Проект по литературе "Детство и юность Ф.М.Достоевского", работу выполнил ученик 8А класса Караичев Константин
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_literature_f.m.dostoevskiy.docx | 39.81 КБ |
detstvo_i_yunost_f.m.dostoevskogo.pptx | 2.82 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательноеучреждение
« Средняя школа № 1 с углубленным изучением математики,
физики и литературы»
Районный конкурс школьных библиотечных проектов,
посвященных жизни и творчеству Ф.М.Достоевского
ВЫПОЛНИЛ :
Караичев Константин,
обучающийся 8 а класса
РУКОВОДИТЕЛЬ :
Платонова Е.Ф.,
учитель русского языка и
литературы
г.Старая Русса
Содержание:
1. Актуальность и постановка проблемы.
2. Цель
3.Задачи проекта
4.Срок реализации
5.Участники проекта.
6.Этапы реализации
7.Формы работы по реализации проекта
8.Ожидаемые результаты
9. Работа над проектом:
а) Люди, оказавшие влияние на формирование характера
Ф.М. Достоевского.
б) Обстановка, в которой протекало детство и юность писателя.
в)Важные события и увлечения детства и юности, отложившиеся в
в памяти Ф.М. Достоевского.
10. Вывод.
11.Список литературы.
Постановка проблемы.
При изучении дополнительной литературы я отметил две точки зрения на этот жизненный этап знаменитого писателя:
1. Воспоминания современника Ф.М.Достоевского С. Д. Яновского:
«…Федор Михайлович сообщал мне многое отяжелой и безотрадной обстановке его детства, хотя благоговейно отзывался всегда о матери, о сестрах и о брате Михаиле Михайловиче, оботце он решительно не любил говорить и просил о нем не спрашивать…»
2. Воспоминания А.Г. Достоевской, жены писателя: « Федор Михайлович охотно вспоминал о своем счастливом, безмятежном детстве и с горячим чувством говорил о матери.»
Возникла проблема, которая требовала разрешения: каких же больше воспоминаний о детстве вынес писатель, горестных или счастливых и безмятежных?
Для самого Достоевского детство стало временем, которое во многом определило не только сущность его характера, но и линию судьбы.
В своем дневнике писатель отмечал: « Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время.»
В ходе исследовательской работы я предполагал найти ответы на следующие вопросы:
1) Детство и юность писателя нельзя назвать легкими, но ощущал ли он себя несчастным человеком?
2) Являлись ли детские впечатления и жизненные трудности для Достоевского дополнительным стимулом к творчеству?
Цель проекта: расширить знания о детстве и юности Ф.М. Достоевского, узнать о малоизвестных событиях из детства великого писателя для более глубокого восприятия и понимания его литературных произведений.
Для достижения поставленной цели я определил следующие задачи:
- посетить Дом- музей Ф.М. Достоевского;
-провести анкетирование среди обучающихся школы по биографии писателя;
- изучить литературу по теме, собрать и проанализировать информацию;
- найти примеры малоизвестных событий из детства и юности писателя, сделать выводы;
-оформить проект и презентацию по теме, слайд-шоу;
-выступить с презентацией передобучающимися школы с целью пропаганды жизни и творчества великого писателя.
Участники проекта: обучающиеся 8а класса.
Исполнитель:Караичев Константин, обучающийся 8а класса.
Руководитель: Платонова Е.Ф. , учитель русского языка и литературы.
Срок реализации:3 месяца
Этапы реализации:
1 этап – подготовительный(ноябрь)
Выбор темы, выбор инициативной группы.
2 этап – аналитический(ноябрь)
Анализ ситуации, составление плана работы.
3 этап – организационный(декабрь)
Проведение исследовательской работы по теме, сбор материалов.
4 этап – деятельностный(январь)
Создание проекта, презентации, слайд-шоу, литературная гостиная.
Выступление с презентацией перед обучающимися школы по теме «Детство и юность Ф.М.Достоевского»
Формы работы по реализации проекта:
Ожидаемые результаты:
Вот и я решил предпринять попытку разгадать тайну Достоевского (хоть малую толику), великого русского писателя и человека с противоречивым характером и сложной судьбой, чтобы подробнее познакомиться с основными наиболее яркими фактами его детства и юности и ответить на вопросы, заинтересовавшие меня; подготовить презентацию по теме и выступить с нею перед обучающимися школы, чтобы вызвать интерес к личности писателя, прославившего наш городок на весь мир.
Большое влияние на подростка оказывают, конечно же, люди, которые его окружают. Поэтому в первую очередь я постарался собрать материал о них.
Огромное влияние на маленького Федора (впрочем, как и на всех людей в мире) оказали его родители.
Отец Достоевского, Михаил Андреевич детей держал строго, терпеть не мог их шалостей, любил, чтобы они постоянно занимались делом, и мечтал, по-видимому, о том, чтобы направить их по ученой части. Он, стесняя себя во всем, чтобы дать детям хорошее, даже прекрасное образование, требовал и от них очень строгого отношения к себе. Отец не бил детей, это правда, но суровое, требовательное отношение к детству, раздраженные вспышки, подозрительный, угрюмый взгляд и полное, по-видимому, отсутствие добродушия действуют ничуть не хуже и не лучше розог. Он передал своему сыну по наследству болезненную недоверчивость к себе, людям, жизни вообще. Федору Михайловичу подобные внушения ничего, кроме вреда, принести не могли. Уже с детства привык он бояться жизни, уже в детстве проявилось в нём то недоверчивое, подозрительное отношение к себе и другим, которое совершенно испортило его юность.
В 1819 году М. А. Достоевский женился на девятнадцатилетней дочери московского купца Федора Тимофеевича Нечаева, Марии Федоровне –матери будущего писателя. Мария Федоровна была не чужда поэзии, любила музыку, да и сама была достаточно музыкальна, зачитывалась романами. Мягкая, добрая и нежная, Мария Федоровна в то же время отличалась практичностью и сметливостью, в ведении хозяйства Михаил Андреевич мог всегда на нее положиться.
Крестным отцом младенца стал его дед- « московский купец 3-й гильдии» Федор Тимофеевич Нечаев.Дед писателя по матери до 1812г был очень богатый человек. Во время войны он потерял все свое состояние, но, однако не сделался банкротом, а уплатил свои долги до копейки. А.М.Достоевский, брат писателя, вспоминал: «… я его помню в своем детстве как дорогого и любимого баловника-дедушку».
Его крестная- Александра ФедоровнаКуманина, старшая сестра его матери. Тетка замужем за богатым московским купцом 1-ой гильдии и благотворителем. Куманины – единственное прибежище, тыл, «палочка-выручалочка», к которой в разное время будут обращаться все без исключения Достоевские. После смерти родителей Достоевского бездетные Куманины выдадут замуж трёх его сестер, будут материально поддерживать всех четырех братьев.
Два брата – погодка – Михаил (1820) и Федор (1821) так и пойдут по жизни рядом.
Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фроловна. Всех она детей взрастила и выходила, была она тогда лет 45-ти, характера ясного, веселого и всегда детям рассказывала такие славные сказки! Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу и т.д.
«Все крестьяне любили нас очень, в особенности брата Федора. Любил он также вступать в разговоры с крестьянами, которые охотно с ним говорили.» ( Из воспоминаний А. М. Достоевского)
Одним из счастливых моментов юности Достоевского в Петербурге в Инженерном училище являлось общение с поэтом-романтиком И.Н.Шидловским. Вот что писал он брату Михаилу: « Знакомство с Шидловским подарило меня столькими часами лучшей жизни... Я имел у себя товарища!»
Другой романтический друг молодого Достоевского - старший товарищ по Инженерному училищу Иван Игнатьевич Бережецкий. Это был юноша очень талантливый и скромный Они были постоянно вместе. Не нужно было особенного наблюдения, чтобы заметить в этих друзьях особенно выдающихся душевных качеств, например, их сострадания к бедным, слабым и беззащитным...
Второй фактор, влияющий на человека - это окружающая обстановка. Достоевские жительствуют на Божедомке. Название связано с расположенным поблизости погостом, где некогда находили успокоение бродяги, нищие, самоубийцы, воры. Дом скорби как бы завершал картину. Картины преждевременных смертей, нищеты, болезни, неустроенности - первые впечатления мальчика, под влиянием которых оформился взгляд на мир будущего писателя, весьма необычный. Семья гнездилась в крохотной казенной квартире из двух или трех комнат. Жила семья тихо, замкнуто, прикапливая на черный день, не зная никаких особенных развлечений, даже театра. Но жили дружно и спокойно и очень однообразно. Детей предпочитали держать дома. Их не только не распускали и не баловали, а наоборот, сразу же старались ввести их в колею такой скромной и строгой жизни, где исполнение обязанностей, отсутствие прихотей стоит на первом плане. Дети, конечно, шалили, любили, например, разговаривать с больными через решетку, что запрещалось, но эти шалости от отца скрывались.
Впоследствии удалось приобрести маленькое именьице в Тульской губернии. Лето проводилось обыкновенно в деревне, причем сама поездка туда тянулась двое или трое суток. «Во время поездок этих брат Федор бывал в каком-то лихорадочном настроении. Он всегда садился на облучке. Не бывало ни одной остановки, хотя на минуту, при которой брат не соскочил бы с брички, не обегал бы близлежащей местности или не повертелся бы вместе с кучером возле лошадей!»(Из воспоминаний А.М. Достоевского). Сам Ф.М. Достоевский в своем дневнике писал: « И ничего в жизни я так не любил, как лес с его грибами и дикими ягодами, с его букашками и птичками, ежами и белками, с его любимым мною сырым запахом перетлевших листьев. И теперь даже, когда я пишу это, мне так и послышался запах нашего деревенского березняка. Впечатления эти остаются на всю жизнь» ( Дневник писателя. 1876 г. , февраль.)
Вообще, несмотря на скудость средств, заставлявшую всю семью тесниться в двух-трех комнатах целыми зимами, родители Достоевского не жалели денег, чтобы дать своим детям по возможности хорошее воспитание. Было оно только немного странным и строгим. До 16-17 лет детей держали как маленьких, никуда не пускали их одних, заставляли отправляться и возвращаться в школу педантически аккуратно, никогда не давали ни копейки карманных денег, словом, слишком уж тянули на помочах. Мало того: дети исключительно росли в собственной семье, не имея товарищей и не зная, что делается в Божьем мире за больничными стенами. Оттого-то Федор Михайлович никогда и впоследствии не мог научиться жить с людьми. Очень требовательный к себе и другим, обидчивый до крайности, раздражительный и самолюбивый, распалявшийся в одно мгновение, еще скорее остывавший, он был малопригоден для товарищества и дружбы. Но все же детство Достоевского - самая счастливая пора его жизни. Строгость отца умерялась ласками матери, однообразие городской жизни скрашивалось летними деревенскими впечатлениями, неровный, обидчивый характер мальчика не встречал в семье сурового и жесткого отпора. Как ни вяла и однообразна была эта семейная жизнь, в ней все же было то тихое, спокойное и дружное, к чему постоянно тянуло Достоевского.
Затем детей отдали в частный пансион к Чермаку. Братья были отданы на полный пансион и приезжали домой только по субботам к обеду, а в понедельник утром уезжали опять на целую неделю. В пансионе старались создать иллюзию семейной жизни. Сам Чермак ел за одним столом со своими учениками и обращался с ними ласково. Как с собственными сыновьями. Он приглашал в качестве преподавателей лучших московских учителей, и обучение там велось очень серьезно. ( список предметов прилагается). О Достоевском-пансионере рассказывал его соученик В.М.Каченовский: "...это был серьезный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона...".
В Инженерном училище Федору Михайловичу пришлось пережить трагедию души так называемого "маленького человека". Ведь в данном учебном заведении студентами являлись в основном дети чиновничьей и военной бюрократии. Родители их одаривали преподавателей, не жалея средств. В этой среде Достоевский выглядел чужим, часто подвергался оскорблениям и насмешкам. Науками он занимался с усердием, но без любви, фронтом - с отвращением. Выправка и муштровка, военные нравы старого времени, грубые, но откровенные, ни на минуту не привлекали его. Болезненное самолюбие, нежность душевная, физическая слабость держали его в одиночестве. Если вполне верить его письмам за это время, то настроение его действительно было ужасно. Постоянный недостаток в деньгах давал себя знать очень заметно; прибавьте к этому нелюбимое дело, товарищей, с которыми не было ни одного пункта соприкосновения".
В письме к брату: "У меня есть проект: сделаться сумасшедшим... Брат, грустно жить без надежды. Смотрю вперед и будущее меня ужасает.»Но, несмотря на эти трудности, Федору Михайловичу удалось добиться признания и товарищей, и учителей. Все убедились со временем, что это человек незаурядного ума и выдающихся способностей.
Следующий фактор-события и увлечения. «Две- три мысли, два-три впечатления, поглубже выжитые в детстве, собственным усилием (а если хотите и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь , чем самая облегченная школа… » Ф.М. Достоевский. (Дневник писателя. 1876 г. , январь.)
Еще в раннем возрасте Федор Михайлович открыл для себя радость общения с книгой. Самые первые произведения, с которыми он познакомился, - народные сказки Арины Архиповны, нянюшки. После этого были Пушкин и Жуковский - любимые писатели Марии Федоровны. В раннем возрасте познакомился с основными классиками зарубежной литературы: Гюго, Сервантесом и Гомером. Читал Федор, особенно в молодости, очень много.
«Верхом его удовольствия было исполнить какое-либо поручение крестьян и быть чем-нибудь полезным. Я помню, что одна крестьянка, вышедшая на поле жать вместе с маленьким ребенком, пролила нечаянно жбанчик воды и бедного ребенка нечем было напоить,- брат сейчас же взял жбанчик, сбегал в деревню и принес матери целый жбан воды,»-вспоминает Андрей Михайлович, брат писателя.
«Одно воспоминание,- говорил сам Ф.М.Достоевский,- оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю жизнь.» Это известная история , когда девятилетний мальчик, гуляя по лесу, испугался волка и его приласкал и по-матерински успокоил пашущий мужик Марей.
Еще эпизод, тоже из области общения с народом: "Мне было всего еще 9 лет от роду,- рассказывает Достоевский,- как вдруг на третий день Светлого праздника пришла весть, что вотчина сгорела. Мать плакала. И вот вдруг подходит к ней наша няня, Алена Фроловна. Жалованья она не брала у нас уже много лет и накопилось рублей 500 и лежали они в ломбарде - на старость, и она отдала их матери.»
Будущий писатель в юные годы пережил трагедию, оставившую неизгладимый след в его душе на всю оставшуюся жизнь. Он полюбил детским искренним чувством дочку повара, девятилетнюю девочку, которая на его глазах скончалась по вине пьяного бродяги.
И эти детские эпизоды, к которым он постоянно возвращается, ни на минуту не выходят у него из головы. Это-то и есть "великое и святое", без чего "не может жить человек".
Последний год пребывания в пансионе был трудным для юноши Достоевского: 29 января 1837 года умер Пушкин, 27 февраля он лишился своей любящей и самоотверженной матери. Достоевский узнал о смерти Пушкина через месяц после смерти матери. Кончину Пушкина он пережил как большое национальное и личное горе (хотя ни разу и не видел поэта). Достоевский говорил брату, что если бы он не носил уже траура по матери, то попросил бы у отца разрешения носить траур по Пушкину.И этот период принято считать окончанием детства писателя.
А ровно через год, он вместе с братом Михаилом едет в Санкт-Петербург, поступать в Инженерное училище и в дороге впервые столкнулся со страшной русской действительностью. Это избиение ямщика фельдъегерем. Достоевский вспоминает в том же «Дневнике писателя»: « Эта отвратительная картинка осталась в воспоминаниях моих на всю жизнь....»
16 января 1838 года Федор Достоевский был зачислен в училище и перебрался в Инженерный замок, в котором оно располагалось. Михаилу было отказано в приеме по состоянию здоровья, и он поступил на службу по прошению в Санкт-Петербургскую инженерную команду, но через три месяца, в апреле, был откомандирован в Ревельскую инженерную команду. Братья расстались.
Фёдор Михайлович Достоевский не очень любил распространяться про службу и учёбу в Инженерном училище, как во время учёбы, так и после. Наверное, это связано с тем, что он поступил туда только по воле отца, который умер в начале лета 1839 года. Будущий писатель очень тяжело перенёс эту трагедию. И именно со смертью отца, связан первый приступ эпилепсии, который преследовал Фёдора Михайловича до конца жизни.
Достоевский на всю жизнь сохранил хорошую память о своем детстве, однако еще важнее, как эта память отразилась в его творчестве. За три года до смерти, начав создавать свой последний гениальный роман "Братья Карамазовы", Достоевский вложил в биографию старца Зосимы отголоски собственных впечатлений: «Из дома родительского вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском, и это почти всегда так, если даже в семействе хоть только чуть-чуть любовь да союз. Да и от самого дурного семейства могут сохраниться воспоминания драгоценные, если только сама душа твоя способна искать драгоценное.» Последний роман Достоевского "Братья Карамазовы" кончается речью Алеши Карамазова у камня после похорон мальчика Илюшечки, обращенной к его товарищам-школьникам: "Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорили про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение".
Ф.М.Достоевский: « Без святого и драгоценного , унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек. Иной, по – видимому, о том и не думает, а все – таки эти воспоминания бессознательно да сохраняет. Воспоминания эти могут быть даже самые тяжелые, горькие, но ведь и прожитое страдание может обратиться впоследствии в святыню для души…. При этом самые сильнейшие и влияющие воспоминания почти всегда те, которые остаются в детстве. » ( Дневник писателя. 1877г., июль-август)
Для решения поставленных задач я провел анкетирование среди одноклассников, исследование, оформил проект, слайд-шоу, выступил с презентацией передобучающимися 8а класса во время проведения литературной гостиной. После проведенной работы я могу сделать выводы, что детство писателя было счастливым, юность приносила огорчения, но они были обусловлены характером самого Ф. М, Достоевского. Работа очень полезна особенно для обучающихся среднего звена. Данная работа повысила интерес к жизни и творчеству великого писателя. В ней отражены , на мой взгляд, самые важные моменты, которые помогут сделать шаг к пониманию его произведений. В ходе работы я узнал много интересного о детстве и юности Ф.М. Достоевского. Отзывы одноклассников, их размышления в отзывах- эссе тоже положительные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Достоевский А.М. Воспоминания. Л- 1930 г.
2. Е. Соловьев. Биографический очерк. Ф.М. Достоевский. М.- 1998 г.
3. Белов С.В. Вокруг Достоевского. Новый мир.1985 г
4. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников.-М., 1964 г
5. Алексеев М.П. «Ранний друг Достоевского». Одесса, 1961 г.
6. Достоевская Л.Ф. Достоевский в изображении дочери. М. , 1922 г.
7. Достоевский. Материалы и исследования. Л. , 1983 г.
8. Якубович И.Д. Достоевский в Главном Инженерном училище. Л. . 1985 г.
9.Ф.М. Достоевский. Дневник писателя.
Слайд 1
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬСлайд 2
Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время ; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. ( Ф.М.Достоевский )
Слайд 3
Содержание: 1.Актуальность и постановка проблемы. 2 . Цель 3.Задачи проекта 4.Срок реализации 5.Участники проекта. 6.Этапы реализации. 7.Формы работы по реализации проекта. 8.Ожидаемые результаты. 9 . Работа над проектом: а ) Люди, оказавшие влияние на формирование характера Ф.М . Достоевского. б ) Обстановка, в которой протекало детство и юность писателя. в)Важные события и увлечения детства и юности, отложившиеся в в памяти Ф.М. Достоевского. 10 . Вывод. 11.Список литературы
Слайд 4
Этапы реализации : 1 этап – подготовительный (ноябрь) Выбор темы, выбор инициативной группы . 2 этап – аналитический (ноябрь) Анализ ситуации, составление плана работы . 3 этап – организационный (декабрь) Проведение исследовательской работы по теме, сбор материалов . 4 этап – деятельностный (январь) Создание проекта, презентации, слайд-шоу.
Слайд 5
Формы работы по реализации проекта : Создание инициативной группы Планирование деятельности Проведение анкетирования Посещение музея Выступление с презентацией по теме Литературная гостиная
Слайд 6
Результаты анкетирования Вопросы : Результаты : 1. Год рожденияФ.М.Достоевского ; 10% 2.Место рождения ; 7% 3.Родители ; 2% 4.Основные события детства и юности ; 3% 5.Где учился Ф.М.Достоевский ; 5% 6.Какую профессию получил Ф.М.Достоевский ? 1%
Слайд 7
Цель проекта : Р асширить знания о детстве и юности Ф.М. Достоевского, узнать о малоизвестных событиях из детства великого писателя для более глубокого восприятия и понимания его литературных произведений.
Слайд 8
Задачи : посетить Дом- музей Ф.М. Достоевского; провести анкетирование среди обучающихся школы по биографии писателя; изучить литературу по теме, собрать и проанализировать информацию; найти примеры малоизвестных событий из детства и юности писателя, сделать выводы; оформить проект и презентацию по теме, слайд-шоу; выступить с презентацией перед обучающимися школы с целью пропаганды жизни и творчества великого писателя.
Слайд 9
Родители : Отец писателя — Михаил Андреевич М ать писателя —Мария Фёдоровна
Слайд 11
И.Н.Шидловский Д.В.Григорович Друзья Достоевского в училище
Слайд 12
Флигель Мариинской больницы, в котором родился Ф. М. Достоевский
Слайд 13
Даровое - имение Достоевских
Слайд 14
Список предметов 1837 год. пансион Л еонтия Чермака. Предметы учения по курсу Гимназическому Науки : 1. Закон божий 2.Логика 3.Риторика 4.Арифметика 5.Алгебра 6.Геометрия 7.География 8.История 9.Физика Языки : 1.Русский 2.Греческий 3.Латинский 4.Немецкий 5.Английский 6.Французский Искусства : 1.Чистописание 2.Рисование 3.Танцевание
Слайд 16
Служба Инженерном замке Форма курсанта Ф.М.Достоевский в униформе
Слайд 17
Литература 1. Достоевский А.М. Воспоминания. Л- 1930 г. 2. Е. Соловьев. Биографический очерк. Ф.М. Достоевский. М.- 1998 г. 3. Белов С.В. Вокруг Достоевского. Новый мир.1985 г 4. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников.-М., 1964 г 5. Алексеев М.П. « Ранний друг Достоевского ». Одесса, 1961 г. 6. Достоевская Л.Ф. Достоевский в изображении дочери. М. , 1922 г. 7. Достоевский. Материалы и исследования. Л. , 1983 г. 8. Якубович И.Д. Достоевский в Главном Инженерном училище. Л. . 1985 г. 9. Ф.М. Достоевский. Дневник писателя.
Любили тебя без особых причин...
Лягушка-путешественница
Чья проталина?
Как нарисовать зайчика
Упрямый зяблик