С 22 по 28 июня 2021 года на базе Воронежского юридического техникума прошла V Всероссийская интерактивная студенческая научно-практическая конференция «Профессионалы для России». Работа Макаровой Марины заняла первое место (диплом) в номинации "Портфолио как фактор личностно-профессионального роста современного специалиста". В своей работе она постаралась ответить на вопросы: как сложился ее портфолио, какими документами он пополнился, что повлияло на ее жизненный выбор?
Вложение | Размер |
---|---|
Портфолио как фактор личностно-профессионального роста современного специалиста | 24.86 КБ |
ПОРТФОЛИО КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Макарова Марина Сергеевна, руководитель Бобрышева Н.И.
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей»
Само слово «портфолио» не является изобретением XX века. Раньше при помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов ХХ века в Соединенных Штатах Америки. В конце ХХ и начале XXI веков эта идея становится популярной во всем мире, в том числе и у нас, в России.
В переводе с французского это слово означает «излагать», «сформулировать», «нести», а также «лист», «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского - «папка с документами», «папка специалиста» (словарь иностранных языков).
Согласно современным словарям, портфолио - это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье.
Как сложился мой портфолио, какими документами он пополнился? Что повлияло на мой жизненный выбор? Все началось с детства…
Мое село, да и моя семья не представляет жизни без народной песни. Поэтому я с колыбели впитала в себя с молоком матери любимые народные мотивы. Песня - хранилище народной души, а без души и народа не будет.
До поступления в колледж я занималась в образцовом детском фольклорном ансамбле «Добродея» и постигала там первые азы хорового исполнительства, которое имеет свою специфику. «Хор – как инструмент со многими голосами, он может выразить еле слышное эхо человеческих переживаний, ликование победы или величие бессмертной человеческой души». Но все это невозможно без того, кто всем этим умеет искусно управлять. Хочу сказать, что мне очень повезло с коллективом, частичкой которого я стала. В нашем ансамбле сложились теплые дружеские взаимоотношения, это, конечно же, заслуга его руководителя, Жидковой Светланы Владимировны и концертмейстера, Макарова Сергея Макаровича. Они поделились своим богатым опытом, привили главнейшие человеческие ценности, любовь к своему делу. До сих пор я поддерживаю с ними связь, знаю, что всегда помогут, поддержат, подскажут, не оставят в трудную минуту. Мне кажется, это бесценно!
Вместе с ребятами, родителями и преподавателем мы посетили Ростов, Белгород, Тамбов, объездили всю Воронежскую область, приняли участие в различных
конкурсах: «Тамбовская канарейка», «Красная гвоздика», «Новые звезды», «Адрес детства», «РЖД зажигает звезды», Фольклорный фестиваль традиционной славянской культуры «На Троицу». Новые встречи, новый опыт. Это первая страничка моего портфолио.
Следующая страничка. Народный хор «Вольная Русь». Я пришла туда, когда мне исполнилось 16 лет. Наш хор очень часто выступает на различных концертах и мероприятиях, успешно участвует в конкурсах. Запомнился первый фестиваль, на который я поехала вместе с коллективом - Всероссийский Фестиваль народной песни, музыки и танца «На родине М.Е.Пятницкого». И сразу призовое место! А потом Всероссийский фестиваль фольклора и ремесел «Русь песенная - Русь мастеровая» на хуторе Ломы, «Фестиваль хлеба», конкурс исполнителей в городе Россошь, Шолоховская весна…. Фестиваль фольклора и художественных ремёсел «Русь песенная, Русь мастеровая» проводится на Воронежской земле более 20 лет, с очерёдностью 1 раз в 2 года. Он стал местом общения певческих групп, народных мастеров, работников культуры из разных регионов и завоевал высокий авторитет в ряду подобных общероссийских акций. Воробьевский фестиваль – это встреча единомышленников. Программа предусматривает общение в самых различных формах. Это и мастер-классы по певческому искусству, и концерты в хозяйствах с праздничными застольями по окончании, и «молодецкие забавы», и «Слобода мастеровых», и вечерка под звездами на Красной поляне у костров. В мероприятиях участвуют в качестве исполнителей и зрителей сотни и тысячи людей разного возраста из разных уголков России и других стран. На фестивале собираются коллективы из Москвы, Липецка, Курска, Белгорода, Волгограда, Твери, Самары, Краснодара, Северного Кавказа, творческие делегации из Украины, Белоруссии, Латвии, Германии, Голландии, США.
А Шолоховская весна! Литературный праздник впервые прошел в 1985-м году в честь 80-летнего юбилея писателя и с тех пор получил всенародное признание и приобрел международный статус. Это и не удивительно, ведь в дни его проведения в станице Вешенской собираются тысячи гостей со всего мира.
Гостями этого события являются люди влюбленные в талантливые произведения автора, знаменитые писатели, политики, артисты. Кстати, те кто приезжают на торжества в статусе гостей, также могут принять и активное участие в концертной программе и конкурсных соревнованиях. Здесь рады всем от мала и до велика. Каждый найдет себе занятие по душе.
Мне нравится такая насыщенная творческая жизнь. Каждый раз ты чувствуешь, что растешь как будущий специалист хорового народного пения, как личность. Ведь новые победы - это новые вершины творчества и мастерства.
А вот новая, главная моя страничка портфолио. 2018 год – новый этап в моей жизни. Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей. К этому времени я окончательно решила связать свою жизнь с народной песней. Это не профессия. Это призвание! Оно дает возможность собственных открытий.
Я поступила на отделение сольного народного пения к человеку, который изменил всю мою жизнь. Молодцова Екатерина Михайловна – народная артистка РФ, почётный гражданин города Воронеж.
Надо учитывать то, что «доминирующим мотивом учебной деятельности студента выступает внутренний, учебно-познавательный мотив, где важнейшим фактором мотивации учения является интерес и склонность студента к своей будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности» [1, с. 126].
Студенты отличаются друг от друга не интеллектом и даже не способностями, а мотивацией к учебной деятельности. Для одних характерна внутренняя мотивация, т.е. освоение профессиональных знаний и умений, для других – внешняя, лишится стипендии или исключение из учебного заведения. У музыкально одарённых «высокая положительная мотивация является внутренним состоянием творческой активности» [2, с. 126].
Эмоциональная отзывчивость, сопереживание и сочувствие к людям – важный фактор роста личности. Все эти качества помогают повышению творческой активности на уроках дирижирования и занятиях хора, где студенты сравнивают свои знания и умения между собой.
А какова же роль в этом процессе педагога? «Музыкальный педагог… должен быть и теоретиком, и регентом, но в то же время и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону. Главное же, он должен знать музыкальную литературу, т.е. музыкальное произведение в возможно большем количестве, чтобы не чувствовать в музыкальной эволюции провалов от композитора к композитору или зияющих пустот в творчестве одного композитора» [3, с. 59-60].
Обучая студентов, педагог стремится развивать их музыкальные, интеллектуальные и креативные способности.
Все это можно отнести к Молодцовой Екатерине Михайловне. Она уникальная исполнительница народных песен и частушек, хранительница традиции, которая сегодня может угаснуть. Ученица великой Марии Мордасовой, дорожащая подлинной интонацией. По мнению Екатерины Михайловны, молодежь должна слышать настоящую музыку. Сейчас многие не знают имен Зыкиной, Мордасовой. Почему? Да все просто: раньше их песни передавали по радио и телевидению. Канули в лето и наши хоровые коллективы - Воронежский, Омский, Уральский, Оренбургский, Рязанский и другие. Их не показывают, они не имеют возможности выезжать на гастроли.
Необходимо овладеть определенными исполнительскими приемами, характерными для данного песенного жанра. Народная музыка также неразрывно связана с обрядовым действием, хореографическим движением. Ты не только исполнитель, ты еще и танцор, и актер в одном лице. Какое это чудо, когда ты воплощаешь на сцене целый спектакль из народной жизни!
Огромную роль в моей жизни играют и профессиональные конкурсы. Они оттачивают мастерство, открывают для меня новые горизонты, знакомят меня с новыми именами, подстегивают мои амбиции, и одновременно с этим я чувствую себя миссионером в пропаганде умирающего сейчас искусства. Неоднократно об этом напоминала и Екатерина Михайловна. Петь то, что исполнялось раньше, очень хорошо. Но важней творить новое, произрастающее из созданного ранее, опираясь на народную мелодику.
Сейчас я работаю в ансамбле русской песни «Воронежские девчата». Он был создан в апреле 1966 года в Воронежской филармонии народным артистом СССР, композитором К. И. Массалитиновым и директором филармонии М. А. Галынкером. Основу репертуара составил богатейший фольклор Центрального Черноземья, популярные русские народные и авторские песни, где особое место занимает женская лирическая песня с ее глубоким чувством и неподражаемой красотой.
Сильные и красивые голоса, сценичность, колоритная манера исполнения быстро позволили ансамблю завоевать свою зрительскую аудиторию.
За свою богатую гастрольную практику артисты ансамбля побывали более чем в сорока странах мира. Ансамбль участвовал в программах на лучших концертных площадках нашей страны: государственный Кремлевский дворец, Концертный зал им. Чайковского, Центральный концертный зал «Россия», Колонный зал Дома Союзов, Концертный зал Храма Христа Спасителя, Московский государственный Театр Эстрады, Театр Эстрады г.Санкт-Петербурга.
Я пока только учусь, но верю, что у меня тоже все получится, и мое имя будет стоять на афишах рядом с именами прославленных выпускников Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей.
Литература:
Горячо - холодно
Щелкунчик
Юрий Визбор. Милая моя
Стеклянный Человечек
Астрономический календарь. Октябрь, 2018