Научное исследование посвящено рассмотрению вопроса о ценности жизни. В основной части исследования рассматриваются дневниковые записи Л.Н. Толстого и роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», представлен анализ текстов с точки зрения рассмотрения вопроса о ценности жизни в них. Далее приводятся данные социологического опроса учащихся 10-11 кл.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_zhizn.docx | 809.35 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
«Шаг в будущее – 2019»
Научно-исследовательская работа
«Только эта жизнь имеет цену:
по дневниковым записям Л.Н. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»»
Номинация:
Симпозиум 4. Наука, техника, искусство: взгляд в будущее.
Литературоведение
Выполнила: ученица 11 А класса
Буракова Ирина
Руководитель: учитель русского языка
и литературы-Головина Анастасия Васильевна
С. Газимурский Завод, 2019 г.
Краткая аннотация
В ЧЁМ ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ: ПО ДНЕВНИКОВЫМ ЗАПИСЯМ Л.Н. ТОЛСТОГО И РОМАНУ Дж. СЭЛИНДЖЕРА «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ»
Буракова Ирина, ученица 11 А класса
Село Газимурский Завод
МОУ Газимуро-Заводская СОШ
Научное исследование посвящено рассмотрению вопроса о ценности жизни. В основной части исследования рассматриваются дневниковые записи Л.Н. Толстого и роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», представлен анализ текстов с точки зрения рассмотрения вопроса о ценности жизни в них. Далее приводятся данные социологического опроса учащихся 10-11 кл.
Аннотация
В работе рассматривается проблема ценности жизни современным поколением и авторами 19-20вв.- Л.Н. Толстым и Дж. Сэлинджером.
Цель исследования: объяснить смысл выражения «Только эта жизнь имеет ценность» на примерах дневниковых записях Л.Н. Толстого и романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Задачи:
-Проанализировать дневниковые записи Л.Н. Толстого и роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
-Проанализировать взгляд моих сверстников на ценности жизни.
-Создать целостную картину выражения: «Только эта жизнь имеет ценность».
-Обработать и обобщить, полученную информацию, сделать вывод на основе этого.
Методы исследования: поиск и анализ литературы, проведение социологического опроса среди подростков по заданной теме, интервьюирование людей разных социальных статусов.
Гипотеза исследования: ценность жизни заключается в самой жизни.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….5-6
Основная часть……………………………………………………………………………...7-12
Заключение………………………………………………………………………………….13
Литература…………………………………………………………………………………..14
Приложение ………………………………………………………………………………...15
Книги – только одно из вместилищ,
где мы храним то, что боимся забыть.
В них нет никакой тайны, никакого волшебства.
Волшебство лишь в том, что они говорят,
в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое.
Рэй Брэдбери
Введение
Созданием проекта «Только эта жизнь имеет цену..» для меня послужил личный интерес о ценности жизни, а также желание ознакомиться с книгами, пользующимися особенной популярностью в обществе. Естественно, признание читателей заслуживают далеко не все книги о трудностях взросления. Именно поэтому, на основе только тех из них, которые достигли многочисленного прочтения, можно делать для себя выводы. Учитывая связь времен, «черпать» из образа мыслей наших предшественников те вечные ценности, которые делают нашу жизнь полноценной.
Так, за основу исследовательской работы я взяла роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и дневниковые записи Л. Н. Толстого. Я считаю, что важно иметь свой взгляд на вещи, но важно в наше время сохранить и преемственность поколений: мы должны перенимать опыт, переданный нам мудрыми людьми, сохранившими свои наблюдения в великом источнике знаний – в книге.
Актуальностью выбранной темы проекта «Только эта жизнь имеет цену..» служат опасения о распространении глобальных катастроф. В наше время человеческая жизнь обесценивается. Из-за телевидения, компьютерных игр, интернета и современной поп-культуры подростки могут понять, почему человеческая жизнь так дорога. Все еще свежи воспоминания от событий, происходивших в Керчи. Последователи так называемого «культа Колумбайна» не понимали, не понимают и не будут понимать, что жизнь дана человеку только одна и она представляет самую большую ценность на земле. Также вспоминаются события начала прошлого, 2017, года, когда происходили массовые самоубийства по странам СНГ. Эту пропаганду, что человеческая жизнь ничего не стоит, посеяли уже давно. Сейчас мы пожинаем плоды нашего правительства, СМИ и самого населения страны.
Я выбрала эту тему, чтобы показать своим сверстникам, что только жизнь имеет ценность в этом жестоком мире.
Цель: объяснить смысл выражения «Только эта жизнь имеет ценность» на примерах дневниковых записях Л.Н. Толстого и романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Задачи:
Методы исследования: поиск и анализ литературы, проведение социологического опроса среди подростков по заданной теме, интервьюирование людей разных социальных статусов.
Основная часть
Анализ романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Роман «Над пропастью во ржи» — это очень объемный текст, в нем заключено много смыслов. Многие исследователи полагают, что Сэлинджер написал всего одну книгу, так как вместил в нее все свое творчество. Во-первых, главная мысль произведения отображается уже в названии, из которого следует, что автор хочет спасти детей от цинизма и испорченности взрослого мира, научив их на примере своего героя находить гармонию в любви и добродетели. Для этого он буквально ловит их души над низинами, кишащими злом, пороком и отчаянием. Череда событий, связанная с названием романа «Над пропастью во ржи» - над пропастью во ржи так называемых «душ над низинами», даёт своё начало при встрече главного героя с незнакомыми ему, но близкими по духу ребёнком со своими родителями. Почему эта семья близка Холдену? Потому что эта семья у встречного мальчика была малообеспеченная (по внешним признакам они казались бедными), но, не смотря на материальные недостатки, она явно имели представление о полноценной жизни. Они любили друг друга, а значит - осознавали больше, чем те люди, радость которых от материальной обеспеченности была даже в избытке. Ничто не мешало этой приятной ячейке общества по жизни идти рука об руку, любить и ценить друг друга. Так, от этого маленького встречного ребёнка главный герой Холден воспринимает важные слова, напеваемые тем прохожим мальчиком во время прогулки с родными: «Если ты ловил кого-то вечером во ржи..». Следовательно, Холден изначально прислушивался к философским побуждениям пения чистой души и, ничем не оскверненного сознания прохожего ребёнка, восхищался. Значит, в его интересах было увидеть смысл жизни и обрести счастье, сравнимое с тем, которое навеяла встреча с прохожей взаимодополняющей друг друга семьёй. Таким образом, Холден Колфилд размышляет о ценности жизни. К сожалению, у Холдена в момент, когда умер его брат- Алли, не было поддержки со стороны родителей. Взрослые не постарались вытащить своего ребёнка из глубокой ямы – депрессии. Они даже элементарно не были рядом со своим сыном в эту тяжёлую минуту. Впоследствии, Холден Колфилд на личном горьком примере одиночества осознает, что детей, гуляющих по краю пропасти, взрослым необходимо защищать. Своими участием и вниманием не позволять детям упасть в грязь лицом. Таким образом, за цель своей дальнейшей жизни Колфилд предполагает «Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное чего я по-настоящему хочу» –говорил он. Тем не менее, при всех положительных качествах главного героя, всё же проявляется ожесточение личности подростка. Оно происходит и происходит очень скоро. Стоит ему отклониться от собственных убеждений, как тут же его личность претерпевает упадок нравственности. Видимо, гибельная сила Первой мировой внесла свою лепту в появившиеся на свет поколения, и получилась Вторая… Все очень боялись, что цепная реакция уже не прекратится. Так что, основная мысль романа «Над пропастью во ржи» — это попытка автора прорвать порочный круг, написать что-то доброе и светлое в назидание потомкам, чтобы они поняли, что свобода, сила и любовь начинаются с ответственности за свои поступки[2].
Автор от имени героя задает всему миру вопрос: «Куда деваются утки?». Никто не может ответить, а те, кто пробует, вязнет в типичной зауми, зазубренной еще на школьной скамье. На самом деле, вопрос намного шире: куда деваться самому человеку? Ведь секрет не только в перелете, то есть перемене места. Наверное, совершается еще какая-то перемена. Люди говорят, что господь позаботился об утках, но как? Так же, как и о людях? Что же делать, когда река замерзает? Куда лететь? Неприкаянный беглец тоже на замерзшем пруду, он не знает, куда ему деться, в какую сторону лететь. Для Сэлинджера этот вопрос актуален, ведь ему самому было непросто в обращении с людьми, он испытывал такие же затруднения. Очевидно, что в романе «Над пропастью во ржи» есть и философская идея, вытекающая из религиозного мировоззрения творца. Вопрос «Куда деваются утки?» – философская загадка, которая должна сбить ученика с толку, чтобы вывести его за пределы сознания. Так и происходило с людьми, которых опрашивал подросток: все они попадали в ступор, ведь их мысли давно ограничены и ограблены механическим рутинным существованием, состоящим из удовлетворения физических потребностей, что также впоследствии приводит к потере нравственности и полной изоляции от таких понятий, как честь и достоинство. А ответ про уток ученик найдет только лишь спустя годы скитаний и раздумий, отринув рационализм и прислушавшись к своей духовной сущности. Только житейский и духовный опыт сделает его мудрым, а не обывательская логика. Так и Холден нашел свой ключ к тайне, только пройдя испытания, разочарования и прозрения, необходимые для перехода на новый этап развития. Этого не вычитать в книгах, не объяснить по-научному, это надо выстрадать, пережить, переболеть.
Главный герой романа, ни в ком не ощущает духовного родства с кем-либо из людей окружающих его, поэтому ему тяжело учиться и сохранять спокойствие. Его знакомства в школе поверхностны, а душу тяготит потеря брата и разлука с сестрой. Автор показывает, как опасно оставлять ребенка одного в такой период: он может свернуть с дороги просто потому, что ему некому было излить душу. Сэлинджер при этом разделяет одиночество-недуг и уединение, которое является благом для человека, чуждающегося общества. Мальчику не хватало теплоты родительской заботы, он не был близок с отцом и матерью. Конечно, этот факт спровоцировал его неустроенность и озлобленность против мира взрослых. От недостатка общения с ними он не понимает, что же они за люди такие, раз не знают, «куда деваются утки»[2].
Рассказчика изумляет, насколько люди глухи друг к другу. Они говорят невпопад, как будто им важнее самим выговориться, чем выслушать человека. С этим же пунктом связана проблема одиночества, которая вынуждает Колфилда на крайние меры. Его никто и не пытается понять: преподаватели со своим консерватизмом только давят на нервы, соседи и приятели поверхностны и помешаны на себе.
Подросток проходит через массу испытаний и искушений, часто делает неверные шаги, о которых потом жалеет. Проблема главного героя в том, что он с юных лет сам себя приучил раскуривать горе и заливать его алкоголем. Человек, употребляющий спиртное и другие затуманивающие его сознание вещества, автоматически становится безынициативным и не способным отвечать за свои поступки. Все выученные им личные уставы забываются и на смену им выходят безответственное отношение к окружающему, неадекватное поведение и жалость, в глазах окружающих его людей. Например, его попытка вызвать в номер проститутку обернулась полным фиаско, и он раскаивается в содеянном. Появилось чувство, что он больше никогда не будет счастлив: «Вообще казалось, что больше ничего не будет». Внутренние нравственные ориентиры помогают Холдену не сбиться с курса. В отличие от своего самодовольного соседа, он не перестает быть скромным и душевным мальчиком, настоящая порочность его не касается. Он склонен тщательно обдумывать даже то, что уже совершил, и сверять со своим кодексом правил.
Герой боится себя и окружающего мира, поэтому его так вдохновляет перспектива спасать детей от падения: он сам ощущает себя этим ребенком. Ему хочется любыми способами скрыть свою робость: он отчаянно ругается, готовит побег, пробует окунуться в алкоголь и разврат, лишь бы доказать себе, что он – не трус.
Рассказчик хоть и чувствует фальшь в других людях, сам предается безобразному и бессмысленному вранью. Он описывает это состояние, как болезнь: хочет, но не может остановиться. Но если у него ложь не имеет корыстных мотивов и льется сама по себе, то у его приятеля Стрэдлейтера, например, есть продуманная манера общения с дамами, в рамках которой он бессовестно врет даже интонациями, ужимками и мимикой.
Анализ дневниковых записей Л.Н. Толстого
В 1847 году, в возрасте восемнадцати лет, Л.Н. Толстой начинает вести дневник. Таким путем он пытается лучше понять самого себя, проанализировать собственные поступки и окружающие его события, следить за развитием своих способностей. Поэтому немалую роль в первых его дневниках играет пересказ прочитанных книг[1].
Также Толстой пишет о том, как ему не нравится вся окружающая жизнь, кроме светской. Рассуждает о том, каким должен быть идеал светского молодого человека модного и хорошо одетого. В этих размышлениях Толстой чем-то напоминает Евгения Онегина.
Однако позднее ему надоедает блеск светской жизни, и он отправляется добровольцем воевать на Кавказ. С этого момента главное место в дневниках Толстого занимает тема войны, которую он описывает чрезвычайно талантливо: Толстой оказался хорошим офицером, который грамотно и верно сражался.
Он мог правильно оценить солдата, который тащил на себе весь груз войны; поэтому он проникается ненавистью к войне, т.к. там гибнут не только люди, но и души выживших. Американский писатель Хэмингуэй впоследствии сказал, что никто не описывал войну лучше Толстого.
В мирное же время, после возвращения Толстого в Петербург, а затем в Ясную поляну, дневники Толстого приобретают характер скорее будничного описания событий, нежели рассуждений.
Толстой подробно описывает, как прожил каждый конкретный день, стремится к полной текстуализации себя и своих поступков, а также анализа ощущений. Толстой считает необходимым фиксировать каждую нравственную ошибку, совершенную за день, дабы не повторить ее в дальнейшем. Так продолжается вплоть до 1869 года. Осенью 1869 года Толстой попадает в город Арзамас и в местной гостинице, в ночь на 3-е сентября, испытывает дикий ужас перед смертью. «Красно-белый квадратный, разрывающий душу ужас», - писал сам Толстой в своем дневнике. Это был толчок для переворота в его мировоззрении, Толстой стал практически другим человеком. С тех пор все его существование стало подчинено постоянному ожиданию смерти, что отражается и в дневниках: рассказы о прошедшем дне отныне заканчиваются фразой "если буду жив", а рассказ о следующем дне начинается с подтверждения - "жив". В последние свои годы он внимательно следил за проявлениями телесного распадка и потерями памяти, отмечал каждую из них. Большое внимание уделял сну, старался запоминать, что именно ему приснилось. В понимании Толстого, вся жизнь есть сон, в то время как смерть пробуждение от сна. Главной задачей Толстого в дневниках всегда было передать жизнь как можно более целостно. Описание собственной жизни он представлял неким фрагментом в описании всей истории эпохи, для него вчерашний день - уже история. Толстой стремился оставить отчет и о самом последнем своем дне.
Что объединяет роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и дневниковые записи Л.Н. Толстого?
Это два разных по жанру и времени произведения на первый взгляд не имеют ничего общего, но это далеко не так. Они повествуют нам о становление личности и мыслей по поводу жизни человека.
Дневниковые записи и роман являются отражением своего времени, а главное мыслей человека о жизни. Что во времена жизни Толстого, что во времена жизни Сэлинджера всегда были люди, которые ради своей цели готовы растоптать чужие жизни. Переход от таких материалистов к людям, высоко ценящим жизнь человека, иллюстрируется в этих произведениях.
В последние дни свои жизни Л.Н. Толстой писал о том, что он всё еще жив и научился ценить человеческую жизнь еще больше. Главный герой приходит к этому в зрелые годы после долгих размышлений и самотерзаний. После этого их жизнь сильно изменилась.
Эти знаменитые авторы прошли через многое и считали своей целью оставить после себя напутствие для людей, которые будут жить после их.
(Приложение№1)
Социологический опрос.
В ходе работы над проектом, я решила провести социологический опрос среди своих сверстников (9,10,11 классы) о ценностях их жизни. В данном опросе приняло участие 48 человек. Я задала им такие вопросы: «В чем вы видите цель своей жизни?», «К чему вы стремитесь?» и «В чем заключается, по-вашему мнению, ценность жизни?».
Ответы на 1 вопрос: «В чём вы видите цель своей жизни?»:
1) В семье и её благополучии – 35,40%
2) В самореализации – 31,20%
3) В получении профессии – 14,60
4) Прожить интересную жизнь – 14,60%
5) В финансовой обеспеченности – 10,40%
6) Нет цели – 6%
7) Не хотят озвучивать цель – 2% (приложение№2)
Ответы на 2 вопрос: «К чему вы стремитесь?»
1) К самореализации и успеху – 39,60%
2) К получению образования – 23%
3) К финансовой обеспеченности – 10,40%
4) Измениться, стать лучше – 6,30%
5) К интересной жизни – 6,20%
6) Нет стремлений – 2%
(приложение№3)
Ответы на 3 вопрос «В чем заключается, по-вашему мнению, ценность жизни?».
1) В семье, любви, детях, продолжении рода – 39,60%
2) В финансовой обеспеченности – 14,60%
3) В близких друзьях – 8,30%
4) В интересной жизни – 8,30%
5) В счастье каждого дня – 8,30%
6) В помощи другим людям – 6,20 %
7) В самой жизни – 6,20 %
8) В удовлетворении потребностей – 2%
9) Нет ценностей – 2%
(Приложение№4)
Анализируя результаты, могу сказать, что анкетирование прошло успешно. Во-первых, потому что у большинства участников, судя по ответам, уже есть представление об их истинных ценностях, им было интересно ещё раз в этом убедиться и погрузиться в собственные размышления. Следовательно, эти личности уже имеют представление о своём «Я». Для формирования целей и принятия человеком себя таким, какой он есть существуют разные эффективные упражнения. Их цель - направить все положительные и отрицательные черты личности на достижение цели, а также составить чёткий план действий для личностного совершенствования и осознания ценностей. Это развивает уверенность в себе и помогает рационально оценивать свои возможности для дальнейшего достижения высот. (Приложение №5)
Заключение
Только эта жизнь имеет ценность. Многие писатели посвящают свои произведения этой теме. Действительно, она очень важна особенно в наше время.
Толстой и Сэлинджер прошли войну и не понаслышке знают, что такое смерть. Поэтому, я считаю, что именно на их произведениях мы должны учиться ценить жизнь окружающих нас людей.
Хочется закончить стихами Андрея Дементьева:
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
Список литературы
1.Толстой Лев Николаевич «Дневники» https://www.litmir.me/br/
2.«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер http://librebook.me/the_catcher_in_the_rye
Приложения.
(приложение№1)
Сравнительная таблица цитат о ценностях жизни.
Ценность жизни по Л.Н Толстому | Ценность жизни по Дж. Сэлинджеру | Ценность жизни по мнению сверстников(9-11класс) |
«Я убеждён в том, что ежели мне удастся дожить до глубокой старости и рассказ мой догонит мой возраст, я стариком 70-и лет буду точно также невозможно ребячески мечтать, как и теперь» «Я убеждён, что нет человеческого существа и возраста, лишенного благодетеля утешительной способности мечтания. Но мечтания каждого человека и каждого возраста имеют свой отличительный характер» «Я снова напишу правила жизни. Я твёрдо убеждён, что уже никогда не изменю своим правилам.» | «Лучше бы некоторые вещи не менялись. Хорошо, если б их можно было поставить в застеклённую витрину и не трогать.» «В пропасть падают люди, которые в какой-то момент своей жизни стали искать то, чего им не может дать окружение. Вернее, они думали, что в привычном окружении они ничего для себя найти не могут. И они перестали искать. Перестали искать, даже не делая попытки что-нибудь найти» | «Ценность жизни, по-моему мнению, в том, чтобы создать семью и обеспечить её.» (10 Б) «Ценность жизни в самой жизни» (9Б) «Ценность жизни в том, что все мы рождены свободными людьми, способными развиваться и любить» (11А) «Ценность жизни в чувствах и ощущениях» (10А) |
(Приложение №2)
(Приложение№3)
(приложение №4)
(Приложение №5)
Упражнения для формирования жизненных ценностей человека
Фильм "Золушка"
Швейня
Как нарисовать ветку ели?
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Любили тебя без особых причин...