Исследовательский проект
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Исследовательская работа (проект)
Человек на войне в произведениях «Война и мир» Л.Н. Толстого
и «Живые и мертвые» К.М. Симонова
Выполнила:
Павлова Анна Владимировна,
студент 120С группы.
Руководитель:
Борисенко Лидия Васильевна, преподаватель русского языка и литературы.
Нижневартовск, 2021
Содержание
Введение | ………………………………………………………………… | 3 | |||
Глава 1. | Изображение человека на войне в произведениях Л.Н. Толстого «Война и мир» и К.М. Симонова «Живые и мертвые» …………………………. | 5 | |||
1.1. | Смысл понятия «творческий метод писателя. Художественные принципы писателей Л.Н. Толстого и К.М. Симонова в изображении правды жизни …………… | 5 | |||
1.2. | Изображение внутреннего мира литературных героев в военных сценах произведений ……………………………. | 7 | |||
Глава 2. | Анализ текстов произведений. Влияние войны на личность человека ............................. | 10 | |||
2.1. | Изменение мировоззрения героев романа «Война и мир» во время военных сражений ………………………………. | 10 | |||
2.2. | Отношение к войне главных героев романа К.М. Симонова «Живые и мертвые» политрука И. Синцова и Ф. Серпилина …………………………………………………… | 12 | |||
Заключение | …………………………………………………………….. | 15 | |||
Использованная литература | ……………………………………… | 16 | |||
Приложение |
Введение
Актуальность темы объясняется тем, что произведения, написанные о войне Л.Н.Толстым и К.М.Симоновым, до сих пор современны. Они учат нас быть настоящими патриотами своей Родины.
Война – серьезное испытание для человека. Она ломает привычную жизнь, выгоняет людей из домов, отнимает право заниматься любимыми занятиями, разлучает семьи. Все эти события не могут не влиять на внутренний мир человека. Одни люди падают духом, другие озлобляются, третьи становятся сильнее, но их душа навеки ранена горем. Война открывает истинные качества в человеке, сжигая все ненужное. На войне человек забывает о личном, материальном. Он часто оказывается между жизнью и смертью. Самое главное, что нужно помнить, – это честь. Я попытаюсь доказать это примерами из художественных произведений.
Объект исследования: произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», К.М. Симонова «Живые и мертвые»
Предмет исследования: внутренний мир литературных героев князя А. Болконского, графа Пьера Безухова, политрука И. Синцова и генерала Ф. Серпилина в военных сценах произведений.
Цель: исследовать процессы внутренней жизни героев, влияние войны на личность человека
Задачи:
Продукт проекта: презентация по теме «Человек на войне в произведениях «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Живые и мертвые» К.М. Симонова».
Проблема исследования заключается в осмыслении взаимодействия прошлого и настоящего, во влиянии содержания художественного произведения на мировоззрение, на мировосприятие современного читателя. Хочется понять, чему могут научить страницы литературы, повествующие о подвиге русского человека во время Отечественной войны 1812года и Великой Отечественной войны.
Гипотеза исследования: Если изучить и проанализировать произведения Л.Толстого и К. Симонова, станет понятно величие духовно-нравственного подвига русского народа, патриотизм в годы войны
Методы исследования: анализ литературных материалов, их обобщение и систематизация, просмотр видеофильмов, работа с текстом произведения, с таблицами, сравнение.
В подготовке к работе использовались тексты произведений Л.Толстого, К.Симонова, работы по изучению произведений: Н. О. Корста, П.П.Громова, Л. Лазарева, Л.Д. Опульской, интернет – ресурсы.
Глава 1. Изображение человека на войне в произведениях Л.Н. Толстого «Война и мир» и К.М. Симонова «Живые и мертвые»
Любое литературное произведение – это особый художественный мир, создаваемый писателем, где происходят какие-то события: подлинные, отражающие реальную жизнь людей в разные эпохи, или фантастические, придуманные автором. Существует творческий метод писателя, способ превращения представлений автора о реальной действительности в условный мир литературного произведения.
Главный художественный принцип Л.Н. Толстого – это раскрытие внутреннего мира человека в движении, в динамике, через описание его собственных переживаний, через личное и сокровенное, через внутренние противоречия с самим собой.Поэтому очень важными для сюжета произведения оказываются внутренние монологи – размышления героев, диалоги – споры, сны, страницы из личных дневников, когда герой находитсяодин на один со своими сложными душевными переживаниями и болью. Анализируя роман «Война и мир», критик Н.Г. Чернышевский ввел понятие «диалектика души» –детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений главных героев, их взаимодействие с другими персонажами, осмысление всей жизни.
У всех положительных героев Л.Н. Толстого (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова) есть потери и разочарования, взлеты и падения, которые становятся источником всех изменений их внутреннего состояния. Писатель раскрывает душевные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни, читатель наблюдает нравственное взросление персонажей. Автор опирается на изменения в человеке и на правду, на неудобную военную правду. Именно это и является творческим методом Льва Николаевича.
Что касается К.М. Симонова, то он является писателем-реалистом, который всегда описывает правду жизни. В основу трилогии «Живые и мертвые» положены события начала Великой Отечественной войны, которые застали врасплох миллионы советских людей. Константин Симонов является одним из писателей, который пишет правду про 1941 год, оказавшийся самым страшным в нашей стране, и о нем вспоминать писатели не хотели. 1941 год являлся трагедией, это отступление, это плен, это жертвы на полях сражений, это боль. Но его это не останавливало, он хотел всем показать настоящую военную правду того времени, когда происходило нравственное взросление его персонажей, они становились умудренными военным и житейским опытом зрелыми людьми. Это и является художественным методом К. Симонова.
Итак, следование суровой правде жизни и глубокий психологический анализ мыслей и поступков героев – ведущие художественные принципы, использованные Л.Н. Толстым и К.М. Симоновым.
1.2. Изображение внутреннего мира литературных героев в военных сценах произведений
Изображение духовного роста человека, богатства душевного мира литературных героев, пожалуй, самое характерное в творчестве Л.Н. Толстого и К.М. Симонова.
Любимые герои писателей – те, кто мучительно ищут ответы на вопросы: Что плохо, что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Что такое настоящая жизнь, что смерть? Для чего надо жить? Такими ищущими смысла жизни людьми предстают перед нами князь Андрей Болконский, граф Пьер Безухов, военный корреспондент и политрук Иван Синцов и опытный военачальник, командир полка Федор Серпилин.
Андрей Болконский и Пьер Безухов – люди с богатым внутренним миром, способные к изменению. У каждого из них свой трудный путь духовных исканий, напоминающий кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и разочарования.
Пьер – искренний и непосредственный, он высказывает смелые мысли, говорит убежденно. Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки. Так, он вступает в одну из масонских лож, но вскоре разочаровывается, понимая, что их слова расходятся с делами.
Безухов и Болконский внутренне близки друг другу. Их объединяет отвращение к тщеславию и лживой атмосфере великосветского салона, симпатии к непосредственной простоте, восхищение Наполеоном, стремление к славе, желание совершить подвиг.
Андрей Болконский уходит на войну, чтобы добиться своего Тулона, в котором он видел смысл жизни. Воинский подвиг, который выведет его из ряда неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе – таково было первоначальное представление князя Андрея о природе подвига. Он хочет заслужить славу настоящим делом. Однако разочарование в стремлении к славе, крушение Наполеоновского культа – итог его служения в армии.
Болконский осознал, что война разрушает мир, она не даёт возможности спокойно жить. Автор приводит героя к внутреннему кризису потому, что у Андрея нет внутреннего единения с народом, у него свои цели, направленные на себя.Жить для себя, избегая угрызений совести и болезни – вот вся его мудрость теперь. Ему кажется, что в любви он нашёл подлинное счастье.
Только будучи на Бородинском поле и в плену у французов, и Пьер Безухов понимает суть жизни – быть рядом с народом, потому что нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Духовная красота князя Андрея Болконского и Пьера Безухова проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь – это путь исканий, ведущий к правде и добру.
Главный герой романа «Живые и мертвые», военный корреспондент Иван Петрович Синцов, узнает о начале Великой Отечественной войны в отпуске, в Симферополе. Он сразу же пытается вернуться в свою редакцию, чтобы публиковать «горячие» репортажи, но, глядя на других бойцов, грудью вставших на защиту Отечества, решает тоже остаться воевать. Повлияли на его решение люди, готовые все сделать для родной страны, даже зная, что идут на верную смерть.
Великая Отечественная война выступает как высшее мерило человеческой нравственности для Ивана Синцова. Он открывает войну для себя – проходит тяжелые испытания, этапы становления характера, набирания опыта, возмужания. Иными словами, он учится на войне и превращается из гражданского человека в опытного и отважного бойца, с радостью принимающего назначение ротным политруком.Ему удается в одиночку отбить немецкую атаку вблизи развалин кирпичного завода.Одно из главных качеств, которое приобретает и развивает Синцов в военное время, особенно при выходе из окружения, это подчинение своих личных интересов интересам армии и народа в целом.
Генерал Федор Федорович Серпилин – умный, волевой, решительный и опытный командир, порой жесткий, но самокритичный и справедливый человек. У него ум грамотного стратега, он мыслит широко, самостоятельно и очень конкретно, рассматривая каждую ситуацию со всех сторон, поэтому он и смог впоследствии выбраться из окружения.Серпилин относился к тем воинам, которые понимали, что враг не бессмертен, поэтому он никогда его не боялся, а делал все возможное, чтобы убить, задавить, растоптать. Следует вспомнить, что, выходя из окружения, Серпилин всегда носил знаки отличия, что говорило о том, что он будет драться до конца, до самой смерти.
С другой стороны, внешне суровый и немногословный, требовательный к себе и подчиненным, он умеет беречь солдат – воюет не числом, а умением, не подвергает их бессмысленной опасности, понимая, какая большая ответственность лежит на нем за жизнь подчиненных ему солдат. Он был готов сделать что угодно, только бы поддержать моральный дух бойцов. Серпилин уважаем солдатами, он четко ориентируется в боевых действиях, умело выстраивает тактику боя.
Амнистированный из лагеря только за несколько дней до начала войны, он ни разу не обвинил советскую власть в том, что с ним было сделано, но признавался, что ничего не забыл и ничего не простил. Серпилин понимал, что не время предаваться личным обидам – надо спасать Родину, это его предназначение и моральный долг.
Итак, главный вывод, к которому приходят литературные герои Л.Н. Толстого и К.М. Симонова,война – это не средство достижения личной выгоды, не воплощение амбиций. Войну выигрывает народ и главное условие для победы – единение с народом.
Глава 2. Анализ текстов произведений. Влияние войны на личность человека
2.1. Изменение мировоззрения героев романа «Война и мир» во время военных сражений
Путь друзей Андрея Болконского и Пьера Безухова – это путь познания народной жизни, путь сближения с народом. Л.Н. Толстой заставляет героев пройти через трудные жизненные испытания, чтобы привести их, наконец, к пониманию мира и своего места в нем.
Уставший от светского образа жизни, от внешнего блеска и внутренней бессодержательности, неудовлетворенный окружающей его действительностью, А. Болконский мечтает попасть в армию, он размышляет о славе, о своем величайшем предназначении. Война нужна ему, чтобы совершить подвиг, доказать свою силу и бесстрашие, прославиться и стать знаменитым. Преобладают честолюбивые планы, личные амбиции.
Образцом и примером для подражания был Наполеон Бонапарт. Андрей восхищался его талантом вести военные действия, стремился уподобиться кумиру, одержать победу в «своем Тулоне».
Князь Болконский отличился под Шенграбеном и совершил подвиг под Аустерлицем – во время отступления Апшеронского полка он подхватил знамя у убитого офицера и повел солдат в атаку. Тяжелое ранение в бою, когда он, истекая кровью, лежал на Праценской горе, и перед глазами пронеслась вся жизнь, изменило его представление о славе. Он понял, что слава – это не главное в жизни. Болконский увидел и самого Наполеона, но он показался ему таким маленьким и ничтожным человеком, наслаждавшимся несчастьем других людей.
Андрей увидел кровь, страдания и муки людей, познакомился с истинным героизмом батарейцев Тушина, понял, что подвиги совершаются не ради личной славы, а во имя Родины, для спасения людей. Глядя на высокоеАустерлицкое небо, Андрей осознал, что война – не средство достижения блестящей карьеры, а грязная, тяжёлая работа.
Аустерлицкое сражение – сильнейший внутренний перелом в душе князя Андрея, который повлек за собой перемену всех его взглядов и стал толчком к более глубокому самоанализу и самосовершенствованию.
О смысле своего существования на протяжении всей жизни задумывается и Пьер Безухов. Настоящее духовное перерождение героя происходит тогда, когда он принимает участие в Бородинском сражении.Отправляясь на фронт, Пьер воспринимает все с какой-то восторженностью и торжественностью. При его появлении на батарее Раевского в модном костюме, в изысканной шляпе он замечает недоумение, и даже злость на лицах солдат, ему становится неловко. У Пьера исчезает чувство единства с народом, возникшее в самом начале, он понимает, что он здесь лишний. Но очень скоро солдаты заметили, что Пьер не боится ни снарядов, ни смерти и прониклись к нему симпатией.Война пробудила в нем лучшие чувства: патриотизм, желание быть полезным во время сражения, особенно после того, когда он увидел собственными глазами горе, страдания людей на Бородинском поле. Пьер понимает, что война не бывает без жертв, быть солдатом –высшее призвание, хотя и не чувствует себя достойным.
Пьер остается в Москве, он хочет совершить подвиг – убитьимператора Наполеона, которым когда-то восхищался как полководцем. Однако героический порыв Безухова закончился внезапным арестом и долгими месяцами плена.
Пребывание во французском плену открыло Пьеру глаза на многие вещи, ему пришлось пережить все ужасы военного суда, патриотизм, смерть, казни русских солдат. Он сблизился с бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, вошедшим в его жизнь как духовный учитель. В общении с ним он набирается крестьянской мудрости, учится терпению, выносливости и обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремилсяраньше. Встреча с Каратаевым, носителем народной правды, способствует формированию нового взгляда на жизнь – Пьер обретает путь к внутренней свободе. Он осознает, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка. Благодаря Платону Каратаеву Безухов начинает осознавать жизненные ценности и переосмысливать их.Общение с ним сделало Пьера мудрее и опытнее, подсказало правильную дорогу в дальнейшей жизни.
Освободившись из плена, Пьер Безухов чувствует себя другим человеком – он знает теперь, что необходимо ему для счастливой жизни. Неуверенный в себе, запутавшийся человек становится сильным и мудрым. Как и Болконский, Пьер понял, что величие жизни не в завоеваниях, а в естественности, в красоте и бесконечности жизни.Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и наполненной смыслом жизни Пьера Безухова.
Таким образом, путём проб и ошибок любимые герои Л.Н. Толстого находят свой смысл существования, достигают успокоения, согласия с самим собой.
2.2. Отношение к войне главных героев романа К.М. Симонова «Живые и мертвые» политрука И. Синцова и Ф. Серпилина
В трилогии «Живые и Мертвые»,опираясь на документы, свидетельства очевидцев, свой собственный опыт, К.М. Симоновправдиво изображает все увиденное и пережитое людьми в страшное, суровое и героическое время Великой Отечественной войны. Однако война изображается им не только в хронологической последовательности событий. Центр внимания –человек на войне, который вынужден взять оружие и убивать, чтобы спасти все, что ему дорого, спасти себя, свой народ и своюстрану.Иными словами, война изображается в романе и в психологическом плане.
Иван Синцов был одним из многих обычных людей, кого война застала врасплох, и он не был готов к тому, что с ним произойдет. Будучи военным корреспондентом, он собирал материал, чтобы поведать обо всем увиденном и поднять дух отступающих солдат, но он решил отказаться от профессии репортера, чтобы лучше узнать войну, стать ее непосредственным участником.
Синцов без колебаний берет в руки оружие и вступает в бой с гитлеровцами. Начало войны, первые ее дни ошеломляют героя своей внезапностью, жестокостью, разрушениями, превосходством врага. Он испытал чувства потрясения и растерянности.
Путь Ивана Синцова – это поиск своего места на войне. Ему предстояло многому научиться: не просто жертвовать собой, а побеждать.Он увидел множество смертей, несколько раз попадал под бомбежку. После первых поражений начал понимать, что война – не место демонстрации своих личных качеств, не средство достижения личной выгоды. Войну выигрывает народ и залог победы – целостность. Именно поэтому Синцов хочет стать частью единого народа.
Его характер получил закалку в самых разных ситуациях: окружение, ранение, плен, стена недоверия после плена, когда, потеряв документы, пришлось доказывать, кто он есть на самом деле: не предатель, не дезертир, не враг. Синцову удалось сохранить свою честь.
Он сознательно вступил в стихийно образовавшееся подразделение Федора Серпилина, воевавшее в глубоком тылу противника, несмотря на то, что тот отговаривал его, понимая, что обречен на бои в окружении. После выхода из окружения Синцов прошел путь от рядового бойца ополчения, до политрука роты и полноправного командира взводом, умеющим воевать с врагом. В конце романа мы видим изменившегося Синцова: в нем соединились воинское мастерство и нравственная стойкость. Он не хочет возвращаться в редакцию, его место – на войне.Он стал умелым воином, который не думал об орденах и славе, а связывал свою жизнь с долгом освобождения Родины.
Федор Серпилин – военный специалист, прекрасно разбирающийся в тактике и стратегии, никогда не поддающийся панике, не теряющий присутствие духа, даже оказавшись в полном окружении. Он тяжело переживает за людей, вышедших из окружения, которые гибнут безоружными под прорвавшимися танками противника. Умелое руководство генерала, порядок и дисциплина помогают его бойцам перейти фронт, оказаться среди своих.
Генерал Серпилин покоряетчитателя многими достоинствами: беззаветная храбрость, полководческие способности (особенно ярко проявившиеся в грандиозной по своим масштабам операции «Багратион»), готовность брать ответственность на себя, мудрость и подлинная человечность – умение беречь жизнь вверенных ему солдат. Он стремится к тому, чтобы подчиненные ему люди дрались хорошо и с малыми потерями.
Всем сердцем преданный своей стране, любящий Родину и готовый идти до конца за ее свободу, Федор Серпилин тяжело переживал неудачи армии, пытался осознать, почему это произошло.Героизм был для Серпилина нормой жизни.
Итак,глазами главных героев романа – И. Синцова и Ф. Серпилина мы видим суровое и героическое время, когда несмотря ни на что наша страна выстояла, сумела остановить жестокого и мощного врага. Писателю-фронтовику К.М. Симонову удалось показать мироощущение человека на войне, его поведение в момент опасности, его душевное состояние в бою, осознание близости смерти. Он раскрыл душевное состояние русского человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях Великой Отечественной войны и сумевшего сохранить человечность.
Заключение
Подлинной летописью войны можно считать художественные произведения Л. Н. Толстого «Война и мир» и К.М. Симонова «Живые и мертвые». Авторы книг достоверно изобразили военные будни и героические сражения, показали мужество людей, которые жертвовали собой, защищая родные земли, подчеркнули бесценность человеческой жизни. Им удалось донести до современников не только весь ужас военных событий, но и раскрыть внутренние переживания людей, чувства и мысли героев военных лет, показать мотивы их поведения в один из самых критических периодов их собственной жизни.
Анализ литературных произведений Л.Н. Толстого и К.М. Симонова показал, что война стала для главных героев школой духовного и нравственного роста, школой взросления.
Мир не должен забывать ужасы войны, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими на полях сражений воинами, преступление перед будущими поколениями. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве тех, кто прошел ее дорогами. Бороться за мир во всем мире – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей отечественной литературы является тема подвига народа в тяжелые военные годы.
Использованная литература
Интернет – ресурсы
Кто чем богат, тот тем и делится!
Сказка "Морозко"
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Н. Гумилёв. Жираф
Сочные помидорки