Актуальность работы состоит в том, что на уроке литературного чтения (на родном русском языке) анализировали рассказы В.Катаева «Сын полка», «Кукла» Г.Черкашина, рассматривали фотографии детей войны, во что они играли. Произведение «Кукла», затронуло большое волнение детей. Читая этот рассказ, поняли, как автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать вместе с героями трудные моменты, происходившие в блокадном городе Ленинграде и тревожиться вместе с девочкой о потери её куклы. Стало интересно, захотелось узнать больше: а было ли у них детство? Какие были у них игрушки и играли ли они вообще?
Вложение | Размер |
---|---|
igrushki_detey_v_gody_voyny.docx | 994.67 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа
Направление - гуманитарное
«Игры и игрушки детей военной поры»
Выполнила: Рассказова Валерия Владимировна,
ученица 4 класса
Руководитель: Шинкевич Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
с. Троицкое, 2021год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………..
1.1.Игры и игрушки детей во время Великой Отечественной войны
1941 -1945г…………………………………………………………………4-5
1.2.Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства 5-6
2.Практическая часть
2.1.Интервью у жителей села……………………………………………………7
2.2.Изготовление кукол…………………………………………………………9-12
Заключение…………………………………………………………………………. Использованная литература…………………………………………………....…13
Приложение………………………………………………………………………..
Введение
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Анатолий Болутенко
Летний день 22 июня 1941 года… Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют таких людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага.
Актуальность работы состоит в том, что на уроке литературного чтения (на родном русском языке) мы с ребятами анализировали рассказы В.Катаева «Сын полка», «Кукла» Г.Черкашина, рассматривали фотографии детей войны, во что они играли. Меня тронуло произведение «Кукла». Читая этот рассказ, я поняла, как автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать вместе с героями трудные моменты, происходившие в блокадном городе Ленинграде и тревожиться вместе с девочкой о потери её куклы. И мне стало интересно, захотелось узнать больше: а было ли у них детство? Какие были у них игрушки и играли ли они вообще?
В ходе исследования, я выдвинула гипотезу: дети остаются детьми даже в трудное для них время и найдут время и место для игр.
Объект исследования: дети войны
Предмет исследования: игрушки военных лет
Методы исследования: интервью, сравнение, анализ.
Цель: знакомство с информацией об играх и игрушках детей военной поры.
Задачи:
- изучить различные источники информации по теме;
-провести интервью у жителей села, в какие игрушки они играли во время Великой Отечественной войны и как они к ним относились;
- поделится информацией с одноклассниками и ребятами школы;
- изготовить куклы своими руками военной поры.
1. Теоретическая часть
1.1. Игры и игрушки детей во время Великой Отечественной войны
1941 -1945г.
«У нас и детства не было отдельно. А были вместе детство и война.»
А какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. Дети войны были лишены нормального детства, но, тем не менее, они могли заниматься обычными детскими делами: играть, воображать, представлять. Ведь в то время особенно важна была хотя бы небольшая радость. Дети в то время, практически не играли дома. Для этого была улица. Там играли в такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании. Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало. Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просо сеяли». Ещё девочки играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Ребята играли в многочисленные игры (подвижные, сюжетно-ролевые), были дружными, сплочёнными.
Работая по теме, мы видели фотографии, на которых дети обнимали игрушки так, как очень дорогое и живое существо на свете. Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Дети берегли довоенные игрушки. Многие малыши во время войны по сигналу воздушной тревоги брали своих друзей-мишек и подружек кукол в бомбоубежище и прижимали их во время налётов. В 1941 году в окружённом фашистами Ленинграде оказалось 400 тысяч детей. Постоянные бомбёжки, голод, лютые морозы! Выживать детям помогали друзья – игрушки. Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было: взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы, из глины, а еще играли с бабками – косточками от свиных ножек, которые оставались после холодца. Девочки делали себе любимые игрушки сами. Любимой игрушкой обычно была тряпичная кукла. Когда цвёл укроп, отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу. Играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, берегли их, хранили, тщательно мыли. Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали верёвками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик. Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Самыми популярными игрушками были рогатки и пугачи. Играли всегда дружно, в частности, в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток. Мальчики летом делали себе из брусков и дощечек самокаты, приспособив в качестве колёс натасканные из близлежащих предприятий подшипники. Но самыми популярными игрушками военных лет стали парашютисты. Делали их просто - к любой игрушке, не взирая на персонаж, привязывали нити-стропы и кусочек ткани - парашют. Популярностью также пользовались созданные из стеклянных бусин и трубочек самолеты, стеклянные дирижабли, картонные пушки и фигурки пограничника Карацупы с собакой Индусом, сохранившиеся еще с довоенных времен.
Военная тема была главной, и даже Дед Мороз на поздравительных открытках тех лет превратился в бородатого партизана, бьющего немцев.
Особенно трогательным оказалось произведение Геннадия Черкашина «Кукла». Это рассказ о девочке и её кукле Маше – любимой игрушке, с которой девочка никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочки пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись, домой, на витрине магазина девочка увидела куклу и сразу узнала её. Это была Маша, её кукла, которую перед войной её подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу: «Мы опоздали… Мы опоздали на целую неделю… Кто-то уже купил твою Машу…». «Ничего, мама, … Ничего…» - такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 1941 года. Я советую познакомиться с этим произведением и детям, и взрослым.
Таким образом, игрушка для детей в годы Великой Отечественной войны - одна из немногих радостей, а именно напоминала о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, семью. Игрушка была другом. Дети военной поры берегли и любили каждую игрушку, как самую дорогую.
1.2. Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства.
У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.
Тряпичная кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия. Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Свободное время советские ребята проводили во дворе, где играли, веселились, просто наслаждались живым, а не виртуальным общением.
У современных же мальчиков и девочек лучшие друзья — это электронные гаджеты (компьютер, ноутбук, планшет, телефон). Основное общение стало виртуальным. На улицу ребята если и выходят, то ненадолго (скорей домой — снова за компьютер), чаще в период летних каникул. Что же касается зимних, то редко встретишь на улице детей, весело катающихся с горки или лепящих снеговиков. В советское время каждый ребёнок обязательно что-то коллекционировал: марки, значки, календарики, открытки, монеты. Для каждого такая коллекция была бесценным сокровищем, её часто пересматривали, подолгу любовались. Сегодня же ребята практически не занимаются коллекционированием. Конечно, кто-то собирает фигурки животных или тематических кукол, но здесь на первом плане остаётся игровая функция.
Советские ребятишки в большинстве своём имели немного игрушек и к каждой относились бережно. Приобретение каждой новой вещи было праздником.
Сегодня же у детей много игрушек, при этом мало кто ценит свои вещи. На мой взгляд, невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли наши прабабушки и прадедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки.
2.Практическая часть.
2.1.Интервью у жителей села военных лет про подвижные игры и игрушки, в которые они любили играть.
Из воспоминаний: Шинкевич Зинаиды Демьяновны, родилась 9 августа 1939 года. «Когда началась война мне было всего 2 года. Тяжелое, очень тяжелое время. Было голодно, хлеба не было, мама варила щи из лебеды, суп из крупы. В то время была маленькой, а когда подросла в 5 -6 лет игрушек не было. Игрушек, я их вообще не помню. А делали своими руками, на ёлку игрушки мастерили из газет, сырой картофель разрезали пополам и пекли на печке, а потом им склеивали игрушки. Раскрашивали свёклой и сажей разводили в воде. На новый год, чтобы получить подарок, сами делали пакеты из газет, подписывали их и отдавали в класс. Затем с колхозного амбара насыпали в пакеты мёрзлые ранетки, собранные в колхозном саду осенью. Это был такой подарок на Новый год. Летом собирали разноцветные стёкла, у кого было больше цветных стеколок, тот считался богатым. Из грязи стряпали лепёшки, сушили на солнышке. А еще мама делала куклу из своей шалюшки, сматывали трубкой и сверху завязывали косынку, снизу пеленали. А уже после войны у кого деды возвращались с войны, им делали кроватки, куколки, машинки из дерева».
Из воспоминаний: Бурика Якова Демьяновича, родился 16 января 1929 года.
«Детство у меня закончилось в двенадцать лет, когда отца призвали на фронт, и я в семье остался за старшего. Работал в колхозе конюхом, на сенокосных лугах, в поле. Работал наравне со старшими. Игра все равно была, мы же были такими же детьми, как и вы. Играли в войнушку палками, игрушек не было. Бегали по улице, играли в чижа, в догонялки, в лапту».
Из воспоминаний: Пшиковой Надежды Андреевны, родилась 7 декабря 1932 года. «Вспоминает своё детство, которое выпало на годы войны. Бабушка помнит, что была только кукла. Дедушка выточил деревянную куколку, я ей завязывала косынку, и больше ничего не было. Вот так и играла этой куклой. Семья была большая, нужно было водиться с маленькими ребятишками. У младенцев же игрушек не было. Погремушек, пирамидок для младенцев никто не делал, не было времени. «Некогда нам было в погремушки греметь», - говорит бабушка. Пока взрослые работали за малышами присматривали более старшие дети. Но, в промежуток времени успевали и поиграть. Куклу я хранила очень долго, когда вышла замуж, она ещё была у меня. Затем родились свои дети, в магазинах стали появляться игрушки и наша кукла исчезла. Я уже и не помню. Страшные это были годы. Покупные игрушки тогда были редкостью, но уже с 1943 года по 1946, в эти годы в производстве кукол использовался такой доступный и дешевый материал, как папье-маше.
Потом стали куклы появляться в магазинах, это были уже 1950-1960 годы, были только головы, а вот туловище пришивали сами, из стареньких тряпок.
Мячи тоже были самодельные, их катали из коровьей шерсти и тряпичными мячиками играли. Прыгали через доски, двое стоят по краям доски, а третий прыгает, собирали стёкла. Вот такие были наши забавы».
Заключение
По теме моего исследования я изучила необходимую литературу, много полезной информации по этой теме узнала из военных рассказов, стихотворений и поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Тогда каждая игрушка была большой ценностью. Чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Тряпичная кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Раньше куклам придавали особое значение, так как они были не только для игр, но и участвовали в обрядах, служили оберегами для семьи. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, воспитывают, украшают дом, служат хорошим подарком.
Выполняя эту работу, мы познакомились с разнообразием народных кукол и научились изготовлять их своими руками.
Поэтому я считаю, что моя тема очень актуальна, а моя работа полезна не только для меня, но и для других детей, которые её прочитают или услышат. Она заставит их задуматься и, наверно, они тоже поторопятся расспросить своих бабушек и дедушек про их детство. Моя гипотеза исследования подтвердилась:
дети остаются детьми даже в трудное для них время и найдут время и место для игр.
2.1.2. Технологическая карта «Изготовление тряпичной куклы».
№ | Действия | Фотография | Материалы |
1 | Изготовление куклы. Берём старенькую вещь, сворачиваем её пополам так, чтобы соответствовала размеру куклы. Получился свёрток цилиндрической формы. Затем берём любую ткань, похожею на пелёнку и пеленаем, как маленького ребёнка. | Старенькая курточка, пелёнка, ситцевый платок | |
2 | Сверху на головку подвязываем платочек, так как раньше его в старину носили бабушки. | ||
3 | И вот, наша кукла готова. С такой куклой можно было ходить на прогулку. Дети военной поры, вместо глаз пришивали пуговицы, если у кого они были. А кто – то просто подрисовывал глазки и ротик. |
«Изготовление тряпичной куклы».
№ | Действия | Фотография | Материалы |
1 | Изготовление куклы. Для изготовления тельца такой куклы я взяла хлопчатобумажную ткань. Отрезала лоскуток размером 30х20 см. Расположила на сложенной вдвое ткани выкройку вдоль долевой нити, обвела карандашом по контуру. | 1. Ткань для тела бязь. Цвет ткани - белый. 2. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш). 3. Наполнитель: вата 4. Ткань для одежды. Любая, в зависимости от фантазии. 5. Украшения. | |
2 | Аккуратно вывернула на лицевую сторону, расправила. Набиваем заготовки ватой. Открытые места зашиваем потайным швом. Затем делаю руки и ноги. Также набиваю ватой, отделяю ниткой место для рук и ног. | ||
3 | Дальше шью платок кукле из квадрата, платье и фартук. | ||
4 | Кукла моя готова. |
Использованная литература.
1.Берстенева Е.В., Догаева Н.В. «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
2.Великая Отечественная война 1941 - 1945. Словарь-справочник. Под редакцией, Москва. Издательство политической литературы. 1988.
3.Горичева В. С. Куклы. Ярославль: « Академия развития», 1999 г.
4.Дайн Г. Л., Дайн М.Б. «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
5. Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. Петрозаводск: Периодика, 2010
6. https://infourok.ru/statya-rol-igrushki-v-zhizni-rebenka-3603375.html
Юрий Алексеевич Гагарин
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Как нарисовать небо акварелью
Калитка в сад
Сказка об одной Тайне