Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Самостоятельная работа студента
«Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся»
Выполнила:
студентка 4 курса группы 44 Н
Паринова Елена Васильевна
ГБПОУ ВО «ГПК»
Учитель начальных классов
Проверила:
Нечепаева Светлана Анатольевна
Преподаватель ГБПОУ ВО «ГПК»
Воронеж
2021
Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся
Сегодня среди важных задач, стоящих перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания младшего школьника. Одним из центральных вопросов умственного воспитания является развитие познавательной активности детей. Проблема познавательной активности относится к традиционным темам отечественной психолого-педагогической науки. К различным аспектам проблемы обращались в своих исследованиях известные ученые: Л.П. Аристова, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д.Б. Годовикова, О.О. Денина, Е.Е. Кравцова, Э.А. Красновский, М.И. Лисина, Н.А. Морева, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, В.В. Щеинина, Г. И. Щукина и другие.
Обучение – специально направленный процесс, при котором педагог организует активную учебно-познавательную работу обучающихся для овладения ими знаниями, умениями и навыками, развитию креативных, творческих способностей и моральных этических представлений. Большое значение для развития познавательной активности имеет развитие психических процессов – памяти, внимания, воображения. Именно эти процессы, по данным психологов, – основа для развития мышления и творческих способностей обучающихся.
На сегодняшний день, в условиях мощного экономического развития, образование постепенно усложняется, обучение переходит от простого научения материала к развитию творчески мыслящего, думающего и умеющего применять свои знания на практике человека.
Для формирования познавательной активности младших школьников используются следующие виды деятельности:
1. Игровая деятельность - в игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
2. Использование на уроках проблемных, исследовательских, разно уровневых, групповых способов обучения, также ИКТ, которые наиболее способствуют развитию творческих способностей.
3. Решение проблемных задач. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.
Творческие задания на уроках литературного чтения
1. Работа с иллюстрацией к тексту.
2. Рецензирование детьми созданных рисунков. Каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации; школьники обмениваются рисунками; получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста; сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы.
3. Составление диафильмов по произведению. По материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров; какие строки из текста вы соотнесете с ними;
4. Лепка и аппликация.
Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.
5. Книжки-самоделки.
В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.
На берегу Байкала
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Хитрость Дидоны
Кто чем богат, тот тем и делится!