"Жить вместе!" - это лозунг, который каждому из нас напоминает. как нужно относиться к людям-инвалидам, особенно к детям- инвалидам. Автор сочинения дает тактичные советы-рукомендации для окружающихся, как вести себя в обществе инвалидов.
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение о толерантности. | 35.32 КБ |
СОЧИНЕНИЕ
« ЖИТЬ РЯДОМ!»
Работу выполнила:
Чернозубцева Анна , ученица 8В класса.
Руководитель-наставник:
Квардакова Ольга Павдовна,
учитель русского языка и литературы
Возрастная группа: 8-9 класс
В нашем мире так много особенных людей. Людей, которые непохожи на нас. Кто-то не может ходить, кто-то говорить, кто-то не видит, кто-то не слышит, есть и те, кто, казалось бы, не может ничего. Люди с ограниченными возможностями. Особенные люди. Каково им в нашем мире, мире не всегда готовом их принять? Вы никогда не задумывались, почему те, кто действительно нуждается в нашем внимании, получают его недостаточно?
Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к уродству, но и к таланту и даже к красоте. Все люди, так или иначе отличающиеся, вызывают у нас особое и не всегда доброе отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной среды, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Может быть, поэтому тема инвалидности всегда была проблемой для «нормального» общества.
Для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социализации, общения, коллективной деятельности. Мы все нуждаемся в любви, в достойном отношении к себе, в уважении, понимании, но в большей мере это необходимо людям с ограниченными возможностями. Поэтому поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач.
Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. В последнее время очень часто в средствах массовой информации можно услышать о толерантности. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. И для того, чтобы оставаться людьми, мы должны сами понимать и принимать другого.
С чего же необходимо начинать? Я уверенна, с детства! На протяжении своей истории общество меняло отношение к детям с ограниченными возможностями. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни детей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации. Для того чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2002гг.). Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у детей своего государства.
Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Но иногда общение с людьми с ограниченными возможностями становится настоящим испытанием. Многие боятся задеть инвалида неосторожным словом, взглядом, заставить человека почувствовать себя некомфортно.
Общаться с инвалидами, по моему мнению, нужно так же, как общаются с остальными людьми. Вести себя при этом с ними желательно так же, как обычно. Во всяком случае, так говорят сами инвалиды. И смотреть на них на улице нужно так же, как смотрят на всех остальных. Человек в коляске не хуже и не лучше. И ни в коем случае не нужно относиться к инвалиду, как к ущербной личности. Зачастую это необыкновенные умники и умницы, с образованием, умеющие хорошо работать. Они получают хорошую зарплату за свой труд. А некоторые из них даже превосходят в воспитании, образовании, интеллекте многих здоровых людей. В конце концов, если разобраться, очень часто «превосходство» здорового человека оказывается довольно сомнительным. Можно иметь руки и ноги, ходить и бегать, но при этом быть самым несчастным человеком на Земле. И, наоборот, можно не иметь возможности ходить, но при этом иметь настолько богатый внутренний мир и глубокую любовь к жизни, запас оптимизма и душевных сил, что назвать такого человека несчастным просто язык не повернется.
Из своих наблюдений, прочитанного и увиденного я могла бы сформулировать несколько советов, Которые помогли бы общению с такими людьми.
Если Вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайтесь сделать так, чтоб Ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Так советуют психологи. Например, в начале разговора Вы можете присесть, если есть возможность, причем прямо перед ним.
Если Вы разговариваете с плохо слышащим, то старайтесь при этом встать напротив этого человека и во время общения смотреть прямо на него, а не на того, кто «переводит» ему Ваши слова.
Когда Вы общаетесь с плохо видящими, в самом начале разговора сообщите ему обо всех присутствующих возле Вас людях, добавляя, кто из них где находится. Если же Вам нужно выйти куда-то или сесть в другой части комнаты, обязательно скажите Вашему собеседнику об этом.
С умственно отсталыми людьми нужно общаться на доступном им языке. И уж точно не стоит их бояться. Умственно отсталые люди, особенно с синдромом Дауна, необыкновенно добрые и отзывчивые (их еще называют: солнечные дети). Если уж говорить откровенно, то это скорее им стоит бояться нас.
Еще один актуальный на сегодняшний день вопрос: обучение детей-инвалидов в классах с обычными детьми - реально ли это? Думаю, да.
Образовательная среда имеет свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды свободной и обязательной деятельности. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей. Когда семья, детский сад, школа, другими словами «образовательное пространство», станет «территорией толерантности», только тогда можно будет говорить о толерантном обществе, где ко всем будут относиться с пониманием, уважением, добротой. Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые. Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов, потому что люди так не делятся. Очень простые, человеческие, жизненные примеры показывают, что у нас много общего, что мы можем жить вместе, и тому есть множество доказательств. Если мы примем это, фактор инвалидности перестанет быть определяющим в отношениях между людьми. Готовясь к этому сочинению, я нашла замечательное стихотворение «особенного» человека Сергея Ольгина, с которым хочу поделиться.
Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час - паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь и жить не устаем.
Порой бывает - жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву.
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.
Мы ненавидим, если нас жалеют.
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.
Так не пугай нас, трудная дорога.
Лютуй зима. Грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда к нам на подмогу
Надежда, вера, мудрость и любовь!
Эти строки лишний раз говорят о том, что люди с ограниченными возможностями здоровья сильные, умные, независимые, выносливые, а нам просто необходимо понять и принять человека таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
Я мечтаю, чтобы наше общество было построено таким образом, чтобы все бедные, больные и обездоленные люди получали должную заботу и помощь как на материальном, так и на духовном уровне. Было бы справедливо решить этот вопрос в рамках социальной политики нашего государства. Я считаю, что любой человек достоин уважения и внимания, независимо от возраста, национальности, религиозных убеждений или физических особенностей. Мы все разные, но мы равные!
Сторож
Усатый нянь
Горячо - холодно
Новогодние гирлянды
Мост из бумаги для Киры и Вики