Детство каждого человека непременно связано со сказками. Они берут своё начало еще из глубины веков - той поры, когда зарождалось устное народное творчество. Сказки, как правило, оказывают положительное влияние на формирование личности человека. В них в образной форме показывается, как человек способен преодолеть различные трудности и невзгоды, оставаясь самим собой. На примере героев сказок, проходящих через различные испытания, у читателей воспитываются такие качества личности как смелость, сила воли, умение защитить слабых и понимать других людей.
С веселыми и грустными, страшными и смешными, знакомыми нам с детства сказками, связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В сказках разных народов собраны их лучшие качества: мудрость, сострадание, храбрость, благородство.
Сказки Югорских народов не являются исключением. С большой любовью и трепетом народы ханты и манси относятся к своему устному народному творчеству. Многое можно узнать из их сказок. В них отражается национальный дух, обычаи, характер и сила, неординарный ум народов ханты и манси. Они носят познавательный характер, учат ценить дружбу.
Объект исследования: сказки о животных народов ханты и манси.
Предмет исследования: отличительные черты характера героев сказок о животных.
Гипотеза исследования: главные герои сказок о животных ханты и манси самобытны, оригинальны, отражают жизнь, взаимоотношения коренных народов Югры.
Цель работы: выявление и анализ черт характера героев сказок о животных народов ханты и манси.
Исходя из цели работы, определили следующие задачи исследования:
• изучить и проанализировать сказки Югорских народов о животных;
• классифицировать основные черты характера героев этих сказок;
• сопоставить их с чертами характера человека;
• популяризировать культуру коренных народов Югры.
Актуальность исследования обусловлена возросшим вниманием общества к самобытной культуре коренных малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.
Новизна работы заключается в исследовании образов различных животных, их характеров, взаимоотношений в сказках ханты и манси.
Организация и этапы исследования:
• 2017 год – изучение текстов сказок, справочной литературы; проведение анализа текстов сказок;
• 2018 год – систематизация изученного и собранного материала, его обработка.
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_osnovynh_chert_haraktera_skazok_o_zhivotnyh_yugorskih_narodov.docx | 40.76 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Радужный
Научно-исследовательская работа
на VIII городскую научно-практическую «Первые шаги в науку»
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ГЕРОЕВ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ
ЮГОРСКИХ НАРОДОВ
Автор: | Тарапат Софья Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» 2 класс |
Руководитель: | Тарапат Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
2018 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………...........................................3-4
Глава I. Понятие "сказка" в трактовке ученых-лингвистов........................................................5-6
Глава II. Анализ основных черт характера героев сказок о животных Югорских народов.
2.1. Сказки народов Севера...............................................................................................................7
2.2. Анализ основных черт характера героев сказок о животных Югорских народов на примере сборника Коньковой А.М.. "Сказки бабушки Аннэ".................................................8-10
Заключение………………………………………………………………………………...……….10 Библиографический список ……………………………………………………………………. .11
Анализ основных черт характера героев сказок о животных
Югорских народов
Тарапат Софья
2 а класс
Введение
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа
Детство каждого человека непременно связано со сказками. Они берут своё начало еще из глубины веков - той поры, когда зарождалось устное народное творчество. Сказки, как правило, оказывают положительное влияние на формирование личности человека. В них в образной форме показывается, как человек способен преодолеть различные трудности и невзгоды, оставаясь самим собой. На примере героев сказок, проходящих через различные испытания, у читателей воспитываются такие качества личности как смелость, сила воли, умение защитить слабых и понимать других людей.
С веселыми и грустными, страшными и смешными, знакомыми нам с детства сказками, связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В сказках разных народов собраны их лучшие качества: мудрость, сострадание, храбрость, благородство.
Сказки Югорских народов не являются исключением. С большой любовью и трепетом народы ханты и манси относятся к своему устному народному творчеству. Многое можно узнать из их сказок. В них отражается национальный дух, обычаи, характер и сила, неординарный ум народов ханты и манси. Они носят познавательный характер, учат ценить дружбу.
И сами сказки ханты и манси, и их персонажи очень необычны, отличаются от сказок других народов. И потому, мы решили исследовать и проанализировать основные черты характера героев на примере сказок обских угров о животных.
Объект исследования: сказки о животных народов ханты и манси.
Предмет исследования: отличительные черты характера героев сказок о животных.
Гипотеза исследования: главные герои сказок о животных ханты и манси самобытны, оригинальны, отражают жизнь, взаимоотношения коренных народов Югры.
Цель работы: выявление и анализ черт характера героев сказок о животных народов ханты и манси.
Исходя из цели работы, определили следующие задачи исследования:
• изучить и проанализировать сказки Югорских народов о животных;
• классифицировать основные черты характера героев этих сказок;
• сопоставить их с чертами характера человека;
• популяризировать культуру коренных народов Югры.
Актуальность исследования обусловлена возросшим вниманием общества к самобытной культуре коренных малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.
Новизна работы заключается в исследовании образов различных животных, их характеров, взаимоотношений в сказках ханты и манси.
Организация и этапы исследования:
• 2017 год – изучение текстов сказок, справочной литературы; проведение анализа текстов сказок;
• 2018 год – систематизация изученного и собранного материала, его обработка.
Методы исследования:
• изучение литературных источников;
• сбор данных, их сравнение и обработка;
• анализ полученных результатов.
Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения, классных часах и занятиях внеурочной деятельности.
Глава I. Понятие "сказка" в трактовке ученых-лингвистов.
Сказка - это одно из первых литературных произведений в жизни каждого человека. Все мы хорошо помним, как нам их читала мама в самые ранние годы. Все дети любят сказки, но понимают ли они их, делают ли для себя какие-то выводы? А может им просто нравится, что взрослые им читают и рассказывают?
Сказка - это древнейший народный жанр литературы фантастического характера, цель которого - нравоучение или развлечение. Она и по сей день доставляет человеку огромное эстетическое наслаждение. Роль сказки в формировании поэтического восприятия мира чрезвычайно велика. Сказку любят все: и дети, и взрослые. Да и как не любить сказки, когда в них все так необычно.
Мы решили выяснить, что такое сказка как жанр устного народного творчества. Если к слову "сказка" подобрать однокоренные слова, то получится следующий ряд: сказка – сказ – сказывать – рассказывать – рассказ. То есть сказка – это то, что рассказывается, это услышанный рассказ о чем-то интересном как для рассказчика, так и для его слушателей.
За толкованием слова «сказка» мы обратились к различным словарям и справочникам.
1) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дано определение: «Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».
2) В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение: «Сказка – 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.)»[1].
3) В книге для чтения «Маленькая дверь в большой мир» в кратком словарике литературоведческих терминов говорится, что: «Сказка – произведение устной народной словесности. Это повествование о вымышленных и невероятных событиях»[2].
4) Из «Большого толкового словаря современного русского языка» Д.Н.Ушакова я узнала следующее: «Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях»[3].
5) «Большой Российский Энциклопедический Словарь» трактует это понятие так: «Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел»[4].
В результате изученных определений, нам кажется, что самое точное определение дал "Словарь русского языка" С.И.Ожегова: "Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил".
Зачем же люди читают, рассказывают и слушают сказки, понимая, что всё, о чём в них говорится, – невероятно! Конечно, не для того, чтобы научиться добывать молодильные яблоки или победить Кощея. Но, слушая или читая сказки, мы наслаждаемся красивой речью и любуемся смелыми, добрыми и мудрыми героями. Сказки прославляют трудолюбие, ум, отвагу, смекалку и находчивость, учат нас помогать ближнему, быть добрыми, верными, мужественными. Они показывают, что добро прекрасно, а зло отвратительно и наказуемо, что является главной правдой жизни. И потому сказки, являясь вымыслом, говорят нам правду, они отражают мир народа, его убеждения, мысли, желания и мечты.
Глава II. Анализ основных черт характера героев сказок о животных Югорских народов.
2.1. Сказки народов Севера.
Народы Югры, как драгоценности, хранят легенды, сказки, предания, мифы, обычаи и обряды, бережно передают их из поколения в поколение. Хантыйские и мансийские сказки очень интересны, красивы, познавательны. В них отражена жизнь народа с её радостями и горестями, мудростью и оплошностями; показано умение жить в согласии с природой. Уроки, которые несут в себе сказки коренных народов севера, очень важны в современном мире: чти заветы предков, трудись в поте лица, не отступай перед трудностями, не совершай дурных поступков, будь милостив ко всему живому, бери у природы лишь самое необходимое.
Исследуя многообразие устного фольклора Югорского народа, нельзя не заметить, что различные эпизоды хантыйских сказок связаны с животными: они и проказники, и чудесные помощники. Нередко главный персонаж превращается в зверя, рыбу или птицу. В сказках все звери, птицы, явления природы, окружающие предметы одушевлены, умны и рассудительны.
Хантыйские сказки о животных можно условно разделить на несколько групп: сказочки-стишки, кумулятивные или цепочные, этиологические, сказки о человеке и животных, сказки о животных. Сказочки-стишки чаще всего имеют форму диалога. Они предназначались для самых маленьких детей, а вопросы и ответы несли в себе познавательное значение. Кумулятивные сказки отличаются от остальных тем, что события происходят по цепочке, диалоги повторяются, главный персонаж один, а другие персонажи сменяются от эпизода к эпизоду ("Сказка о самолюбивом мышонке"). В этиологических сказках разъясняется происхождение или особенности внешнего вида какого-либо животного, явления природы, возможно, поэтому они распространены именно среди народов, занимающихся охотой и рыбалкой. За незатейливыми рассказами о том, почему у зайца длинные уши, маленький хвост, у бурундука на спине пять полосок, откуда появились полоски у окуня и северное сияние кроются тонкие наблюдения охотника и рыбака, касающиеся не только внешности, но и повадок и взаимоотношений животных ("Как окунь полосатым стал", "Откуда северное сияние пошло").
Рассматривая все типы сказок о животных, надо отметить, что герои в них отождествляются с человеком, они общаются друг с другом, как люди, у них есть семьи. Особенно заметным это становится в сказках о животных и человеке. Между главными героями возникают взаимовыгодные отношения, причем, как правило, это происходит и в реальной жизни.
2.2. Анализ основных черт характера героев сказок о животных Югорских народов на примере сборника Коньковой А.М."Сказки бабушки Аннэ".
Нетрудно заметить, что в сказках народов ханты и манси предпочтение отдается птицам и лесным зверям, из домашних животных распространенным персонажем является собака. Самыми популярными героями можно считать зайца, выдрёнка, мышонка, оленя, медведя, лиса. На примерах их поведения и поступках мы учимся понимать, оценивать, рассуждать о том, какой герой сказки совершил правильный поступок, а какой неверно поступил в той или иной ситуации.
Мы прочитали и проанализировали произведения известной мансийской сказительницы Анны Митрофановны Коньковой, которая написала книги "Сказки бабушки Аннэ", "Свидание с детством", "Вожак Ивыр".
На примере "Сказок бабушки Аннэ" мы рассмотрели характеры животных. «Давным-давно, когда еще олени с людьми не дружили, когда ханты и манси не ездили, не летали, а по лесам и болотам ходили, себе пищу добывали, а мудрые древние старики говаривали: «Не походишь - не поешь», «Не пойдешь — не пожуешь», в вершине речки Найденой стояло стойбище древних манси…» Так начинается одна из сказок бабушки Аннэ — Анны Митрофановны Коньковой о своем народе — манси. В сказках этой сказительницы сохранен культурный компонент, образы животных, передающие национальный характер, то пространство, где происходят события сказок. Например, в сказке «Каждый другом силён» читаем: «Только они улеглись (Зайчонок и Выдренок), как из-за поворота реки показался рыбак. Плывёт он на своей долбленой лодочке и песни напевает…», здесь события происходят на речке. В сказке «Хочу Не хочу», читаем: «.. отец (Заяц) без отдыха по лесу носится, сочные листочки собирает..», "Зайчонок и Комполэн" события происходят в лесу. Так, через фольклор, сказительница Анна Митрофановна Конькова знакомит читателей с особенностями жизни и быта народа манси.
Особое место в хантыйских сказках принадлежит Медведю. В них говорится: «Медведь был старшим братом людям, Лось – средним, а Журавль и Лебедь – младшими». Именно поэтому в эпосе северных народов он предстает достаточно добродушным, трудолюбивым и внимательным по отношению к своему младшему брату – человеку. Образ медведя выступал в роли судьи и борца за справедливость. Медведь спасает человека от гибели.
Антиподом большого и сильного медведя выступает маленький и юркий мышонок. Как правило, в сказках он предстает беспечным, хитрым, веселым, прожорливым, а иногда даже ленивым. Этот персонаж вызывает только положительные эмоции: все его действия забавляют. Но если же говорить о сюжетах, связанных с жизнью и поведением мышонка, то необходимо обратить внимание на то, что многие из них являются очень древними. Например, эпизод, в котором маленький мышонок, попав в живот оленя, в своем безудержном желании оказаться снаружи, распарывает ему брюхо и осуществляет свою цель.
В хантыйских сказках часто встречается такой герой как заяц. В сказке "Зайчонок и Комполэн" он скор на ногу - убежал от колонка, несмышлён - хотел огромные рога, как у лося, чтобы защищаться от врагов. Злой болотный дух Комполэн решил посмеяться над зайчонком и подарил ему лосиные рога, тем самым они придавили заячьи уши. Зайчонок, пытаясь освободиться, вытянул их и с тех пор у зайца длинные уши.
Все звери в хантыйской сказке считали зайцев самыми быстроногими животными, поэтому отправили их к шаману, чтобы тот излечил всех животных от болезней. В сказке «Хочу Не хочу» заяц капризный, избалованный зайчихой и зайцем, из-за чего чуть не поплатился своей жизнью и перестал капризничать, решив, что «хоть и мал хвост, да мой». Заботливый заяц в сказке "Маснэ и Зайчонок" помог девочке найти потерянную иголку. Заяц из "Каждый другом силён" - настоящий друг, спасший Выдрёнка от Лисы и от Окуня.
Лиса – притворщица, обманщица, льстивая, ловкая, хитрая, расчётливая, нередко пускается на самую невероятную выдумку. Так она захотела обмануть зайчонка, подарив ему свой старый хвост, тем самым проучила зайчонка. Она может обмануть даже людей.
Ханты - хорошие рыболовы, это находит отражение в содержании сказок. Большой и сильный осётр предстаёт в сказках также и большим хвастуном, поэтому легко попадает в сети к рыбаку. Окунь в сказках – это разбойник, который пытается кого-нибудь украсть.
Лось, в сказках также почитаем, как и медведь. Лось мудр, даёт советы разным животным. Особая роль отводится в хантыйских сказках отводится собаке. В народе постаревших собак не бросают и не убивают, а ухаживают за ними до конца дней. У ханты есть сказка, из которой мы узнали, что собака берёт на себя несчастья и даже смерть хозяина.
Во многих хантыйских сказках мы узнаём, почему так или иначе выглядят животные. Например, у глухаря глаза красные, так как он много плакал. Красные плавники у окуня от того, что его клевала утка, а полосы – это следы от хворостинок. В споре медведь ударил бурундука по спине лапой, с тех пор у бурундука полосы от медвежьих когтей. Старик подобрал больного горностая, вылечил его, а вместо благодарности горностай стал красть сало у старика. Тогда старик решил его проучить и замахнулся головешкой, но задел только хвост горностая, поэтому у него кончик и стал чёрным. В поле или в лесу можно услышать звук, похожий на смех, оказывается «…это смеются дружные куропатки. Вспоминают, как погнался дед за ними да и застрял в снегу по самую голову, как кол в сугробе».
В прочитанных сказках мы увидели нравственные законы народов ханты и манси, которые считают, что в основе жизни лежит труд, и как бы ни был ты мал и слабосилен, трудись: возможно, именно твоей крохотной силы и не достает, чтобы завершить общее дело. К какому бы роду-племени ни относились люди - надо жить в мире. Коллективная дружба — основа благополучия. Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед. Будь верен дружбе, не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным, не лги и не причиняй зла другим.
Заключение
Изучив и проанализировав сказки Югорских народов о животных, мы смогли:
- выделить и классифицировать основные черты характера героев этих сказок: смелость и трусость, жадность и глупость, коварство и хитрость, трудолюбие и лень, дружбу и верность, благодарность и взаимовыручка;
- сопоставить качества сказочных персонажей с чертами характера человека;
- популяризировать культуру народов ханты и манси, так как мы, проживая в Югре, обязательно должны знать историю и фольклор коренных народов Севера.
Анализируя сказки, мы глубоко сопереживали описываемые события, примеряли на себя лучшие черты персонажей, познавали добро и зло, трусость и смелость, проявляли сочувствие и сострадание, заряжались положительной энергией, получали знания о мире.
Результаты нашего исследования доказывают тот факт, что сказки обских угров о животных очень интересны, красивы, познавательны, имеют собственную историю. Темы сказок разнообразны и в каждой из них отражена жизнь народа, его мудрость и мечты. На примере характеров главных персонажей - животных отразились черты традиционной культуры хантыйского народа. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена: главные герои сказок о животных ханты и манси самобытны, оригинальны, отражают жизнь, взаимоотношения коренных народов Югры.
В сказках Югорских народов силы зла страшны, но в конечном итоге добро побеждает зло. Они очень поучительны, в них раскрывается связь человека и природы, законов природы. Данная работа позволила расширить знания о фольклоре народов манси и ханты, привлечь внимание одноклассников к чтению хантыйских сказок.
Библиографический список
[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под. ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Русский язык, – 1985. – С. 625.
[2] Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2 классе. – М.: Баласс, 2004. – С. 204.
[3] Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка/Гл. ред. Семенец Ю.И. – М.: Альта-Принт, 2007. – С.959.
[4] Большой Российский Энциклопедический Словарь/ Гл.ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. – М.: Энциклопедия, – 1985. – С. 1210.
Невидимое письмо
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Хитрость Дидоны
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Рисуем весеннюю вербу гуашью