Вложение | Размер |
---|---|
Художественная деталь как отражение авторского замысла в сказке Дарьи Вильке «Мусорщик | 44.73 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
ГОРОД РАДУЖНЫЙ
Научно-исследовательская
(проектная) работа
на IX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку»
Художественная деталь как отражение авторского замысла в повести Дарьи Вильке «Мусорщик».
Автор: | Бучина Вероника Викторовна 3 г класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» |
Руководитель: | Александрова Елена Викторовна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» |
г. Радужный
2019 год
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………3
Глава I. Философская сказка как жанр. Художественная деталь..……………..........................4
Глава II. Художественная деталь в сказке ………………………………………………………5
Заключение…..……………………...……………………………………………..………….10
Список литературы ………......................................................................................................12
Введение
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Антуан де Сент-Экзюпери
Сказка, как чудо, как вера в хорошее и доброе, сопровождает человека всю жизнь. Волшебный мир сказок влечёт нас с детства. В него хочется вернуться многим взрослым. Сказку часто мы не осознаём, а чувствуем. Её глубокие нравственные смыслы могут открыться не столько думающему человеку, сколько умеющему глубоко чувствовать и переживать.
В философских сказках самое главное скрыто в художественных деталях. Каждый читатель обращает внимание на то, что важно или понятно именно ему. В этом и заключается прелесть жанра.
В своей работе мы обратились к философской сказке Дарьи Вильке «Мусорщик»[1]. Желание выявить значение художественной детали в сказке привело к теме исследовательской работы «Художественная деталь как отражение авторского замысла в сказке Дарьи Вильке «Мусорщик».
Объект исследования: философская сказка Д.Вильке «Мусорщик».
Предмет исследования: роль художественной детали в сказке Д.Вильке «Мусорщик».
Гипотеза исследования: художественная деталь отражает авторскую позицию и способствует пониманию основной идеи литературного произведения.
Цель работы: исследовать художественную деталь в сказке Д. Вильке «Мусорщик».
Всё это определяет задачи исследования:
- рассмотреть философскую сказку как жанр;
- исследовать художественный мир сказки «Мусорщик»;
- раскрыть смысл художественных деталей сказки «Мусорщик»;
- популяризовать философскую сказку как жанр.
Актуальность исследования заключается в том, что изучение художественной детали произведения является насущной проблемой в литературоведении, так как художественная деталь раскрывает авторскую позицию. Правильное толкование деталей приводит читателя к верному восприятию произведения.
Новизна исследования обусловлена тем, что к вопросу о роли художественной детали в философской сказке «Мусорщик» ранее никто из исследователей не обращался.
Организация и этапы исследования:
- 2018 год – изучение понятия «фольклорная сказка», «художественная деталь»; анализ текста сказки Д. Вильке «Мусорщик»;
- 2019 год – оформление текста научной статьи.
При проведении данного исследования использовались следующие методы, которые помогли более глубоко и детально проанализировать полученные результаты:
- текстуальный анализ текста;
- изучение справочной литературы;
- систематизация собранного материала, его обработка.
Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения, классных часах и внеклассных мероприятиях духовно-нравственной направленности, в целях популяризации жанра философской сказки.
Глава I. Философская сказка как жанр. Художественная деталь.
Сказка всегда занимала и занимает особое место в литературе разных народов, она имеет глубокие исторические корни и устоявшиеся традиции. В сказке отражаются слитые воедино народная поэзия и мудрость. Изначально сказка существовала только в устной форме, это народная или фольклорная сказка. Жанр развивался и появляется авторская или литературная сказка, имеющая конкретного автора и существующая в виде письменного текста. Таким образом, литературная сказка «выросла» из фольклорной.
Отметим, что в науке до сих пор нет единой классификации сказок, так же существует большое количество определений литературной сказки как жанра. Приведем одно из них. «Литературная сказка – это повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными или вымышленными, с действительностью реальной или сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов»[2].
Не смотря на различия в определении жанра, суть литературной сказки как жанра большинство исследователей выделяют одинаково: это гармоничное единство фольклора и литературы.
С начала XIX века исследователи отмечают изменения в жанре литературной сказки. Она все дальше отходит от фольклорной сказки, от традиционной структуры и формул. Одновременно литературная сказка все больше заимствует особенности других жанров, расширяет свою структуру. Появляются сказки в стихах В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова. В.И.Даль создаёт новые обработки народных сказок. Становятся популярными сатирические сказки Д.Д. Минаева, М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В XX веке авторы литературной сказки не просто перерабатывают фольклорный материал: создают оригинальный сюжет, включая в него социальные и даже политические явления. Например, сказка Н. Носова «Незнайка на Луне» - выражение протеста против режима, существовавшего в советское время, а также мечта о светлом будущем.
Начиная с XIX века в жанре литературной сказки сначала в европейских странах, а затем и в России выделяется философская сказка – сказка с глубоким смыслом. Причём смысл этот не высказывается автором явно, он как бы скрыт в деталях.
Наверное, поэтому философские сказки так популярны среди разных возрастов. Взрослый думающий, умеющий чувствовать и переживать читатель найдет в них самые глубокие смыслы. Читатель-ребёнок, возможно, поймет только наиболее очевидные моменты, но не менее важные для своего развития как читателя и человека. Каждый открывает в них что-то новое, по-другому начинает думать о привычных явлениях, вдохновляется на поступки.
Глава II. Художественная деталь в сказке
Глубокий смысл философской сказки помогает понять художественная деталь – одна из форм изображения мира, которая является неотъемлемой частью художественного образа.
В литературоведении даётся следующее толкование понятия «художественная деталь»: выразительная подробность в произведении, которая несёт смысловую, идейную и эмоциональную нагрузку, обладает повышенной ассоциативностью[3].
Исследователи предлагают различные классификации этого понятия. В своей работе мы ориентируемся на классификацию А.Б.Есина[4], который выделяет две группы художественных деталей: внешние (портретные, предметные, пейзажные) и психологические (поведенческие, речевые). Внешние художественные детали рисуют облик героя и отображают внешний мир. Психологические детали помогают раскрыть внутренний мир героя, его мысли, чувства, характер. Следует отметить, что это деление условно, так как внешняя деталь может характеризовать чувства и переживания героя, то есть быть одновременно и психологической деталью.
Автор сказки «Мусорщик» Дарья Вильке родилась в Москве. Окончила факультет психологии и педагогики Московского педагогического государственного университета. Сейчас живёт в Вене (Австрия), работает референтом в Институте славистики Венского университета и преподавателем русского языка. В тридцать один год начала серьёзно писать прозу. В 2012 году роман «Межсезонье», выпущенный под псевдонимом Дарья Вернер, получил Русскую премию в номинации «Крупная проза».
Философская сказка «Мусорщик» о человеке, который возит мусор. Весь мир его состоит из мусора, который он тащит в свой дом, и страхов, не дающих ему жить. Однако сам мусорщик этого будто и не замечает, он просто плывёт по течению без цели и смысла. Он боится темноты, стука в дверь, страшится выйти не то что на улицу, даже на собственный балкон! Но однажды к нему подселяют чужака. Проходящий – так называет его Мусорщик в надежде, что это соседство ненадолго. Привычный уклад жизни рушится: Проходящий привносит в дом Мусорщика свет, ароматные запахи еды, чистоту - мусор как будто начинает исчезать, исчезают страхи. Сначала это раздражает и даже пугает хозяина дома, но затем он привыкает к Проходящему. Он становится для него каким-то близким, своим. Иногда он даже радуется, что у него есть Проходящий. Однако его пугает, что находясь рядом с ним, Мусорщик начинает тревожиться, то есть чувствовать, меняться. Но внезапно Мусорщик гонит Проходящего вон! Оказавшись снова один, Мусорщик не возвращается к прежней жизни. Ему уже не хочется быть одному, но Проходящий не возвращается. Кем он был? Скорее всего, это сам Мусорщик, но только позабытый им самим. Финал сказки открытый, но хочется верить, что Мусорщик обрёл себя, потерянное счастье и смысл жизни.
Автору с помощью художественной детали удалось удивительно точно показать, как под влиянием внешних обстоятельств меняются взгляды, убеждения и жизнь героя.
Главной предметной деталью в сказке является мусор. Мусорщик живёт среди мусора, работает с мусором, и искренне не понимает, почему глупые люди выкидывают старые вещи и покупают новые. И то и другое для него мусор. Даже люди для него – мусор. «Всё – мусор, все – мусор, бормотал Мусорщик. Люди – мусор, да и жизнь, она тоже – мусор». Главный герой привык к мусору, он тащит его в свой дом со свалки, потому что для него это не просто хлам, который пора выкинуть. Мусор – это его воспоминания, о прошлой жизни, о маме.
Например, мандолина, которую он нашёл на свалке, напоминала ему как в детстве «Мама иногда снимала мандолину со стены, чуть подкручивала колки, садилась, будто обнимая мандолину всем телом, будто вбирая ее в живот – и играла». Старые вязаные мамой носки, которые пора бы выкинуть - тоже воспоминание о маме. «Носки с лосями и снежинками связала мама – мамы давно нет, а носки есть, и у них дырка на пятке». Он боится потерять эти воспоминания, поэтому копит старые вещи, не замечая, как они сковывают его жизнь. Только мусор герой впускает в свою жизнь. Всё остальное пугает его.
Постепенное исчезновение мусора с появлением Проходящего - тоже важная деталь. Замечая пропажу каких-то вещей, Мусорщик тревожно вспоминает было ли ещё что-то в том или ином месте, но в дом больше мусора не приносит. «Иногда ему чудилось, что мусор в квартире тает, куда-то бесследно исчезая. Тогда он подходил к красиво сложенным в углу старым чемоданам и тревожно их пересчитывал. Он морщил лоб и никак не мог вспомнить – было их три или четыре. Исчез один или все на месте?». Ему начинает нравиться жить без мусора, но пока он сам не признаётся себе в этом. «Потому что мусор – это понятно и привычно, а то, что принёс с собой Проходящий – пугающе и ново. И если даже оно тебе и нравится, то лучше в этом не признаваться».
Яркой деталью в сказке является запах, а точнее разнообразные запахи. Вначале мусорщика сопровождает только запах свалки, и он одинаков всегда и везде. Это запах, к которому он привык, запах его жизни. «Свалка и мусор пахнут всегда одинаково, знакомо». Вместе с приходящим появляются новые и совершенно разные запахи: запах ароматной яичницы с жареным луком, свежевскипячённого молока, выстиранного и выглаженного белья, лимонных корочек, острый запах лаванды, от которого у Мусорщика сосало под ложечкой. «Все эти запахи, конечно, привёл Проходящий. Как он это делал – Мусорщик не понимал. Только старый дух мусора и вездесущей Свалки с каждым днём выветривался из дома».
Вместе с запахом Мусорщик ощущает вкус еды: яичницы с жареным луком, свежего хлеба, творожной запеканки с изюмом, чая с чабрецом. Эта ароматная вкусная пища сменяет безвкусную пиццу, которую он всегда заказывал. Поднимаясь по лестнице домой, он чувствует эти запахи и не верит, что они доносятся из его квартиры. Запах жареного лука приносит светлые воспоминания из детства, когда в доме Мусорщика жарили лук. Запахи еды поглощают его настолько, что он «… придвинул тарелку с яичницей, взял вилку и забыл о том, что напротив сидит Проходящий, что это ненормально…». Вкус еды приносит Мусорщику не только воспоминания из детства, но и ощущение счастья. «Яичница была еще совсем горячая, она заполняла изнутри всё сладковатым и пряным одновременно, солёным покалывало нёбо, обжигающим каталось на языке, мягкий хлеб растворялся без остатка тут же, как только Мусорщик подносил его ко рту, - и ему вдруг представилось, что это и есть счастье».
Запах лаванды практически всё время ощущается в квартире Мусорщика. Меняется его отношение к нему. Лаванда растёт в старой ванне на балконе, куда Мусорщик никогда не выходит. Этот запах связан с чём-то далёким и пугающим героя, с тем, что он хочет забыть. Что это читателю остаётся только догадываться. Запах лаванды «…будил его по утрам, … встречал на пороге дома после работы. … пропитывала все подушки и одеяла. Мусорщик распахивал окно – лавандой пахло еще сильнее. Мусорщик закрывал окна на все задвижки – лаванда растекалась по квартире, забираясь во все углы и щели». Преодолев свои страхи, Мусорщик снова полюбил запах лаванды, полной грудью вдыхает его. Лаванда снова становится запахом его дома.
Время – ещё одна художественная деталь, которая раскрывает замысел автора. До подселения Проходящего время для Мусорщика как бы не существовало. «Раньше время скрывалось где-то от Мусорщика – может быть, его проглотил мусор. Или свалка. Или он просто старался не замечать его». Время и Мусорщик существовали отдельно, жизнь героя не зависела от времени суток, или времени года. «Теперь Мусорщик открывает глаза и знает – утро пришло против его воли. Это не он зовёт утро теперь, не он приносит его в тёмную квартиру и тёмный двор, а Проходящий». Теперь утро приходит в дом с новыми звуками, запахами, которые сопровождают действия Проходящего. Сначала это раздражает Мусорщика. «Но он не хочет никакой весны, никакого нового времени! Он не хочет, чтобы самонадеянный нахал устанавливал здесь свои порядочки». Постепенно он и к этому привыкает.
До появления Проходящего в доме Мусорщика стояла осязаемая тишина. Она представляется герою «… совсем чёрной и вязкой, тягучей, как липовый мёд, и глубокой, словно старый заброшенный колодец». Тишина – это страхи Мусорщика. «Мусорщику представлялось, как тишина становится всё глубже и гуще, как она медленно меняется, превращаясь в его страхи, как у неё вырастают руки и ноги, цепкие пальцы, и сумрачные глаза появляются в стылых тенях под бровями…». Звуки в квартире Мусорщика появляются вместе с Приходящим. И в первую очередь это его голос, который ужасно раздражал Мусорщика. «Здорово! – проорал Проходящий из кухни, и Мусорщик поморщился – ну почему надо каждый раз орать, неужели нельзя спокойно разговаривать, неужели надо радоваться, как щенку?». Кроме того Проходящий любил петь, он пел всегда: во время готовки, в душе, и даже пел колыбельные мокрицам в туалете.
Однажды уютным вечером Мусорщику вдруг стало интересно, как жил Проходящий до него. «Давай я тебе спою, - стесняясь, сказал Проходящий». Сняв мандолину со стены, он сел на стул, вздохнул и заиграл. «Странное, знакомое, позабытое. … Проходящий запел. Слова незнакомого языка были мохнатыми и округлыми. Мусорщик не понимал ни слова, но это была она – мамина песня». Оказалось, что Проходящему эту песню тоже пела его мама. И снова Мусорщик пугается своих чувств, не может поверить, что и этому чужому Проходящему мама пела такую же песню, ему становится трудно дышать. «У таких, как ты, не могут быть такие… мамы! – выкрикнул он». И по углам снова расползается «ватная тишина». Появление звуков, сменяемое погружением в тишину, тоже говорит об изменениях, которые происходят с героем, но которых он сам ещё боится.
Свет в квартире Мусорщика возникает также с появлением Проходящего. Темнота в коридоре, которой так боится Мусорщик, исчезает. «Проходящий и утренний тёмный коридор у него украл – хотя как раз за это Мусорщик на него не в обиде». Вместе со светом приходит спокойствие, и страхи начинают отступать.
Все внешние ощущения: запах, вкус, свет, звук, удивительно точно и ярко передают внутренние переживания героя, ненавязчиво говорят читателю об изменениях, происходящих с ним. Кроме того звуки, запахи, которые появляются и исходят от Проходящего, с точностью повторяют звуки и запахи из детства Мусорщика. Это настораживает и пугает его. Эта похожесть героев наводит на мысль, что Проходящий - это Мусорщик, который сам позабыл себя.
Портретная характеристика в сказке очень выразительна и выполняет важную роль в осмыслении идеи автора. В начале сказки автор не описывает внешность Мусорщика. Когда появляется Проходящий, его портрет автор рисует сразу. «У чужого были густые кустистые брови, взгляд исподлобья и веснушчатый нос, будто солнце только его и усмотрело на весёлом лице». «Когда Проходящий улыбался, возле губ оказывались две глубокие складочки-морщинки, будто бы какой-то художник небрежно провёл два штриха на лице: раз сверху вниз, и ещё – раз. И ещё он морщил нос – и веснушки на носу собирались в смешную гармошку». К портрету Проходящего добавляется и его громкий весёлый голос. У читателя он вызывает симпатию, хотя Мусорщик совсем не рад такому соседству.
Когда Мусорщик прогоняет Проходящего и остаётся один, темнота и страхи на какое-то время снова возвращаются. Но уже ненадолго, постепенно исчезают страшные тени на балконе, у Мусорщика пропадает желание идти на свою работу. «Наутро ему не захотелось идти на Свалку. Ему не захотелось к мусору. И думать про мусор, и видеть мусор – тоже не захотелось». А затем он узнаёт, что войны, из-за которой якобы к нему подселили Проходящего, вовсе не было. И война эта только у него «в голове». Чувство одиночества, которое он не испытывал очень давно, охватывает Мусорщика. Бродя из угла в угол, он решает протереть зеркало. И что же он в нём видит? «Ему показалось, что на него смотрит Проходящий. Заросший щетиной, с густыми кустистыми бровями, взглядом исподлобья и веснушчатый нос, будто солнце только его и усмотрело на весёлом лице.
Мусорщик оглянулся. За спиной никого не было. Тогда он улыбнулся. И увидел, что когда он улыбается, возле губ оказываются две глубокие складочки-морщинки, будто бы какой-то художник небрежно провёл два штриха на лице: раз сверху вниз, и ещё – раз. И ещё он морщит нос – и веснушки на носу собираются в смешную гармошку».
Кем же был Проходящий? И был ли он вообще в реальности? Здесь читатель решает сам. Реальный или существовавший только в воображении Мусорщика, Проходящий сделал его счастливым.
Психологические художественные детали также важны для понимания авторской идеи. Передвижение Мусорщика по собственной квартире до появления Проходящего было крадущимся, опасающимся всего. Меняется его внутренний мир и движения его становятся свободными, он уже не крадётся, а бредёт « … по своей квартире, как по чужому двору: из спальни в кухню, из кухни в гостиную, из гостиной в прихожую». Он ещё потерян, ждёт возвращения Проходящего, но неосознанно отпускает страхи и становится свободен от них.
Финал сказки – преодоление главного страха Мусорщика: выйти на улицу, сесть за столик, заказать чашку кофе и отсюда наблюдать за своим балконом, на котором «…сиреневыми шапками махорится лаванда и чуть-чуть поворачивается т ветра солнечный зонтик. В жёлтую и белую полоску». А затем вернуться домой, и «…уже внизу почувствовать запах ванили, отборного изюма и творога…», услышать «… как кто-то во всё горло распевает непонятные песни на кухне.
Потому что в квартирах с лавандой и полосатыми зонтиками на балконах иначе не бывает».
Чувством тихого счастья, облегчения заканчивается сказка. Автор дарит ощущение добра и надежду на хороший исход. Читая «Мусорщика», понимаешь, что нельзя отворачиваться от мира, закрываться и превращать свою жизнь в свалку. Жизнь чудесна, нужно радоваться каждому дню, верить в добро и наслаждаться прекрасным.
Заключение.
Интерпретация художественной детали в сказке Дарьи Вильке «Мусорщик» позволила прийти к следующим выводам:
- философская сказка – сказка с глубоким смыслом, заставляющая задуматься над вечными вопросами, нравственно обогащающая человека, через его чувства и переживания;
- художественная деталь – одна из форм изображения мира, это неотъемлемая часть всего художественного образа;
- художественная деталь предстаёт как приём создания портрета, раскрытия внутренних качеств персонажа и его духовного обновления;
- повторяясь, художественная деталь становится выразителем основной идеи произведения;
Таким образом нашла подтверждение гипотеза исследования: художественная деталь отражает авторскую позицию и способствует пониманию основной идеи литературного произведения.
Материалы данного исследования могут быть использованы в следующих областях: на уроках литературного чтения, курсах внеурочной деятельности по литературе, а также на классных часах духовно-нравственной направленности.
Следовательно, результаты исследования имеют практическую направленность: дают возможность популяризовать жанр философской сказки, которая учит читателя размышлять над вечными темами, ценить добро и любить жизнь.
Список литературы
1. Антуан де Сент-Экзюпери, Планета людей: Романы, повесть сказка. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985. – 256 с.
2. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся), Учебное пособие. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. – 368с
2. Большая литературная энциклопедия./ Красовская В.Е. и др.- М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ОЛМО-ПРЕСС Образование, 2003. – 845 с.
4. В.Е. Хализев./Теория литературы. М: Высшая школа, 2002.
5. Л.В. Чернец./ Введение в литературоведение. Художественная деталь. М.: Высшая школа, 2004.
6. В.А. Кухаренко./ Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.
7. А.Б. Есин./ Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука, 2003.
8. Дарья Вильке. Мусорщик. https://www.litres.ru/darya-vilke/musorschik-11790583/chitat-onlayn/
[1] Дарья Вильке. Мусорщик. https://www.litres.ru/darya-vilke/musorschik-11790583/chitat-onlayn/
[2] Большая литературная энциклопедия./ Красовская В.Е. и др.- М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ОЛМО-ПРЕСС Образование, 2003. – 845 с.
[3] Л.В. Чернец./ Введение в литературоведение. Художественная деталь. М.: Высшая школа, 2004.
[4] А.Б. Есин./ Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука, 2003.
Смородинка
Для чего нужна астрономия?
Кто грамотней?
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Снег своими руками