Работа посвящена изучению современной песни и выявлению поэзии и антипоэзии в ней. В основной части рассматривается значение слов «поэзия» и «антипоэзия», даётся сравнительный анализ песен. В Приложении 1 приводятся примеры современных текстов поэзии и антипоэзии. В Приложении 2 представлены данные социологического опроса.
Вложение | Размер |
---|---|
boyarkina_nadezhda_issledovatelskaya_2.docx | 51.28 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
«Шаг в будущее - 2019»
Научно-исследовательская работа
«Поэзия и антипоэзия в современных песнях»
Симпозиум 4. Наука, техника, искусство: взгляд в будущее.
Литературоведение
Выполнили: ученица 10Б класса
Бояркина Надежда
Руководитель: учитель русского языка
и литературы
Головина Анастасия Васильевна
С. Газимурский Завод, 2019 г.
Краткая аннотация
ПОЭЗИЯ И АНТИПОЭЗИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕСНЯХ
Бояркина Надежда, ученица 10 Б класса
Село Газимурский Завод
МОУ Газимуро-Заводская СОШ
Работа посвящена изучению современной песни и выявлению поэзии и антипоэзии в ней. В основной части рассматривается значение слов «поэзия» и «антипоэзия», даётся сравнительный анализ песен. В Приложении 1 приводятся примеры современных текстов поэзии и антипоэзии. В Приложении 2 представлены данные социологического опроса.
Аннотация
Работа посвящена исследованию современной музыки, нахождению поэзии и антипоэзии в современных песнях.
Цель работы: исследовать тексты современных песен, сделать сравнение поэзии и антипоэзии.
Задачи: 1) узнать, что такое поэзия и антипоэзия; 2) изучить тексты современных песен и классифицировать их, деля на поэзию и антипоэзию; 3) провести анкетирование среди учителей и учащихся нашей школы, проанализировать полученный результат; 4) сделать вывод и обобщение.
Гипотеза: тексты современных песен содержат в себе больше антипоэзии, чем к поэзии.
Объект исследования: тексты современных песен.
Предмет исследования: поэзия и антипоэзия в текстах современных песен.
Методы исследования: теоретические: изучение всей необходимой литературы по теме; практические: анкетирование; анализ полученных данных; обобщение.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, чтобы объяснить, чем поэзия отличается от антипоэзии.
Практическая значимость заключается в сравнительном анализе современных песен.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………
Основная часть…………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………………..
Введение
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
А.А. Ахматова о музыке.
Музыка - это искусство, средством которого является звук и тишина. Наверное, любой человек в своей жизни слышал хоть раз журчание ручейка в лесу. Не напоминает ли оно вам мелодичную музыку? А шум весеннего дождя по крыше - разве это не похоже на мелодию? Именно тогда, когда человек начал вокруг себя замечать подобные детали, он осознал, что его повсюду окружает музыка. Это искусство звуков, создающих вместе уникальную гармонию. И человек стал учиться у природы. Однако для того, чтобы создать гармоничную мелодию, недостаточно было простого понимания того, что музыка - это искусство. Чего-то не хватало, и люди стали экспериментировать, искать средства передачи звуков, самовыражаться[1].
Музыка частично, а порой и полностью, передает слушателям настроение исполнителя. Ее нужно выбирать, так как существует позитивная музыка, а бывает и содержащая в себе много агрессии. Музыка также имеет свойство обострять духовное восприятие окружающего мира. Она способна очищать наш рассудок, также может наполнять яростью, тревогой, глупостью. Музыка способна при живом исполнении вызвать радость, спокойствие, легкость, раздражение, скуку, депрессию. Она оказывает наибольшее воздействие на нас, если написана была вживую, а не под фонограмму. Музыка влияет благотворно на кору головного мозга. Она может нам помочь справиться со стрессом и депрессией, снять нервное напряжение, расслабиться[1].
Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души человека[8].
Наша эстрада полна современных песен. Песня, как и другие средства массовой информации, это мощное средство воспитания речевой культуры человека. Для подрастающего поколения музыка, песни – неотъемлемая часть их жизни. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в этих песнях? А ведь современная песня, к сожалению, насыщена многими речевыми ошибками, и нельзя допустить, чтобы для молодежи стала образцовой речь ненормативная, насыщенная ошибками.
Цель работы: исследовать тексты современных песен, сделать сравнение поэзии и антипоэзии.
Задачи: 1) узнать, что такое поэзия и антипоэзия; 2) изучить тексты современных песен и классифицировать их, деля на поэзию и антипоэзию; 3) провести анкетирование среди учителей и учащихся нашей школы, проанализировать полученный результат; 4) сделать вывод и обобщение.
Гипотеза: тексты современных песен содержат в себе больше антипоэзии, чем к поэзии.
Объект исследования: тексты современных песен.
Предмет исследования: поэзия и антипоэзия в текстах современных песен.
Методы исследования: теоретические: изучение всей необходимой литературы по теме; практические: анкетирование; анализ полученных данных; обобщение.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, чтобы объяснить, чем поэзия отличается от антипоэзии.
Практическая значимость заключается в сравнительном анализе современных песен.
Основная часть.
Поэзия.
«Поэзия (греч. «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное[2].
Многие люди, имеющие отношение к поэзии, задумывались об этом слове, но для нас оно обычно ассоциируется с чем-то светлым в жизни.
«Рифм сигнальные звоночки», – писала А. Ахматова. Рифма устанавливает связь между словами, звучащими подобно, и заставляет нас подозревать близость и родство предметов, обозначаемых этими словами. Таким образом, заново постигается суть явлений. Поэтому важно, как рифмовать. Кроме того, конец строки, рифма – это смысловой акцент. Так, Маяковский ставил «нужное слово» в конец строки и искал к нему рифму «во что бы то ни стало». Однако рифма не обязательный признак стихов. Не знали рифмы ни античная поэзия, ни русское народное поэтическое творчество, в частности былина. Крайне редко употребляются рифмы в современном англоязычном стихосложении. Наконец, существует так называемый «белый стих» – стих нерифмованный, но имеющий ритм. Если мы обратимся к сетевой поэзии, не имеющей редактора, то можем увидеть смешение разных принципов стихосложения, как следствие любительского отношения к стихотворчеству[1].
В «Словаре русского языка» определение «поэзия» трактуется таким образом: «1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. 2. Стихи, ритмическая речь. 3. Перен. Что-либо прекрасное, возвышенное, глубоко воздействующее на чувства и воображение»[3].
В другом словаре – Даля - для поэзии дано целых три определения.
«1. Поэзия - изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью.
2. Поэзией отвлеченно зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах.
3. Наконец, зовут поэзией самые сочинения, писания этого рода и придуманные для этого правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства»[2].
Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона - народного музыкально-поэтического искусства[8].
Наши далекие предки не знали поэзии отдельно от музыки. Искусство на первобытной стадии развития представляло собой триединство музыки– «язык танца». Что же было вначале - поэтическое слово или музыка? Наука дает убедительный ответ на этот вопрос – музыка[8]!
Археологи находят в раскопках времен палеолита (40 тыс. лет назад) примитивные музыкальные инструменты: кости птиц с пробитыми отверстиями, звучащие камни. Трудовые выкрики, охотничьи и боевые сигналы были первыми ростками будущей музыки, но как много столетий должно было еще пройти до ее истинного рождения! Через ритуальные танцы, боевые песни-пляски, игры в охоту и бои шло человечество к своей будущей музыкальной культуре[6].
Музыкальность поэзии связана с передачей её внутренней сущности мира и особенностей окружающей нас среды[7].
Поэтому и лирика сильного поэта часто является отражением самой ближайшей действительности через своеобразные «звукообразы», а, по сути – через бытующие интонации эпохи[7].
Мелодия стихотворения в сердце поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям. Выдающийся музыкант и дирижёр Леопольд Стоковский писал об этом так: «Музыкант должен быть поэтом, а поэт музыкантом»[8].
Музыку с поэзией роднит, прежде всего, то, что все искусства черпают своё вдохновение и жизненные силы из одних и тех же источников. Что это за источники? Наверное, это подсознательная тяга человека к прекрасному в сочетании с пониманием величия природы и вниманием ко всему, что занимает воображение. Та же Ахматова в 1961 году, будучи в больнице, услышала по радио, как великая Вишневская поет "Пятую Бразильскую Бахиану", написала следующее:
«Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет»[8].
Вероятно, поэзия, музыка и душа поэта связаны воедино, и такое единение может вдохновлять на создание интересных поэтических образов. Известно, что песня – самый доходчивый способ передать глубину поэзии[8].
Антипоэзия.
Искусству всегда угрожали два чудовища - художник, не ставший мастером, и мастер, не являющийся художником (Болеслав Прус)[4].
Так же как материя и антиматерия, мы можем установить, что есть нечто, противостоящее Поэзии. Давайте сделаем несколько сопоставлений: любовь - ненависть, рай - ад, здоровье - болезнь. Если первое слово для нас олицетворяет лучшее в ощущениях, то второе вызовет только негативные мысли и ощущения. Первое дано нам для Поэзии, второе - для Антипоэзии. Это не значит, что мы зажмуримся при виде некрасивого явления, ведь мы не сможем отнести описание ада Данте к Антипоэзии. Но Поэзия в любом явлении видит лучшее, она реагирует как нормальный человек: если ему плохо, он грустит, ему говорят, что надо жить - он живет для себя и для других. Поэзия грустит, когда плохо, радуется, когда хорошо[6].
Антипоэзия усиливает плохое, радуется при виде плохого, делает так, чтобы плохого было больше. Что увидела бы поэзия в сцене избиения Христа? Она увидела бы человека, страдающего не только за идею, но и за людей, увидела бы его стойкость, мужество. Антипоэзия смакует подробности избиения человека. Можно сказать, что это - художественное изображение реальности, но причем здесь Поэзия? Что поэтического в этой картине. Нормальный человек при виде этой картины будет удручен[1].
Антипоэзия наслаждается от страданий человека, чье имя является символом смирения, любви к ближнему. Восхваление низменного в человеке и преклонение перед низменным есть не что иное, как апологетика (защита) антипоэзии. Причем настоящие термины извращаются: белое обозначается как черное, грязное как чистое, смерть как нечто высшее. Тогда что остается для жизни? Антипоэзия по формальным признакам не отличается от Поэзии, но внутренне содержание противоречит эстетическим принципам, заложенным в понятии "поэзия"[6].
Что же мы можем отнести к Антипоэзии? Есть так называемая «подзаборная поэзия» - с употреблением нецензурной брани. Но поэт - высококультурный и образованный человек, который может найти эпитеты понятные любому человеку и обойтись без брани. Есть литераторы - любители, которые считают себя обязанными вносить в стихи мерзости, отстаивать мнение, что поэзия призвана воспевать мерзости. Подобные произведения не относятся к поэзии. Но Антипоэзия в современном мире легко маскируется под Поэзию, утверждая свои принципы от лица Поэзии[7].
Поэзия и антипоэзия в современных песнях
О современной поэзии сказано очень много, ведь для литературоведов и почитателей русской поэзии существует лишь один инструмент и способ самовыражения – язык. Так в зависимости от эпохи и времени мы можем замечать изменении в русской поэзии, ведь как сказал великий русский писатель А.И. Куприн (1870–1938):«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»[5].
Так, мы можем наблюдать, что в школьной и университетской программе присутствует обязательный анализ лирики и прозы, что подвластно далеко не каждому. Лишь те, кто увлечены русской поэзией, способны в полной мере провести структурированный анализ и отличить простое рифмосложение от истинной поэзии.
В современной поэзии все обстоит иначе. Она настолько велика, что невозможно воспринимать её по-другому. Её непросто анализировать по схеме и вгонять в рамки. Современным «творцам» присуще внимание к деталям, даже самым маленьким, поддерживать несколько стилей, попытка создать в своих стихах легенду, которую нужно донести до своих слушателей[7].
Но все-таки, как бы ни была популярна песня, со временем она забудется. Отличие этих песен от тех, которые не забываются в том, что они бедны, они не пронзают своей лирикой, не захватывают душу слушателя.
Сравнительный анализ современных песен
В настоящее время вся наша жизнь сопровождается музыкой. В школе, дома, машине, людных местах, мероприятиях. Мы даже не задумываемся о смысле текстов песен. Многие исполнители сами не понимают, о чем поют, а также некоторые исполнители используют нецензурную лексику.
Для сравнения возьмем песню современного исполнителя Ивана Дорна «Дружба – кому это нужно». Название говорит само за себя. Перейдем к тексту песни.
Наверное, много вчера посмеялся о том,
Что я Богом не дам нам расстаться.
Любовь - это в небе, а вы приземлитесь.
Припев:
Теперь я отдельно кричу: "Помогите!", как в утреннем лифте,
Но ты не поможешь мне отсюда выйти.
Дружба, кому это нужно?
Прошу отпусти, с тобой мне стало скучно.
Просто все слишком серьёзно.
Ты вправе решать, но не сможешь меня удержать,
но не сможешь меня удержать, но не сможешь.
Если честно, услышав эту песню, не совсем понятно, о чем она, в этих строках отсутствует какой – либо смысл. Уже не говоря о размерах стиха и рифмовке. Молодёжь, танцуя на дискотеках, гуляя на вечеринках, не вслушивается в смысл песни. Нужна музыка, нужен драйв, нужно то, подо что можно забыться. Уходя в себя, чувствуешь только басы, которые пронзают всё твоё тело. И тут мы понимаем - не до смысла.
А вот, к примеру, взять песню В. Высоцкого «Песня о друге:
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг — а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни — рискни! —
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.
«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений Владимира Высоцкого, посвященное теме дружбы. Здесь лучше всего проверяется такое понятие, как «друг». Если в сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом, ему можно доверять. Несмотря на подлость и предательство, которые нередко поджидают человека в жизни, поэт продолжает верить в людей, в то, что такое понятие, как дружба, не иссякнет никогда[6].
Смысл!- вот, что стоит на переднем плане! А неброская музыка где-то там, позади. Для него никогда не существовало полутонов: в мире есть лишь добро и зло, белое и черное, а то, что кажется серым, всегда может почернеть в любую минуту!
Слушая песни В.Высоцкого и читая его стихи, мы находим ответы на многие вопросы. Именно такой, по нашему мнению, должна быть настоящая поэзия.
Заключение.
В заключение хочется сказать следующее. Тема, затронутая нами, действительно очень актуальна. В текстах современных песен почти совсем нет того высокого, прекрасного, что мы называем поэзией. Обидно, что авторы популярных песен совсем не заботятся о содержании текстов, надеясь, наверное, на музыку и на то, что на слова люди порой просто не обращают внимания.
На наш взгляд, многие современные авторы песен относятся к текстовой составляющей как к чему-то второстепенному. Даже в самом сочетании “текст песни”, а не “песня на стихи”, как это было раньше, прослеживается пренебрежительное отношение. Поэзия, как таковая, сохранилась разве что в авторской песне, роке, и частично в шансоне.
Слушая современные песни, ты часто не можешь понять, в чём их смысл. Но когда мы слушаем поэзию, мы можем вспомнить отрывки из прошлого, то, что вроде бы забылось, но остаётся в памяти.
Жаль, что авторы современных песен не вкладывают какой- либо смысл в песни, не дают какой-то позыв слушателю, как это было в прошлом.
Современное поколение не поймет, того высокого, что можно назвать поэзией.
Список используемой литературы.
Приложение 1.
Примеры современных песен, в которых присутствует поэзия.
Знаешь, я так люблю наш дом,
Нежность рук, нежность глаз и фраз,
Мы с тобой здесь живём вдвоём,
Каждый день наш как в первый раз.
Здесь звенит наших душ река,
Здесь плывут наши облака,
И здесь тайна любви живёт,
А её охраняет кот.
Здесь дороги и города,
Здесь сияет мечты звезда,
И весны греет яркий свет,
Даже если нас дома нет.
А когда здесь стучат дожди,
откликаясь на сердца стук,
Мы с тобой на полу сидим
и наш кот замыкает круг.
Дом, дом, дом,
Где стучат часы дин-дон,
Светят звёзды за твоим окном,
Дом, дом, дом…
В мире разном и большом,
Это там, где сердцу хорошо…
Исполняет группа «Любэ»
ЗАРЯ
Я иду по стране старорусским маршрутом,
Безоблачным утром, окутанный первой зарёй.
Все песни мои, все друзья будут рядом
Как будто, и сам я, как будто ещё молодой-озорной.
А заря-заря-заря,
Дело Божие творя,
Золотит леса и пашни
Светом ясным янтаря.
А заря-заря-заря
Всё ж старается не зря,
Окрыляя судьбы наши,
Души, проще говоря.
Я снова поверю, что всё ещё только в начале,
Едва зазвучали на ярмарку, эх, бубенцы.
Вся даль впереди, а её не пройти без печали,
Но сколь не живёшь, а для жизни мы всё же юнцы.
ОПЯТЬ ЗА ОКНАМИ ДОЖДИ…(исполняет группа «Иванушки»)
Опять за окнами дожди,
Опять в природе непогода.
А мы не виделись почти.
Почти столетие — полгода.
Я прилетел издалека,
Прости мне, что звонил нечасто.
И здесь дожди и там снега,
И только ночь у нас для счастья.
Тебя увижу, обниму,
И сразу станет сердцу легче,
Все потому что, потому
Твоя любовь мне раны лечит.
Я так скучаю по тебе!
А сердце, сердце не обманешь.
В моей скитальческой судьбе
Есть только ты — ты это знаешь.
ВОТ И ОТПЛАКАЛО ЛЕТО ХОЛОДНОЕ…»
Вот и отплакало лето холодное,
И беспросветная темень в душе.
Время беспутное, время безродное,
Только другого не будет уже.
Не поскупись, браток, на подаяние.
Может и нам стоять стареньким тут,
Может, и нам просить на пропитание.
И ну как денежку не подадут…
Грешные люди мы все воспитанием,
От Божьей милости отлучены.
Может, смирением да состраданием
Будем излечены и прощены.
Времечко смутное, времечко гиблое,
Но улыбнись, браток, и помолись.
Бродит по улицам песня охриплая,
Светлая песенка, людям приснись.
Молодым умирать не страшно
На часах моих вечер – восемь.
Свет софитов и глаз в глаза мне,
Я сегодня встречаю осень –
Время хлеб собирать и камни.
Кто-то молча пророчит беды,
Я встаю под прицел отважно.
Ой, стреляйте в мои победы!
Молодым умирать не страшно.
Припев: А я по-прежнему верю в то, что жить будем дольше.
Есть плохие за дверью, но хороших-то больше.
Я хочу мир красивый подарить своим детям,
Я хочу быть счастливым и радостным дедом.
Я мечтаю страною гордиться с восторгом,
Чтобы Запад войною не спорил с Востоком,
И я знаю теперь, я скажу это вновь,
В жизни вечная есть любовь!
Много лет рвался к свету разум,
Моё сердце ломало стены,
Целый год – это вроде сразу,
Тридцать три – это постепенно.
Но всё так же не в моде правда Тем,
кому поперёк так важно.
Назначайте войну на завтра,
Молодым умирать не страшно!
Припев: А я по-прежнему верю в то,
что жить будем дольше.
Есть плохие за дверью,
но хороших-то больше[9].
Приложение 2
Чтобы разобраться в предпочтениях современных людей, мы решили провести опрос среди учеников свой школы, а также среди представителей старшего поколения.
Мы составили анкету из нескольких вопросов:
1) Слушаете ли вы музыку?
2) Какую музыку вы предпочитаете?
3) Как вы считаете, есть ли смысл в текстах современных песен?
4) Как вы думаете, будут ли исполняться песни нашего времени через несколько лет?
Опрос среди учащихся 10-11 классов показал следующие результаты:
1)На первый вопрос все анкетируемые ответили положительно
2) На второй вопрос анкетируемые ответили следующим образом:
Рок-10%
Рэп-20%
Поп-30%
Любая- 40%
3) На третий вопрос анкетируемые ответили следующим образом:
Да- 50%
Нет-25%
Не во всех- 25%
4) На четвертый вопрос анкетируемые ответили следующим образом:
Да-60%
Нет-35%
Не во всех-15%
Опрос среди старшего поколения показал следующие результаты:
1)На первый вопрос все анкетируемые ответили положительно
2) На второй вопрос анкетируемые ответили следующим образом:
Поп-30%
Рок-30%
Шансон-10%
Классика- 30%
3) На третий вопрос анкетируемые ответили следующим образом:
Да -16%
Нет-25%
Не во всех-60%
4) На четвертый вопрос анкетируемые ответили следующим образом:
Да-45%
Не-45%
Не во всех-10%
Валентин Берестов. Аист и соловей
Одна беседа. Лев Кассиль
Попробуем на вкус солёность моря?
Знакомые следы
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"