Творческие работы обучающихся
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_detstvo_opalennoe_voynoy_wecompress.com_.docx | 584.57 КБ |
Районная краеведческая конференция школьников «Равнение на старшее поколение, посвященная 100-летию Комсомола»
Автор: Климова Анастасия,
ученица 10 класса
МБОУ «Ангоянская СОШ»
Руководитель: Слюсарева О.И.
Введение
Гордиться славой своих предков не только можно,
но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
Эти слова принадлежат великому Александру Сергеевичу Пушкину, но они очень актуальны и в наше время. Всем казалось, что фашизм разгромлен и уничтожен навечно. Но мы смотрим хронику событий на Украине и понимаем, что всё повторяется: руины разрушенных городов и деревень, бегущие в страхе люди, испуганные, плачущие дети, убитые и раненые мирные жители и беженцы, стремящиеся спастись от всего этого ужаса и кошмара! И всё это происходит рядом с нами. Но почему? … Молодые парни разгуливают нынче по городам Украины с фашистской свастикой. Украинские солдаты убивают мирных жителей, устраивают зверские пытки людей. Все они родились и выросли в наше время и, скорее всего, понятия не имеют, как жили, вернее, выживали, в годы Великой Отечественной войны их родные дедушки и бабушки. А историю забывать нельзя.
I. Актуальность проблемы
В этом году наша страна будет отмечать 73-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Мы нечасто задумываемся над тем, что детство наших дедушек и бабушек прошло в тяжёлые военные годы. Наше детство – это самые счастливые годы. А каким же было их военное детство? Так появилась тема моего проекта «Детство, опаленное войной».
Дети беспощадной волей войны оказались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Война отобрала у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире! Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать…
Вот поэтому я и хочу рассказать о людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, об их жизни в военные годы. По моему мнению, школьники должны узнать все это из уст очевидцев, переживших годы войны. Ведь поколение детей войны – это наши бабушки и дедушки, а у кого-то это даже прабабушки и прадедушки. И пока они живы, мы обязаны выслушать их. Именно от них мы должны узнать об их страшном и жестоком детстве, чтобы смогли понять, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.
А еще мне хотелось понять, чем отличаются жизненные позиции детей сороковых и сегодняшней молодежи.
В нашем школьном музее, членом которого я являюсь 6 лет, собран большой материал об односельчанах, внесших свой вклад в Великую Победу. Когда мы начинали эту работу, в нашем поселке проживало 4 участника Великой Отечественной войны, 24 тружеников тыла, 30 детей войны. Но сегодня нет в живых участников войны, только 7 труженика тыла, да и детей войны с каждым годом становится меньше. Я пришла к выводу: дорог каждый день, важно каждое слово ветерана.
II. Цель исследовательской работы
Доказать на примере жизни детей и подростков, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова «война» нет ничего на свете.
Перед собой я поставила следующие исследовательские задачи:
III. Объект исследования: воспоминания о военном детстве односельчан, чье детство выпало на годы войны.
IV. Предмет исследования: жизнь моего дедушки Тулбуконова Эдуарда Ивановича
V. Методы и способы работы
VI. Тип проекта: творческий, практико-ориентированный
VII. Проблема исследования:
Сравнивая нашу жизнь с жизнью детей и подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.
VIII. Выдвижение гипотезы
Если мы способны понять и оценить реальные судьбы людей, переживших военное лихолетье, значит, у нас не утрачены умения сопереживать, любить Родину и трудиться, создавая что-то новое и необходимое не только себе, но и всем людям.
IX. Ожидаемые результаты исследования
X. Результаты исследования
Дети войны… и веет холодом,
Дети войны… и пахнет голодом,
Дети войны… и дыбом волосы:
На чёлках детских седые полосы.
О чем мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую» игру, которая длилась 4 долгих и нескончаемых года. Они, также как и я, учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали. Дети любили жизнь, радуясь запаху полевых цветов, шуму дождя и радуясь лучам утреннего солнца.
В годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок оказались в жерновах самой жестокой в мире войны. Кто-то наравне со взрослыми ковал победу в тылу, надрываясь на заводах и полях, кто-то воевал на фронтах Великой Отечественной и партизанских отрядах.
По известной статистике, Великая Отечественная война унесла около 27 миллионов жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но нет точных данных о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни.
Сейчас о Великой Отечественной войне написано очень много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается, и слезы на глазах. Именно это я увидела, встречаясь с очевидцами военного лихолетья. На мой взгляд, история судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания. Конечно, непросто вспоминать о пережитом, но нам, современным детям, очень важно осмыслить уроки Великой Отечественной войны, получить тот бесценный героический опыт, который приобрёл народ в ходе тех ужасных лет. Только память народа связывает прошлое с будущим.
В своей работе я хочу рассказать о своем дедушке Тулбуконове Эдуарде Ивановиче, чье детство выпало на «сорковые, роковые».
Родился дедушка в 1940 году в старом Уояне, Северо-Байкальского района, Республика Бурятия. Вскоре переехали семьей в село Кумора. Здесь и застигла их война. Мама, Татьяна Ивановна, работала в торговле, отца, Ивана Игнатьевича, не помнит. Чтобы как-то выжить, мама уехала работать в г. Улан-Удэ, и с трех лет его воспитанием занимались бабушка и дедушка.
Помимо дедушки в семье было трое детей: братья Гена и Петя и сестра Ольга. Дедушка был старшим ребенком.
Сестра и братья дедушки
Начало войны дедушка не помнит, так как был совсем маленьким. А вот послевоенное детство свежо до сих пор в памяти. «И по одну сторону и по другую соседи ждали своих родственников с фронта. В один дом хозяин вернулся, а в другой – так и не дождались,» - вспоминает дедушка. И таких семей было много. Вдовам приходилось нести все на своих плечах: и работать в колхозе, и воспитывать детей. Детство было босоногое, трудное. «Но нам, ребятишкам,- вспоминает дедушка, - не приходилось унывать. Многое не понимали в силу своего возраста, да и не слышали взрывов, бомбежек. Как все дети забавы себе находили, играли, купались на речке, радовались жизни». Слушая дедушку, я была поражена тем, что не услышала в его рассказе ни одной жалобы на трудные детские годы.
В 8 лет, здесь же в Куморе, пошел в первый класс. Для учебы было все необходимое было все: и книги, и тетради, и другие школьные принадлежности. Ведь уже был 1948 год. Учеников в школе было много, так как обучались ребята из других поселков, которые жили в интернате. Выглядели все по-разному: кто получше одет, кто совсем бедно. Но на это никто не обращал внимания.
«Я думаю, что наша школьная жизнь давала нам очень многое. Каждый из учеников мог найти себе дело по душе. Я сам научился играть на гармошке и принимал активное участие в различных праздниках. А чтобы научиться играть на баяне, ходил зимой на лыжах в Иркану, брал уроки игры. А еще хорошо рисовал, поэтому с другими ребятами выпускал школьные и колхозные газеты,» - продолжал свой рассказ он.
Много работали на полях. Вместе с бригадой женщин, бригадиром которой был кореец Пак Сергей (отчество не помнит) собирали колоски на полях, помогали выращивать и убирать с колхозного огорода картофель, морковь, капусту. Никто от труда не отказывался: так положено. Никто не высказывал недовольства, что это проходит за счет уроков, что это не детский труд. Работали наравне со взрослыми.
И как большинство мальчишек, находил много приятных дел в свободное от занятий время: бегал на ондатровку, рыбалку. Эти занятия не только приносили удовольствие, но и помощь семье.
По окончании десятилетки поступил в музыкальное училище г. Улан-Удэ. В 1959 ходу уходит в армию на три года. Служит в ПВО в Якутии.
Солдат Советской Армии
После армии перезжает в Улан-Удэ, работает на машзаводе и одновременно заочно учится в культпросветучилище. Здесь же обзавелся семьей.
Однажды поехал в отпуск к родственникам в п. Гусиха Баргузинского района. Природа окрестностей напоминала малую родину: можно поохотиться, порыбачить. Переезжает сюда жить, работает директором Доме культуры в течение 8 лет. Много интересных и зажигательных номеров он придумывал («Помогали навыки, полученные в школе,» - говорит дедушка.) Люди с огромным удовольствием шли в клуб.
Дедушка со своим двоюродным братом На сцене Дома культуры
Затем связывает свою судьбу с лесным хозяйством. Работает сначала лесником, заочно учится в лесотехникуме в Улан-Удэ. Постепенно продвигается по служебной лестнице: мастер леса, лесничий.
Трудовые будни
Но потянуло опять на малую родину – в село Кумора. Вернулся в 1984 году, 4 января вышел на работу в Ангоянский лесхоз лесничим.
Заготовка строительного леса
Когда лесхоз из Куморы перевели в п. Ангоя, переехал сюда. Сначала и не предполагали, что здесь появится бамовский поселок. С приходом первого отряда работа была направлена на заготовку леса для строительства домов. Все жилье, которое сейчас признали ветхим, построено из леса, заготовленного лесхозом, в котором работал дедушка.
До пенсии так и оставался в лесном хозяйстве. Последние годы был инспектором охраны леса пяти районов: Северо-Байкальского, Ангоянского, Уоянского, Муйского.
За многолетний добросовестный труд дедушка награжден Почетной грамотой профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации, медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», является Ветераном труда.
Рассказ дедушки о своей жизни еще раз мне доказал, что люди, перенесшие военное лихолетье, умеют ценить жизнь, наполняя ее полезными для людей делами. Навсегда они остались гражданами с активной жизненной позицией. Это люди, живущие, в первую очередь, для других, а не для себя.
Доказательство вновь приведу из дедушкиной биографии. На протяжении пяти лет он был председателем Совета ветеранов в МО СП «Ангоянское». Стремился к тому, чтобы сохранялась связь поколений. Поэтому помогал организовывать встречи со школьниками, пытался помочь решить некоторые проблемы ветеранов. Его труд отмечен Благодарственным письмом главы МО «Северо – Байкальский район» Игорем Валерьевичем Пухаревым.
Выступление на митинге 9 Мая
Много лет являлся председателем эвенкийской территориальной общины «Юктэ» (в переводе с эвенкийского - ручеёк) Северо – Байкальского района. Эдуард Иванович приложил много усилий, чтобы сохранить национальные эвенкийские корни. Летом 2000 года был участником фестиваля эвенкийской культуры «Больдёр» в Курумкане.
Дедушка со своим двоюродным На празднике «Больдёр» в Курумкане.
братом Чирковым А.Н.
Дедушка – хороший семьянин. Они с бабушкой прожили много лет, вырастили трех замечательных дочерей. Помогает воспитывать внуков (их у него – 7), а теперь и двух правнуков.
Дедушка со своей женой Лидией Ивановной На отдыхе с внуками
В этом году моему дедушке будет 78 лет. Порой удивляешься, сколько в нем энергии, оптимизма, ведь война отобрала у него детство, ему пришлось вынести такое, что я себе не могу и представить. Он привил нам любовь к музыке, живописи.
Он учит нас, внуков, преодолевать трудности, хранить свои корни, любить людей, нести им добро.
Я теперь по-другому смотрю на историю своей родины. С особым трепетом возлагаю Гирлянду памяти 9 Мая, иду в колонне Бессмертного полка, поздравляю ветеранов, детей войны.
Результаты работы
Патриотизм и другие нравственные категории вряд ли можно воспитать даже многими самыми удачными проектами и воспитательными мероприятиями в школе. Нельзя измерить уровень их сформированности тестами и графиками. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешными тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, учащиеся школы, можем сделать то, без чего воспитать патриота невозможно – интереса к прошлому своей семьи, своих близких людей, их участию в событиях такого масштаба, каким является Великая Отечественная война. Мой проект «Детство, опаленное войной» стал важным шагом на пути к этой цели.
Перспективы в работе этого направления
Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Их нужно уважать, ведь война отобрала у них детство, им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и радоваться малому. Поэтому каждый из школьников обязан расспросить своих дедушек и бабушек об их жизни в военное время. Эти рассказы должны быть увековечены в книгах, в экспозициях музея. Ни один человек, переживший военное лихолетье не должен оставаться без внимания.
Продукт проекта
Вывод:
Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность и крушение моральных устоев у молодого поколения, многие говорят: «Время такое!». Понять и осознать, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, помогла работа над этим проектом. Собирая материал для своей работы, я пережила сильнейшее потрясение. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме.
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна,
И как огонь с водой не совместимы,
Не совместимы дети и война!
На горке
Рисуем пшеничное поле гуашью
Нас с братом в деревню отправили к деду...
"Морская болезнь" у космонавтов
Ледяная внучка