороды, фруктовые сады с оранжереями, теплицами и грунтовыми сараями. Неудивительно, что ягодами не прочь были полакомиться служанки, которые должны были собирать сладкий урожай. В одном из эпизодов романа автор показывает, как провинциальные помещики справлялись с этой «проблемой»:
В саду служанки, на грядах,
Сбирали ягоду в кустах
И хором по наказу пели
(Наказ, основанный на том,
Чтоб барской ягоды тайком
Уста лукавые не ели
И пеньем были заняты:
Затеи сельской остроты)
Обилие фруктов и в особенности ягод было такое, что с конца июня и до половины августа господский дом превращался в фабрику, в которой с утра до вечера производилась «ягодная эксплуатация»: «Даже в парадных комнатах все столы были нагружены ворохами ягод, вокруг которых сидели группами сенные девушки, чистили, отбирали ягоду по сортам и едва успевали справиться с одной грудой, как на смену ей появлялась другая. В это же время под личным надзором матушки на разложенных в виде четырехугольника кирпичах варилось варенье, для которого выбиралась самая лучшая ягода и самый крупный фрукт. Остальное утилизировалось для наливок, настоек, водиц и прочее.
VI. Дуэль как отражение представлений о дворянской чести
Трагической страницей в романе становится дуэль между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским. При этом оба героя прекрасно понимают вся бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один из них не смог переступить через условность – общественное мнение. Дуэль — поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли социально-знаковая. Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного дворянского общества.
Дворянин, как представитель господствующего сословия, подчинялся законам чести. Психологическим стимулом подчинения здесь выступает стыд. Идеал, который создает себе дворянская культура, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного законодателя поведения.
Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства не был чужд и Пушкину, как показывает его биография.
Несмотря на, в общем, негативную оценку дуэли как "светской вражды" и проявления "ложного стыда", изображение ее в романе не сатирическое, а трагическое, что подразумевает и определенную степень соучастия в судьбе героев. Для того чтобы понять возможность такого подхода, необходимо прокомментировать некоторые технические стороны поединка тех лет.
Прежде всего следует подчеркнуть, что дуэль подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала. Только пунктуальное следование установленному порядку отличало поединок от убийства. Строгость в соблюдении правил достигалась обращением к авторитету знатоков, живых носителей традиции и арбитров в вопросах чести. Такую роль в романе выполняет Зарецкий.
Дуэль начиналась с вызова. Ему, как правило, предшествовало столкновение, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала удовлетворения (сатисфакции). С этого момента противники уже не должны были вступать ни в какие общения это брали на себя их представители — секунданты. Выбрав себе секунданта, оскорбленный обсуждал с ним тяжесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли — от формального обмена выстрелами до гибели одного или обоих участников. После этого секундант направлял противнику письменный вызов (картель).
Роль секундантов сводилась к следующему: как посредники между противниками, они прежде всего обязаны были приложить максимальные усилия к примирению. На обязанности секундантов лежало изыскивать все возможности, не нанося ущерба интересам чести и особенно следя за соблюдением прав своего доверителя, для мирного решения конфликта. Даже на поле боя секунданты обязаны предпринять последнюю попытку к примирению. Кроме того, секунданты вырабатывают условия дуэли. Если примирение оказывалось невозможным, как это было, например, в дуэли Пушкина с Дантесом, секунданты составляли письменные условия и тщательно следили за строгим исполнением всей процедуры.
Условия поединка Онегина и Ленского были также очень жестокими, хотя причин для смертельной вражды здесь явно не было. Поскольку Зарецкий развел друзей на 32 шага, а барьеры, видимо, находились на "благородном расстоянии" (VI, XXXIII, 12), т. е. на дистанции в 10 шагов, то каждый мог сделать 11 шагов. Однако не исключено, что Зарецкий определил дистанцию между барьерами менее чем в 10 шагов. Требования, чтобы после первого выстрела противники не двигались, видимо, не было, что подталкивало их к наиболее опасной тактике: не стреляя на ходу, быстро выйти к барьеру и на предельно близкой дистанции целиться в неподвижного противника.
Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, и тем более заметно, что, "в дуэлях классик и педант" (VI, XXVI, 8), он вел дело с большими упущениями, вернее, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля; он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка попытка покончить дело миром также входила в прямые его обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было и всем, кроме 18-летнего Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении. Вместо этого он "встал без объяснений <…> Имея дома много дел" (VI, IX, 9-11). Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление Онегина со слугой вместо секунданта было ему прямым оскорблением (секунданты, как и противники, должны быть социально равными; Гильо — француз и свободно нанятый лакей — формально не мог быть отведен, хотя появление его в этой роли, как и мотивировка, что он по крайней мере "малый честный", являлись недвусмысленной обидой для Зарецкого), а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка.
Наконец, Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся, ведь главный герой опоздал более, чем на час.[18]Свидание Зарецкого и Гильо состоялось лишь на поле боя, но Зарецкий не остановил поединка, хотя мог это сделать.
Онегин и Зарецкий — оба нарушают правила дуэли. Первый, чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой все еще не верит, а Зарецкий потому, что видит в дуэли забавную историю, предмет сплетен и розыгрышей…Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел его сделать убийцей поневоле.
И для Пушкина, и для читателей романа, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что Онегин "любил его <Ленского. — Ю. Л.> и, целясь в него, не хотел ранить".
Эта способность дуэли, втягивая людей, лишать их собственной воли и превращать в игрушки и автоматы особенно важно это для понимания образа Онегина.
Герой романа, отстраняющий все формы внешней нивелировки своей личности и этим противостоящий Татьяне, органически связанной с коллективной жизнью народных обычаев, поверий, привычек, в шестой главе «Eвгения Oнегина" изменяет себе: против собственного желания он признает диктат норм поведения, навязываемых ему Зарецким и "общественным мнением", и тут же, теряя волю, становится куклой в руках безликого ритуала дуэли.
VI. Заключение
Роман «Евгений Онегин» - главное творение А.С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Произведение А.С. Пушкина явилось поэтической летописью времени, в которой «отразился век и современный человек изображён довольно верно».
Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни пушкинского времени». По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха. Благодаря роману А.С. Пушкина современный читатель может составить себе верное и живое представление о быте и нравах современного автору русского дворянства.
Иван Васильевич меняет профессию
Медведь и солнце
Рисуем домики зимой
Мастер-класс "Корзиночка"
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"