Работа представлена на городской научно практической конференции.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Радужный
Научно-исследовательская работа
на XI городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»
Роль взрослого в жизни ребёнка на примере фильма «Мальчики» по избранным главам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», режиссёры: Ренита и Юрий Григорьевы.
Автор: | Прокудина Мария Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» 4 В класс |
Руководитель: | Дыбленко Олеся Викторовна, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» |
Радужный, 2021
Оглавление
Введение | 3-4 | |
Глава I | Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского | 4-5 |
Глава II | Роль взрослого в жизни ребёнка на примере фильма «Мальчики» по избранным главам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», режиссёры: Ренита и Юрий Григорьевы. | 5-8 |
Заключение | 8 | |
Список литературы | 9 |
Введение
Ребенку все можно говорить, - все.
От детей ничего нельзя утаивать,
под предлогом, что они маленькие
и что им рано знать. [1]
Ф.М. Достоевский
По хорошей традиции в России каждый год посвящается какому-то важному событию. 11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения одного из самых известных русских писателей Фёдора Михайловича Достоевского. По Указу Президента
страны 2021 год посвящен творчеству великого классика. Наш класс также принимал участие в мероприятиях, приуроченных к этому событию. В том числе посмотрели фильм «Мальчики», снятый по избранным главам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Мне понравился сюжет. Особенно я обратила внимание на манеру общения Алёши Карамазова с мальчиками. Желание понять, как взрослый человек может изменить отношение ребенка к окружающей действительности, привело к теме исследования: «Роль взрослого в жизни ребёнка на примере фильма «Мальчики» по избранным главам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», режиссёры: Ренита и Юрий Григорьевы [2]»
Объект исследования: художественный фильм «Мальчики» по избранным главам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», режиссёры: Ренита и Юрий Григорьевы.
Предмет исследования: взаимоотношения взрослых и детей в фильме «Мальчики» по избранным главам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
Гипотеза исследования: взрослые могут изменить отношение ребёнка к людям и миру в целом.
Цель работы: провести сюжетный анализ фильма «Мальчики»
Всё это определяет задачи исследования:
Проблемы, которые поднимает Ф.М. Достоевский в своем творчестве, являются «вечными». Этим определяется актуальность нашего исследования.
Новизна исследования: предпринята попытка выявления роли взрослого в жизни ребенка в экранизации избранных глав романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
Организация и этапы исследования:
При проведении данного исследования использовались следующие методы, способствовавшие более глубокому, детальному анализу полученных результатов исследования:
Материалы данного исследования могут быть использованы на классных часах и внеклассных мероприятиях духовно-нравственной направленности.
Глава I. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского.
Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Это величайший классик русской литературы. Детство Фёдора Михайловича прошло в большой семье, он был вторым ребенком из семи детей. Отец Достоевского был врачом в больнице для бедных, где и прошло детство будущего писателя и его братьев и сестер. И хоть жили Достоевские очень скромно, сам Фёдор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни.
И став взрослым, Ф.М. Достоевский с особой симпатией и большим интересом относился ко всем детям. «Да и как не любить детей? – писал он. – Если уж перестанем детей любить, то кого же после-то мы сможем полюбить, и что станется тогда с нами?»
У самого писателя было четверо детей. Он их очень любил и хотел, чтобы всем им хорошо и спокойно жилось.
Анализ критических статей по теме исследования позволяет сделать вывод, что в произведениях Ф.М. Достоевского тема детства играет важную роль. Для него дети – это воплощение доброты и невинности. Тем не менее, часто он изображает детей страдающими и униженными, например, в рассказах «Мальчик у Христа на ёлке», «Мальчик с ручкой», в повести «Неточка Незванова».
Известно, что дети появляются на свет наивными и беззащитными и страдают от несоответствия этому миру. Тема детского страдания мучила писателя, и особенно мысль о том, что детские слёзы могут быть результатом злой жизни людей. В своих произведениях Ф.М. Достоевский поднимает тему безразличного отношения большинства людей к детским страданиям, откуда и появляется ожесточение сердца.
Но Фёдор Михайлович любит детей и верит в них, потому что они еще не ожесточились полностью, не «окаменели». Ребенок может, как проявить злость во всей совей натуре, так и всей душой открыться добру.
Главная и заветная мечта Ф.М. Достоевского, которую он хотел донести до читателя, это идея возрождения в людях милосердия и доброты. Чтение произведений Фёдора Михайловича тяжело для восприятия детей младшего школьного возраста, поэтому мы решили познакомиться с некоторыми из них с помощью кино, так как оно остается самым популярным видом искусства. И именно в фильме «Мальчики» через отношения Алеши Карамазова, Илюши Снегирева и других мальчиков показано, как дети становятся добрее, милосерднее, учатся любить и прощать.
Желание понять, как взрослые могут повлиять на отношение ребенка к людям и миру в целом, привело к теме исследования: «Роль взрослого в жизни ребёнка на примере фильма «Мальчики» по избранным главам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», режиссёры: Ренита и Юрий Григорьевы».
Глава II. Роль взрослого в жизни ребёнка на примере фильма «Мальчики» по избранным главам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», режиссёры: Ренита и Юрий Григорьевы.
Общение ребенка со взрослым всегда играло особую роль в его развитии и восприятии мира в целом. От того, какие взрослые находятся рядом с детьми, зависит многое. Если ребенка окружают добрые, ласковые, отзывчивые люди, скорее всего, и он вырастет хорошим человеком. Находясь в недоброжелательной обстановке, рядом с грубыми и жестокими людьми, ребенок приобретает негативный опыт общения и восприятия окружающей действительности.
Фёдор Михайлович Достоевский в своих произведениях уделял особое внимание взаимоотношениям взрослых и детей. Вопросы воспитания и образования молодого поколения занимали писателя на протяжении всей жизни. Именно тема детства стала одной из главных в его творчестве.
Так, в «Дневнике писателя»[3] он говорил: «Родители должны стать примером для своих детей. Семья – это почва, а дети – плоды. А если почва плоха, то и плоды не могут быть хороши». Эту мысль Ф.М. Достоевский наиболее полно раскрывает в романе «Братья Карамазовы», в избранных главах об Илюше Снегиреве, по которым снят фильм «Мальчики».
С самого детства ребенок растет и воспитывается в семье, где родители окружают его заботой и любовью. Главный герой фильма «Мальчики» Илюша Снегирев, слабый и малорослый девятилетний мальчик с бледным продолговатым лицом и темными глазами, растет в бедной семье, которая еле-еле сводит концы с концами. Его отец отставной штабс-капитан, мать – тяжелобольная женщина, страдала слабоумием, одна из сестер тоже инвалид. Несмотря на нужду и унижения, в семье царит любовь и взаимопонимание. Родители и дети всем сердцем переживают друг за друга.
И, конечно, душевной травмой для Илюши становится сцена унижения отца. На глазах сына Николая Ильича Снегирева вывели из трактира на улицу за бороду, называя при этом мочалкой. Илья слаб и мал, чтобы защитить отца, которого любит всей душой. Еще больше страдает Илюша от того, что все это видели другие школьники, которые смеялись над ним и дразнили. Илья ожесточился против одноклассников. Мы считаем, его бунт от бессильного отчаяния перед насмешливой и безнаказанной силой.
Единственный, кто вступается за Илюшу, старший школьник Коля Красоткин. Кажется, что ситуация должна измениться к лучшему, ведь рядом с Ильей появляется, человек, который пожалел его. Но Коля любит властвовать над людьми и влиять на них, поэтому взял Илью под своё покровительство. Мальчик искренне верил в дружбу со старшим товарищем. Красоткин же мог близко подпустить к себе Илюшу или, ни с того ни с сего, оттолкнуть от себя. Такое поведение «друга» приводит Илюшу в отчаяние. Так доверчивость главного героя и желание обрести друга, привели его к очередному разочарованию.
В этот непростой для мальчика период, встречается ему лакей Смердяков, который научил Илюшу «зверской шутке» - воткнуть булавку в кусок хлеба и бросить бездомной Жучке. Та проглотила булавку, громко завизжала и убежала. Илюша был потрясен. Мальчик понял, что причинил боль собаке и сильно переживал из-за этого. Он повинился в своем поступке перед Колей, и тот объявил ему бойкот. Илья еще больше озлобился на всех.
Мы видим, как страдает мальчик, а все окружающие будто не замечают его мучений и продолжают над ним смеяться. И даже взрослые люди, которые оказались рядом, подталкивают его совершать злые и жестокие поступки. Илья не может найти помощи и поддержки, он защищается от унижений так, как умеет. Кажется, нет выхода из круга обид, гнева и унижения. Илья просит отца уехать из этого «плохого города». Придет ли кто-то на помощь в момент отчаяния и слабости, протянет ли руку дружбы и понимания?
И вот однажды в жизни Илюши появляется Алеша Карамазов, который сыграл важную роль в его жизни.
Пытаясь защитить мальчишку от преследования одноклассников, монах Алексей Карамазов знакомится с главным героем и оказывается вовлеченным в историю его жизни. С этой самой минуты мы видим, как взрослый человек может перевернуть представление ребенка о жизни. Илюша со злостью бросается на Алешу и очень больно кусает ему палец (в дальнейшем мы узнаем, что Алексей – брат обидчика Илюшиного отца). Но Карамазов не ругается, не злится, а пытается понять, почему мальчик так поступает. Для Ильи это непривычно и неожиданно, на его злость не ответили тем же. Он растерян, и в слезах убегает от монаха.
С этих пор Алеша становится другом и наставником главного героя и всех мальчиков. Он связующее звено между ребятами. Карамазов объединяет даже самых ярых противников Илюши. От Смурова, одного из одноклассников, он узнает о том, как Илья видел унижение отца, как видели это его одноклассники, как мальчики стали дразнить и обижать его. Алексей доходчиво объясняет ребятам, что жестокость и злость Илюши - от стремления защитить своего отца. Постепенно у мальчиков появляется чувство жалости к Илье. Когда он заболел, по наставлению Алеши одноклассники приходят в дом Снегиревых. Илюша и его семья с радостью встречают гостей. Но все же, мальчик страдает от того, что не приходит его старший товарищ Красоткин.
Алеша в свою очередь настойчиво ждет встречи с Колей, передавая свою просьбу через Смурова. И, наконец, Коля приходит к больному Илюшечке, где знакомится и с Карамазовым. Красоткин понимает, как он ошибался и винит себя в том, что отвернулся от Ильи.
Карамазов хочет уберечь детей от зла. Он учит на своем примере (уважением к людям и любви к окружающим) как укрепить веру в себя и собственные силы. Ему это удается, ведь главное любить ребенка, быть с ним на равных. А Алеша сохранил в себе детское восприятие мира, в душе он сам ребенок. В фильме «Мальчики» Алексей Карамазов является олицетворением мира, добра и милосердия. Он отогревает души мальчиков своей любовью. Алеша не упрекает, не сердится, не поучает, он сам учится у них. «Я пришел у вас учиться, Карамазов, - проникновенным голосом заключил Коля. – А я у вас, - улыбнулся Алеша»[4]. Даже Коля Красоткин после общения с Карамазовым становится другим, способным на великодушие и милосердие. Все мальчики находят в лице Алеши не только учителя, но и верного друга, открывают перед ним свои сердца.
К сожалению, наш маленький герой умирает в конце фильма, но он уходит из этой жизни большим другом Алеши, тихо и спокойно простившись с отцом и друзьями.
Кем же был Илюша до встречи с Карамазовым? Одиноким ребенком, без друзей, озлобленным против несправедливости взрослых. А умирает он, окруженный любящими его, неравнодушными людьми.
Мы понимаем, если нет рядом с ребенком в переломные моменты его жизни доброго и любящего человека, появляются «смердяковы», которые превращают его в злого, жестокого и страдающего. И наоборот, если взрослый протянет ребенку руку помощи в трудный жизненный период, поддержит, проявит милосердие, подарит веру в себя, то многое может измениться в отношении его к людям и миру в целом.
Заключение
Сюжетный анализ фильма «Мальчики» по избранным главам романа Ф.М. Достоевского позволил прийти к следующим выводам:
- тема детства играет важную роль в произведениях Ф.М. Достоевского и является одной из главных в его творчестве;
- взрослые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на отношение ребенка к окружающей действительности;
- фильмы, основанные на произведениях классиков русской литературы, не только знакомят нас с их творчеством, но и воспитывают доброе отношение к людям.
Таким образом, гипотеза исследования: взрослые могут изменить отношение ребёнка к людям и миру в целом – подтвердилась.
Материалы данного исследования могут быть использованы на классных часах и внеклассных мероприятиях духовно-нравственной направленности.
Следовательно, результаты исследования имеют практическую направленность: дают возможность популяризовать художественные фильмы, основанные на произведениях классиков русской литературы, учат их быть милосердными и отзывчивыми.
Список литературы
Н. Гумилёв. Жираф
Мороз Иванович
Тупое - острое
Кто самый сильный?
Самодельный телефон