Цель работы:
- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения М. Шолоховым казачьего хутора и К.Х. Оргу аратской семьи; посмотреть, как два разных автора, при этом разной национальности, раскрывают тему гражданской войны в своих произведениях;
.
Были поставлены следующие задачи:
-осуществить сбор информации по данной теме
-на основе отобранных рассказов М.А. Шолохова и К.Оргу провести сопоставительный анализ героев и событий
Практическая ценность выполненного исследования заключается в том, что его результаты смогут найти применение в преподавании литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
rodinka.docx | 22.41 КБ |
Оглавление:
Введение_____________________________________________________________________3
Глава I. Основное содержание___________________________________________________5
Глава II. Практическая работа.
2.1 Сравнительно-сопоставительный анализ рассказов М.Шолохова и К.Оргу__________
Заключение_________________________________________________________________22
Список использованной литературы____________________________________________25
Введение.
В данной работе я провожу сравнительный анализ рассказов М.Шолохова «Родинка» и К.Оргу «Братья». Почему я обратилась к этим произведениям? На первый взгляд, они очень похожи: главные герои–родные друг другу люди, попавшие в водоворот событий гражданской войны. Темы произведений также сходны: человек и война. Чтобы понять идею, которую авторы вкладывают в свои произведения, необходимо более внимательно изучить текст. Нужно понять, какова позиция автора, каковы его чувства, как он воздействует на читателя через систему языковых изобразительно–выразительных средств. Проанализировав тексты и сравнив их, сделать выводы: что делает война с человеком.
Для достижения этой цели, я проанализировала тексты в отдельности, а затем составила сравнительную таблицу, в которой отразила характеристику героев произведений. Проведя это исследование, я пришла к выводам, которые и привожу в своей работе.
Цель работы:
- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения М. Шолоховым казачьего хутора и К.Х. Оргу аратской семьи; посмотреть, как два разных автора, при этом разной национальности, раскрывают тему гражданской войны в своих произведениях;
.
Были поставлены следующие задачи:
-осуществить сбор информации по данной теме
-на основе отобранных рассказов М.А. Шолохова и К.Оргу провести сопоставительный анализ героев и событий
Практическая ценность выполненного исследования заключается в том, что его результаты смогут найти применение в преподавании литературы.
Научную новизну мы усматриваем в комплексном рассмотрении социальных и языковых процессов, итогом которых является наличие все возрастающего числа
В работе использованы методы теоретического обобщения и сравнительный метод.
Гражданская война - это самая страшная война, потому что в ней врагами оказались самые близкие люди: отец и сын, родные братья. Что может быть ужаснее такого противостояния? И Шолохов, и Оргу не комментируют события гражданской войны, они только рисуют эти страшные картины, давая возможность читателю самому сделать вывод.
Основное содержание.
1.1. Анализ произведения М.Шолохова «Родинка».
- Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Вспомним фильмы про Чапаева, Котовского, песни про «комиссаров в пыльных шлемах» Б. Окуджавы, «Там, вдали за рекой» и т.д.
Шолохов – один из тех, кто заговорил о гражданской войне, как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Дважды награжденный Золотой Звездой героя социалистического труда, удостоенный Ленинской и Государственной премией, увенчанный высшей литературной наградой – Нобелевской премией. М.Шолохов воспринял XX век как самый трагический в истории Человечества. Литературоведами подсчитано, что из 20 рассказов, включенных писателем в донской цикл, в 10 – герой погибает, в 5- подвергается пыткам или ранен, в 4- должен убить близких.
Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. Действие происходит близ реки Дон.
Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина «по-стариковски» сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет. Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Кошевой Николай стыдится своего возраста. Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.
В произведении «Родинка» автор тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле.
Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.
После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.
Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной.
1.4. Анализ произведения «Алышкылар» Куулара Оргу.
Глава III. Практическая работа.
Тема, поднятая в рассказах и М.Шолохова, и К.Оргу созвучны. В первом рассказе мы видим, как отец убивает сына, то во втором родные братья Пар-оол и Чуданчык уже в начале встречаются как заклятые враги, старший брат убивает младшего.
Таблица сравнительного анализа рассказов.
Основания для сопоставления | «Родинка» | «Братья» |
Начало | «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом…» | Вдруг прозвучал выстрел. |
Природа | «За перелеском кто-то взвыл по-звериному». Но мудрый зверь, услышав звуки выстрелов, уходит, спешит укрыться от жестокой человеческой междоусобицы. | Косули любуются окружающей природой. Мир цветной и тихий. Вдруг прозвучал выстрел. Косули спешат укрыться. |
Сравнения | «..ведет атаман банду…как набедивший волк от овечьей отары» | «Чуданчык, махая ножом, прорычал по-волчьи..» |
Портретные характеристики главных героев. | «.. плечист Николка, не по годам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по –стариковски сутулая». | «Выглядит Чуданчык старше своих лет, по-стариковски опустил бороду». |
Взаимоотношения героев. | Николка как за хищником идет по следам атамана. | На протяжении всего рассказа родные братья охотятся друг на друга. |
Нравственные ценности | Герой совершил грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью. Христианское раскаяние оказалось сильнее классовой ненависти. | Родные братья встречаются как заклятые враги, что не совпадает с учением Будды. Свидетельство того, насколько далеки принципы взаимоотношений людей в гражданской войне. |
Конец | Автор рисует серенькое, бесцветное небо – символ жизни, надежды, хоть и призрачной. | Автор заканчивает рассказ многоточием, что усугубляет драматизм происходящих событий. |
Название рассказов. | Родинка, по народным поверьям должна принести счастье. Это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Здесь все наоборот. | Родные братья становятся заклятыми врагами. Слово «родные» своим корнем связано словами род, родной, родня, родина, обозначающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной. |
Вывод.
Рассказы близки по теме и по содержанию. Недолго продолжалась гражданская война, но как устали не только люди, животные, но истосковалась по мирной жизни и сама природа.
Как и в рассказе М. Шолохова рассказ КуулараОргу «Братья» начинается смертью и ею же заканчивается. Но в первом случае автор неслучайно в конце рассказа рисует серенькое, бесцветное небо – символ жизни, надежды, хоть и призрачной. Во втором случае в конце произведения автор ставит многоточие, что усугубляет весь драматизм происходящих событий, т.е. призывает нас задуматься, остановиться пока не поздно.
Таким образом, авторов волнует одно- что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.
Недолго продолжалась гражданская война, но как она искалечила людей. Как на глазах звереют люди. Родные друг другу люди охотятся друг на друга. Пар-оол, как хищник, поджидающий добычу, ждет своего брата. Николка, как за хищником, идет по следам атамана. Главные герои рассказов ожесточились, озлобились, не осталось у них родственных связей.
В наше трудное время, когда здесь и там вспыхивают междоусобные войны, эта тема особенно актуальна. Гражданская война – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. (Вернуться к эпиграфу урока).
Т.е. наши герои оказались в мире, расколотом надвое. Гражданская война – это трагедия не только всей страны, это трагедия каждой отдельно взятой семьи.
Список использованной литературы
Большой толковый словарь русского языка
Косанович Б., Трагическое и комическое в „Донских рассказах“ Михаила Шолохова, издательство Матица Српска 1978.
Семёнова С., Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к миропониманию, издательство Академия наук, 2005
Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. – М.: Academia, 2000. – С. 10
2 Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры: опыт исследования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – С. 40-41
4 Источник: http://www.litdic.ru/koncept /
.
Практическая ценность выполненного исследования заключается в том, что его результаты смогут найти применение в преподавании литературы.
Научную новизну мы усматриваем в комплексном рассмотрении социальных и языковых процессов, итогом которых является наличие все возрастающего числа
В работе использованы методы теоретического обобщения и сравнительный метод.
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Пчёлы и муха
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Без сердца что поймём?
Нечаянная победа. Айзек Азимов