Салават Юлаев – это символ героизма, мудрости, духовной мощи, мужественности для башкирского народа, для всей Республики Башкортостан.
О нем писали литературные произведения: от стихов (Ш. Бабич, Н. Наджми и другие) до пьесы (М. Карим) и романа (С. Злобин). Его образ воплощен в музыке: народные песни и произведения профессиональных башкирских композиторов (опера «Салават Юлаев» З. Г. Исмагилова). Он запечатлен в изобразительном искусстве (А. Лежнев, П. Лебедев, М. Арсланов, А. Кузнецов, А. Тюлькин) и скульптуре (Т. Нечаева, С. Тавасиев). Кроме того, замечательный режиссер Я. Протазанов в 1940 году поставил художественный фильм «Салават Юлаев», где рассказал о военных походах национального героя.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_salavata_yulaeva_v_iskusstve_bashkortostana_i_za_ee_predelami.docx | 19.52 КБ |
«Образ Салавата Юлаева в искусстве Башкортостана и за ее пределами»
Салават Юлаев – это символ героизма, мудрости, духовной мощи, мужественности для башкирского народа, для всей Республики Башкортостан.
О нем писали литературные произведения: от стихов (Ш. Бабич, Н. Наджми и другие) до пьесы (М. Карим) и романа (С. Злобин). Его образ воплощен в музыке: народные песни и произведения профессиональных башкирских композиторов (опера «Салават Юлаев» З. Г. Исмагилова). Он запечатлен в изобразительном искусстве (А. Лежнев, П. Лебедев, М. Арсланов, А. Кузнецов, А. Тюлькин) и скульптуре (Т. Нечаева, С. Тавасиев). Кроме того, замечательный режиссер Я. Протазанов в 1940 году поставил художественный фильм «Салават Юлаев», где рассказал о военных походах национального героя.
Уже более двух веков народ помнит своего батыра и поэта. Сочиняет о нем стихи, поет песни, старается запечатлеть его образ в картинах и кинематографе. Писатели и поэты разных народов давно обратились к образу Салавата Юлаева. Первым в истории, за исключением народных сказителей, о башкирском батыре заговорил А. С. Пушкин. В своей книге «История Пугачева» он несколько раз упоминает Салавата, называя его «свирепым».
После А.С. Пушкина к образу Салавата Юлаева обратился русский писатель и краевед Р.Г. Игнатьев. Еще в 1875 году в своей книге «Сказания, сказки и песни» он представил Салавата как сказочного героя. Его книга «Башкир Салават Юлаев - пугачевский бригадир, певец и импровизатор» была издана в 1894 году. Книга состоит из трех частей: в первой Салават характеризуется как поэт – импровизатор, во второй – как батыр, сподвижник Пугачева, в третьей рассказывается о его поимке, допросах, наказании и ссылке на вечную каторгу в Рогервик.
В те же годы образ Салавата Юлаева создан другим русским писателем Ф. Д. Нефедовым (1838 – 1902). Одной из лучших книг Ф.Д. Нефедова является «Движение среди башкир перед Пугачевским бунтом. Салават, башкирский батыр» (1880).
После революции 1917 года одним из первых к образу Салавата обратился Шайхзада Бабич. Поэт сравнивает его со львом; его стрела не знает себе равных в небесах и на земле. Шайхзада Бабич говорит, что народ будет дорожить его именем и никогда не осквернит его.
Одним из лучших стихотворений о Салавате является произведение Назара Наджми «Два всадника». В башкирской литературе трудно найти писателя, который бы не обратился к образу Салавата Юлаева. Р. Нигмати, Б. Бикбай,
Х. Карим, Х. Гиляжев, Г. Рамазанов, Г. Амири, А. Игебаев.
Национальному герою башкир свои произведения посвящали татарин
Х. Туфан, чуваш Я.Ухсай, казак С. Мауленов, русские В. Шишков, П.Бажов,
И. Эренбург, М. Львов, А. Филиппов, В. Сидоров и многие другие.
Еще в 20 – е годы Ф. Сулеймановым и С. Мирасовым была написана первая пьеса о Салавате Юлаеве «Салават – батыр»
Роман Степана Злобина «Салават Юлаев» - один из лучших исторических романов в русской и башкирской литературе.
В 1937 – 1938 годах пьесу о Салавате написал Баязит Бикбай. Позже им же было создано либретто оперы «Салават Юлаев», музыку к которой написал Загир Исмагилов.
В 1975 году трагедию о Салавате создал Мустай Карим. Эта пьеса - совершенно новое явление в нашей драматургии. Писатель дал своей пьесе подзаголовок «Семь сновидений сквозь явь». В ней постоянно перемежаются сон и действительность. Мустай Карим в своей пьесе поднял проблему ответственности человека перед народом.
Песни о Салавате весьма разнообразны как по содержанию, так и по мелодии. Кроме народных песен образ национального героя воплощается и в профессиональной башкирской музыке. Выдающуюся роль в ее развитии и формировании ее национальных музыкальных традиций сыграл Загир Исмагилов. Были созданы многие поэтические и драматические произведения: «Бессмертный Салават» Я. Кулмыя, «Двести лет над родными степями» Р. Нигмати, «Три села» Х. Гиляжева, «Каменный пояс» Е. Федотова, «Салават» Б. Бикбая.
Образ Салавата Юлаева является одним из центральных также в живописи и скульптуре Башкортостана. К этому образу еще в 30 – е годы обратился художник Лежнев Анатолий Петрович (1888 – 1956). В конце 1920-х – 1930-х годах А. Лежнев создал цикл картин, посвященных национально – освободительной борьбе, положив тем самым начало развитию нового, исторического жанра в живописи Башкортостана. Размах этой борьбы, силу башкирского народа художник правдиво и убедительно показал в полотнах «Штурм Уфы пугачевцами» (1928), «Бой Салавата с авангардом Михельсона», «Казнь Чики Зарубина» (1930 – е годы). «Штурм Уфы пугачевцами» - картина построена на остро динамичных ритмах. Главный герой картины – народ, полная неудержимой устремленности толпа, плотной группой осаждающая неприятельскую крепость. Никто не выделен особо, но масштаб и сила крестьянского движения переданы в картине убедительно и ярко.
Но лучшим из этого ряда произведений считается мужественное и трагическое полотно «Поимка Салавата» (1930), где драматизм и сложность национальной истории показаны через судьбу одного героя, пытающегося уйти от преследующих его врагов..
Тема Салавата нашла отзвук и в творчестве талантливого художника и педагога, учителя многих ставших известными в последствии живописцев П.М. Лебедева. За время жизни в Башкортостане (с 1906 по1958 год с перерывами) он создал около 400 работ, объединенных общим названием «Сюита о Башкирии». Как жанрово – психологические картины решены небольшие полотна «Салават в тюрьме» (1937), «В стане Салавата» (1938), в их живописном строе ясно ощутимы репинские интонации.
В военном 1941 году молодой тогда театральный художник М.Н. Арсланов для украшения интерьера Башкирского театра оперы и балета выполнил крупное панно «Салават с конницей». В основу этого мужественного, наполненного строгой романтикой, произведения мастер положил своеобразное «вихревое» начало: как вихрь летела вперед конница Салавата, словно взвихривались в романтических контрастах яркие тона живописи.
Память народа о своем герое отразилась и в послевоенном творчестве художников Башкортостана. В 1955 году был написана картина А.А. Кузнецова «Допрос Салавата» - одна из лучших во всей башкирской живописи.
В 1959 году Кузнецов вновь обратился к теме Салавата, написав «Легенду о курае». Художник рассказал в ней о юности героя, о красоте уральской природы, сформировавшей его характер. Цветущий весенний пейзаж, курай в руках юноши, яркие, свежие краски придают этому полотну музыкальный, песенный, несколько даже сказочный характер. В 1959 году им была написана парадная композиция «Салават Юлаев», где народный герой изображён на белом коне на фоне каменистого пейзажа.
Своеобразно еще одно произведение этой группы – картина «Изба Салавата» (1965) А. Э. Тюлькина. Объект внимания художника здесь – предметы, составляющие традиционное убранство башкирской избы. Много раз, начиная с 1945 года, обращалась к славному образу и скульптор Т. П. Нечаева. Она воплощала его то в бронзе, то в гипсе, то в фарфоре и каждый раз раскрывала в нём всё новые и новые черты. Именно Нечаева создала в 1952 году первый в республике бронзовый памятник – бюст Салавату, он установлен под открытым небом в его родных местах – Салаватском районе. В 1989 году похожий памятник бюст из кованой меди был установлен в эстонском городе Палдиски – месте, где прошли долгие годы неволи Салавата.
Событием в культурной жизни Башкортостана стало открытие в 1967 году в Уфе памятника Салавату Юлаеву, выполненного скульптором из Северной Осетии Сосланбеком Дафаевичем Тавасиевым, воспитанника Петербургской академии художеств. Тавасиев выбрал для воплощения своего замысла самый трудный вид скульптуры – конный монумент. Салават представлен верхом на вздыбленном коне, властная рука всадника остановила и сдерживает его у самого края крутого речного обрыва. Конь весь еще в движении, оно ощущается особенно сильно, если мы встанем перед памятником. И от всего существа могучего скакуна словно исходит жар – так велика его неукротимая сила. Изображение всадника, его поза, уверенная. Крепкая посадка, жест руки с взметнувшейся вверх нагайкой олицетворяют волю и целеустремленность. Скульптор старался создать образ народного героя, неразрывно связанного со своим народом и его судьбой.
Органично вошел в общую композицию памятника и гранитный постамент, выполненный архитектором М.Г. Гайнутдиновым. Своими выступами и гранями он символизирует горные хребты Урала. Этот постамент помог художнику естественно вписать свое произведение в рельеф обрывистого берега реки Белой в общий архитектурный облик Уфы.
Монумент, созданный Тавасиевым. Прославляет нашу республику, силу и мужество ее народа, в символ которого он превратился. Монумент на высоком берегу реки Белая в центре Уфы — самая большая конная статуя в Европе. Художник очень верно оценил значение Салавата для Башкортостана и в то же время создал произведение достойное того, чтобы им восхищались и другие нации. Памятник национальному герою Башкортостана Салавату Юлаеву изображен на республиканском гербе и считается главным символом Башкирии.
Кроме всего прочего, в 1940 году режиссером Я. Протазановым был создан художественный фильм о боевых походах Салавата Юлаева, где роль Салавата исполнил Арслан Мубаряков.
Образ Салавата Юлаева будет образом вечным. К нему обратится еще не одно поколение поэтов, драматургов, композиторов, художников, скульпторов и режиссеров. Салават Юлаев – это символ героизма, мудрости, духовной мощи, мужественности для башкирского народа, и для всей Республики Башкортостан.
Цветок или сорняк?
Попробуем на вкус солёность моря?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Машенька - ветреные косы
Ералаш