Работа посвящена актуальной проблеме – проблеме защиты чести и достоинства человека. Исследована тема, как представлены поединки в русской классической литературе. Дано раскрытие значения слова ДУЭЛЬ, описано, когда и где появились первые дуэли, когда они стали популярными в России. Также автором рассмотрены функции дуэли (относительно литературного произведения), Дуэльный кодекс. Проанализированы дуэльные сцены, отмечена их роль в раскрытии характеров персонажей и их влияние на судьбу героев. Создана таблица, которая объясняет наглядно, по какой причине возникла дуэль между противниками и кто из героев нарушает дуэльные правила. Собран ценный теоретический и практический материал (в виде анализа и таблицы), что может быть применено на уроках литературы в старших классах и на классных часах.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_duel.docx | 59.59 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
«Шаг в будущее - 2019»
Научно-исследовательская работа
«Поединки в русской классической литературе»
Симпозиум 4. Наука, техника, искусство: взгляд в будущее.
Литературоведение
Выполнили: ученица 10Б класса
Лубяниченко Анастасия
Руководитель: учитель русского языка
и литературы
Головина Анастасия Васильевна
С. Газимурский Завод, 2019 г.
Краткая аннотация
ПОЕДИНКИ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Лубяниченко Анастасия, ученица 10 Б класса
Село Газимурский Завод
МОУ Газимуро-Заводская СОШ
Работа посвящена актуальной проблеме – проблеме защиты чести и достоинства человека. Исследована тема, как представлены поединки в русской классической литературе. Дано раскрытие значения слова ДУЭЛЬ, описано, когда и где появились первые дуэли, когда они стали популярными в России. Также автором рассмотрены функции дуэли (относительно литературного произведения), Дуэльный кодекс. Проанализированы дуэльные сцены, отмечена их роль в раскрытии характеров персонажей и их влияние на судьбу героев. Создана таблица, которая объясняет наглядно, по какой причине возникла дуэль между противниками и кто из героев нарушает дуэльные правила. Собран ценный теоретический и практический материал (в виде анализа и таблицы), что может быть применено на уроках литературы в старших классах и на классных часах.
Аннотация
Цель работы: рассказать о поединках в русской классической литературе на примере некоторых произведений.
Задачи: 1) изучить всю необходимую литературу по теме, познакомиться со значением слов «поединок», «дуэль», с существовавшим когда-то дуэльным кодексом; 2) рассказать о дуэли как единственно возможном способе защиты оскорбленной чести и униженного достоинства; 3) определить место дуэльных поединков в композиции разных произведений; 4) выяснить, кто из литературных героев допускал сознательные нарушения в дуэли и оказывает ли дуэль влияние на дальнейшую судьбу персонажей; 5) объяснить, что слово «честь» не может устареть и не может быть заменено ни на какие другие современные понятия.
Объект исследования: произведения русской классической литературы.
Предмет исследования: поединки в русской классической литературе.
Гипотезы: 1) несоблюдение устава дуэлей типично для героев русской литературы, так как авторами выдвигаются на первый план «движения человеческой души», чувства, а не разум, что не всегда способствует хладнокровному следованию закона; 2) дуэль всегда является поворотным моментом в сюжете и в раскрытии образов героев.
Методы исследования: 1) теоретические: анализ научной и исторической литературы по теме исследования; 2) практические: прочтение художественных произведений и анализ сцен дуэльных поединков, описанных в них.
Проблема исследования: дуэльный поединок – забава или защита чести и достоинства?
Вывод: узнали, что дуэль в русской классической литературе - это не только описание самого поединка, но и один из способов характеристики героев, специально выделенный писателем среди всех других подробностей. Она оставляет неизгладимый след в душах дуэлянтов и оказывает огромное влияние на их дальнейшую жизнь. Слово ЧЕСТЬ должно всегда оставаться актуальным.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….5-6
Основная часть………………………………………………………………………………..7-20
Заключение……………………………………………………………………………………...21
Список используемой литературы…………………………………………………………….22
Приложение. Таблица «Нарушения дуэльных правил при описании поединков в русской классической литературе»
Введение.
Мне нужно, чтобы имя моё и честь были неприкосновенны во всех уголках России.
А.С. Пушкин.
Мы очень любим изучать литературу. Особенно всё, что касается жизни и творчества А.С. Пушкина. Поэтому из разнообразного количества предложенных тем для написания научно-исследовательской работы мы остановили своё внимание на теме: «Поединки в русской классической литературе», ведь в жизни и творчестве А.С. Пушкина дуэль занимала особое место.
Понятие честь сегодня не имеет такого актуального значения как раньше. Мы слышим в ответ на неприкрытое хамство советы: «Не связывайся! Себе дороже будет!» Получается, в наше время можно оскорблять человека и не нести за это справедливое наказание. Во времена же доблестных рыцарей и прекрасных дам предпочитали расстаться с жизнью, чем потерять честь. Когда-то давным-давно наш великий литературный гений А.С. Пушкин вышел на дуэль, чтобы защитить доброе имя (достоинство) своей семьи, и погиб, но от своих слов: «И первый клад мой честь была» - не отступился [2] …
Когда мы видим оскорбительные сцены, когда один оскорбляет другого, сильный бьёт слабого или унижает, а это наблюдается иногда в школе и за её пределами, хочется, чтобы возродились дуэли, чтобы «призвать к ответу наглеца»…
Нам очень хочется верить, чтобы слово честь стало ёмким, полновесным в речи сверстников, чтобы они поняли, что честь защищать словно Родину-Мать, что это главная ценность жизни человека.
Выполняя работу, мы преследовали следующую цель: рассказать о поединках в русской классической литературе на примере некоторых произведений. Позволили нам это сделать следующие задачи: 1) изучить всю необходимую литературу по теме, познакомиться со значением слов «поединок», «дуэль», с существовавшим когда-то дуэльным кодексом; 2) рассказать о дуэли как единственно возможном способе защиты оскорбленной чести и униженного достоинства; 3) определить место дуэльных поединков в композиции разных произведений; 4) выяснить, кто из литературных героев допускал сознательные нарушения в дуэли и оказывает ли дуэль влияние на дальнейшую судьбу персонажей; 5) объяснить, что слово «честь» не может устареть и не может быть заменено ни на какие другие современные понятия.
Объект исследования: произведения русской классической литературы.
Предмет исследования: поединки в русской классической литературе.
В ходе работы над темой были выдвинуты гипотезы: 1) несоблюдение устава дуэлей типично для героев русской литературы, так как авторами выдвигаются на первый план «движения человеческой души», чувства, а не разум, что не всегда способствует хладнокровному следованию закона; 2) дуэль всегда является поворотным моментом в сюжете и в раскрытии образов героев.
Методы исследования: 1) теоретические: анализ научной и исторической литературы по теме исследования; 2) практические: прочтение художественных произведений и анализ сцен дуэльных поединков, описанных в них.
Проблема исследования: дуэльный поединок – забава или защита чести и достоинства?
Основная часть.
Дуэль. Появление и распространение дуэльных поединков.
В своём начальном классическом понимании ДУЭЛЬ – это «происходящий по определённым правилам парный бой, имеющий цель – восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесённого оскорблением, играющим социально-знаковую роль» [2].
Слово ДУЭЛЬ, согласно В.И. Далю, имеет два значения: первое, широкое: «единоборство, поединок». Второе, более узкое: «Условный поединок, с известными уже обрядами по вызову»[1].
Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к 14 веку. Тогда рыцари затевали поединки ради демонстрации мужества и силы – и, как правило, во имя прекрасной дамы. Противники большей частью не испытывали друг к другу никакой вражды, они могли быть даже незнакомы между собой и могли выступать инкогнито, т.е. в масках. Победителя увенчивали наградой. Считалось, что победа одерживается не силой оружия, а могуществом правды: сам Бог осуждает виновного и помогает правому. Поражение лишь служило решающим доказательством вины и предполагало дальнейшее наказание в соответствии с тяжестью содеянного. Имя побеждённого покрывалось позором и бесчестьем. С течением времени рыцарство утратило свой авторитет, но обычай открытого поединка сохранился [1].
Считается, что родина дуэли – Италия. Противники уходили в безлюдное место и дрались до того момента, пока ни ранят друг друга из оружия, которое они выбрали. Это могла быть шпага и «дага» (кинжал для второй руки). Ещё можно было обматывать руку плащом, чтобы защищаться от рубящих ударов. Спустя столетия мода дуэли прошла через Италию во Францию и разошлась по Европе [1].
Во Франции дуэль распространилась широко в период гражданских войн. Дуэль здесь быстро вошла в моду. Дрались все – от профессиональных солдат-простолюдинов и студентов университетов до дворян и титулованных особ. Французы внесли в поединок новшества, в том числе участие секундантов, которые, с одной стороны, следили за соблюдением правил, но могли и вмешаться в столкновение. Только за 20 лет правления Генриха Четвёртого (1589-1610) на дуэлях, по подсчётам современников, погибло от 8 до 12 тысяч французских дворян. За это же время участникам столкновений было выдано 7 тысяч королевских «прощений» [ 9].
Русская дуэль. Дуэльный кодекс.
Как известно в Россию мода на дуэльные поединки пришла с Запада. Первой дуэлью у нас в стране можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наёмными иностранными офицерами – шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Однако единичные случаи заставили царевну Софью (сестру Петра Первого) в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, отговорить запрет на поединки. Спустя 50 лет дуэльные поединки были запрещены самим царем Петром Первым в 1716 году. Предусматривалось лишение чинов и даже имущества только из-за одного вызова да дуэль, а самим участникам грозила смертная казнь. Однако всё равно в то время в России не было ни дня без смертного поединка. На Западе русскую дуэль называли «варварством». Она было самой жестокой. В России было популярно драться не холодным оружием, а стреляться на пистолетах с 20 шагов или вообще в упор с 3 до 15 шагов. Встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один. Часто дрались до смертельного исхода. Порой стрелялись, стоя поочередно у края пропасти, чтобы в случае попадания противник не остался в живых (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в «Княжне Мери» [ 2].
В 19 веке, во времена А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, дуэль достигла высшей точки и по закону Николая Первого приравнивалась к уголовному преступлению. Офицера могли разжаловать в солдаты или сослать на Кавказ – в зону боевых действий, наказание достаточно суровое (как это случилось с М.Ю. Лермонтовым из-за дуэли с де Барантом). Именно на 20-40е годы 19 века приходятся громкие дуэли Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским, Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с поручиком Мартыновым. На счету великого поэта А.С. Пушкина значилось 29 вызовов на дуэль [8].
Но ничто властям в борьбе против дуэлянтов не помогало! И в 1894 году Александр 3 разрешил дуэли, сделал так, чтобы поединки проводились под контролем офицерских судов. С 1876 по 1890 год до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях (в 2 из них противники были оправданы), с 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли. Ежегодно происходило от 4 до33 поединков в армии (в среднем – 20). По данным генерала Микулина, с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских. Из 99 дуэлей по оскорблению 9 окончились тяжёлым исходом, 17 – лёгким ранением и 73 – бескровно. Из 183 дуэлей по тяжёлому оскорблению 21 окончилась тяжёлым исходом, 31 – лёгким ранением и 131 – бескровно [1].
Сохранилась дуэль и вначале 20 века. Стрелялись известные поэты – Николай Гумилёв и Максимилиан Волошин из-за пустякового розыгрыша. Волошин выстрелил в воздух, а Гумилёв, считавший себя оскорбленным, промахнулся [2].
Далее всё стало совсем иначе. На смену дуэлям пришли доносы… А на смену благородству пришли фанатизм одних и расчётливость других [2].
Если дворянин считал, что его чести или чести его близких нанесено оскорбление, то он мог послать обидчику письменный вызов (картель) либо передать его устно: как лично, так и через секунданта. Повод для вызова мог быть самым незначительным. Формальным поводом для дуэли служило обвинение во лжи. Чётких дуэльных правил не существовало, т.к. дуэли были запрещены до 1894 года законом. Однако ход дуэли как акта защиты дворянской чести регламентировался дуэльным кодексом, выработанным во Франции [7].
Одним из самых известных дуэльных кодексов в России был кодекс графа Василия Дурасова, который требовал следующее: 1) дуэлянт не должен страдать психическими заболеваниями; 2) дуэлянт должен был твердо держать свое оружие в руке и сражаться; 3) в дуэли могли принимать участие только равные между собой по положению противники; 4) вызвать на дуэль могли за оскорбления чести; 5) вместе с дуэлянтами должны быть еще и их секунданты (это люди, которые ограждали дуэлянтов от прямого общения друг с другом и готовили сам поединок, выступали как свидетели произошедшего); 6) опоздание на дуэль больше чем 15 минут расценивалось как уклонение от поединка, а кто уклонился, тот потерял свою честь; 7) запрещался захват чужого оружия; 8) при каждой дуэли для её законности необходимы два протокола: протокол встречи, составляемый до дуэли и протокол поединка, составляемый после окончания дуэли [2].
Поединки в русской классической литературе.
Функции дуэли в литературном произведении.
Дуэль Сильвио и графа Б. в повести А.С. Пушкина «Выстрел».
Не важно то, что вас нечаянно задели,
Не важно то, что вы совсем не из задир,
А важно то, что в мире есть ещё дуэли,
На коих держится непрочный этот мир.
Не важно то, что вас мутит от глупой позы,
Не важно то, что вы стреляться не мастак,
А важно то, что в мире есть ещё вопросы,
Решать которые возможно только так.
Не важно то, что для дуэли нет причины,
Не важно то, что ссора вышла из-за дам,
А важно то, что в мире есть ещё мужчины,
Которым совестно таскаться по судам.
Леонид Филатов
В русской литературе тема дуэли представлена весьма широко и разнообразно.
Писатели 19 века воспринимали дуэль как единственный способ отстоять свою честь, своё дворянское и офицерское достоинство. Однако часто в произведениях этого времени есть мысль о бессмысленности и жестокости дуэли. Ни один литературный персонаж, принимавший участие в дуэлях, даже не вспоминает о правилах Дуэльного кодекса.
Во-первых, дуэль как элемент композиции художественного произведения определяла развитие сюжета книги.
Во-вторых, дуэль служила поворотным моментом в судьбах главных героев произведения.
В-третьих, она использовалась авторами для более глубокого раскрытия характеров персонажей [4].
Обратимся к произведению А.С. Пушкина «Выстрел», где дуэль становится средством разрешения конфликта и средством характеристики героев. Сильвио, служа в гусарском полку, жил по законам своей среды: «В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии…». Желание первенствовать смолоду было для него страстью. Он был первым в любом деле, которое считалось в полку делом чести настоящего гусара: «Я спокойно … наслаждался моею славою…». Честь здесь понимается в условном, светском значении как кодекс поведения, который принимается в той или иной среде. Сильвио завидовал баловню судьбы, графу. Результат – дуэль. Даже во время поединка он завидует спокойствию, силе воли противника. Ведь сам-то он ожидал дуэли « с неизъяснимым нетерпением», его обуревало «волнение злобы». То, что Сильвио не стал стрелять в графа, вовсе не означает, что он не отомстил ему. Но на первой дуэли Сильвио «взбесило» равнодушие графа. Он, одержимый злобой, ненавистью, обидой, завидовал самообладанию графа, понимал свою слабость, низость по сравнению с силой, моральным превосходством противника. Этим превосходством Сильвио и был унижен. Герой столько лет мучился из-за своей уязвленной гордыни: «…не прошло ни одного дня, чтоб я не думал о мщении». Теперь он должен сделать так, чтоб мучился его враг. Это ли не славная месть!?
Во время второй дуэли уже Сильвио активен, создается впечатление, что он хозяин ситуации. Он принуждает графа стрелять первым (это, безусловно, моральная слабость графа). И не зря граф обмолвился: «Я выстрелил…и, слава богу. Дал промах». Трудно сказать, выстрелил бы Сильвио или нет – но появляется Маша. При ней Сильвио целится. Женщина бросается ему в ноги. И вот теперь очередь за графом, теперь он «закричал в бешенстве», теперь он проявляет нетерпение: «Будете ли вы стрелять или нет?» Но Сильвио уже «доволен»: он видел «смятение» графа, его «робость», а главное, он заставил выстрелить графа, тем самым, одержав победу над униженным слабоволием графом. ( Граф по законам чести не должен был стрелять!).
Сильвио отомстил, унизил графа. С одной стороны, он не пошел на убийство, остался на определенной высоте (что тоже тешит человеческую гордыню). Но все же мщение опустошило Сильвио. После расплаты его жизнь лишена смысла [ 4].
Дуэль Гринёва и Швабрина.
Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин встречаются на дуэли дважды по ходу действия романа. Первая дуэль Гринева и Швабрина (несостоявшаяся) прерывается благодаря старому офицеру Ивану Игнатьичу. "...На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника. Вскоре и он явился. «Нас могут застать, – сказал он мне, – надобно поспешить». Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. В эту минуту из-за скирда вдруг появился Иван Игнатьич и человек пять инвалидов. Он потребовал нас к коменданту. Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем...<...> Мало-помалу буря утихла; комендантша успокоилась и заставила нас друг друга поцеловать. Палашка принесла нам наши шпаги. Мы вышли от коменданта по-видимому примиренные. <...> Швабрин и я остались наедине. «Наше дело этим кончиться не может», – сказал я ему. «Конечно, – отвечал Швабрин, – вы своею кровью будете отвечать мне за вашу дерзость; но за нами, вероятно, станут присматривать. Несколько дней нам должно будет притворяться. До свидания!» И мы расстались, как ни в чем не бывали."
Причиной второй дуэли Петра Гринева и Швабрина является капитанская дочка Марья Миронова. Когда-то Марья отказалась стать женой Швабрина. Самолюбивый Швабрин не может ей простить этого. Он завидует Гриневу, к которому Марья более благосклонна. Злой и подлый Швабрин оскорбительно отзывается о Марье за ее спиной. Гриневу это не нравится. Он довольно жестко ставит Швабрина на место. Тот в ответ вызывает Гринева на дуэль. Эта дуэль Гринева и Швабрина происходит у реки. Швабрин ранит Гринева шпагой. В результате тот несколько дней лежит без сознания. "...На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучал под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «Зачем откладывать? – сказал мне Швабрин, – за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». Мы отправились молча. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств..." Вскоре после дуэли Петр Гринев выздоравливает и прощает Швабрина. Между героями происходит перемирие: "...Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления <...> Швабрин пришел ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем. Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника..."
В «Капитанской дочке» поединок изображен сугубо иронически. Ирония начинается с княжнинского эпиграфа к главе:
- Ин изволь и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Хотя Гринев дерется за честь дамы, а Швабрин и в самом деле заслуживает наказания, но дуэльная ситуация выглядит донельзя забавно: «Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. “А, Петр Андреич! – сказал он, увидя меня. – Добро пожаловать! Как это вас Бог принес? по какому делу, смею спросить?” Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. “Вы изволите говорить, - сказал он мне, - что хотите Алексея Иваныча заколоть и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? смею спросить”. – “Точно так”. – “Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли? Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье – и разойдитесь; а мы уж вас помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?”» [ 5].
И эта сцена «переговоров с секундантом», и все дальнейшее выглядит как пародия на дуэльный сюжет и на саму идею дуэли. Это, однако же, совсем не так. Пушкин, с его удивительным чутьем на исторический колорит и вниманием к быту, представил здесь столкновение двух эпох. Героическое отношение Гринева к поединку кажется смешным потому, что оно сталкивается с представлениями людей, выросших в другие времена, не воспринимающих дуэльную идею как необходимый атрибут дворянского жизненного стиля. Она кажется им блажью. Иван Игнатьич подходит к дуэли с позиции здравого смысла. А с позиции бытового здравого смысла дуэль, не имеющая оттенка судебного поединка, а призванная только потрафить самолюбию дуэлянтов, несомненно, абсурдна.
Для старого офицера поединок ничем не отличается от парного боя во время войны. Только он бессмыслен и неправеден, ибо дерутся свои.
«Я кое-как стал изъяснять ему должность секунданта, но Иван Игнатьич никак не мог меня понять». Он и не мог понять смысла дуэли, ибо она не входила в систему его представлений о нормах воинской жизни.
Вряд ли и сам Петр Андреич сумел бы объяснить разницу между поединком и вооруженной дракой. Но он – человек иной формации – ощущает свое право на это не совсем понятное, но притягательное деяние.
С другой же стороны, рыцарские, хотя и смутные, представления Гринева отнюдь не совпадают со столичным гвардейским цинизмом Швабрина, для которого важно убить противника, что он однажды и сделал, а не соблюсти правила чести. Он хладнокровно предлагает обойтись без секундантов, хотя это и против правил. И не потому, что Швабрин какой-то особенный злодей, а потому, что дуэльный кодекс еще размыт и неопределен.
Поединок окончился бы купанием Швабрина в реке, куда загонял его побеждающий Гринев, если бы не внезапное появление Савельича. И вот тут отсутствие секундантов позволило Швабрину нанести предательский удар.
Именно такой поворот дела и показывает некий оттенок отношения Пушкина к стихии «незаконных», неканонических дуэлей, открывающих возможности для убийств, прикрытых дуэльной терминологией.
Возможности такие возникали часто. Особенно в армейском захолустье, среди изнывающих от скуки и безделья офицеров.
Из повести мы узнаем, что дуэль в ту пору преследовалась, а ее участники наказывались: один из героев повести, Швабрин, был сослан в крепость за участие в дуэли. Пушкин устами своих героев в «Капитанской дочке» уже называет дуэль «смертоубийством», «душегубством». Кроме того, в повести Пушкин отказывает Гриневу и Швабрину в секундантах, тем самым превращая дуэль в бой без правил, почти в убийство. Не случайно Пушкин называет главу не « Дуэль», а «Поединок». И поединок этот становится одним из главных средств раскрытия характеров героев, их жизненных и нравственных принципов [ 5].
Дуэль Онегина и Ленского.
Роль А.С. Пушкина в русской литературе первостепенна. Благодаря деятельности поэта, национальная литература освободилась от подражательности, приобрела самобытность. Появились произведения совершенно иного толка, как по форме, так и по содержанию.
Роман в стихах «Евгений Онегин» — исключительное произведение Пушкина. Исключительное по своей новизне, по отображению характеров и нравов, по описанию эпохи, по количеству нежных элегий, по уровню поэтического мастерства.
В романе автор касается вопросов, которые можно назвать вечными, общечеловеческими.
В центре повествования два молодых человека — Евгений Онегин и Владимир Ленский. Онегин – молодой, столичный dаndy, по праву рождения и воспитанию – аристократ. На празднике жизни он один из первых: «забав и роскоши дитя», гений «науки страсти нежной».
Онегин там, где бесконечная вереница балов и праздников, театров и ресторанов, гуляний и маскарадов.
Но, будучи человеком острокритического ума, Онегин быстро теряет интерес к светской жизни. Онегин выше окружающей толпы. Мишура света больше не прельщает его.
Волею судеб он оказывается в деревне, где знакомится с Владимиром Ленским, человеком со взглядами, ему, Онегину, противоположными.
Ленский принадлежит к типу молодых людей, которые восторженно и упоенно относятся к жизни. Он — романтик, вольнодумец, поэт. Скептицизм и скука ему не знакомы.
Казалось бы, молодые люди совершенно разные. По своему нравственно-психологическому облику Онегин — индивидуалист и эгоист. Ленский – совсем другой. Он по-юношески пылко верит в любовь, идеальную дружбу. Он живёт, повинуясь не рассудку, а по зову сердца. Рационализм – не его стихия.
Но, несмотря на существенные различия, у этих двух героев есть общее. Они оба – без настоящего, мужского дела. Перспектив принести в дальнейшем пользу своей Отчизне нет. Они оба – продукты своего времени и своего общества.
В деревне, на вольных просторах, Онегин и Ленский подружились. И, несмотря на то, что «меж ними все рождало споры», отношения между приятелями сложились, и на первых порах ничто не предвещало беды.
Но, как это нередко бывает в романах, жизнь и смерть идут рядом.
Дуэль, возникшая между Онегиным и Ленским, – центральный, поворотный момент в романе «Евгений Онегин». Какие события привели к дуэли?
Поводом для дуэли стало некорректное поведение Онегина как по отношению к своему другу Ленскому, так и к невесте Ленского, Ольге. На одном из праздников Онегин демонстративно флиртует с Ольгой. А она, барышня недалёкая, пустенькая и легкомысленная, поддаётся флирту. Ленский взбешён и требует разрешения ситуации на дуэли.
Почему Онегин начал оказывать знаки внимания Ольге, которая ему никогда не нравилась? Дело в том, что он хотел отомстить Ленскому за то, что тот привёз его на праздник к Лариным, на котором Татьяна (влюбленная в Онегина) показала себя не с лучшей стороны. Татьяна не смогла скрыть своего истерико-нервического настроения, не приличествующего данной ситуации. А волнительных, нервных настроений Онегин органически не выносил.
«Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слёз
Давно не мог терпеть Евгений…»
Онегин был рассержен и на Ленского, доставившего его к Лариным, и на Татьяну.
Ленский, видя неподобающее поведение Онегина и ответные знаки внимания Ольги, вызвал Онегина на дуэль.
Записку Онегину передал «Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман».
Дуэль Онегина с Ленским состоялась 14 января 1821 года.
Дуэль – развязка, событие нередкое в художественной литературе. Исконных корней на русской почве дуэль не имела. Для русских решение спорных вопросов посредством дуэли не характерно. Эта «процедура» заимствована русскими в Западной Европе. Само слово «дуэль» происходит от французского слова duel.
Почему так быстро наступила развязка? Почему спорный вопрос мог быть разрешен лишь единственным способом – кровавым поединком? Для понимания этого вопроса нужно знать некоторые биографические факты из жизни героев романа.
Формирование личностей Онегина и Ленского прошло под влиянием западных идеологий.
При воспитании Онегина, проходившем под руководством французских учителей и гувернёров, упор делался не на научное и трудовое начало, а на стремление сделать из подопечного светского человека с соответствующими привычками. Дуэль — неизбежный спутник светских раздоров. И Онегин в душе был всегда готов к дуэли.
Кроме того, Онегин — дворянин, а все недоразумения в дворянской среде в то время было принято выяснять на дуэли.
Ленский, в свою очередь, получивший образование за границей, в Германии, так же как Онегин, был оторван от родной почвы. Он находился под влиянием модного тогда в Европе романтического направления. Туманные идеи представителей немецкой романтической школы внушались ученикам. Ученики жили под влиянием этих идей, то есть в мире грёз и фантазий.
Идеалы вечной любви, победа добра над злом, брошенная перчатка, пистолеты – вся эта «романтика» была у Ленского в крови. Далеко была только истинная действительность, истинное положение вещей.
Ленский в порыве гнева, руководствуясь правилами чести, решается убить Онегина. И погибает, как он считает сам, за честь Ольги. Он воплощает в жизнь идею стать «её спасителем». При этом с Ольгой откровенно поговорить он не считает нужным. Гордыня не позволяет.
Гордыня – существенное зло. Она блокирует истинные качества человека, вводит его в круг нелепых заблуждений. Ольга не собиралась изменять Ленскому. Онегин не имел никаких видов на Ольгу. И если бы Ленский смирил свою гордыню, разобрался во всём этом, то дуэли бы не было. И не сложил бы Ленский свою голову раньше времени.
Страшная жизненная правда заключается в том, что судьба Пушкина, нашего любимого и столь рано ушедшего поэта, оказалась сходной с судьбой Ленского. Пушкин также был убит на дуэли.
Между дуэлями Ленский – Онегин и Пушкин — Дантес есть сходство. Обе дуэли происходили в зимнее время (на снегу). Пистолет Онегина той же марки (работа Лепажа), что использовал в свой роковой день Пушкин. Обе дуэли проходили a la barriere (стреляться на барьер).
Возможна ли была отмена дуэли? Почему же Онегин принял вызов? Ведь он прекрасно понимал, что погибнет либо он сам, либо его друг. Хотя в своих силах он был уверен. При этом он понимал, что причина дуэли ничтожна. По сути, он мог бы объясниться с Ленским. Но вступать в переговоры с восемнадцатилетним мальчиком – он не такой! Да и что скажет свет? И хотя соседей помещиков он презирает и ни во что ни ставит, пренебречь общественным мнением он не может. Прослыть в чьих-то глазах трусом – это не по нему. Раз уж так сложилось и ему брошена перчатка — он обязан принять вызов на дуэль. Таков был кодекс дуэльной чести, который, в свою очередь, был связан с понятием «дворянская честь».
Были ли какие-то косвенные способы у Онегина предотвратить дуэль? Были. И он ими воспользовался. Во-первых, ко сроку дуэли Онегин опоздал. Неприбытие вовремя уже могло привести к отмене поединка. Во-вторых, он привёз в качестве своего секунданта – лакея, слугу-француза Гильо. Выбрав на роль секунданта слугу, Онегин грубо нарушил общепринятый, пусть и не писанный, дуэльный кодекс: состязание, как дело чести, могло произойти только между дворянами. И секунданты, как свидетели поединка – не исключение, они должны были тоже принадлежать к высокому сословию. Онегин не привёз лицо благородного происхождения, к тому же лакей был ещё и иностранцем.
Зарецкий, секундант Ленского, в этом случае, должен был высказать претензию и остановить поединок. Но отставной офицер Зарецкий был слишком кровожаден. Презрев то, что ему не оказана положенная дворянину честь, он просто «губу закусил». Он не отменил дуэль.
В результате Ленский убит. Онегин «мгновенным холодом облит» движим раскаянием. Его друг больше никогда не встанет. Зарецкий же везёт домой страшный клад. Таков результат дуэли.
Роман «Евгений Онегин» современники Пушкина не все поняли и не все приняли. Единственное, в чём они были солидарны: роман никого не оставил равнодушным. Прошли века. Сменились эпохи. Но мы до сих пор продолжаем спорить, перечитывать роман, переживать за героев. Роман Пушкина задел за живое.
Нам жаль восторженного юношу Ленского. Пушкин вложил в руки Онегина пистолет, чтобы устранить Ленского. Которого, как и Онегина, критики причислили к «лишним людям» в обществе, не к борцам, к людям, не способным привести общество к развитию[5].
Дуэль Базарова и Кирсанова.
Дуэль между Базаровым и Кирсановым. Дуэль задумал Кирсанов, и именно он вызвал Базарова на дуэль, чтобы защитить свою честь. Базаров соглашается из-за гордости, он считал, что дуэль это глупость. Между ними происходят постоянные конфликты и ссоры, которые и привели хи дуэли. Дуэль происходит в жестких условиях, противники стрелялись с 10 шагов. Базаров ранил Кирсанова в ногу. Базаров все ровно оказал первую помощь П.П. Из всего этого можно сделать вывод, что дуэль Базарова и Кирсанова - один из важных эпизодов романа, он отражает не только межличностный конфликт, но и конфликт между поколениями. Автор изобразил дуэль как нелепость. Кирсанов погиб духовно, а Базаров умер физически. Этот эпизод помогает глубже понять взгляды героев, и их отношение к жизни.
Дуэль Грушницкого и Печорина.
Грушницкий был уверен в том, что пистолет его противника не будет заряжен. Так запланировала его «шайка», которая хотела проучить Печорина и доказать, что тот поступит трусливо во время дуэли. Как отмечает Печорин в своем дневнике, лицо Грушницкого «ежеминутно менялось». Печорин поступил как благородный человек, предложив Грушницкому отказаться от клеветы и тем самым избавить себя от дуэли. Печорин не хотел смерти Грушницкого, он просто хотел справедливости. Главный герой поставил условие стреляться на самом краю площадки, тем самым Печорин поставил Грушницкого в «затруднительное положение», которое заставило бы его либо стать убийцей, либо «оставить свой подлый замысел».
Такое предложение действительно повлияло на Грушницкого. Он долго спорил с капитаном, не желая осуществлять предложенный им план, потому что «ему было стыдно убить человека безоружного». Колени Грушницкого дрожали, он не мог выстрелить, однако презрение драгунского капитана заставило его это сделать. Печорин следил за противником, пытаясь найти хотя бы «легкий след раскаяния», однако он видел скрываемую улыбку[9].
Дуэль Николаева и Ромашова.
Ромашов первый знакомится с Николаевым, и все чаще бывает у него в гостях. Герой влюбляется в супругу Николаева, Александру Петровну. Молодая женщина отвечает ему взаимностью, но все ее силы направлены на другое. Шурочка мечтает, чтобы глупый, слабовольный муж поступил в академию – это единственный , шанс изменить к лучшему жизнь. Вскоре о чувствах Ромашова к Шурочке становится известно Николаеву, и он просит товарища больше не появляться в их доме. Однажды Ромашов с другими офицерами отправляется в публичный дом. Копания входит в раж, начинается безумный кутеж. Кто-то предлагает отпеть живого человека. Ромашов начинает протестовать, но против него выступает Николаев. Между офицерами завязывается драка, и на следующее утро назначается дуэль. К Ромашову приходит Шурочка. После близости она умоляет не убивать мужа. Ромашов соглашается, и утром умирает от выстрела Николаева[7].
Дуэль П. Безухова и Долохова.
Долохова, можно назвать "Неосознанный поступок". Описание начинается с обеда, в Английском клубе. Все сидят за столом, все сидят и обедают, и говорят тосты за императора и его здоровье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов, Долохов, и Безухов. Между Долоховым и Безуховым, произошел, конфликт когда, Долохов вырвал листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно. Он не осознает, к чему может привести этот поединок,
Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе. Он уверен в себе, и в своих силах Долохов хочет убить соперника, но на самом, то деле, на душе у него неспокойно. Долохов, не спал ночью. Дуэль долго не могла начаться из-за неосознанности поступка Долохова, когда стали расходиться, Долохов шел медленно. Он осознает все это и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с дорожки, ему хотелось поскорее, закончить со всем этим. Поэтому он сделал свой выстрел первым,
Долохов, промахивается. Это была не удачная попытка Долохова, убить графа. Пьер ничего не понимает, он раскаивается и сожалеет, он едва сдерживает свои слезы. Долохов ни о чем не сожалеет, он не думает о себе, и о своей боли, он боится за свою мать, которой он причиняет одни страдания[10].
Заключение.
Исследуя данную тему, мы очень многое узнали для себя: 1) что раньше честь человека и семьи была превыше всего; 2) что мужчины конца 18-начала 20ого вв. смело выходили на дуэльные поединки; 3) что дуэль в русской классической литературе - это не только описание самого поединка, но и один из способов характеристики героев, специально выделенный писателем среди всех других подробностей. Она оставляет неизгладимый след в душах дуэлянтов и оказывает огромное влияние на их дальнейшую жизнь.
Мы считаем, что слово ЧЕСТЬ должно всегда оставаться актуальным.
Список используемой литературы.
1. Гордин Я.А. Право на поединок[текст]. – Л., 1989. – 477 с.
2. Дурасов В. Дуэльный кодекс[текст]. – СПб., 1908. – 132 с.
3. Лотман Ю.М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: пособие
для учителей[текст]. – Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.
4. Пушкин А.С. Повести. Романы[текст]. – М., 2003. – 360 с.
5. Томашевский Б.В. Теория литературы[текст]. Поэтика: учеб. пособие / вступ. статья
Н.Д. Тамарченко. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 334 с.
6. Удодов Б.Т. Русская литература XIX века[текст]: (Пушкин, Лермонтов, Гоголь). Кни-
га для учителя. – Воронеж, 1996. – 379 с.
7. Httpwww.culture.ru
9. httpscribble.su.
10. httpwww.literaturus.ru.
Мороз и заяц
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Ах эта снежная зима
Прекрасная химия
Два петушка