Исследовательская работа к 800-летию Александра Невского
Вложение | Размер |
---|---|
zastupnik_zemli_russkoy.docx | 51.91 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия
Республиканский конкурс исследовательских работ
«Гордое имя Отечества»
номинация
«Святой подвижник и покровитель Руси Александр Невский»
Заступник земли Русской
Выполнил:
Назимкин Денис Дмитриевич
ученик 9 класса
МБОУ «Большеигнатовская СОШ»
Большеигнатовский муниципальный район
Республика Мордовия
431670 село Большое Игнатово,
ул.Советская,23
8 952 070-07-69
Руководитель:
Чучадеева Людмила Петровна,
учитель русского языка и литературы
Большое Игнатово
2021год
Содержание
Введение -3-
1. Значение слов «святой подвижник и покровитель» -5-
2.Защитник земли Русской -7-
2.1 Детство Александра и начало его княжения -8-
2.2 Воин-дипломат -10-
2.3. Духовное значение побед -12-
2.4 Святой русской православной церкви -15-
2.5. Покровитель российского воинства -16-
2.6. Символ защиты государственности -17-
Заключение -19-
Список литературы -21-
« … Он много потрудился за Новгород и за всю землю Русскую»
Карамзин Н.М.
Введение
Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким теплым чувством, как Александра. Именно он стал победителем телевизионного конкурса «Имя России» в 2008 году. К сожалению, среди молодежи личность Александра Невского недостаточно популярна и явно недооценивается. Но именно она должна стать прекрасным образцом для подражания среди молодого поколения россиян, вдохновляющим примером для всех нас ныне живущих. Поэтому изучение данной темы актуально.
Цель исследования – выяснить, каким образом деятельность Александра Невского, святого благоверного великого князя, оказала влияние на судьбы страны и народа, а также предопределила ход русской истории на многие столетия вперёд.
Чтобы добиться цели, мною были поставлены следующие задачи:
1.выяснить процесс становления личности Александра Невского;
2.изучить битвы, в которых он одержал победу;
3.показать место и роль Александра Невского в отечественной истории.
Объект исследования – внутренняя и внешняя политика Александра Невского.
Предмет исследования – деятельность Александра Невского по защите Русского государства.
В работе над темой нами использованы следующие методы:
Гипотеза: Александр Невский – защитник земли русской.
Значение слов «святой, подвижник и покровитель»
Исследовательскую работу я решил начать с объяснения значений слов «святой», «подвижник», «покровитель». Владимир Иванович Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка так объясняет значение слова «святой».
Святой – духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный.
Кого же называют святым? Того, кто всю свою жизнь превратил в служение Богу и Отечеству. Именно святые русской земли прославили Россию и заслужили право называть наше Отечество Русью Святой. Главной заслугой Александра Невского следует считать, что в крайне тяжёлое время он сумел сохранить то, что осталось от «Золотой Руси», создав из осколков и ошмётков разорённой татарами территории основу будущего национального государства.
Значение слова подвижник хорошо объяснил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Удивительное русское слово — «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник ― это тот, кто двигается. Однако никто сегодня не назовет подвижниками тех, кто перемещается вокруг планеты, используя современные средства транспорта. Никакого подвига в таком движении нет. Мы называем этим словом людей, которые в жизни своей двигаются навстречу подлинной цели бытия. Подвижник ― это тот, кто двигается навстречу Богу. И совсем не обязательно двигаться в пространстве, — можно на одном острове десятки лет прожить в одиночестве, но быть подвижником, устремленным к высшей цели человеческого бытия. Могу привести примеры таких людей, и в первую очередь, может быть, святого благоверного Александра Невского, который цель устроения земной жизни Отечества соединил с вечной целью приближения к Богу и духовного просвещения нашего народа».
Покровитель - защитник, заступник, человек, оказывающий
покровительство кому-нибудь. Поясняет словарь Д.Н. Ушакова.
Огромное морально-политическое значение фигуры Александра Невского проявилось в том, что практически сразу после смерти князь стал восприниматься как небесный заступник Руси, появились и переписывались его жития. Официальная же канонизация Александра Невского произошла в 1547 году, во время Церковного собора, созванного митрополитом Макарием 14 и царем Иваном Грозным. Именно Александра Невского избрал Петр I в качестве небесного покровителя заложенной на реке Неве новой столицы – Санкт-Петербурга. В 2008 году в России проводились общенародные выборы самой ценимой, приметной и символичной личности российской истории. 313 650 проголосовали за Александра Невского. С 2008 года великий русский полководец по праву считается Именем России.
Защитник земли Русской
Роль личности Александра Невского в истории российского государства трудно переоценить. Он защитил Русь от грозного врага сначала как полководец, а потом как дипломат. В крайне тяжёлых условиях ига ему удалось спасти Русь от окончательного уничтожения.
Детство Александра и начало его княжения
Время рождения Александра, внука великого князя Всеволода Большое Гнездо, в летописях не упоминается. Считается, что он появился на свет 30 мая 1220 году в Переславле-Залесском, был наречен Александром, и значение его имени — «защитник людей» — стало лейтмотивом всей его жизни.
Рано в то время начинали воспитание княжеских детей: уже в трехлетнем возрасте их передавали в мужские руки для обучения ратному делу, «сажали на коня», причем совершался целый религиозный обряд, так называемые «постриги». Но еще больше прилагалось внимания на развитие в детской душе благочестия и страха Божия: Евангелие, Часослов, Псалтирь, жития святых — вот книги, на которых воспитывались дети всех состояний; к ним прибегал и в зрелом возрасте русский человек, ища утешения и помощи. Уроки православия давал Александру епископ Симон, игумен Рождественского монастыря во Владимире, один из образованнейших людей Руси того времени. В княжеских семьях церковь являлась составной частью их повседневной жизни и частью миросозерцания. Княжеский терем специальным ходом общался с церковью. С самых ранних лет князья ежедневно ходили на раннюю обедню и на все другие храмовые службы. Для княжеских детей, да и не только для них, вся красота жизни заключалась в православном храме. Религиозное воспитание будущего великого полководца не ограничивалось только посещением церкви и участием в церковных обрядах и торжествах. Княжич обучался грамоте и письму по Библии и Псалтыри. Ему читали, и вскоре он сам стал читать жития святых.
Детские годы промелькнули для княжича Александра еще быстрее. Богатый Великий Новгород, владевший почти всем севером России, предложил князю Ярославу княжеский стол — князь принял его. Но Новгород был «вольным городом»: он сам предписывал себе законы и порядки, избирал князей и удалял их — «указывал им путь», как тогда говорили: «Ты, князь, сам по себе, а мы сами по себе», то есть «иди куда хочешь». Но князь Ярослав — как и все князья младшей ветви Мономаховичей — высоко держал знамя княжеской власти. И кончилось тем, что в 1228 году он покинул непокорный Новгород и вернулся в свой Переяславль, оставив в Новгороде двух старших сыновей, Феодора и Александра, на попечение бояр.
В 1230 г. в России был неурожай, а в земле Новгородской, и без того нехлебородной, начался голод, особенно среди бедноты. Голод вызвал братоубийственную резню. В Новгороде эти бедствия повторялись не раз. Юные князья, милосердные и впечатлительные, приказали даром открыть для всех несчастных свои житницы, и никто не уходил из их дома не удовлетворенным в своей просьбе. Братья были очень дружны, но в 1233 г. князь Феодор скоропостижно скончался (8 июня), и князь Александр остался один.
Нелегко было его положение. От него зависела только дружина. Новгородцы дорожили своими вольностями и обычаями и считали, что не княжеское дело вмешиваться в их дела. Они сами решали их на своих собраниях (вече), всегда согласно желанию «лучших людей», то есть богатых. С бедными, «меньшими людьми», не считались. Тогда поднималось возмущение и кровавая резня — живых людей сбрасывали с моста в Волхов, и только появление архиепископа с крестом в руках останавливало братоубийство. Вмешательство князя могло бы только усилить раздражение. Сколько мудрости и твердости нужно было иметь юному князю, чтобы, исполняя волю отца, требовавшего, чтобы он высоко держал знамя княжеской власти, в то же время приобрести доверие и любовь новгородцев. Зорко следил он за тем, чтобы дружинники его не обижали население; он сам руководил ими и обучал их, так как ратное дело он знал в совершенстве. И все эти трудности удавалось ему обходить успешно: отец был им доволен, новгородцы любили его, гордились им и называли «наш князь». «Наш князь без греха», — был их общий отзыв; столкновений между его приближенными и населением не было.
Александр Невский проявил себя не только как выдающийся военачальник, но и как прозорливый и мудрый политик-дипломат. В частности, он успешно противостоял попыткам католического Рима включить Русь в западную коалицию против Золотой Орды. Князю удалось дипломатическими методами предотвратить разорительные нашествия кочевников на русские земли и не поддаться на политические провокации Папского Престола.
Война Руси против шведов и тевтонско-ливонских рыцарей носила характер борьбы православного Востока с католическим Западом. Победа Александра Невского на Чудском озере положила конец продвижению крестоносцев на Восток. В 1243 г. между Новгородом и Ливонским орденом был заключён мирный договор. Рыцари-крестоносцы отказались от своих завоеваний в русских землях.
Российский историк Н. И. Костомаров отмечал: "XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. <...> Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать своё существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твёрдое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский"
Другой российский историк, Г. В. Вернадский, считал, что в условиях сложившейся к XIII в. геополитической обстановки зажатости между агрессивным католическим Западом и могущественной Золотой Ордой "Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла".
Политическая прозорливость и глубина стратегического видения Александра Невского заключались в том, что он сумел расставить верные приоритеты своей внешней политики, сделал ставку на разгром захватчиков с Запада и тактическое урегулирование отношений с Востоком. Выбор князя сосредоточить усилия на борьбе с западной угрозой был обусловлен тем фактом, что Золотая Орда претендовала только на материальные богатства, тогда как представители католического Запада желали не только материального, но и духовного порабощения Руси. Историческое значение князя Александра Невского продолжает сохранять актуальность до тех пор, пока Российское государство представляет собой самостоятельную, суверенную геополитическую величину, особую, уникальную и самобытную многонациональную российскую православную цивилизацию. На фоне разногласий, междоусобных столкновений русских князей Александр Невский предстаёт верным долгу и готовым к самопожертвованию человеком твёрдых убеждений. Несмотря на сильную внутреннюю оппозицию своей политике, князь смог сделать выбор в пользу интересов Родины.
Духовное значение побед
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.
Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!" С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.
Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.
Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить св. Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св. Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингиз-Хана до берегов Тихого океана.
Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно".
Духовное значение побед состояло в том, что Русь сохранила свою веру - православие, свою культуру, она способствовала духовному объединению русских земель и послужила в дальнейшем предпосылкой для объединения русских земель. 6 декабря Русская Православная Церковь отмечает день памяти святого благоверного князя Александра Невского (в схиме Алексия). Образ Александра Невского дает пример служения народу, своему Отечеству.
Святой русской православной церкви
Почитание Невского началось едва ли не сразу после его смерти. Созданное к концу XIII века Житие однозначно показывает вполне сложившуюся уверенность в святости великого князя. Уже в нем фигурируют связываемые с его именем чудеса. Это и явление святых Бориса и Глеба, предупредивших о нападении шведов, и «полк Божий», помогший Александру на Чудском озере, и принятие им в руку уже после смерти духовной грамоты от митрополита. В начале XIV века Житие Александра было включено в летописный свод, созданный при дворе великого князя Михаила, его племянника и соперника его московских внуков, во Владимире. В XV веке, когда успехи объединения Руси уже могли оказать свое воздействие на культ предка московского дома, культ этот, включая и почитание мощей, мы застаем уже вполне сложившимся.
Основания выделить Александра как одного из наиболее почитаемых князей у образованных людей Руси имелись изначально. Это были ратные успехи на западных рубежах, не омраченные ни одним поражением и заградившие путь католическим крестоносцам. В то же время ни в одной междоусобице Александр за свою жизнь не участвовал и монголов на Русь не призывал – в отличие, к примеру, от собственных сыновей и внуков. На счету Александра не только самое долгое и стабильное после Батыева нашествия правление в самом Владимире (1252 – 1263). А помимо этих политических причин, имелось и более важное для церковного мышления – слава радетеля о делах церкви, почитателя духовенства и храмостроителя, защитника православной веры. Для православного сознания Руси святость Александра была несомненна так же, как для сознания исторического – значение его деяний.
Покровитель российского воинства
Прославляя сегодня святого благоверного великого князя Александра Невского, мы говорим о прошлом, настоящем и даже будущем Отчизны. Имя этого подвижника действительно объединяет историю и современность - то, что было давным-давно, и что актуально сегодня.
Каждое время предполагает свои вызовы, но если мы говорим о тринадцатом веке в истории России, когда жил святой, то это в основном время, когда наша Родина находилась под игом Золотой Орды, была от нее в политической и финансовой зависимости. Тогда же, с Запада Русскую землю постоянно теснили враждебные соседи и это была прежде всего война против Православной Церкви. При этом отдельные Русские княжества зачастую враждовали и воевали друг с другом.
Сложная ситуация требовала консолидации русских земель, военного противостояния захватчикам, а также дипломатических договоренностей с властями Золотой Орды. Человеком, который разрешал все эти проблемы, был благоверный великий князь Александр Невский. Он проявил себя как выдающийся полководец, дипломат и примиритель.
Имя Александра Невского, его доблесть и подвиги, и сегодня служат примером для Российского воинства. В 2016 году решением Святейшего Патриарха Кирилла, святой был провозглашен небесным покровителем сухопутных войск России.
Символ защиты государственности
Потомки высоко оценили то, что было сделано Александром Невским. Историк, создатель «Истории государства Российского» Николай Карамзин писал: «Добрые россияне включили Невского в лик своих ангелов-хранителей и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику отечества, разные благоприятные для России случаи: столь потомство верило мнению и чувству современников в рассуждении сего князя! Имя Святого, ему данное, гораздо выразительнее Великого: ибо Великими называют обыкновенно счастливых: Александр же мог добродетелями своими только облегчить жестокую судьбу России, и подданные, ревностно славя его память, доказали, что народ иногда справедливо ценит достоинства государей и не всегда полагает их во внешнем блеске государства».
Историк, публицист и общественный деятель Николай Костомаров отмечал: «Духовенство более всего уважало и ценило этого князя. Его угодливость хану, уменье ладить с ним... и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигли бы его при всякой попытке к освобождению и независимости, — все это вполне согласовывалось с учением, всегда проповедуемым православными пастырями: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости... покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневоле признаваемой».
Русский историк; профессор Московского университета, ректор Московского университета Сергей Соловьев подчеркивал: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».
Удивительно, что в XIII веке русский князь едва ли не первым в Европе выдвинул идею нерушимости границ. Действуя в соответствии со своим главным жизненным правилом «Не в силе Бог, но в правде», Александр Ярославич призывал правителей других стран не вступать в чужие пределы, не искать в войнах личной выгоды. Он всеми силами старался не допустить объединения недругов Руси для одновременного выступления против родной земли. Александру Невскому было присуще государственное мышление, отличительной чертой которого была феноменальная дальновидность.
Заключение
Изучив много материала об Александре Невском, можно сделать вывод, что Невский является заступником земли Русской с начала княжения в Новгороде и по сегодняшний день. Что и подтверждает нашу гипотезу. Вся его жизнь – это защита государства и его интересов:
- Невская битва (1240 г.)
- Ледовое побоище (1242 г.)
- Получение ярлыка на княжение (1248г.,1252 г.), поддержка мирных отношений с Золотой Ордой, предотвращая их нашествия на Русь
- Верность русскому самосознанию, опирающемуся на православную веру и народное единство (1252г. отказ велико князя послам папы из великого Рима «обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем»).
Наши предки чтили память о великом полководце. Александр Невский канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. В 1724 году Царь Петр I велел перенести святые останки князя в новооткрытую Александро-Невскую Лавру, где покоятся и сейчас. В XIX веке в России учреждён орден святого князя Александра Невского, а в июле 1942 года был учреждён новый боевой орден в честь великого защитника. В нашем Большеигнатовском районе за годы ВОВ были награждены шесть воинов орденом святого князя Александра Невского. В 2008 году в проекте «Имя России» было выбрано имя святого Александра Невского.
Между задачами, решавшимися Александром Невским, и проблемами, стоящими перед современной Россией, обнаруживаются прямые параллели. Как и 800 лет назад, Российскому государству приходится отстаивать свой суверенитет, защищать свои национальные интересы. В сложившихся условиях как никогда важно помнить и изучать блестящий пример моральной стойкости выдающегося деятеля и героя истории России Александра Невского. Жизнь князя была славной, овеянной настоящими чудесами, но не долгой по нынешним временам. Все свои значительные победы он одержал в 20-летнем возрасте. И важно понимать, что он воевал не против врагов, он боролся за национальную идентичность и самосознание, за сохранение веры и культуры, тонко ощущая, что это — самое ценное.
В оценке Н.М.Карамзина святой Александр Невский не только определил, но во многом и создал условия, необходимые для возрождения и будущего величия России. Это прежде всего – независимость православной церкви, что обеспечивает сохранение духовной чистоты образа жизни, традиций и культуры народа.
Список литературы и Интернет-ресурсов
Прекрасная химия
О чем поет Шотландская волынка?
Денис-изобретатель (отрывок)
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Пока бьют часы