Чтение - лучшее учение. Многие школьники осознают важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_chtenie-_luchshee_uchenie.docx | 186.48 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
с. Средняя Елюзань
Районная
научно-практическая конференция
учащихся начальных классов
«Мои первые исследования»
«Чтение- лучшее учение»
Подготовила работу: Волкова Айша,
ученица 4- а класса
МБОУ СОШ №1
с. Средняя Елюзань
Руководитель: Бикмаева Н.З.,
учитель начальных классов
2021год, март
Введение
Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.
Почему же многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии? Что интересно читать моим сверстникам и читают ли они вообще?
Какие литературные герои сегодня являются кумирами детей моего возраста? Как возродить интерес школьников к литературному чтению?
Чтобы ответить на эти волнующие меня вопросы, я попытался изучить читательские интересы обучающихся своего класса.
Актуальность поднятой мной проблемы подтверждают данные о состоянии читательской культуры школьников, найденные мною в журнале «Классный библиотекарь»:
1. Любят читать: 2 класс- 59%, 4 класс – 51%
2. Не любят читать: 2 классы-7%, 4 класс-9%
3. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 40% школьников
4. Читают на досуге развлекательную литературу - 18% учащихся.
5. Читают познавательную литературу – 21%
6. Читают для самообразования – 11% школьников.
Эти цифры говорят о снижении интереса к чтению от 2 класса к 4.
Цель исследования – выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса.
Для достижения поставленной цели я поставил перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.
2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.
3. Составить перечень «Любимых книг моего класса».
4. Провести анкетирование.
5. Представить полученную информацию одноклассникам в виде презентации
Объект исследования – учащиеся 4 «А» класса
Предметом исследования – читательские интересы обучающихся 4 «А» класса нашей школы
В ходе работы я опирался на методы наблюдения с последующим анализом материала через анкетирование, тестирование, устный опрос.
Состояние чтения современных школьников
Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой властно встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув главный источник знаний на второй план.
Бытует мнение, что современного школьника, кроме мобильного телефона, Интернета и общения со сверстниками ничего не интересует и книг они совсем не читают.
Возможно, обучающиеся читают, не в том объеме, что читали их родители в детстве, но это и понятно - ведь источников информации сейчас великое множество, но КНИГА, обычная, с шелестящими страничками, находит свое место в жизни школьника.
Анализ анкетирования
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Дени Дидро. Наверное, это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где- правда и где- ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают нам понять себя. Иногда чтение приносит радость и умиротворение, иногда гнев и возмущение. Всё зависит от того, какие книги мы читаем. Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. «Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают наши дети?
Какие же книги предпочитают читать мои сверстники? Четвероклассникам было предложено из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты распределились следующим образом:
Фантастика – 6 человек.
Юмористические произведения – 4 человека.
Триллеры (ужастики) – 9 человек.
Познавательные –5 человек.
Приключенческие произведения –6 человек.
Детективы –5 человек.
Стихотворения – 7 человек.
Рассказы о животных – 6 человек.
Сказки –8 человек.
Из полученных данных мы видим, что наибольшее предпочтение обучающиеся отдают таким жанрам как триллеры (ужастики) – 32%, стихотворения – 31%, фантастика – 28%. Познавательные книги и книги о моих сверстниках никто в анкете не указал.
Среди самых любимых книг в читательском досье моего класса:
«Космическая азбука»
«Спящая красавица»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Чёрная курица или подземные жители»
«Малыш и Карлсон»
«Сказка про Ленивую и Радивую» « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Бременские музыканты»
«Фантазеры»
Часто ребята называют книги Евгения Носова.
Таким образом, выявилось переплетение интереса к классической литературе с современными литературными жанрами.
Вопрос «Твой любимый литературный герой» выявил большое разнообразие пристрастий моих одноклассников. Любимыми литературными героями признаны Гарри Поттер, неунывающий Карлсон. Далее список любимых героев книг немного необычен. Таня Гроттер успешно соперничает с Алисой Селезневой, Тимур с Томом Сойером, собака Бим с псом Алым.
Своим любимым писателем и поэтом ребята считают:
А.С.Пушкин – 11 чел.
А.А.Фет – 3 чел.
Л.Н.Толстой – 1 чел.
Е. Носов – 6 чел.
С.А.Есенин – 1 чел.
Самым любимым поэтом ребята моего класса признали А.С. Пушкина – 38%. Любимым писателем для моих одноклассников стал Е.Носов –20%.
У 21 человека нет любимого писателя и поэта.
Сколько же времени уделяют чтению мои сверстники и как часто они читают?
В среднем мои одноклассники уделяют чтению в 2-3 часа в неделю, 30 минут в день. 67 % из них читают от 1 до 3 часов, 21 % уделяют чтению 4-5 часов, 8 % - более 5 часов в неделю. Есть 2девочки, которые читают более 10 часов в неделю. Каждый день читают – 48%, 2 раза в неделю – 37%, реже 2ух раз в неделю – 15%.
На вопрос: «С какой целью ты читаешь?» - ответы ребят тоже неоднозначны. 59% опрошенных читают, потому что любят чтение, 11 % делают это только к уроку литературы, 15% - по принуждению родителей. Огорчает то, что в классе есть двое ребят, которые вообще читать не любят или читают от нечего делать.
Исследование позволяет сделать вывод о том, что познавательная роль чтения сегодня отошла на второй план. Это подтверждает ответ на вопрос «Чтение для тебя – это…» :
Отдых, развлечение считают 30%, познание нового – 26%, помощь в учебе – 41%.
Заключение
В своей работе я ставил цель выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье своего класса. Выглядит оно следующим образом: в круге чтения четвероклассников присутствует литература всех родов и жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых одноклассниками, оказываются фантастика, триллеры и юмористические произведения. Неинтересна моим одноклассникам познавательная литература. Много ребят увлечены поэзией и рассказами о животных. Четвероклассники абсолютно равнодушны к книгам об их сверстниках.
Таким образом, читатель – четвероклассник в нашем досье предстает как фигура достаточно противоречивая, с очень разнообразным кругом чтения.
В целом, ребята моего класса очень положительно относятся к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем 2-3 часа в неделю, любят читать и выбирают книги по своему вкусу.
Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.
Результаты наших исследований убеждают в том, что читательский интерес моих одноклассников средний. Однако пока мои одноклассники читают литературу «для души», а не «для ума и сердца». В классе есть дети , которые читают по принуждению или не читают вовсе. Но есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения. Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.
Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга моих сверстников. Первым шагом к этому стала моя работа, результатом которой является не только читательское досье моего класса.
Кроме того, я планирую в этом учебном году выступить на родительском собрании и ознакомить родителей с читательским досье класса, рассказать о роли семейного чтения, также расширить перечень книг в школьной библиотеке и научиться писать отзывы о прочитанной книге.
Список литературы
1. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от «А» до «Я».
2. Тихомирова И.И. Материалы к проведению родительского собрания, посвящённого
детскому чтению. Ж. «Школьная библиотека», №9 -10, 2005 г.
3. Словарь юного книголюба. – М., «Книга», 1982 г.
4. Человек читающий – М., «Прогресс»,1989 г.
5. Полозова Т.Д. Всем лучшем во мне я обязан книгам. – М., «Просвещение», 1990 г.
6. Чудинова В. П. Социализация личности – Школьная библиотека, 2005, № 4.
Анкета
«Читательские интересы»
- фантастика
- юмористические произведения
- триллеры («ужастики»)
- познавательные книги (энциклопедии)
- приключенческие произведения
- детективы
- стихотворения
- книги о моих сверстниках
- рассказы о животных
- сказки
2. Твое любимое произведение (указать название и автора): _______________________________________
3. Твой любимый писатель:____________________________________________________________________
4. Твой любимый поэт:________________________________________________________________________
5. Как часто ты читаешь?
- каждый день
- 2 раза в неделю
- реже двух раз в неделю
6. Сколько времени в неделю уделяешь чтению?
- менее 1 часа
- от 1 до 3 часов
- от 3 до 5 часов
7. С какой целью ты читаешь?
- люблю читать
- заставляют родители
- нужно читать к уроку литературы
- больше нечем заняться
- не люблю читать
8. Чтение для тебя – это…
- отдых, развлечение
- познание нового
- помощь в учебе
- другое (указать)
Филимоновская игрушка
Сказка "Морозко"
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Цветущая сакура
Огонь фламенко