Целью проекта является изучение того, каковы место и роль любви в творчестве русских поэтов и прозаиков 19 века, каково её символическое значение.
Цель работы: выяснить, имеют ли образы любви в творчестве русских писателей и поэтов аллегорический смысл.
Вложение | Размер |
---|---|
grevtseva_anna_proekt_9g.docx | 38.25 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Новый Оскол Белгородской области
Проект по литературе
«Любовь – вечная тема в искусстве»
Выполнила:
Гревцева Анна,
учащаяся 9 «Г» класса
МБОУ «СОШ №3»
Руководитель:
Белова Светлана Николаевна,
учитель русского языка и
литературы
Новый Оскол,
2021 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….3
1. Вступление…………………………………………………………………..3
2. Любовь в жизни и поэзии В.А. Жуковского ….……………………….…4
3. Любовь в лирике А.С. Пушкина ………………………..………………... 6
4. Образ любви в поэзии М.Ю. Лермонтова…………………………………7
5. Заключение………………………………………………………………… 9
Список использованной литературы………………………………………. 10
Введение
Целью моего проекта является изучение того, каковы место и роль любви в творчестве русских поэтов и прозаиков 19 века, каково её символическое значение.
Цель работы: выяснить, имеют ли образы любви в творчестве русских писателей и поэтов аллегорический смысл.
Задачи:
1) Изучить и проанализировать поэзию и литературу по исследуемой теме.
2) Проанализировать, какое значение любовь имеет в поэзии и прозе рассматриваемых авторов.
3) Рассмотреть, как реализуется любовь в поэзии поэтов.
Актуальность исследования заключается в том, что образ любви, созданный много лет назад русскими писателями и поэтами остаётся современным и сейчас.
Методы работы:
Проблема: Поэзия и русская классическая литература недостаточно глубоко понимается молодёжью и не всегда находит эмоциональный отклик в душах молодого поколения, с появлением телевидения, интернета практически не оставляет шанса вдумчиво и эмоционально воспринять лучшие произведения русской классической литературы. Сопереживание прекрасным чувствам в нашей жизни в человеческом сознании отходит на второй план.
1. Вступление
Так почему же наши ровесники не любят и не понимают поэзию и классическую литературу? Может «не умеют читать между строк», не видят средства художественной выразительности, не понимают связь каждого написанного произведения с биографией автора?
Я постаралась открыть красоту и своеобразие поэзии известных лириков В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова на примере произведений, связанных с любовной тематикой.
Любовь! Сколько в этом слове романтики, волнения, свежести и чистоты! Сколько искренности и надежды, которая волной накатывает на сердце, особенно если сердце разбито! Сколько радости и умиротворения, наполняющего душу в моменты радости и невзгоды! Поэтому вовсе неудивительно, что именно любви посвящены многие стихотворные шедевры и классиков, и современников русской и зарубежной литературы, для которых любовь – это, прежде всего, неиссякаемый источник вдохновения.
В этой работе я ставила перед собой цель сравнить образ любви в творчестве разных поэтов и прозаиков.
2. Любовь в жизни и поэзии В.А. Жуковского
В 1805 году случилось событие, которому было суждено сыграть важную роль в жизни Жуковского и по-своему отразиться на судьбах всей отечественной
культуры, на русском понимании духовной природы любви.
У старшей сестры Жуковского по отцу, Екатерины Афанасьевны Протасовой, подрастали две дочери — Маша и Александра. «Были они разные, и по внешности, и по характерам, — писал замечательный биограф Жуковского писатель Б. К. Зайцев.- Старшую, Машу, изображения показывают миловидной и нежной, с не совсем правильным лицом, в мелких локонах, с большими глазами, тонкой шеей, выходящей из романтически-мягкого одеяния, — нечто лилейное. Она тиха и послушна, очень религиозна. Александра другая. Это — жизнь, резвость, легкий полет, гений движения. Собою красивее, веселее и открытей сестры, шаловливей». Пришло время учить девочек, а средства скромны. Жуковский согласился быть их домашним учителем.
Так начался возвышенный и чистый любовный роман Жуковского и Маши Протасовой, который продолжался до смерти его героини. Екатерина Афанасьевна, мать Маши, узнав о ее чувствах к Жуковскому, заявила, что брак между влюбленными невозможен по причине близкого родства. Ни уговоры, ни подключения к ним друзей, ни сочувственное вмешательство высокопоставленных духовных лиц не могло поколебать решение Екатерины Афанасьевны Протасовой. Всякие надежды на брак были у Жуковского и Маши потеряны навсегда.
История этой романтической любви нашла отражение в целом цикле любовных песен и романсов Жуковского. По ним можно проследить глубокое и чистое чувство. В «Песне» 1808 года оно светлое, радостное, исполненное надежд:
Мой друг, хранитель-ангел мой,
О ты, с которой нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой;
Но где для страсти выраженья?
Во всех природы красотах
Твой образ милый я встречаю;
Прелестных вижу — в их чертах
Одну тебя воображаю.
В этой любви, одухотворенной и чистой, совершенно приглушены всякие чувственные оттенки. На первом плане здесь сходство любящих душ, своеобразная любовная дружба, в которой чувство идеально. Образ любимой девушки столь властно овладевает душою героя, что грезится ему везде: в красотах окружающей природы, в шуме городской жизни. Поэт настолько проникается мыслями и чувствами любимой, что понимает ее без слов: «Молчишь — мне взор понятен твой, для всех других неизъяснимый». И даже самого себя он воспринимает ее глазами:
Тобой и для одной тебя
Живу и жизнью наслаждаюсь;
Тобою чувствую себя;
В тебе природе удивляюсь.
В следующей «Песне» 1811 года, после отказа Екатерины Афанасьевны, тональность поэтических чувств решительно изменяется в сторону меланхолии. Сперва звучат жалобы поэта на одиночество и покинутость, но они лишены эгоизма. Поэт жертвенно устраняется, желая любимой счастья, и просит лишь о том, чтобы она не забывала его и сохранила к нему дружеские чувства:
О милый друг! теперь с тобою радость!
А я один — и мой печален путь;
Живи, вкушай невинной жизни сладость;
В душе не изменись; достойна счастья будь…
Но не отринь, в толпе пленяемых тобою,
Ты друга прежнего, увядшего душою…
Но горечь роковой разлуки, нарастая, начинает смягчаться исподволь другим, врачующим чувством: невозможная, разбитая здесь, на земле, чистая любовь не умирает и может восторжествовать за гробом:
Туда моя душа уж все перенесла;
Туда всечасное влечет меня желанье;
Там свидимся опять; там наше воздаянье;
Сей верой сладкою полна в разлуке будь —
Меня, мой друг, не позабудь.
Отголоски этого печального романа звучат во многих произведениях Жуковского: в стихотворении «Пловец» (1812), в «Песне» (1816), в «Воспоминании» (1816), в балладах «Рыцарь Тогенбург», «Эолова арфа», «Эльвина и Эдвин».
3. Любовь в лирике А.С. Пушкина
Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема любви, она проходит через всё его творчество, этим чувством пронизаны все произведения писателя. Так как сам поэт являлся личностью влюбчивой, в его творениях тема любви раскрывается особенно ярко, она многогранна и интересна. Читателю легко принять то, что автор пытается донести до него, близки переживания, которые испытывают герои его произведений, а любовные неудачи, постигшие их, заставляют почувствовать свою близость с ними.
К каждой своей влюбленности А. С. Пушкин относится серьёзно, отдается со всей своей пылкостью. Все переживания и эмоции, которые писатель испытывает к любимой женщине, находят отголосок в его творчестве. Показывает все разнообразие чувств, которые может испытать человек. Пушкин не устаёт черпать вдохновение в чувстве любви, оно эмоционально обогащает его творчество.
В своих произведениях поэт отражает своё отношение к этому чувству, особенно это отражается в лирике поэта, которая наполнена романтикой и переживаниями, да и сам А. С. Пушкин относится к своим дамам сердца с поистине рыцарским благородством. Он пропагандирует в своих произведениях невозможность проявления эгоизма в отношении любви, настаивает на том, что любви присущи чувство заботы о человеке, в готовности к самопожертвованию.
В произведениях «Цыгане» и «Бахчисарайский фонтан» поэт резко осуждает героев за проявленную ревность к любимому человеку, ему чужда жестокость, примененная героями по отношению к другим.
Читая любовные стихотворения этого поэта, испытываешь непередаваемые ощущения и эмоции. В первую очередь, прочитав несколько стихотворений, несомненно приходишь к выводу, что действительно «любви все возрасты покорны». И стрела Амура может поразить как совсем юного человека, так и человека, имеющего за плечами огромный жизненный опыт. У Пушкина же стихи на эту тему больше похожи на личный дневник, в котором поэт описывает все стадии этого чувства и делится своими переживания. Например, стихотворение «Я думал, сердце позабыло...», наполнено тоской, грустью и печалью из-за неразделенной любви поэта. Но даже эти, казалось бы, ненужные страдания поэт очень ценит и хранит в себе и совсем не хочет от них избавляться:
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать.
Не всегда стихотворения Александра Сергеевича были наполнены тоской о любви. Любовь также вызывала у поэта вдохновение. В стихотворении «Гречанка» поэт описывает образ девушки, которая не перестанет его восхищать. Образ девушки, которая стала музой для поэта на долгое время:
Ты рождена воспламенять
Воображение поэтов.
В стихотворении «Я вас любил…», чувства лирического героя передаются с точностью. Хоть стихотворение мало по объему, восьми строчек вполне хватает, чтобы сложить у себя в голове полную картину спектров эмоций, испытываемых поэтом во время его написания. Не смотря на описания чувств самого героя, отчетливо видна нотка грусти. Он мечтает, чтобы его избранница смогла испытывать к нему такие же чувства. Он желает взаимности. Надежда о продолжении всего этого не покидает его. Главное, что он, испытывая чувства, не становится эгоистом. Он переживает, что своим вниманием способен доставить неудобства возлюбленной:
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем
Через всю свою не долгую, но яркую, наполненную красками и переживаниями жизнь А. С. Пушкин проносит чувство любви как высшую благодать, как награду, дарованную человеку свыше. Для поэта любовь является эликсиром жизни, двигателем в творчестве, он не видит трагедии в безответной любви, умеет быть благодарным за само испытанное им чувство. Пушкин не скрывает от своего читателя своих истинных переживаний, открывая все секреты своей души, показывает любовь как чувство прекрасное во всех его проявлениях. Это несомненно накладывает свой неповторимый отпечаток на всё его творчество.
4. Образ любви в поэзии М.Ю. Лермонтова
Любовь – прекрасное и светлое чувство, которое воспевалось еще античными поэтами. Она всегда волновала человека. Тема любви - вообще одна из вечных в поэзии. Находит она отклик и в сердце Михаила Юрьевича Лермонтова. В его жизни было много женщин, которым он посвящал стихи. Тема любви в творчестве Лермонтова проходит красной нитью через все произведения. Более трети своих стихотворений поэт посвятил именно этому светлому чувству. Благодаря ему российская литература раскрывается с романтической стороны. В основном Михаила Юрьевича оценивают как поэта, в произведениях которого, таится много драматического. Мы не можем не обращать внимание на то, что трагизм в своей поэзии Лермонтов воспевает не только из-за личных переживаний, но и так же в силу трагичного периода 30-х годов. Один из самых известных литературных критиков того времени однажды произнес такую фразу: «Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото» В.Белинский правильно отметил одно из главных разногласий в творчестве Лермонтова, когда сказал, что Михаил Юрьевич в своих произведениях разрывается между непостижимым идеалом и суровой реальностью. В своих стихах он предается мечтам, а затем сталкивает нас с суровой действительностью. Воспевая все самое светлое и романтическое, Михаил Юрьевич пытается донести до нас, что каждый человек создан для самого прекрасного - для любви. Поэт очень часто об этом пишет:
И ненавидим мы,
И любим мы случайно.
Михаил Юрьевич в своей жизни встретил только одну единственную любовь. Его чувство было не взаимным и, возможно именно поэтому, мы наблюдаем так много грустного в его строках. Но, что больше всего удивляет, так это то, что он старается якобы отдалиться от этого мира и от своего чувства: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом.» Он считает, что в своей жизни человек может любить только один раз, поэтому остаётся предан своей любви:
У ног других не забывал
Я взор твоих очей.
Лермонтова можно назвать новатором любовной лирики по нескольким причинам. Герой пребывает не только в любовных переживаниях, терзая душу вопросами о взаимности его чувств, но и в философских рассуждениях, задумываясь над чувствами вообще.
«Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть»
«Выхожу один я на дорогу…», 1841.
Тема любви сопряжена с темой разлуки. Возлюбленная понимается поэтом как центр жизни, а если любви нет, либо же она не взаимна, то и смысла жизни нет. Мотив одиночества, разочарованности и непонимания повторяется практически в каждом стихотворении:
«И я твержу один, один:
Люблю, люблю одну!»
«У ног других не забывал…», 1831.
Свобода по-прежнему является для лирического героя высшей ценностью. Истинные чувства не ограничивают лирического героя, не сковывают его, но ложь в любовных отношениях понимаются как синоним несвободы.
«Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам»
«Я не унижусь пред тобою…», 1832.
Многие писатели в своих произведениях сравнивают влюбленность с чем-то священным и в то же время легким. Они не добавляют в свои стихотворения какого-то драматизма, а наоборот пытаются подчеркнуть легкость и возвышенность момента. Лермонтов описывает свое чувство как нечто яркое, и несомненно, очень поэтичное, но всегда безответное. Он с волнением воспринимает окружающий себя мир, со всей искренностью отображая каждое переживание.
5.Заключение.
Чтобы понять лирическую поэзию и прозу мастеров слова 19 века, надо обратиться к биографии и творчеству авторов, понять мотивы написания произведения, открыть для себя авторский замысел, вслушаться в звукопись строф, и тогда, наверняка, перед нами откроются удивительные картины, рисуемые нашим воображением.
Хочется дать совет моим друзьям и одноклассникам: читайте, перечитывайте стихи поэтов – романтиков, прозу классиков русской литературы 19 века.
Тема любви действительно оказалась вечной. И может быть, здесь уместно вспомнить слова великого Данте, которыми он заканчивает «Божественную комедию»:
Здесь изнемог высоких духов взлет,
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если б колесу дан ровный ход,
Любовь, что движет Солнце и светило.
Список использованной литературы
1.https://revolution.allbest.ru/culture/00380546_0.html
2. https://rus-lit.com/lyubov-v-zhizni-i-poezii-zhukovskogo/
3.https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/tema-lyubvi-v-lirike-a-s-pushkina-v-tvorchestve
4. https://obrazovaka.ru/essay/lermontov/tema-lubvi-v-lirike-lermontova
5.https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/lyubov-v-tvorchestve-lermontova
Лиса Лариска и белка Ленка
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Карандаши в пакете
Кто грамотней?
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")