В ученическом проекте по литературе на тему «Фольклор» изучается проблема изменения отношения к народным традициям, равнодушия подрастающего поколения к малым жанрам фольклора, которые, в первую очередь, являют собой отражение жизни, быта и поверий предков.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_temu.docx | 127.58 КБ |
Проект на тему «Фольклор»
Тематика:
Авторы:
Куликов Алексей, Мусаев Полад, Шахова Татьяна
Руководитель:
Крюкова Алевтина Александровна
Учреждение:
ОКОУ «Верхнелюбажская школа-интернат»
Класс:
6 А
В ученическом проекте по литературе на тему «Фольклор» изучается проблема изменения отношения к народным традициям, равнодушия подрастающего поколения к малым жанрам фольклора, которые, в первую очередь, являют собой отражение жизни, быта и поверий предков.
Подробнее о проекте:
В учебной исследовательской работе литературе на тему «Фольклор» авторы утверждают, что фольклор интересен, актуален и в наши дни, и совершенно реально возродить интерес к фольклору у молодого поколения. Для этого авторы провели анкетирование и определил отношение населения к малым жанрам фольклора в их местности, выявил пробелы в знаниях детей и взрослых о видах устного народного творчества (УНТ).
В детском проекте на тему «Фольклор» представлена доступная информация об истории фольклора и жанрах фольклора. В работе дается определение таких малых жанров фольклора, как колыбельная песня, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, загадка, скороговорка, считалочка, игра.
Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка. Поэтому авторами были проведены мероприятия, направленные, на ознакомление учащихся школы с жанрами фольклора. Программа мероприятий состояла из выставки рисунков, фольклорных игр, подготовки и выпуска сборника произведений УНТ.
Оглавление
Введение
1. Что такое фольклор.
2. История фольклора.
3. Жанры фольклора.
4. Малые жанры фольклора.
4.1. Колыбельная песня
4.2. Пестушка.
4.3. Потешка.
4.4. Прибаутка.
4.5. Пословицы.
4.6. Игры.
4.7. Заклички.
4.8. Считалка.
4.9. Скороговорка.
4.10. Загадка.
5. Исследование по фольклору.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Фольклор (от англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное.
Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Проблема: люди забывают фольклор, все реже обращаются к малым жанрам УНТ.
Объект исследования: произведения малых жанров УНТ (в частности колыбельные песни).
Цель исследования: проанализировать отношение наших современников к фольклору, возбудить интерес к малым жанрам УНТ.
Задачи:
Гипотеза: мы считаем, что фольклор интересен, актуален и в наши дни, и совершенно реально возродить интерес к фольклору у молодого поколения.
Нами были использованы следующие методы:
Ожидаемые результаты:
Что такое фольклор
Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.
Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.
История фольклора
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения. Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры.
Термин «фольклор» впервые был введён английским учёным Уильямом Томсом (англ. WilliamThoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа.
Русский фольклор — собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы. Изучение русского фольклора началось в XIX веке.
Жанры фольклора
Различают такие жанры фольклора:
Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Колыбельная песня
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится.
Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Пестушка
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Потешка
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы.
В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
Примеры:
«Сорока»
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?
Прибаутка
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела.
Пословицы
Дорога ложка к обеду.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Дело мастера боится.
Игры
Для игр были специальные песни.
Игры могли быть:
целовальные, как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
обрядовые, такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
сезонные, особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Заклички
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Считалка
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар и т.д.
Скороговорка
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Загадка
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампочка). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Песни, былины, сказки и другие виды УНТ свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.
Исследование по фольклору
Первым делом мы провели анкетирование по волнующим нас вопросам в ходе данного исследования.
Результаты опроса: (опрошены 25 человек разного возраста, социального положения, образования)
1 вопрос
95% - ответили, что знают, что такое фольклор
5% - ответили, что затрудняются ответить правильным литературным языком, но догадываются, что это такое. При этом приводили примеры разных жанров УНТ.
2 вопрос
100 % - ответили, что им нравится фольклор
3 вопрос
93 % - постоянно рассказывают своим детям, братьям, сестрам, внукам и т.д. что-то из фольклора;
5% - редко рассказывают;
2 % - никогда не используют жанры фольклора
4 вопрос
100 % - ответили, что фольклор нужен:
Колыбельные песни, сказки, пестушки, приговорки для забавы маленьких детей; игры, загадки, скороговорки для развлечения; обрядовые песни для знания своей истории, «корней»
5 вопрос
97,5% - ответили, что готовы продолжать традиции нашего народа (не забывать фольклор);
2,5% - ответили, что затрудняются ответить на этот вопрос.
Выводы по данному анкетированию:
Во-первых, хотим отметить, что все без исключения с большим интересом и энтузиазмом откликнулись на участие в анкетировании.
Во-вторых, мы были поражена, узнав, как часто люди разного поколения используют жанры фольклора в своей повседневной жизни.
Хотим отметить, что произведения УНТ – это неразрывная цепь, которая связывает поколения (особенно бабушки-внуки).
Самое главное: люди готовы продолжать традиции нашего народа и делать все, чтобы последующие поколения не потеряли интерес к фольклору.
Еще мы заметили, что особенные чувства любви и трепета у людей вызывают колыбельные песни.
Мы решили пойти дальше и провести интервью среди наших друзей, обучающихся, педагогов и сотрудников школы-интерната. Они напевали нам несколько строк из колыбельных песен, которыми они пользовались при укладывании спать своих деток и внуков.
При обрабатывании результатов данного интервью мы сделали следующие выводы:
Главный вывод: колыбельные песни - это огромный потенциал для развития ребенка с самых первых дней жизни.
Заключение
В заключение хотим добавить, что наша гипотеза полностью подтвердилась: фольклор интересен, актуален и в наши дни, и совершенно реально возродить интерес к фольклору у молодого поколения.
При подведении итогов нашего исследования сделаны следующие выводы:
Практическим выходом нашей работы будут мероприятия, запланированные в задачах нашей исследовательской работы (см. выше)
Список литературы
Два морехода
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Новогодние гирлянды
Сверчок