проектно-исследовательская работа по теме "Роль снов в произведениях художественной литературы"
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по литературе "Роль снов в произведениях художественной литературы" | 83.67 КБ |
Роль снов в литературных произведениях
Проектно-исследовательская работа по литературе
Работу выполнила
ученица 11 Б класса
МОУ лицей №5
Коляда Дарья
Проблема сна и сновидений интересовала писателей всегда. Но сегодня, 21-м веке, чувствуется особо пристальное внимание ученых, и писателей к такому уникальному явлению, как человеческий сон. К постижению феномена сна стремится наука, не даром сейчас создали Институт снова, который исследует причины нарушения и проблемы их решения.
Меня тоже заинтересовала эта проблема. Я попыталась рассмотреть сон и сновидения, как средства действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений и художественной литературы
Выбор темы обусловлен и возрастающим интересом ко всему фантастическому и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порожденного творческой фантазией народа, поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметов исследования. Выбраны только те, в которых снам отводится главная роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона, но и публицистическая, идейная нравственность.
Гипотеза: сон в русской литературе - это состояние, в котором человеку представляются альтернативные варианты поведения: принятие необычных решений, разрешение сложных ситуаций, прогнозы на будущее. Предположим, что в произведениях писателей сон - это субъективное восприятие действительности и литературных образов, практикуемых нестандартно
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Объект исследования: Сновидения и их роль в художественной литературе.
Предмет исследования: литературные произведения и мотивы сна по разному интерпретируемые писателями.
Методы исследования:
Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.
В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.
Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века, а также мировой литературы XX века. Есть ли какие-то различия во взглядах на феномен сна и сновидений у писателей России, Японии и Латинской Америки? Этот вопрос исследуется в работе наряду с другими вопросами, так или иначе затрагивающими тему исследования.
Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.
Целью работы является определение смысла и роли сна в тексте того или иного произведения. При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: выбор произведений, наилучшим образом отвечающих избранной теме; определение роли сна в содержании этого произведения; и наконец, сопоставление снов и сновидений в произведениях писателей разных веков и разных стран. Методы исследования: анализ художественного текста, работа с критической, справочной и научно-популярной литературой.
Василий Андреевич Жуковский считается родоначальником и одним из самых ярких представителей русского романтизма.
Обращение поэтов-романтиков к внутреннему миру человека, его переживаниям вызвало необходимость поиска новых художественных средств, способных передать тончайшие движения души. От сентименталистов В.А. Жуковского отличала характерная для романтиков устремлённость в чудесный и таинственный мир, будто бы существующий за пределами земной реальной жизни.
Ведущим жанром в творчестве Жуковского-романтика была баллада — лиро-эпическое произведение чаще всего легендарного, исторического, необычного и драматично-героического характера. О его творчестве заговорили в 1808 году, когда была опубликована баллада «Людмила», вернее, вольный перевод «Леноры» немецкого поэта Г.А. Бюргера. Появление этой баллады положило начало новому этапу в развитии отечественной поэзии.
Позже (1808–1812 гг.), опираясь на тот же сюжет, В.А. Жуковский создал оригинальную балладу «Светлана», связанную с русскими народными обычаями и поверьями, песенно-сказочными традициями. Предмет баллады — гадание девушки в “крещенский вечерок”. Образ Светланы — первый в русской поэзии художественно убедительный, психологически правдивый образ русской девушки.
Светлана в его поэме то “молчалива и грустна” в тоске по безвестно исчезнувшему жениху, то “пуглива и робка” во время гадания, то растерянна и встревожена, когда не знает, что её ждёт. Романтизм баллады — в условном пейзаже, необычном происшествии, в указании на то, что главное и вечное — в каком-то ином мире, а земная жизнь кратковременна и призрачна.
С образом Светланы В.А. Жуковский связывает мысль о торжестве любви над смертью. Важное место в этой балладе отводится сну, страшному сну Светланы. Это был сон о том, будто её “милый друг — мертвец”. Светлана не может разобрать его сути, но очень боится этого ужасного, грозного сна. Сам же автор даёт ответ в своей балладе: “...здесь несчастье — лживый сон, счастье — пробужденье”. Впервые в русской литературе В.А. Жуковский сказал читающей публике о том, что счастье надо искать в реальном мире, который и есть настоящая правда, а всё остальное — ложь и обман.
Несмотря на то что сюжет был заимствован из западноевропейской литературы, В.А. Жуковский потянулся к традициям русского народа и создал что-то своё, новое и неповторимое, “прививая к чужой идее свою собственную”. Высоко оценивая его творчество, В.Г. Белинский писал, что творения В.А. Жуковского составили “целый период в нашей литературе, целый период нравственного развития нашего общества”.
Сон, в котором видна вся Россия
В 1859 году вышел в свет роман И.А. Гончарова «Обломов», в центре которого — образ Ильи Ильича Обломова, барина, воспитанного в патриархальной среде родового имения и живущего в Санкт-Петербурге. При характеристике героя Гончаров использует некоторые художественные приёмы своих предшественников, в частности Н.В. Гоголя. В советские времена образ главного героя романа воспринимался несколько однобоко и прямолинейно, хотя на самом деле его образ гораздо глубже и многограннее.
Писатель рисует быт Обломовки как живой среды, сформировавшей характер героя, как целостного и законченного уклада русской жизни. Гончаров видел в формировании буржуазного уклада не только исторический прогресс, но и угрозу для многих духовных ценностей, выработанных русским патриархальным укладом. Многое в старых традициях вызывало отрицательное отношение Гончарова (косность, тунеядство, боязнь перемен и т.д.), но многое и привлекало его — например, теплота человеческих взаимоотношений, уважение к старине, связь с природой. Гончарова тревожило: как бы в погоне за прогрессом не разрушить то ценное, что было в старом, как найти их гармоническое сочетание.
Ничегонеделание Обломова воспринимается современным читателем, успевшим вкусить все прелести дикого капитализма, не только как выражение барской лени и апатии, но и как нравственный вызов человека тогдашним реформаторам. Глава «Сон Обломова», по выражению одного из критиков, — “увертюра всего романа”. Герой переносится в этой главе в своё детство, в самую счастливую пору своей жизни.
Вначале Илье Ильичу снится пора, когда ему всего семь лет. Он просыпается в своей постельке. Няня одевает его, ведёт к чаю. Весь “штат и свита” начинают осыпать его ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками и сливочками. Потом мать отпускала его гулять с няней. День в Обломовке проходил с виду бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. “Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе... Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом”. После обеда все дружно спали.
Следующая пора, которая приходит к Обломову во сне, — это когда он стал немного старше, и няня рассказывает ему сказки. “Взрослый Илья Ильич хотя после и знает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц — сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка... Его всё тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей”. Илюшу лелеют, “как экзотический цветок в теплице”. Родители мечтали о шитом мундире для него, “воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором. Они считали, что учиться надо слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства”.
Неподвижность жизни, дрёма, замкнутое существование — это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: “Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев”. И сон Обломова помогает нам это понять. Сон отражает реальную жизнь, которая была характерна для России того времени, отвергавшей нововведения Запада. И, вполне возможно, именно сон Ильи Ильича ближе к умонастроениям тогдашнего российского общества. Жизнь, увиденная Обломовым во сне, по-своему полна и гармонична: это русская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, красота праздников. Это та Россия, которую мы потеряли после революции 1917 года.
Перечитывая главу «Сон Обломова», мы понимаем, что впечатления детства являются для главного героя романа тем идеалом, с высоты которого он судит жизнь. Обломова терзали предчувствия, что в скором времени идиллия привычной жизни будет разрушена, и, к сожалению, его предчувствия сбылись. Россия, жившая давним ожиданием перемен и революционных преобразований, в скором времени надолго лишила своих граждан самой возможности видеть сны, подобные тому, который однажды привиделся Обломову.
В литературных памятниках сюжеты отчетливо распадаются на две группы явлений, функционирующих на разных уровнях абстракции и имеющих, по-видимому различное происхождение:
1. представленные в сжатой форме, как украшение
2. в более свободной форме, как повествовательная рамка, обрамление.
Первая форма представлена в большинстве эпических традиций. Вторая форма стадиально более поздняя, возникает в римской литературе. В средневековой поэзии сновидение — один из самых частых типов рамочной конструкции (например, знаменитый «Роман о Розе», трактат Фруассара «Любовное сокровище», поэмы Эсташа Дешана «Любовное лэ», Рауля де Удана «Сон о преисподней»). Иногда он встречается и в прозе («Четырехголосая инвектива» Алена Шартье, 1422).
3. Сон-сюжет. Автором «описывается сновидение, как форма для развития основного сюжета, и все литературное произведение является содержанием сна одного из действующих лиц (…). Этот прием художественной изобразительности как бы помогает читателю, слушателю или зрителю перейти от действительности к эстетическому созерцанию, — уснуть в начале развития действия, чтобы снова проснуться при его завершении — вернуться к переживаниям обыденной жизни» Иногда сновиденье героя служит формой лишь эпизодического сюжета, выделяя его, как значительный эпизод.
Мифология
В античной мифологии неоднократно упоминается о явлениях каких-либо богов во сне, но подобные мотивы следует рассматривать скорее как чудесные явления, а не сновидения.
В самом начале «Илиады» Зевс вещает Агамемнону во сне, что он должен отдать ахейцам приказ вооружаться, так как именно сейчас наступило предопределенное судьбой время падения Трои. Агамемнон произносит речь на совете старейшин, в которой объявляет, желая проверить настрой своих войск, что снимает осаду и возвращается домой. Возникают паника и беспорядок, и ситуацию спасает только последовательная мудрость Одиссея.
Сновидения Пенелопы в «Одиссее»: в одном случае ей снится орёл, истребляющий стадо гусей; в другом — Одиссей, который выглядит точно так же, как в день своего отбытия на Троянскую войну. Кроме того, в XIX песни «Одиссеи» Пенелопа пересказывает миф о воротах снов, находящихся в подземном царстве:
Создано двое ворот для вступления снам бестелесным
В мир наш: одни роговые, другие из кости слоновой;
Сны, проходящие к нам воротами из кости слоновой,
Лживы, несбыточны, верить никто из людей им не должен;
Те же, которые в мир роговыми воротами входят,
Верны; сбываются все приносимые ими виденья.
Этот же миф упоминается Вергилием в VI книге «Энеиды».
Гекуба, царица Трои, будучи беременной Парисом, увидела сон, будто она рожает факел, от которого сгорит весь город. Сон был истолкован прорицательницей Герофилой — и младенца бросили в горах. Тем не менее, когда много лет спустя выросший Парис появился в Трое, его приняли как родного, забыв о предостережении. Благодаря совершенному Парисом похищению Елены, Троя действительно была сожжена дотла.
Ту же историю рассказывали об упомянутом в «Божественной комедии» Эдзелино IV да Романо, падуанском тиране: будто его матери приснилось, будто она родила горящий факел, сжегший всю Тревизанскую марку.
Проанализировав литературные произведения, в которых встречаются наиболее интересные и необычные сновидения, исследовав отношение писателей к необыкновенной тайне сна, я обнаружила несколько разных точек зрения, но все они были схожи в одном: сны обладают особым значением, люди видят их не просто так.
Писателей и поэтов всегда привлекала и будет привлекать эта удивительная загадка. Многие черпают из собственных снов вдохновение, другие используют в своих произведениях сны для того, чтобы отразить качества героев, которые бы никогда не проявились в реальной жизни.
Мир сновидений близок литературному миру. И я думаю, он безграничен и важен. Сны, как и книги, способны переносить нс в пространстве и времени , позволяет нам видеть другую жизнь, помогают развернуть границы реальности, рассмотреть собственное сознание.
Работая по этой теме, я пришла к выводу, что сны занимают особое место в жизни человека и, возможно, если бы не существовало снов, то и не существовало бы и реальности, как бы не было бы веселья без грусти, света без тьмы.
В конце мне хотелось бы привести цитату Карла Густава Юнга, которая наиболее точно отражает и мою точку зрения:
« Сон-это скрытая маленькая дверь, ведущая в самые потаённые и сокровенные угольки души и открывающаяся в космическую ночь»
Практическая значимости работы имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературного героя, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.
В своей работе я рассмотрю роль снов в художественной литературе и выявлю, какую функцию они выполняют в произведениях наших классиков
- «Обломов» Гончаров
-« Людмила» Жуковский
В каждом из этих произведений сновидения играют свою, определённую роль - общих канонов нет и быть не может.
Вопросы для анкеты.
1) Что чаще всего видишь во сне?
21% - Живую природу
9% - Ничего
15% - Семью
10% - Смешное
24% - Ужасы
21% - Друзей или любимое развлечение
2) Какие сны сняться?
76%- Цветные
24% - Черно-белые
Вывод:
Исследовав, какие снятся моим одноклассникам и что чаще всего они видят во сне ,я пришла к выводу, что ребята допоздна смотрят телевизор и сидят в компьютере, поэтому их качество сна ухудшается.
https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200402106
https://works.doklad.ru/view/m1tgMw5OBsk.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сновидения_в_литературе
Литература
« Обломов» И. А. Гончаров
« Людмила» В. А. Жуковский
Пословицы и поговорки про сон
Больше спишь — меньше грешишь.
Видела я во сне, что сижу на сосне; а ты хохочешь да туда же хочешь.
Во сне видел, да наяву прозевал.
Во сне не приснится.
Во сне проговорился — наяву поплатился.
Во сне счастье, наяву ненастье.
Загадки про сон
Слаще меда, сильнее слона, тяжелее шлема.
Как муха жужжит, в мышиную норку пролезает,
Горе с собой уносит.
Ответ: Сон
Когда вы видите меня, то не можете видеть
Ничего другого. Я могу заставить вас гулять,
Даже если вы не имеете такой возможности.
Иногда я говорю правду, иногда я лгу. Но если я
Лгу, то близок к правде. Кто же я?
Ответ: Сон
Что слаще всего на свете?
Ответ: Сон
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Сказка на ночь про Снеговика
Можно от Солнца уйти...
О чем поет Шотландская волынка?
Осенняя паутина