Волонтёрское движение, волонтёрская работа, волонтёры… Эти слова и понятиями я встречаю все чаще и чаще. Что обозначают эти понятия? Каково значение волонтёрского движения в наши дни? Кто может стать волонтёром? Были ли волонтёры – герои в художественной литературе?
Вложение | Размер |
---|---|
волонтерское движение в литературе | 30.97 КБ |
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………стр. 1-3
2. Основная часть…………………………………………………..стр. 4-8
2.1. Кто такой волонтёр?..................................................................стр. 4-5
2.2. Волонтёрская деятельность…………………………………..стр. 5
2.3. Главное правило волонтёра. Качества волонтёра…………..стр. 5-6
2.4. Художественные произведения……………………………...стр. 6-8
3. Заключение……………………………………………………...стр. 8-9
4. Список используемой литературы…………………………….стр. 9
5. Приложение……………………………………………………..стр. 9
1. ВВЕДЕНИЕ
Спешите делать добрые дела,
Ведь жизнь-то пролетает очень быстро,
Чтоб вьюга сердце вам не замела,
Задув очаг души с последней искрой.
2018 год в России был объявлен Годом добровольца и волонтера, а день 5 декабря стал официальным праздником.
Волонтёрское движение, волонтёрская работа, волонтёры… Эти слова и понятиями я встречаю все чаще и чаще. Что обозначают эти понятия? Каково значение волонтёрского движения в наши дни? Кто может стать волонтёром? Были ли волонтёры – герои в художественной литературе? Нас очень увлекла эта тема, мы решили исследовать её шире.
В наши дни всё больше и больше взрослых и детей начинают задумываться о своём духовном развитии, об умении творить добро не только для себя, но и для других людей, то есть творить благо, заниматься благотворительностью. Теперь граждане думают о бездомных детях, об одиноких стариках, о больных и бедных, они помогают этим людям безвозмездно, не требуя платы взамен. А это и есть волонтёрская добровольная работа. Добровольная работа делает людей добрее, мудрее и сострадательнее.
В своей работе мы хотели бы:
- узнать, кто такие волонтеры;
- показать, насколько важно волонтёрское движение в нашей жизни;
- изучить и проанализировать литературные произведения на предмет выявления «героев-волонтеров»;
- рекомендовать книги о волонтерах.
Таким образом, проблему милосердного, гуманного отношения к людям в нашем обществе я считаю очень важной и актуальной на сегодняшний день.
Тема исследования: «ПОМОГАЕМ ВЕРИТЬ!» (волонтёрское движение в художественной литературе).
Цель проекта: выявление «героев-волонтёров» в художественной литературе через понятие волонтёр и волонтёрская деятельность.
Задачи:
Выбор темы исследования обусловлен несколькими факторами: актуальностью - вопрос о значимости волонтёрского движения возрастает с каждым годом и такие понятия, как милосердие, сострадание, доброта все чаще звучат в нашей жизни;
новизной - до нас в нашей школе никто не исследовал литературные произведения на предмет волонтёрского движения;
так и субъективными факторами: 2018 год в России был объявлен Годом добровольца и волонтера, а день 5 декабря стал государственным официальным праздником.
Идея: нам стало интересно познакомиться ближе с таким явлением как волонтерство, или добровольчество, а также узнать, каких литературных героев можно назвать волонтерами.
Свою работу мы начали с опроса обучающихся моего класса для того, чтобы выяснить, знают ли они, кто такие волонтеры и кого из литературных героев можно назвать волонтёром? Результаты опроса показали, что 50 процентов знают о волонтерах и о их деятельности, а на вопрос: «Какого литературного персонажа можно назвать волонтером?» - дать ответ не смогли. Проанализировав ответы, я сделал вывод, что эта тема для них многим неизвестна.
Проблема исследования: учителям, родителям и учащимся будет интересно и полезно узнать, какие книги учат добру, состраданию и взаимопомощи, если их реально заботит проблема духовного здоровья нации, судьба своей страны, и они не равнодушны к надеждам нуждающихся людей, живущих рядом.
Объект исследования: литературные произведения.
Планируемые результаты: подготовить презентацию и рекомендации, которые помогут девятиклассникам в написании сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (9.3), а также мои одноклассники смогут использовать рекомендации при подготовке к декабрьскому итоговому сочинению.
Методы исследования: анкетирование, поиск информации и её анализ, обобщение собранного материала.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Кто такой волонтёр?
По доброй воле вы всегда
На помощь день и ночь спешите.
Сквозь дни, недели и года
Дела благие вы вершите.
В разных уголках мира существует традиция посвящать год какому-то важному событию или явлению. Россия в этом вопросе не осталась в стороне, такая практика прижилась у нас и становится все более популярной и значимой. 2018 год был объявлен президентом России Владимиром Владимировичем Путиным Годом волонтёра и добровольца. В своем выступлении на церемонии вручения премии "Доброволец России" В.В. Путин сказал: «Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России». Президент РФ отметил, что «подобных примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше, больше и больше».
Мы, обучающиеся МКОУ «Кондровской СОШ №1», являемся волонтёрами. В нашей школе уже не первый год действует волонтёрское движение, в состав входят ученики с 5 по 11 класс. Поэтому деятельность волонтёра нам знакома и понятна.
Кого называют волонтёром?
Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Но только в ХХ веке добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена. После Первой Мировой, в 1920 г. во Франции, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей.
2.2. Волонтёрская деятельность
Волонтерская деятельность – это способ поддержки и укрепления таких человеческих ценностей, как милосердие, доброта, справедливость, опека, забота и оказание помощи членам сообщества; использование каждым человеком своих прав и обязанностей как члена определенного сообщества в реализации своего человеческого потенциала; взаимодействия между людьми, невзирая на все отличия, для обеспечения благополучия и процветания сообществ и общества в целом.
В России волонтёрское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы.
Волонтёры — это люди, которые создают приюты для бездомных животных, помогают старикам в больницах и хосписах и готовы сутками искать пропавших людей. Волонтёры "Победы" заботятся о ветеранах, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной. Себя они называют одной большой волонтёрской семьей, потому что их объединяет общая цель — нести добро людям.
2.3. Главное правило волонтёра. Качества волонтёра.
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.
Забота о ближнем, милосердие, готовность прийти на помощь всем миром, служить Отечеству — в душе, в характере, в культуре нашего народа.
Заметить, прочувствовать, понять, распознать чужую боль, переживания, умение сочувствовать и готовность прийти на помощь в любой ситуации и в любой момент – это должно быть нормой жизни любого человека, настоящего Человека. Сопереживание, милосердие, любовь – важнейшие понятия, которые совсем не просто объяснить ребёнку. Рассказать школьнику об их необходимости смогут правильные мудрые книги. Ни одну из них невозможно читать без слёз, но в финале каждой читателя ждет добрый финал. Книга не только смешит и развлекает, но заставляет сопереживать, трагические события помогают детям понять природу таких сложных и важных явлений взрослого мира, как милосердие, помощь, сопереживание и любовь.
2.4. Художественные произведения
Волонтеров называют по-разному: добровольцы, посредники, внештатные помощники. Но есть то, что их объединяет – это бескорыстие, доброта. Они не требуют за свои услуги материального вознаграждения, да и те, кому они помогают, чаще всего являются людьми, прямо скажем, небогатыми. Их душа наполнена добротой, состраданием и желанием помочь!
О таких проявлениях человеческой натуры, а точнее души - написано много книг.
Некоторые из них я проанализировал и сделал соответствующие выводы.
1) Лев Николаевич Толстой «Севастопольские рассказы»
В рассказах повествуется о героической обороне Севастополя в 1854-1855 годах, о храбрости и мужестве русских солдат, о страданиях и смерти, когда нет ни лекарств, ни наркоза. В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого сестра милосердия представляется как женщина, выполняющая свой долг, и в то же время искренне сочувствующая и переживающая за тех, кому она помогает.
2) Юлия Друнина «Зинка»
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Эти строки принадлежат Юлии Друниной, которая отправилась на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками семнадцатилетней девочкой. Вместе с ней служила санинструктор Зинаида Самсонова, погибшая в 1944 году в ходе боя за белорусскую деревню Холма. Она пыталась вынести раненого солдата с нейтральной полосы, но пуля немецкого снайпера остановила храбрую девушку. После смерти Самсонова была удостоена почетного звания Героя Советского Союза. Именно ей Юлия Владимировна адресовала одно из своих самых проникновенных и трагических стихотворений о войне — «Зинка». Произведение было крайне популярным среди солдат.
3) Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»
Тимур Гараев - добрый и смелый мальчик, немного серьезный для своего возраста, ответственный и отзывчивый. И такие же у него друзья: Коля Колокольчиков со своей трубой, болтливый Сима Симаков, Гейка, который никогда не плачет, Василий Ладыгин и многие другие. На протяжении всей повести ребята попадают в разные ситуации, порой смешные, а иногда грустные, но основное их задание, которое они с гордостью выполняют, - это помощь женам и детям красноармейцев, ушедших на фронт.
4) Владимир Железников «Чучело»
Чучело - так называли беззащитную девочку все её одноклассники. Лена Бессольцева всегда во всём искала справедливость, в отличии от её алчных и бессердечных одноклассниках, которые были, как стадо баранов, - все за Железной Кнопкой. О равнодушии и жестокости писатель говорит так же прямо и правдиво, как и о доброте и душевной щедрости. Чудаки делают мир лучше, и Владимир Железников всегда на их стороне.
5) Валентин Григорьевич Распутин «Уроки французского»
Послевоенные годы - тяжёлые годы. Страна восстанавливалась после войны. Детям приходилось очень быстро взрослеть и становиться на ноги. Главный герой находится далеко от своих родных. Трудно ему приходится: голод, испытания в школе. Но в такой нелёгкой жизни мальчик встречает правильного человека, учителя. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Истинная доброта не требует награды, она бескорыстна; добро имеет способность передаваться от человека к человеку, возвращаться к тому, от кого оно исходило.
6) Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор»
А.И. Куприн показал, как бедность может довести человека до безысходности. Как равнодушие со стороны окружающих может довести до самоубийства. Даже страшно представить, что было бы с Мерцаловым и его семьей, если бы в парке не появился доктор Пирогов. Случайная встреча, которая перевернула все. Обычная доброта человека, которая подарила жизнь и веру семье. Чудесный доктор был поистине добрым человеком. Этот рассказ учит добру и милосердию, а также вырабатывает способность к самопожертвованию. Все эти качества просто необходимы в жизни.
7) Тамара Крюкова «Костя + Ника»
Это история о человеческих взаимоотношениях: благородстве и подлости, отзывчивости и равнодушии, о любви. Девочка Ника прикована к инвалидной коляске с шести лет. С тех пор, как умерла ее мать. Ее никто не понимает, отец никогда искренне не интересуется ею, ее интересами. Она всеми силами пытается обратить на себя его внимание, но все ее попытки не дают никакого результата. У Ники нет друзей. Из-за болезни ей трудно общаться со сверстниками.
И вот в ее жизни появляется Костя. Он показывает ей, что она вовсе не одинока. Костя становиться ее первым другом и ее первой любовью... Книга учит детей доброте, человеческому отношению к окружающим.
8) Андрей Платонович Платонов (Климентов) «Юшка»
Юшка (Ефим Дмитриевич) - человек сорока лет, но из-за болезни выглядит старше. Он добрый, кроткий, спокойный, никогда не отвечает злом на зло. Главный герой умел видеть и ценить красоту окружающего мира, он любил все живое. Его называли юродивым. Люди привыкли выливать на него всё плохое, что есть в них. Даже дети оскорбляют героя, бьют, не понимая, что нельзя так поступать с человеком. Юшка умирает. А его место занимает девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека.
9) Борис Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Егор Полушкин - добрый и простодушный человек. За какое бы дело ни брался Егор Полушкин, все кончалось недоразумением. И жена, и соседи звали его не иначе как бедоносцем. Но непутевый этот мужик был наделен талантом истинного художника и собственным взглядом на жизнь, который сильно отличал его от односельчан, практичных и рассудительных. Но в конце концов Егор находит свое призвание, дело, которое у него получается лучше всего, - любить и заботиться о прекрасном. Став лесничим, он с особой нежностью бережет семейство белых лебедей. Жизнь сталкивает его с людьми не самых лучших нравственных правил. Но он убеждён: хороших людей больше. Егор умирает. Но своё трепетное восприятие красоты природы, любовь к родной земле он завещает сыну Кольке, который унаследовал от отца его доброе, великодушное сердце, умелые руки и любовь ко всему живому. Избравший, подобно отцу, бескомпромиссный путь утверждения добра, он продолжит всё то, что не успел завершить Егор.
3. Заключение
Главное правило добровольца гласит, чтобы стать волонтёром, нужно доброе сердце, вера и желание помогать. Ведь в основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому!». Именно такими Людьми с большой буквы и были персонажи художественных произведений. Значит – именно их можно назвать героями – волонтёрами. Именно на таких героев следует равняться в будущем.
Изучая литературу по данной теме, мы проделали большую работу по теории и практике. Вопросы, которые мы поставили перед собой в начале работы над проектом, были изучены полностью.
В результате мы выяснили:
Мы считаем, что наша работа будет полезной и поможет обучающимся подготовиться к написанию сочинений.
В круговороте серых будней
Найди минутку для добра.
Пожертвуй старику, больному,
Ведь жизнь их очень не проста.
Ты не жалей себя, не думай,
Что не богат, не бизнесмен.
Пойми, что помогают люди
Порою бедные совсем.
Ты от души, от сердца делай.
Насыпь в кормушку птицам хлеб.
И знаешь, кто-то в книге судеб
Перечеркнет один твой грех.
А может быть, письмо захочешь
В детдом ребенку написать,
И знаешь, это будет лучше,
Чем просто взять - не замечать.
(Анна Трифонова 2012 г.)
4. Список используемой литературы.
1. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008).
2. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)" [Электронный ресурс]. – URL :http://ivo.garant.ru/#/document/71871620/paragraph/1:1 (12.02.2018).
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.
3. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //
Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных
исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017 – С. 80-81.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер
5. Приложение.
Презентация проекта.
Рисуем осенние листья
Несчастный Андрей
Осенняя паутина
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Мост из бумаги для Киры и Вики