Горожанский кадетский корпус является казачьим, поэтому выбор исследования заключается в необходимости через культурные традиции казачества воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения молодежи к многообразию литературы о казачестве, которое всегда было, есть и будет одной из важных частей российской истории и общества. Произведения о казаках стали своеобразным толчком в сознании общества к возрождению казачества, способного стать одним из важных укрепляющих столпов российского государства. Актуальность работы состоит в необходимости сохранить и приумножить гражданское, культурное пространство казачества, как народности; раскрыть важнейшие характеристики жизнедеятельности казака, изучить историко-литературный контекста проблемы становления литературы о казаках.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_kazachestvu_v_russkoy_lit-re.docx | 101.11 КБ |
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области
«Горожанский казачий кадетский корпус»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
к открытому конкурсу
«Грани познания - «Расширяя мир человеческой мысли»
«ТЕМА КАЗАЧЕСТВА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
Номинация: «Следовать за мыслями великого человека, есть наука самая занимательная»
Творческая группа:
кадеты 8 класса Чеботарев Ярослав,
Никитин Илья
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Ельчанинова С.Н.
с. Горожанка 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
исследовательской работы……………………………. стр.4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………стр.7-15
Список литературы………………………………………….стр.15
Приложение …………………………………………………. Стр.16
1. Актуальность проекта.
Будущее страны всецело зависит от того, каковы его потомки. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, литературу, беречь и развивать народные традиции. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее ее тоже должно быть великим. Молодое поколение душой и сердцем призвано принимать свою культуру, трепетно любить свое Отечество, у которого особая стать, особая, светлая душа.
Россия - многонациональное государство, и казачество, как народность не без основания является коренным этническим проявлением духовного качества Руси, сыгравшее огромную роль в формировании России как державы.
В современных условиях появилось стремление к возрождению казачества, сохранению и развитию традиционной народной культуры, что утверждается государством как фактор воспитания в общественном сознании молодого поколения бережного отношения к богатому культурному наследию, уважению к национальной самобытности других народностей, возможности проявления гражданских, патриотических инициатив.
В связи с этим возрастает внимание государства к возрождению казачества, которое всегда стояло на страже Отечества и представляло собой сплоченное негосударственное образование с высокими формами самоорганизации, объединенное православной верой.
В советское время общество утратило достоверную информацию об исторических корнях и культурных традициях казачества, его роли в истории русского народов. Много лет замалчивались страницы его истории, многие литературные произведения были не знакомы массовому читателю.
Горожанский кадетский корпус является казачьим, поэтому выбор исследования заключается в необходимости через культурные традиции казачества воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения молодежи к многообразию литературы о казачестве, которое всегда было, есть и будет одной из важных частей российской истории и общества. Произведения о казаках стали своеобразным толчком в сознании общества к возрождению казачества, способного стать одним из важных укрепляющих столпов российского государства.
Актуальность работы состоит в необходимости сохранить и приумножить гражданское, культурное пространство казачества, как народности; раскрыть важнейшие характеристики жизнедеятельности казака, изучить историко-литературный контекста проблемы становления литературы о казаках.
2. Проблема
Возможно ли полноценное гражданско-патриотическое воспитание кадет - казаков без обращения к литературе о казачестве, в то время, когда происходит духовное и патриотическое возрождение России? Что писали и знали о казаках известные писатели XVIII-XIX веков? Появляются ли в современной литературе произведения о казаках и казачестве?
3. Степень изученности темы.
Образ казака отображен во многих произведениях русской литературы. Основу для изучения казачества в литературных произведениях в кадетском корпусе составляют казачьи баллады (думы), эпистолы (знаменитые письма запорожцев турецкому султану, сохранившиеся в нескольких списках), сказки и легенды.
Кровавые вихри революции и Гражданской войны ХХ века жестоко ворвались в судьбу казачества: вынужденная эмиграция значительной части казаков за рубеж, репрессии против оставшихся в России, расказачивание и раскулачивание, высылка из родных станиц и хуторов, устранение самого понятия «казак» из народной жизни, практически «занесло пылью забвения» историческую память о вольных «степных рыцарях». Но в сознании русского народа сохранилось творчество многих писателей.
В произведениях Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого тема казачества была одной из основных, а для М.А. Шолохова – центральной, доминирующей. Эти писатели отводили казакам большую роль в истории России и во многом связывали ее события с противоречивостью феномена казачества, его отношений с властями и народом.
В народном представлении образ казака позитивен, он наделен чертами былинного героя – лихостью, удалью, сноровкой, смекалкой.
В XVIII веке после пугачевского восстания слово «казак» стало синонимом слов «разбойник», «каторжанин», «убийца».
В начале XIX века меняется отношение к казакам: в литературе преобладает изображение казаков в романтическом ореоле, как славных воинов-героев.
4. Теоретическая и практическая значимость исследовательской работы:
Творческий проект дает возможность расширить представление о современной литературе о казачестве, на основе анализа произведений русской литературы о казачестве до начала XXI века, с учетом активизации внимания к казачьей культуре и сохранению культурных традиций в России.
Основные положения проекта могут быть использованы при разработке рабочих программ предмета «Казачество в литературе», при изучении кадетами казачьих корпусов современных художественных произведений о казаках и казачестве.
5. Цели и задачи проекта.
Цель: через изучение творчества писателей о казачестве в русской литературе способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности кадет-казаков.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Руководитель:
Рабочая группа проекта:
2.Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (12.04.2021 –20.04.2021)
Выбор темы проекта. Создание группы для проектной деятельности и краткая формулировка задач. Составление плана работы над проектом. Подбор и изучение литературы по теме проекта и проработка лучшей идеи.
2 этап – практический. (21.04.2021 -10.05.2021)
Поиск и сбор информации, исследовательская деятельность, изучение специальной литературы, использование интернет-ресурсов, книг из фондов корпусного ИБЦ и ЛитРес.
3 этап - заключительный (11.05.2021 – 28.05.2021)
Оформление документов, создание электронной презентации, защита проекта, выступление на уроках «Казачество в литературе» в 7а, 7б, 7в, 8 и 9 классах КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус». Подведение итогов. Участие в конкурсе творческих проектов «Грани познания - «Расширяя мир человеческой мысли» 17.05.2021 в КОУ ВО «Михайловский кадетский корпус», представление проекта. Обращение участников проекта к методическому объединению учителей гуманитарных наук с просьбой включать в рабочие программы предмета «Казачество в литературе» изучение современных художественных произведений о казаках и казачестве. Определение перспективы на будущее.
Результатами работы над проектом являются положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у обучающихся. Также прослеживаются позитивные сдвиги в поведении обучающихся, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. Кадеты приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивают оценки поступков, которые дают взрослые или сверстники, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать.
При работе над проектом значительно повысилась мотивация к получению новой информации. Конечным итогом проекта является презентация, выполненная кадетами: «Святое русское воинство», видео «Прочитал сам – расскажи товарищу!».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итогом работы над проектом является презентация, отзывы для товарищей, защита проекта, включение в рабочие программы гуманитарных наук тем и разделов, касающихся изучения жизни и быта казаков в ходе изучения литературы и истории казачества.
Мы убедились, что без восстановления в содержании школьного образования материалов, раскрывающих духовную основу казачества, понимания в ней феномена казака-воина, невозможно решать задачи нравственного воспитания подрастающих поколений:
Литература о казаках и казачестве своими корнями уходит в древнерусские предания и былины, с их красочными и героическими описаниями первых казаков, стоявших на защите нашего Отечества. Былина «Битва Ильи Муромца с жидовином» рассказывает о противостоянии казаков под предводительством старого казака и атамана Ильи Муромца Хазарскому каганату. Эти источники относятся к X веку, что является фактом раннего упоминания о казаках не только в литературе, но и в истории. В литературном произведении XV века «Сказание о Мамаевом побоище», посвящённом событиям Куликовской битвы, упоминаются «неведомые люди воинского сословия, зовомие донски козаци». Здесь мы видим исторический факт, когда донские казаки пришли на помощь князю Дмитрию Донскому с иконой Пресвятой Богородицы «Гребенская». В летописи под названием «Гребневская летопись, или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», составленной в 1471 году, гласится: «И когда благоверный Великий князь Димитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка и из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. И тогда князь Димитрий Иоаннович принял сей бесценный дар… и по Дону реки достигает еще казача городка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, свое жалование «за почесть их сильную храбрость противу супостат агарянска языка».
Алексей Григорьевич Евстафьев.
Особую роль в литературе о казачестве конца ХVIII – начала XIX века сыграл донской казак, священник и дипломат Алексей Григорьевич Евстафьев. Основоположник казачьего эпоса, первый русский консул в Бостоне (США), Алексей Григорьевич является автором исторических драм: «Мазепа – гетман Украины», «Дмитрий Донской», «Казаки на пути в Париж», памфлета «Преимущества России в случае войны с Францией». Прекрасно владея иностранными языками, Алексей Григорьевич перевёл на английский трагедию Сумарокова «Дмитрий Самозванец» и несколько произведений Автор первой летописи кубанского казачества, герой, погибший в плену у горцев, наказной атаман Черноморского казачьего войска генерал-майор Яков Герасимович Кухаренко является автором народной сказки «Вороной конь», статей «Пластуны» и «Овцы и чабаны в Черномории», имеющих этнографический характер. В оперетте «Черноморский быт на Кубани между 1794 и 1796 годами» Яков Герасимович описал быт кубанских казаков конца XVIII века при заселении кубанской равнины. В 1880 году в Киеве было издано собрание сочинений под названием «Збирнык творив Кухаренко, наказного атамана земли вiйска Чорноморского».
Тема казачества отображалась и в литературных произведениях «Новочеркасск» Геннадия Семенихина, «Железный поток» Александра Серафимовича, «Конармия» Исаака Бабеля, «Я, Богдан» (о Богдане Хмельницком) Павла Загребельного, «Даурия» Константина Седых.
Неоценимый вклад в историю казачества внес известный писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль. Свой писательский путь он начинал под псевдонимом «Казак Луганский». В 1832 году Даль публикует «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Владимир Иванович проделал огромную работу по сбору, обработке и публикации казачьих сказок, рассказов из истории казачества и преданий. В результате кропотливой и уникальной работы Владимир Иванович создал историко-этнографическое исследование «Уральский казак», где отражена жизнь уральского казачества девятнадцатого века.
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О КАЗАКАХ.
К середине XIX века в общественном сознании впервые формируется образ казака благодаря высоким оценкам казачьих идеалов со стороны русских писателей-гуманистов: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Льва Толстого.
В XX веке наиболее ярко и широко казачество представлено в произведениях М.А.Шолохова.
А.С.ПУШКИН. Поэт был знаком с казачьим миром, блестяще показал развитие казачества: от вольницы до благородного воинства, на которое выпала великая миссия охраны российских рубежей. Поэт в книге «Путешествия в Арзрум» показал картину взаимоотношения в казачьей семье, представил положение женщины-казачки, вынужденной во время долгого отсутствия мужа брать на себя все заботы о доме и хозяйстве. Он сумел воочию увидеть образ казака и его доблесть.
О вы, отеческие лары,
Спасите юношу в боях!
Там свищет саблей он зубчатой,
Там кивер зыблется пернатый;
С черкесской буркой на плечах,
И, молча преклоняясь ко гриве,
Он мчит стрелой по скользкой ниве
С цыгаркой дымною в зубах…
Поэт был восхищен удалью и мужеством казаков, их смелостью и выносливостью. Пушкин отмечает и драматизм положения казаков, непрестанно находившихся в военных походах по нескольку лет, что иногда разрушало семью. Бывало, казак бил жену за то, что она не хранила ему верность за время его отсутствия.
Среди записей о казаках у Пушкина есть набросок, который сохранился в его тетрадях времен кавказского путешествия 1829 г.
Был и я среди донцов,
Гнал и я османов шайку;
В память битвы и шатров
Я домой привез нагайку,
(На походе, на войне)
Сохранил я балалайку,
С нею рядом, на стене
Я повешу и нагайку.
Что таиться от друзей -
Я люблю свою хозяйку,
Часто думал я о б ней
И берег свою нагайку.
Под ракитовым кустом.
Тема о вольном казачестве - одна их любимых тем Пушкина. С симпатией он описал в «Капитанской дочке» образ казака Емельяна Пугачева, показав его народные черты: природную смекалку, ум, выносливость, удаль, жажду справедливости, щедрость души и одновременно беспощадность!
На страницах произведения он предстает не только как предводитель восстания, но и как самобытный казак «из народа» - смекалистый, хитроумный, проницательный. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, смысл которых может понять лишь человек его социального круга - с теми же заботами и переживаниями. Порывы гнева и проявления жестокости контрастируют с добротой, благородством, собственными понятиями о чести и справедливости. Наиболее полно и точно сущность казачьей натуры Емельяна Пугачева отражает сказка об орле и вороне, рассказанная Петру Гриневу, с ее главной идеей: лучше один раз живой крови напиться, чем триста лет мертвечину клевать. В ней - и трагизм, и безоглядная лихость ради мгновения «свободного полета», суетной славы.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ.
Русские писатели всегда черпали в казаках своё вдохновение. Особое место казакам в своём творчестве уделял и Михаил Юрьевич, его жизнь тесно связана с казачеством. Много тайн оставил нам поэт и офицер Лермонтов. В одном из боев с чеченцами в октябре 1840г. был ранен командир казачьей сотни. Командование отрядом конных разведчиков было поручено поручику Лермонтову. И он «умел привязать к себе людей, совершенно входя в их образ жизни. Спал на голой земле, ел с ними из одного котла и разделял все трудности похода». Чтобы понравиться таким лихим рубакам и наездникам, как линейцы, необходимо было стать лучшим из них, обладать силой, искусством верховой езды и владения холодным оружием.
При небольшом росте Лермонтов был человеком сильного сложения. Видимо, совершенно очаровал казаков поэт и своим умением держаться в седле. «Я долго изучал горскую посадку: ничем нельзя так польстить моему самолюбию, как искусство в верховой езде на кавказский лад», - говорит Лермонтов устами Печорина.
В стихотворении «Валерик» описан бой между кавказским мюридом и казаком. «Этот род рыцарских поединков был официально запрещен. Чеченцы на запрет не обращали внимания, а из русских находились охотники принимать вызовы». 19 марта 1837 года поэт выехал из Санкт-Петербурга в ссылку на Кавказ.
Он дружил с казаками, и они не раз спасали ему жизнь.
Въезжая на казачью территорию, Лермонтов написал стихотворение «Прощай, немытая Россия...». Здесь была совсем иная жизнь. Его восхищало зажиточное, вольное, благополучное и добропорядочноe житье казаков. Лермонтов любил все, что связано с казаками: оружие, одежду, язык, традиции, песни... Носил казачью бурку. Казаки тоже уважали поручика Тенгинского пехотного полка Лермонтова, знали его творчество.
Стихотворение Лермонтова «Казачья колыбельная»:
…Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю…
ГОГОЛЬ Н.В.
Николай Васильевич Гоголь дал также романтическое изображение казачества хуторского и запорожского, они существуют отдельно и являются экзотикой друг для друга. В повестях «Вечер накануне Ивана Купалы», «Страшная месть», «Тарас Бульба» описывается малороссийское казачество…
Николай Васильевич долгое время вынашивал план «Тараса Бульбы». В 1830 году, почувствовав в себе силы к написанию масштабной исторической повести, он приступил к работе. Спустя пять лет была опубликована первая часть «Миргорода», куда вошла авторская версия повести.
В результате кропотливой работы произошло значительное увеличение объема произведения от трех до девяти глав. Благодаря красочным художественным средствам и неподражаемому языку писателя образы героев стали более яркими и полными, быт Запорожской Сечи наполнился интересными подробностями, а батальные сцены приобрели большую выразительность.
Гоголь проводил много времени за изучением самых разнообразных исторических источников. В основу своего произведения он положил казацкое восстание 1638 года, которое было подавлено гетманом Потоцким. Для придания особенного национального колорита Николай Васильевич гармонично вплел в свой рассказ украинский фольклор: различные песни, думы, сказания.
ЛЕСКОВ Н.С.
Атаман Матвей Платов в сказе «Левша» играет важную сюжетную роль, он соединяет правление двух императоров, Александра и Николая Павловичей. Впрочем, для того, чтобы Платов сумел объяснить Николаю Павловичу историю появления стальной блохи в вещах старшего брата, Лескову пришлось продлить атаману жизнь — реальный Платов умер в 1818 году, до того, как Николай I взошёл на престол.
Матвей Иванович Платов (1753–1818) — атаман Донского казачьего войска — прожил славную жизнь крупного военного. Он принимал участие в военных походах Екатерины II, Павла и Александра: штурмовал Очаков, Измаил, прославился в эпоху Наполеоновских войн, участвовал в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе. За военные заслуги Платов был возведён в графское достоинство. Матвей Платов был одним из организаторов Венского конгресса , с которого начинается действие «Левши», и действительно сопровождал Александра Павловича в Лондон, где Платова принимали с большими почестями. В награду от лондонского муниципалитета он получил почётную саблю с гербами Великобритании и Ирландии, кроме того, графа Платова — первого из русских — наградили степенью почётного доктора права Оксфордского университета. Конечно, Лесков в «Левше» опирался скорее на мифологического, фольклорного Платова, о котором пели свои песни и рассказывали сказки донские казаки. Они Платова, без преувеличения, обожали.
В преданиях и песнях Платов представал сказочным богатырём, появляющимся на своём коне в самый нужный момент, не ведающим страха и поражений, находчивым, мудрым, а вместе с тем простым в обхождении, таким же казаком, как все (песни «Платов ведёт казаков на неприятеля», «Платов на француза», «Платов и Кутузов» и другие).
ТОЛСТОЙ Л.Н.
«Казаки» — одно из самых поэтических творений Толстого. С теплотой и восхищением рисует писатель цельные и мужественные образы простых казаков — дяди Ерошки, Марьяны, Лукашки, величавых и прекрасных, как сама природа, не знающих внутреннего разлада. Сильные и душевно здоровые, трудолюбивые и вольные, они противопоставлены в повести офицеру-аристократу Оленину с его неудовлетворенностью собой, разочарованием в цивилизации и туманными стремлениями к внутреннему совершенствованию. В «Казаках» запечатлено резко отрицательное отношение молодого писателя к пустой и фальшивой дворянской среде и тяготение к простой, здоровой народной жизни. Утверждение морального превосходства простых людей из народа над представителем дворянского общества составляет идейное содержание повести.
«Казаки» стали плодом десятилетней работы Толстого. В 1851 году как юнкер он отправился на Кавказ; ему пришлось прожить 5 месяцев в пятигорской избе, ожидая документы. Значительную часть времени Толстой проводил на охоте, в обществе казака Епишки, прототипа Ерошки из будущей повести. Затем он служил в артиллерийской батарее, расквартированной в расположенной на берегу Терека станице Старогладовской.
Главный герой «Казаков» Дмитрий Оленин отправляется на Кавказ в поисках духовной гармонии. Толстой в книге противопоставляет две цивилизации — свободных казаков и привилегированных сословий. Хотя юнкер Оленин и стремится стать частью казачества, восхищается их природой и традициями, казаки не готовы принять чужака. Они не признают в нем равного.
Оленин и Ерошка встречаются вместе, ищут правду, и не находят ее, но все равно отрицают неправду. Герои бродят не только по лесу, но и по жизни, обнаруживая ее противоречия. Оленин думает в лесу: «А вот как мне ничего не нужно для счастья!»
И вдруг ему как будто открылся новый свет: «Счастье – вот что, – сказал он сам себе, – счастье в том, чтобы жить для других. И это ясно. – В человека вложена потребность счастья; стало быть, она законна. Удовлетворяя ее эгоистически, то есть отыскивая для себя богатства, славы, удобств жизни, любви, может случиться, что обстоятельства так сложатся, что невозможно будет удовлетворить этим желаниям. Следовательно, эти желания незаконны, а не потребность счастья незаконна».
«Родителям и вообще казакам, пользующимся у молодежи доверием, необходимо разъяснять и внушать молодежи, что она может и должна гордиться своим казачьим происхождением, что вошедшая у казаков в поговорку фраза «Слава Богу, что мы казаки», не пустое бахвальство - наоборот, она имеет глубокое основание», - Лев Николаевич Толстой, проведший часть своей юности на Кавказе в казачьей станице, хорошо узнавший казачий быт, социальное устройство, любовь к свободе, удальство и весь уклад казачьей жизни, пришел к заключению, что Россия спасется, если она проникнется казачьим духом, введет и у себя казачьи порядки - в частности и главным образом в сфере земельного устройства.
Существуют свидетельства,что Л. Н. Толстой во время рокового ухода из Ясной Поляны перед своей смертью направлялся на Терек, в ту станицу, где он провел молодость, к казакам, надеясь, очевидно, найти там в последние дни своей жизни равновесие и успокоение.
ШОЛОХОВ М.А.
Что касается Советского Союза, то здесь главным авторитетом по казачьей теме был, конечно, М. А. Шолохов. Его роман «Тихий Дон» стал и в России, и далеко за ее пределами самым знаменитым произведением о казачестве. Этот факт примечателен и тем, что в советское время тема казачества не являлось предметом самостоятельного рассмотрения, а слова «казак», «казачество», как правило, заменяло понятие «народ». Но самобытность, колорит и достоверность в изображении донских казаков у Шолохова существенно обогащают представления о казачестве. В его описании казаки предстают деятельными и умелыми организаторами, с мужественными, сильными характерами, не лишенными и человеческих слабостей, но искренними и самоотверженными борцами за справедливость. Шолоховым раскрыты особенности казачьей семьи; предстает казачий быт, морально-нравственные и духовные приоритеты, эстетическая специфика казачьей повседневности и аспектов религиозности.
Романы «Тихий Дон», «Поднятая целина» входят в сокровищницу национальной и мировой культуры и представляют казачество как уникальный этнокультурный и социально-психологический феномен.
Казак Харлампий Ермаков
Как утверждал Михаил Шолохов, его любимым героем в эпическом романе «Тихий Дон» являлся Григорий Мелехов. Образ Григория, его судьба и даже внешность были списаны с реального человека – Харлампия Васильевича Ермакова. С прототипом главного героя своего романа Шолохов был знаком лично, они нередко встречались и беседовали в 1926 году, когда писатель собирал материалы для своего произведения. Автор приезжал в станицу Вешенская, где они с Ермаковым проводили долгие обсуждения и споры. В одном из архивов хранится письмо, в котором писатель обращается к Ермакову с просьбой встретиться. Шолохова тогда очень интересовали события 1919 года, связанные с судьбой донских казаков во время Вешенского восстания. Автор романа обратился именно к Харлампию Ермакову, поскольку судьба этого легендарного казака была непростой и послужила основой для создания образа Григория в создаваемом произведении. Надо сказать, что в настоящее время интерес к творчеству писателя – лауреата Нобелевской премии (1965), к его особой, «шолоховской» прозе является предметом научного анализа.
Малоизвестные произведения конца XX столетия.
В своем проекте нам хотелось бы обратиться к произведениям, которые малоизвестны, не на слуху, но которые западают в душу, как только начинаешь их читать. Сборник, в который вошли произведения Г. Л. Немченко: «Вороной с походным вьюком», «Последнее рыцарство», «Возвращение наших» «Далёкий путь к ближнему», В.Лихоносова: «Наш маленький Париж», «История. Обычаи. Заповеди»,- имеет общее заглавие «Слава тебе, господи, что мы – казаки».
Все произведения этих авторов пронизаны темой казачества, все они связаны единой мыслью: казаки – люди сильные, волевые, неразлучные с конём и с шашкой. У нас вызывает симпатию и автор произведения, и Коробейников, верный товарищ, друг, готовый в любую минуту прийти на помощь, который может быть твёрдым и жёстким, если этого заслуживают, и, наоборот, милосердным, добрым, отзывчивым. Узы братства связывают казаков.
Разбросала их судьба по свету. Но проходит время, и тянет их на свою малую родину, к отчему дому.
Рассказ «Последнее рыцарство» о том, какую власть имеет прошлое.
Пришло время, и автор этого рассказа по-другому стал смотреть на историю своего рода. Ему стало интересно всё: кто его родня, где живут, куда разбросала судьба их? Он рассказывает нам о своих предках-казаках, которые жили в одном кутке, вся родня.
События, описанные в рассказе, относятся к 1918 году. Основная мысль произведения: гражданская война разбросала казаков по всему свету. Кто с «белыми» ушёл, кто с «красными» остался. Те, кто за границу ушли, рода казачьего не стыдились, казаками себя называли, тосковали по родным просторам. Те же, кто здесь остался, страшились слово «казак» произносить; считались «отродьем» казачьим, врагами народа те, кто осмеливался казаком назвать себя.
Так бесславно закончил судьбу брат матери автора дядя Жора, которого за то, что казак, сперва досрочно из армии демобилизовали, потом уволили со строительства Сталинградского тракторного завода, потом с завода в Москве – и это всё за его казачье происхождение. А в 1937 году, когда десять лет он получил как окончательно сформировавшийся враг народа, был Магадан, побег из-под расстрела...Так и не сложилась его жизнь: в станице совсем спился и после трёх лет паралича умер.
Трагедия семьи – трагедия судьбы. Судьба другого родственника, шестнадцатилетнего Ивана Жукова, забросила далеко-далеко: и Турция была, и Югославия, а остановился он в Бельгии, откуда и пришло письмо от него через 37 лет. Завязалась переписка. Но разве можно было писать правду? Вот и писали ему в ответном письме: «Живём хорошо, потому что все в колхозе работаем». Это было чистое враньё, но в семье помнили: не так давно Жора с Колымы вернулся, и никто не хотел, чтобы «загребли» теперь всех.
Иван Иванович из Бельгии так и не выбрался в станицу, хоть только этим и жил последние годы. Боялся вернуться домой, хоть и не совершил никакого преступления, а по глупости ушёл, потому что детский ум еще имел. Понаслышан был, что могут и в лагерь сослать, и жизни лишить.
Описывая истории своих предков, автор осознаёт, что он росток того могучего рода, и общая картина той самой станичной жизни «в одном кутке», от которого все рано или поздно по разным причинам оторвались, складывалась в его сознании только теперь. Сейчас он готов всё понять. И с умом начать спрашивать, да не у кого больше спросить!
События ХХ века яростно и беспощадно вторглись в судьбу казачества, принося боль и слезы в сердца казачьего народа. Первая мировая война, Гражданская война, эмиграция за рубеж, репрессии против казаков, оставшихся на своих родных землях, высылка из любимых и родных сердцу хуторов, уничтожение и кровавый террор против казачества должны были убрать из народной памяти понятие «казак». Казалось, что после такого «расказачивания» и «раскулачивания» должны были превратить в пыль историю казачества, убрать из сознания народа образ создателей и защитников нашего Отечества. Но авторы программ и акций по уничтожению казачества потерпели поражение и сами превратились в пыль. Можно было уничтожить миллионы казаков и членов их семей, но нельзя уничтожить казачий дух, который так же выражается в слове! Слово о казаках стало ещё громче звучать в произведениях писателей Василия Дюбина – «Забурунный край», Ивана Шухова – «Горькая линия» и «Ненависть», Василия Балябина – «Забайкальцы», Анатолия Иванова – «Ермак», Андрея Губина – «Молоко волчицы», Анатолия Знаменского – «Красные дни», Аркадия Первенцева – «Кочубей», Виктора Лихоносова – «Наш маленький Париж». В стихотворениях и поэмах о казаках своё отношение к казачеству выразили Павел Васильев, Дмитрий Кедрин, Владимир Цыбин, Борис Куликов, Сергей Королев, Борис Примеров, Витислав Ходарев, Иван Варавва, Юрий Беличенко и многие другие поэты, неравнодушные к жизни казачьего народа. Назвать все имена и произведения русских писателей и поэтов, посвятивших свои произведения казачеству, не представляется возможным, ибо их количество велико.
Заключение.
Новая страница истории казачества пишется сейчас, каждый из нас может стать её летописцем! В наше время во всех уголках России живет много талантливых авторов, которые пишут по велению сердца, не забывая предков и их великие дела во благо Отечества! Только проникшись духом казачьего народа, узнав его традиции и образ жизни, его культуру и любовь к своей земле, можно понять, кто такие казаки и казачество.
Список литературы.
1. Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 2. М.: "Русская книга", 1994.
2. Н.С. Лесков «Левша». Казань: Татарское книжное издательство, 1980 г.
3. Кулик Т. Казацкие сказки Краснодар. ТРАДИЦИЯ, 2013г.
4. Петров Бирюк Дм. Сказание о казаках. Ростов – на – Дону. Ростовское книжное издательство, 1989 г. - 624 с.
5. А.С. Пушкин. Собрание сочинений в шести томах. Т. 3. М.: "Русская книга", 1996.
6. М. А. Шолохов. Тихий Дон. 2014. © ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2014.
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение
СЛОВАРЬ
Казачество – представители казачества, сложной социальной группы, военного сословия, которое сложилось на окраинах русского государства в XV — XVII веках.
Расказа́чивание — политика, проводившаяся большевиками в ходе Гражданской войны и в первые десятилетия после неё, направленная на лишение казаков самостоятельных политических и военных прав, ликвидацию казаков как социальной, культурной общности...
77-й пехотный Тенгинский полк. Годы существования: 1796 — 1918 Род войск: Сухопутные войcка Старшинство: 25.06.1700 Праздник: 29 июня (Св. Апостолов Петра и Павла). Сформирован 25.06.1700г. как Ивана Барнера Белозерский полк (затем переформированный в Санкт-Петербургский гарнизонный полк).
Линейцы Казаки - часть Кубанских Казаков, проживающих в отделах Кавказском, Баталпашинском, Лабинском, в части Екатеринодарского и Майкопском.
3 загадки Солнечной системы
Зимовье зверей
Три коробки с орехами
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Юрий Визбор. Милая моя