Исследовательская работа "Учителя нашей школы"
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelya_nashey_shkoly.doc | 354.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
« Учителя нашей школы»
«Сердце, отданное детям:
учительские судьбы»
Автор:Колдашова Софья Алексеевна,ученица 11 класса
МБОУ «Ковылкинская СОШ№3»
e – mail: kovschoo131@rambler.ru
г. Ковылкино, ул. Школьная,д.1
т. 8(83453) 2-19-07
Руководитель: Аверкина
Анастасия Ивановна, учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Ковылкинская СОШ№3»
г. Ковылкино, ул. Школьная,д.1
т. 8(83453) 2-19-07,
e – mail: kovschoo131@rambler.ru
Ковылкино, 2019 г.
Содержание
1.1. Введение
1.2. Актуальность проекта
1.3. Цель проекта
1.4. Сроки выполнения проекта
1.5. Методика исследования
«Учителями
славится
Россия…»
1. Обзор проекта.
1.1. Введение
«Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно» - писал К.Ю. Ушинский. Эти слова о замечательном педагоге Валентине Максимовне Рогалёнковой, проработавшей более 30 лет в Ковылкинской средней школе №3.
Она определила главное в профессии учителя: «Профессия требует особого таланта. Нельзя входить в класс человеку, не умеющему понять и принять в ребёнке личность».
В её детстве была война, тяжело пришлось их семье (отец ушёл на фронт, а мать с четырьмя детьми осталась в тылу).
Прошли годы…
По окончании Краснослободского педагогического училища уехала работать в Киргизскую ССР учителем русского, немецкого языков и физической культуры.
Валентина Максимовна не только учила ребят, но и преподавала науку взаимопонимания и дружбы, науку справедливости и добра.
С 1959 года она переехала в город Ковылкино и начала работать учителем начальных классов в Ковылкинской восьмилетней школе №3.
Ветеран педагогического труда Валентина Максимовна Рогалёнкова, уходя на заслуженный отдых, оставила неизгладимый след в памяти своих коллег, администрации школы, а особенно – своих выпускников. Они принесли славу ей.
1.2. Актуальность проекта
Любить свое прошлое – значит,
Наследовать свою красоту жизни, и славу и свет разума предков.
В.Осетров.
Учитель подает пример высокого гуманизма, честности, благородства и порядочности, проявляет внимание и веру в силы ребёнка.
Мы должны помнить о беззаветной преданности учителя Родине и уважительно относиться к профессии педагога. Так как он ведёт с собой в мир знаний миллионы любопытных ребят, которые составят будущее всего человечества.
1.3.Цели проекта.
1. Воспитание чувства уважения и признательности к профессии учителя.
2. Приобщение школьников к истории культуры родного края.
3. Способствовать формированию нравственных качеств личности.
4. Стремление беречь и умножать традиции и ценности своего народа, национальной культуры.
Задачи:
1.Сохранение памяти об учителях, деятельность которых исходит из интересов борьбы за высшие духовные ценности.
2.Привлечь внимание к проблемам деятельности учителя, укрепления его авторитета.
3.Развитие творческих способностей учащихся, расширение кругозора, развитие интереса к педагогической деятельности.
1.4 Сроки выполнения проекта.
Исследования проводились с февраля 2016 года по ноябрь 2016года.
1.5 Методика исследования.
1.Работа с документальными материалами о педагогической работе учителя начальных классов МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3».
2.Интервью с учителями, директором, выпускниками школы.
2.1 Сердце, отданное детям..
Учителя! Они как свет в пути…
Какое же нужно огромное сердце
Иметь в груди, чтоб людям свет нести.
Чтоб след его вовек не мог стереться.
Учитель для школы - это то же, что солнце для вселенной. Во все времена истинному наставнику- педагогу давали самую высокую оценку, говорили самые тёплые слова. Появилось большое желание и у меня в своей исследовательской работе рассказать об учительнице начальных классов, ветеране педагогического труда Рогаленковой Валентине Максимовне .(Рис. 1)
Мне хотелось больше узнать о её жизни и поделиться с другими людьми. Именно эта работа позволит узнать: во-первых, о жизни и судьбе Валентины Максимовны, во- вторых, о её становлении как учителя.
Об учителе написано немало. Но эта тема неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы по формированию человека. И, несомненно, ещё много раз будет сказано новое слово о благородном труде педагога-воспитателя, чтобы отдать должное одной из древнейших на земле и вечно необходимых профессий.
В наших, современных условиях эта профессия приобрела особое значение. Иным, несравнимо богатым в духовном отношении стал у нас и школьный педагог. Он – носитель качественно нового сознания.
«Учитель - это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно», - писал К.Д. Ушинский. Я убеждена в том, что такие слова о замечательном педагоге Валентине Максимовне, с которой мне выпало счастье встретиться. Это человек удивительно цельный, отличающийся огромной душевной щедростью и безграничной верностью к педагогическому делу.
Валентина Максимовна с искренней любовью рассказывала о школе, о детях и определила главное в профессии учителя: «Профессия требует особого таланта, не меньшего, чем профессия актёра. Нельзя входить в класс человеку, который забыл о своих горестях и радостях в детские годы, утратившему в душе детство, не умеющему понять и принять в ребёнке личность, человеку глухому к чужой душевной жизни».
Именно поэтому и не было сомнений у Валентины Максимовны кем стать. Пристрастие к школе началось с раннего детства.
Родилась Рогаленкова Валентина Максимовна 27 декабря 1932 года в посёлке Инсар Мордовской АССР. В 1939 году, когда их семья переехала в Ковылкино, ей было семь лет. Она пошла учиться в первый класс средней школы №1 города Ковылкино.
Но не успели люди обжиться на новом месте, как более тяжкое испытание выпало на их долю и судьбу всего русского народа. Началась самая жестокая и кровопролитная в истории человечества Великая Отечественная война. В декабре 1941 года отца призвали в действующую армию. Мать осталась одна с четырьмя детьми.
Приходилось очень непросто, нужно было много работать, изо всех сил стараться выжить, прокормить детей. Тяжело приходилось и детям. Помогали чем только возможно: «Собирали мы картофель, а мама делала «деруны» (оладьи). В то время такая еда для нас была праздником, - вспоминает моя собеседница. Но, несмотря на полуголодную военную жизнь, мы тянулись к знаниям, обязательно посещали школу, тетрадей не было, и писали между строчками на газетах, потому что твёрдо верили в победу».
В мае 1945 года наконец долгожданная победа людям принесла своё счастье. В 1947 году отец вернулся домой. Начали восстанавливать мирную жизнь.
2.3 Послевоенная юность.
Шли годы… Отзвенел последний звонок. Перед юной Валентиной открыты пути во взрослую жизнь. А выбор уже сделан, причём выбор осознанный. В 1949 году она поступает в Краснослободское педагогическое училище.(Рис.3, 4) Студенческие годы относятся к светлым и радостным мгновениям её молодости. Сокурсники ценили в ней высокую нравственность, поиски истины, настойчивость. Годы учёбы в училище пролетели как одно мгновение. Окружающий многообразный мир был полон надежд, стремлений, открытий.
После окончания училища, получив красный диплом, по направлению уехала работать в Киргизскую ССР. Валентина Максимовна работала в кишлаке Семиз - Гуль учителем русского, немецкого языков и физической культуры три года.(Рис. 5 )
Поэт Герман Крупин воплотил свои мысли об учителе в такие строки:
…Тот, кто стал учителем, поймёт,
Какое счастье – быть полезным людям
Учить Его Величество – Народ!...
Об учителе нельзя писать обыденными словами. Но ведь никто не придумал таких особенных, специальных слов.
Учитель вводит детей в мир сильных, бесстрашных героев. Он учит писать и осмысливать дорогие слова «Родина», «мама». Это он ведёт нас по дорогам нашей планеты. Педагог принимает экзамен у учеников, и сам сдаёт его всю жизнь, отвечая перед страной на трудный вопрос, каким вырастит его воспитанник.
«Не зря я живу на земле» - говорит бывшая учительница. Это её в Киргизии называли любимой учительницей.
Сначала было трудно. Прежде чем начать работу в школе, необходимо было изучить быт, нравы и обычаи населения, чтобы направить ребят на выполнение учебных задач. Постепенно шаг за шагом двигались вперёд. Интересно было на уроках, грамотными и умными становились киргизские дети.
Рогалёнкова не только учила ребят, но и преподавала им более сложную науку – науку взаимопомощи и дружбы, науку справедливости и добра, на которой была построена вся жизнь Советского государства.
Перед ней всегда был образ своей первой учительницы Лютовой Зои Ивановны: «Закладывая в нас высоконравственную основу, она незаметно для самой себя приобщила нас к искусству воспитания. Это искусство пригодилось и мне».
2.4 «…Таинство становления человека…»
В 1956 году Валентина Максимовна приезжает в отпуск в город Ковылкино, знакомится с молодым человеком Алексеем Егоровичем Рогаленковым. Позже он станет её мужем и на долгие годы ее надежной опорой.(Рис.6). В 1959 году она поступила работать учителем начальных классов в Ковылкинскую семилетнюю школу №3. «С годами всё больше привлекало меня в учителе таинство становления человека» - говорит Валентина Максимовна.
И вот, 1 сентября 1959 года. Впервые Валентина Максимовна переступила порог школы как педагог начальных классов. Первые ученики – малыши. Было много волнений. Станет ли она им близким человеком, полюбят ли её дети. А главное – будет ли таким замечательным педагогом, как её первая учительница. Но рядом были опытные наставники: Киушкина Александра Ивановна, Троянова Серафима Константиновна, Шукшин Фёдор Ильич, Лукаткин Степан Иванович.
И очень быстро Валентина Максимовна нашла «ключик» к душам учеников. Не прошло и двух лет, как она делится опытом сама.
Быстро летит время. В 1963 году её первый выпуск. (Рис.7)
Из воспоминаний воспитателя детского сада «Светлячок» Ахремовой Татьяны Васильевны:
«1 сентября 1961 года. Первый звонок для детей 1952-53 года рождения.
На пороге Ковылкинской восьмилетней школы №3 нас встречает молодая, высокая, красивая женщина – это была моя первая учительница Рогалёнкова (Пименова) Валентина Максимовна.
В классе нас было около 30 человек, мы - малыши с городской окраины, не посещавшие детские сады, пришли к ней с пустым багажом знаний, умений и навыков.
И наша Валентина Максимовна, приняв нас к себе, учила нас, как надо правильно держать карандаш и писать в тетрадях, как правильно считать и читать по слогам.
Много надо терпения, чтобы до каждого из нас донести частицу знаний, и она с этим справлялась, всегда была рядом с нами. Сто тысяч «почему» мы задавали нашей первой учительнице, и на каждый она давала обстоятельные ответы. Мы спешили в школу, потому что знали, нас там ждёт человек, который ведёт нас в мир знаний.
Валентина Максимовна была в меру строга, добра и ласкова. И если говорить обо мне, то, только смотря на Валентину Максимовну, я решила связать свою жизнь с профессией педагога.
Прошло уже около 50 лет, как мы поступили в школу, но образ первой учительницы всегда перед глазами. И сейчас, где бы мы не встретились, она всегда поговорит, расспросит обо всём, даст совет.
Уважаемая Валентина Максимовна!
Спасибо Вам за всё. Здоровья, здоровья и здоровья Вам на долгие годы.
С уважением к Вам ваша ученица Ахремова Таня.»
Встречаясь с талантливым учителем, дети – да и не только дети – обязательно становятся лучше – умнее, воспитаннее, добрее.
Валентина Максимовна не признавала работы «от и до», а отдавала все свои силы и время. И труд этого обычного человека, как правило, отличался завидной эффективностью. Так говорила директор школы Говорова Ольга Борисовна: «Валентина Максимовна покорила всех своей одержимостью и ответственностью в работе, неизменным доброжелательным отношением к детям».
Какой она увлечённый человек, я убедилась сама У Валентины Максимовны давно стало правилом совершать с детьми путешествия в Страну труда. Труд людей, его результаты составляют содержание многих математических задач, которые решались учениками её классов.
Валентину Максимовну особенно интересовало, как развиваются её питомцы нравственно, как они смотрят на окружающую жизнь. И всё же главная причина успехов педагога – это её отношение к работе, к детям.
«Всё начинается с учителя… Умела Валентина Максимовна увлечённо, самозабвенно работать с малышами» - отметила в беседе бывший завуч школы Мелёшина Мария Фёдоровна.
Валентина Максимовна являлась наставником для молодых специалистов, постоянно передавала свой опыт работы другим учителям на заседаниях школьного районного методического объединения учителей начальных классов. Часто давала открытые уроки школьного и районного значения.(Рис.8)
Учителя нашей школы Алуева Л.Т., Сержантова М.Г., проработавшие вместе с Валентиной Максимовной много лет, тепло отзываются о ней: «За время работы проявила себя творчески работающим учителем, умела качественно организовать учебно-воспитательный процесс».
Валентина Максимовна вела огромную общественную работу в школе и в городе. Коллеги оказывали ей большое доверие, избирая её пять лет председателем профкома школы. Она несколько лет была депутатом городского Совета.(Рис.9)
Плодотворная педагогическая деятельность отмечена рядом наград: Грамотами РОНО, Грамотами Обкома профсоюзов, присвоено звание «Старший учитель». Валентина Максимовна является Почётным жителем города Ковылкино и своей улицы – улицы Тельмана. Целая коллекция наград хранится у Валентины Максимовны. Она пользуется большим уважением родителей и общественности.( Рис.10)
Передо мной старая районная газета «Ленинский путь». В ней статья родителей учеников второго класса «Это её призвание». Приведу только маленький отрывок из неё, чтобы понять, как уважают и любят родители учителя своих детишек: «Нашим детям просто повезло. Валентина Максимовна – удивительная женщина. Она отдала частицу своей души нашим детям, оставила в каждом кусочек своего заботливого сердца…».
2.5. Не зря прожиты годы.
В 1988 году прекрасный педагог и человек ушла на заслуженный отдых, но связь её с учениками не прерывается. Часто приходят к своей первой учительнице её бывшие ученики, звонят, ведут с ней разговор о жизни.
Мы продолжаем прослеживать, беседуя с Валентиной Максимовной и рассматривая фотографии, судьбы некоторых из выпускников. Вот Пинчугина Наталья – гордость школы, школу окончила с золотой медалью, была лучшим чтецом района, с отличием закончила медицинский факультет МГУ им. Н.П.. Огарёва и работает врачом в районной больнице города Ковылкино.
Алуев Сергей, ныне офицер Российской Армии, лётчик, окончил Челябинское высшее военное лётное училище, сейчас работает в Москве.
Ершов Юрий окончил Ачинское военное училище, затем Московскую военную академию.
Какаев Виталий окончил высшее военное училище в городе Санкт-Петербург.
Водопьянов Константин окончил экономический факультет МГУ им. Н.П. Огарёва, работает главным бухгалтером в ОАО «Мордовспирт».
Любовно вглядывается Валентина Максимовна в фотографии, где она вместе со своими классами. Немного грустными становятся её глаза.
Сколько выпусков было сделано за эти 35 лет, сколько разных судеб прошло через её руки. Но каждый выпуск по-своему дорог. Вот первый, ну как его можно забыть, а вот последний. Помнит, каждого помнит Валентина Максимовна.(Рис.11)
А ученики не забудут её. Они – счастливые люди, потому что рядом с ними Учитель с большой буквы, Человек с большой буквы.
Они выражают благодарность, с трепетом вспоминая свою первую учительницу:
Каждый из нас передать Вам готов
Тысячу добрых и ласковых слов!
От ваших вчерашних учеников.
Мы сегодня от имени каждого сердца,
От имени юности нашей счастливой,
От имени нашего звонкого детства
Вам говорим – спасибо!
Вы всегда рядом с нами останетесь,
Потому что нужны нам всегда.
Значит, Вы никогда не состаритесь.
Никогда, никогда, никогда!
«Валентина Максимовна умела видеть каждого из нас, что называется, в динамике. Участливость её, её забота и ласка помнится и сейчас. Как же много они значили в общей нашей успешной работе. Этот добрый пример учительницы не раз помогал и помогает мне в моей работе».
Водопьянов Константин, выпускник 1992 года.
«Я так отчётливо вдруг увидел себя семилетним мальчишкой, торопившимся 1 сентября «первый раз в первый класс», что словно заново переживал своё детство.
В класс вошла незнакомая женщина. Когда мы расселись по своим местам, представилась: «Меня зовут Валентина Максимовна. Я ваша учительница»
Чем же она нас покорила? Может быть, спокойным «домашним» голосом, добрыми, очень серьёзными глазами, своей искренностью.
Валентина Максимовна обращалась с нами без обычного превосходства взрослого над маленькими, без каких-либо специальных назиданий.
А вот похвалить умела так, что хотелось быть только хорошим.
Вот такая наша первая учительница!»
Алуев Сергей, выпускник 1995 года.
«В трудовой деятельности Валентины Максимовны наш класс оказался последним выпуском. Быть может, поэтому нам досталось столько тепла, забот, внимания и доброты от этой умной и справедливой женщины и замечательного педагога. Школа стала для нас вторым домом, а уроки – бесконечными открытиями. В жизни самое главное – интерес. Если делать что-то с интересом, всегда получится на «отлично». Именно этому учила нас Валентина Максимовна. Она развивала нашу любознательность.
Когда я пришла в школу, все мои сверстники умели читать, а я знала только буквы. Благодаря своей первой учительнице уже через две недели я читала лучше многих одноклассников. Потому что она учила верить в себя и идти вперёд, несмотря ни на что. И даже сейчас, преодолевая трудности, я понимаю, что могу многое благодаря ей. Валентина Максимовна до сих пор в курсе жизненных событий каждого из нас. Она искренне радуется нашим победам и вместе с нами переживает наши неудачи. А для нас всех она всегда будет первой наставницей на нашем жизненном пути».
Пинчугина Наталья, выпускница 1995 года.
«Валентина Максимовна сумела сплотить не только дружный классный коллектив, но и нас, родителей. Чистая и бесхитростная душою, она была щепетильно требовательна к нравственной сути поступков наших детей.
Под влиянием Валентины Максимовны мой сын вырос сознательным, дисциплинированным, старательным и ответственным.
В каждом своём ученике она умела оставить частичку своей души, тревожилась об их чести».
С уважением мама Алуева Сергея
Любовь Григорьевна Алуева
Мы не забываем своих ветеранов. (Рис.12). А Валентина Максимовна, как и её выпускник, Анатолий Гуров, постоянная гостья школы. На юбилее нашей школы её ученик Анатолий Васильевич Гуров выразил благодарность за полученные знания, а первой своей учительнице в знак особой признательности накинул на плечи красивый платок.( Рис. 13)
Учитель, дни жизни своей, как один
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.
М.Садовский
3. Заключение.
Работая над проектом, я поняла, что передо мной предстал образ на - стоящего мастера педагогического труда.
Подлинный гуманизм, чуткое отношение к каждому ребёнку, каждодневные хлопоты о своих питомцах – из всего этого состояла и состоит жизнь Валентины Максимовны Рогалёнковой.
Я горжусь, что в нашей школе работал такой талантливый педагог. Её труд в её учениках.
Не смейте забывать учителей,
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
4. Список использованных информационных ресурсов.
|
Рис.1. Рогаленкова В.М. Рис.2. Выпуск 1986г. |
|
Рис.3. Первый курс Краснослободского Рис.4. Третий курс. 1952г. педучилища. 1950г. |
|
Рис.5. 1953г. 7 класс Семиз-Гульской Рис.6. Валентина Максимовна с мужем. школы (Киргизская ССР) |
|
Рис.7. Первый выпуск начальной школы Рис.8. На открытом уроке. Ковылкинской СОШ №3. 1963г. |
Рис.9. Рогаленкова В.М. среди депутатов городского Совета 16 созыва. |
|
|
Рис.10. Грамоты и награды. |
|
Рис.11. Последний выпуск. 1988г. Рис.12. Рогаленкова В.М. среди ветеранов педагогического труда в своей школе. |
Рис.13. Вырезка из газетной статьи (газета «Голос Примокшанья», 2004г.) |
Простые новогодние шары из бумаги
Сладость для сердца
"Разделите так, как делили работу..."
Загадочная система из шести экзопланет
Астрономический календарь. Май, 2019