Особенности русской литературы на примере произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_yana.docx | 21.82 КБ |
Здравствуй, дорогая Мэри.
В своём письме ты опять спрашиваешь меня о России, о русской культуре. Поверь, она необъятна, как океан, в ней много явлений – прекрасных произведений музыки, живописи, литературы. Всё охватить нельзя. Я лишь могу на примере одного небольшого произведения показать особенности если не всей русской культуры, то части литературы. Ведь можно же судить о качестве океанской воды, набрав её в стакан и исследовав в лаборатории?
Меня очень поразило одно произведение А.С. Пушкина – его роман «Капитанская дочка». Роман небольшой, но ёмкий по содержанию. Когда я его прочитала, он произвёл на меня большое впечатление.
В 1763-1765 годах разворачиваются поразительные по своей важности и напряжённости события. Историческая основа произведения – крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва. Пушкин в конце жизни написал большой исторический труд «История Пугачёвского бунта». Почти одновременно была создана и «Капитанская дочка».
Я читала и представляла себе глушь, заснеженную степь, простых людей, свет лучины в их домах по вечерам. Уж не знаю, почему. Ведь там говорится не только о крестьянах, но и о дворянах. А у них были свечи. Но в воображении – лучина. И запахи. Овчинных тулупов, соломы, горький запах дымного нагара на стенах. Полутьма. И звуки. Метель за окном, крики собравшегося народа, выстрелы пушек и ружей.
И слова Пушкина: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
В произведениях русской литературы, как в зеркале, всегда отражалась история народа и государства. В «Капитанской дочке» разворачиваются события трагические и судьбоносные.
Начинается всё буднично. В одном имении живёт себе недоросль – Петруша Гринёв. Ничем, кажется, не отличается от сверстников. Те же голуби на крыше, то же «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Но Петруша другой. В нём есть сердце, в нём есть чувства, в нём есть душа. А всё почему? Такое воспитание получил он в семье. Не оторван был от русского народа, как Онегин. Не имел жестоких родственников-крепостников, как Митрофан Простаков. У отца Гринёва были прочные нравственные принципы, он воспитывал сына личным примером. Так всегда у русских. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». И хорошо сделал Андрей Петрович, что направил сына служить не в Петербург, а в яицкие степи, чтоб «понюхал пороху» да «был солдат». Думаю, если бы у Стародума, героя «Недоросля», был сын, его постигла бы та же участь. Потому что стать порядочным человеком, видимо, можно только пройдя через жизненные трудности. А они не заставили себя ждать. Отец, отправляя сына на службу, сказал: «Служи верно, кому присягнёшь … береги платье снову, а честь смолоду». А что может быть труднее дороги героя, решившего жить по чести? И чем-то напомнило мне такое начало русскую сказку. Жили-были царь с царицей, и было у них… нет, сын был один и отправился он в дорогу - в сторону дальнюю, неведомую… Гринёв, надо сказать, умудрился нигде с этой дороги чести не свернуть. И карточный долг выплатил Зурину, хотя, видимо, это были почти все их с Савельичем деньги, и заячий тулуп отдал бродяге, чувствуя, что услуга, оказанная вожатым в буран, была очень велика – спасла ему, дворянскому сыну, жизнь. И на дуэли дрался за честь любимой девушки, а значит, и за свою честь, и вышел в числе трёх защитников Белогорской крепости исполнять воинский долг, рискуя быть убитым или покалеченным каждую секунду. А чего стоит его вызывающее неповиновение Пугачёву на глазах всего народа, когда не стал он целовать руку самозванца! И уже не на людях, а когда перестал действовать закон «на миру и смерть красна», с глазу на глаз с Пугачёвым – шёл по лезвию ножа, со смертью играл – отказался стать в ряды пугачёвцев, изменить присяге, сберёг честь русского офицера. Похож Петруша на сказочного Ивана-царевича, ой, похож – такой же обаятельный, смелый, мужественный… Именно он, Пётр Гринёв, стал для меня настоящим героем. Он, а не предатель Швабрин, замаравшийся в чёрных делах по самую макушку, злобный, подлый. Когда читала о нём, думала, какими могли быть родители Швабрина. И не смогла представить. Он мне напомнил безродного выходца из ада. Ну, или Кощея.
Итак, дорогая Мэри, в романе Пушкина противопоставлены добро и зло, благородство и подлость, белое и чёрное, Иван-царевич и Кощей. Такой вот контраст.
В произведении есть вполне типичная для русской культуры красная девица – Маша Миронова, капитанская дочка. У неё русская внешность – румянец во всю щёку, русая коса, добрый и смирный нрав. А ещё ум. Так что она не просто красная девица. Она Василиса Премудрая. Верная и смелая, способная преодолеть долгий путь и выручить своего милого из беды. Мне понравилось, что героиня не соблазнилась знатностью и богатством Кощея Швабрина, не испугалась его угроз. Она оказалась вполне достойной своего суженого и счастья вместе с ним.
На страницах книги живёт и знаменитый Емельян Пугачёв, предводитель крестьянского восстания. Историческая личность. Прочитав этим летом роман «Война и мир», я узнала, что русские писатели любили сочетать в романах и повестях выдуманных героев и исторических лиц. Пугачёв у Пушкина – удалой казак, человек с хитринкой, себе на уме, уже понявший, что такое власть. Простой, как обыкновенный человек из народа, сложный, как военачальник, у которого под командованием большие силы восставших. Пушкин рисует его добрым к тем, кого он уважает, беспощадным к тем, кто ему противостоит. Не поняла только, почему Пугачёв, с его умом, не постиг подлую душу Швабрина. Как можно доверять человеку, который так легко перешёл на сторону противника? Пугачёв на страницах романа – разный. Вот он сама доброта и приветливость, а вот проявляет обидчивость и жестокость. В нём ощущается опасная сила. И Гринёв очень осторожно с ним разговаривает. Пугачёв остро чувствует искренность, правду. Ценит уважение к себе. Как и все мы, наверное. Он часть народа, стремящаяся освободиться от рабства. Я бы даже сказала, что Пугачёв – это сам русский народ, играющий грозными игрушками. Например, топором. И Пугачёв испытывает главного героя на прочность. Если бы Гринёв дрогнул и сломался в страхе за свою жизнь, он стал бы подобным Швабрину. А так автор на его примере будто показывает читателям, каким нужно быть дворянину и офицеру. Стойким оловянным солдатиком. Пугачёв ассоциируется у меня с Соловьём-разбойником, который признает силу Ильи Муромца, взявшего его в плен в честном бою, и совершенно не подчиняется князю Владимиру. Но это если искать аналогии в устном народном творчестве. Разумеется, Пугачёв сложнее и многограннее Соловья.
Ещё один герой тронул меня до глубины души. Это Савельич, крепостной дядька Гринёва. Сколько в нём любви, бесстрашной преданности, заботы! Он настоящий ангел-хранитель Петруши, простой русский человек, совсем не раб. Уважение к простому человеку – хорошая черта русских писателей и, наверное, черта русской культуры. Савельич тоже идёт одной дорогой с Гринёвым. И если Пугачёв испытывает его на прочность, то Савельич оберегает, заботится. Были ли слуги в русских сказках? Были, разумеется. Возможно, не в человеческом обличье (Сивка-бурка, например), но все они помогали герою, иногда брали часть его жизненной ноши, чтобы облегчить трудный путь. Таков Савельич.
Ещё одно историческое лицо в произведении – Екатерина II. Наверное, автор вывел её затем, чтобы читатель поверил в справедливость и счастливый конец этой истории. Потому что очень уж хотелось, чтобы всё закончилось благополучно для Маши и Петра. Слишком много выпало на их долю бед и испытаний.
С каким сказочным героем можно соотнести Екатерину? Да с Бабой Ягой, например. Старуха (а может, и не старуха, просто женщина в годах) иногда помогала главному герою преодолеть самое тяжёлое препятствие. А иногда пыталась погубить его. И в императрице чувствуется властность, привычка вершить судьбы людей, казнить или миловать по своей прихоти. Гринёва она помиловала. А вот Пугачёва казнила. Когда я читала упоминание о последней трагической встрече Гринёва и Пугачёва на месте казни, мне было очень жалко Пугачёва. Думаю, ни один преступник не заслуживает такой страшной смерти…
На страницах «Капитанской дочки» действует, бушует стихия народной войны. Мне она кажется похожей на окиян-море – своевольное, разгулявшееся. Именно через него придётся переплыть-перебраться нашему герою, чтобы стать счастливым.
Таким образом, пространство романа и его герои напоминают мне мир русских сказок.
О чём роман? О любви, о чести, о верности и стойкости. О войне и жестокости на войне. О стремлении к свободе. О подлости и предательстве. Как и многие произведения русской литературы, роман учит порядочности, милосердию, благородству и благодарности. Послушанию родителям. Вере в справедливость высших сил. Тому, что Добро побеждает Зло.
Надеюсь, Мэри, ты поняла это. Русские герои проходят трудные испытания и выходят из них достойно. И это часть нашей культуры.
Хочется думать, что когда-нибудь ты прочитаешь «Капитанскую дочку» в переводе или оригинале и тебе пригодятся мои соображения.
С уважением. Яна.
Весёлые польки для детей
Три загадки Солнца
Снегири и коты
Заяц-хваста
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский