Автор сочинения обращается к одному из самых известных рассказов С.Довлатова. Ученица пытается передать своё видение сюжета. Она отмечает метафоричтность модели видения мира лирическим героем, где лирическое сочетается с эпическим. Читатель обращает внимание на противопоставления: обрамляющие эпизоды, главными героями которых являются горы: величественные и в то же время родные, противопоставлены суете жизни современного города. Автор сочинения приходит к выводу, что нужно всегда помнить о красоте природы и родной земли, это и является центральной сюжетной линией в рассказе.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.38 КБ |
Название учреждения: ГБОУ СОШ с.Русская Борковка
Класс: 10
Ф,И.ученицы: Силина Екатерина
Учебный год: 2021-2022
Анализ рассказа С.Д.Довлатова «Когда-то мы жили в горах»
Перед нами произведение русского писателя и публициста С. Д. Довлатова «Когда-то мы жили в горах». Автор родился во время Великой Отечественной войны. Сергей Довлатов стал известен в мире литературы после иммиграции из СССР. Ни одного текста, опубликованного в СССР до 1978 года, Довлатов перепечатывать ни при каких обстоятельствах не позволял. Также у него были некоторые посмертные издания.
Рассказ «Когда-то мы жили в горах» Сергей Донатович писал с иронией, которую жители Армении не так поняли. Трудно найти подходящие слова, чтобы сформулировать идею этого произведения, которое было напечатано в 1985 году. К этому в чём-то парадоксальному рассказу лучше всего подходят слова Бродского: «Рассказы С. Д. Довлатова держатся более всего на ритме фразы… Они написаны как стихотворения: сюжет в них имеет значение второстепенное, это скорее пение, чем повествование».
Действительно, завораживает читателя не только история о том, как дядя Арменак развёл костёр на паркете для жарки шашлыка, но и своеобразие повествования – сочетание лирического и эпического, трагического и комического.
В этом небольшом рассказе умещается четыре микросюжета, каждый из которых мог бы получить развитие: судьба армянского народа, день рождения дяди Арменак, история женитьбы дяди, судьба дяди Хорена.
Начинается и заканчивается рассказ одной фразой, которая позволяет нам говорить о кольцевой композиции: «Когда-то мы жили в горах», которая сводит все сюжетные линии.
Началом произведения служит лирическое вступление – размышление о том, что когда-то армянский народ жил в горах. «Эти горы косматыми псами лежали у ног.» - именно это вступление лирично настолько, что в этом предложении проявляется почти стихотворный ритм. Автор использует метафоры, которые возникают в результате целенаправленных эстетические поисков.
Создавая подобную метафору, писатель нарушает традиционную систему семантических связей. По мнению Б. А. Ларина, эта способность связана с «ожиданием новизны, с устремлением мысли к тем возможным способам представления, какие противостоят привычном, известному».
Руководствуясь этим принципом, писатель с помощью существующих языковых средств создаёт свою метафорическую модель видения мира, которая является результатом его индивидуального творческого процесса.
Экспозиция кончается, и таким переходом автор подводит читателя к центральной части рассказа. Лиризм уступает место эпическому повествованию, что кажется – это реальная история, наполненная анекдотами. Герой-рассказчик попадает на день рождения к дяде Арменаку, где уже собралась вся многочисленная родня, готовая принять в свои объятия любого. Писатель знакомит нас с историей о том, как дядя Арменак украл свою невесту Сирануш из отцовского дома. В описании Сирануш снова прорывается лиричность: оно похоже своей образностью на древние оды, воспевшие красоту любимой женщины.
Разнообразны композиционные приёмы. Встречается и монтаж: эпизоды выставлены по принципу матрёшки, где рассказ о похищении Сирануш и история дяди Хорена монтируются внутри центрального эпизода - дня рождения дяди Арменака, этот эпизод, в свою очередь, обрамляется обобщённо-философическим образом гор. Также читатель обращает внимание на другое противопоставление: обрамляющие эпизоды, главными героями которых являются горы: величественные и в то же время родные, противопоставлены суете жизни современного города.
В этом произведении автор показывает, что люди начали отстраняться от природы, выбрав вместо лошадей медленные трамваи. Мы переезжаем в города, забывая о том, какие у нас прекрасные леса и поля. Переставая видеть красоту в мелочах природы, забываем о прекрасных пейзажах, и нас всё больше поглощает городская рутина.
В заключение хочу сказать, что нужно всегда помнить о красоте природы и родной земли, по моему мнению, это центральная сюжетная линия в рассказе С.Д.Довлатова «Когда-то мы жили в горах».
Солнечная система. Взгляд со стороны
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Четыре художника. Осень
Зимняя сказка
Как нарисовать ветку ели?