Публицистическая работа по краеведению об элементе русского народного костюма- лаптях.
Вложение | Размер |
---|---|
eh_lapti_moi_lapti_lykovye.docx | 823.26 КБ |
«Этноэкологическая журналистика»
«Эх, лапти мои, лапти лыковые…»
публицистическое произведение
(статья)
Автор: Зиновкина Мария Александровна, ученица 8 А класса,
Руководитель: Серегина Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
2021
«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны….»
(М.Н. Мерцалова «Поэзия народного костюма»)
Наш родной русский язык богат и загадочен. Есть в нём много выражений, пришедших из далёкого прошлого. Они довольно часто встречаются в литературных произведениях, исторических фильмах, песнях, загадках. Такие выражения порой ставят в тупик моих сверстников. Вот, например, «мужик-лапотник» - это кто? Или что значит «лаптем щи хлебать»? А «обуть в лапти»- это как? Такие выражения не поймёшь, пока не выяснишь значение слова «лапти». В словаре С.Ожегова это слово толкуется так: «крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу», а у Д.Ушакова – «плетеная обувь из лыка или веревок, охватывающая со всех сторон ступню ноги». Из этого следует, что речь идёт о старинной обуви, которая надевалась на лапу, то есть ногу. Что же представляла собой эта старинная обувь? Я попробую вам помочь разобраться в этом вопросе.
Народные костюмы, давно вышедшие из быта русского человека, до сих пор привлекают наше внимание своей красотой, волшебством, тайной. Любому человеку очень важно знать свои истоки. Каждый предмет народного костюма достоин восхищения и изучения. Это реликвии, которые мы бережём, ценим и стараемся проникнуть в тайны, скрывающиеся за ними. Ведь в русском народном костюме можно найти подробную информацию о наших предках – тружениках и укладе их жизни. Во всех деталях русского народного костюма прослеживается единение человека той эпохи с природой (фото 1, 2). Оно заключается в выборе натуральных материалов для получения тканей: льна, конопли, шерсти; в узорах на костюме, символизирующих силы природы.
фото 1 фото 2
В моей семье сохранились некоторые предметы из далёкого прошлого (фото 3). Особый интерес у меня вызывает костюм русской крестьянки конца XIX – начала XX века. Каждая деталь его наполнена красотой и мудростью. В качестве украшения в прихожей нашего дома висят лапти (фото 4, 5). Вещь эта старинная, доставшаяся нам от моей прапрабабушки. По нашим подсчётам этим лаптям более ста лет.
фото 3 фото 4 фото 5
Уже по внешнему виду мы можем легко определить, что это обувь, которая изготовлена из материала растительного происхождения. С момента появления человека на Земле его жизнь тесно и неразрывно связана с окружающей его средой. Недаром долгое время природа обожествлялась человеком. Природа - матушка давала человеку кров, пищу, одежду…. На пути к цивилизации люди постепенно учились брать от природы всё больше и больше. Природные объекты и явления нашли отражение в культуре наших предков, в том числе и в народном костюме.
Чтобы выяснить это, можно отправиться в краеведческий музей, который, наверняка, есть в каждом городе и селе. Посетила и я комнату «Русская изба XIX века» в комплексном краеведческом музее родного села Хвастовичи, что находится в Калужской области. К моему изумлению среди экспонатов, бережно собранных учениками нашей школы в разное время, начиная со дня основания этого «хранилища старины», нашлось несколько пар лаптей, которые носили наши предки в позапрошлом и начале прошлого века (фото 6, 7, 8).
фото 6 фото 7 фото 8
Лапти большие, поменьше и совсем маленькие. Это значит, что лапти на Руси носили люди всех возрастов. Плетением обуви из лыка занимались целые поселения. Чем же примечателен этот вид старинной обуви? Стоит попробовать разобраться в этом вопросе.
Матушка - Россия на ранних этапах развития была страной аграрной, крестьяне составляли большую часть населения, жили они бедно, сапоги могли себе позволить только зажиточные люди. А обувь из материала природного происхождения была самой доступной для бедного сельского жителя. Недаром Россию называют лапотной страной, имея в виду, прежде всего её отсталость, бедность. Известно, что каждая семья сама изготовляла для себя лапти. В наших краях лапти плели из лыка, хотя для их изготовления можно было использовать кору и веточки других лиственных деревьев. Однако кора липы – лыко считалась более мягким и прочным материалом. Но даже такие лапти носились недолго, поэтому каждому члену семьи нужно было изготовить несколько пар лаптей. Выражение «не лыком шит» характеризует человека надёжного, значит, шитое лыком, из лыка – что-то ненадёжное, непрочное. По этой причине у меня возникла мысль, что, кроме доступности, лыко обладало другими свойствами, привлекавшими этот материал для работы. Наверное, прежде всего, это то, что кора липы – материал достаточно мягкий для того, чтобы изготовлять из него обувь. На коре молодой липы нет видимых прожилок, она светлая и свой цвет со временем не теряет, как и другие изделия из липы. Важно, что липа у древних славян считалась священным деревом и его связывали с Ладой - богиней любви у древних славян, которая олицетворяла счастье и красоту. Видимо, наши предки подметили, что это дерево обладает сильной энергией. Она впитывает в себя негатив, избавляет от усталости, даёт ощущение покоя, тепла, восстанавливает силы. Я думаю, это тоже повлияло на предпочтения наших предков. Известно, что Пётр I дал высокую оценку этому ремеслу, сказав «Нет ремесла мудренее лапотного». Из лыка в старину плели не только обувь, но и корзины (фото 9) и туески (фото 10), вязали кукол, плели люльки –колыбели для младенцев (фото 11), лошадиные упряжи.
фото 9 фото 10 фото 11
Как же наши предки получали лыко? Лыко – внутренняя часть коры молодого дерева - луб, расположеная между корой и стволом. Весной или осенью с липы срезали длинные полоски, скручивали их и высушивали. Перед тем, как начать работу, материал сутки вымачивали в воде или распаривали в русской печи. Затем с полосок убирали верхний слой коры. Экологический материал для работы готов. Для изготовления лаптей мастеру требовались кочедык – плоское изогнутое шило и колодки – деревянные заготовки по размеру ноги, на которые натягивали лапоть. И колодки, и кочедык тоже являются экспонатами нашего музея. Из этого я делаю вывод, что плетение лаптей было весьма распространённым занятием наших предков. В рассказе «Хорь и Калиныч» И.С. Тургенев сравнивает орловского мужика и калужского крестьянина: «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах». Наш район находится в Калужской области, но по месторасположению он ближе к Орловской, в состав которой и входил в прошлом. Поэтому можно утверждать, что бедный мужик-лапотник – это и есть образ нашего предка. Лапти наших предков отличаются косым плетением, нос их имеет характерную округлую форму. Лапти на обе ноги одинаковые, нет различия у левого и правого. Носили лапти с онучами – портянками. От лаптя вверх и вокруг голени обвязывали лыковый шнурок, который крепился внизу и удерживал портянку от разматывания. Но при длительной ходьбе приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки. Были у наших предков и праздничные лапти. Их украшали цветными верёвочками и подошву делали не столь прочной как для повседневных лаптей. Считается, что лапти утратили своё назначение в 30-е годы прошлого века, но в нашем селе есть свидетели того, что в нашем краю они служили человеку и в послевоенные годы, когда в стране царила разруха. В нашем районе во второй половине прошлого века были созданы два народных хора. Одежду для исполнителей русских народных песен собирали по домам у тех, кто сумел сохранить наряды своих бабушек и прабабушек. На ногах у каждого участника хора были лапти, которые принадлежали жителям нашего района. Да и сейчас во многих семьях хвастовичан ещё хранится эта «живая нить времён».
Срок службы пары лаптей – неделя, а при напряженном труде и в дальней дороге они снашивались быстрее. Поэтому лыка требовалось много. В нашей речи встречается выражение «ободрать как липку», то есть оставить человека ни с чем, лишить последнего. Стоит предположить, что заготовка лыка приводила к тому, что ствол оставался голым, а это должно было привести к гибели дерева. Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно губили деревья ради коры, липовые леса давно бы исчезли. Однако этого не произошло. Попробую предположить, почему этого не произошло. Наши далёкие предки были язычниками и относились к объектам природы с большим почтением. Возможно, они знали способ брать с дерева только часть коры, что позволяло ему не погибнуть. Следует учитывать и тот факт, что наши предки жили среди густых непроходимых лесов. Наверняка, площади липовых лесов были в то время намного больше, чем сейчас и нашим предкам вполне хватало источника получения лыка.
В заключение я хочу сказать, что затронутый в этой статье вопрос помог понять, что лапти – не просто обувь из прошлого, а свидетельство мудрости наших предков, пример гармоничного единения человека с окружающим миром. Если для кого-то лапотная Россия – это указание на неразвитость и бедность, то для меня – это символ простоты, трудолюбия, любви к природе.
Знакомые следы
Ручей и камень
Три коробки с орехами
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Лиса и волк