У разных поколений игры и игрушки для детей разные, но некоторым из них выпала счастливая судьба: они продолжают радовать ребят и сегодня.
Вложение | Размер |
---|---|
esse_suslova_darya.docx | 17.42 КБ |
Суслова Дарья, 6б класс
МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево
Саратовской области»
Эссе
«Игры наших бабушек и дедушек»
Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в тяжёлое послевоенное время. Но все равно дети находили время для игры. Когда я задала вопрос бабушке, во что они играли в детстве, она назвала много игр. Оказывается, они играли в те же игры, в которые играю я с друзьями. Они играли в подвижные игры: «Догонялки», «Вышибалы», «Ручеек», «Казаки-разбойники», «Жмурки», «Тише едешь - дальше будешь», «Прятки», скакали на скакалках. Мальчики играли в «войнушку», а девочки играли с куклами. Моя бабушка очень любила играть в куклы.
Настоящих кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. В то время они были соломенные и тряпичные, и делали их дети своими руками. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли. А еще куклы были с глиняной головой и мягким тряпичным туловищем.
Мальчишки мастерили из дерева автоматы, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки. Детской «посудки» тогда не было, и поэтому собирали черепки битой посуды и играли ими. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там.
В то время не было магазинных игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую. У нас дома сохранились несколько кукол и самодельных украшений из детства моей бабушки. Конечно, они совсем не похожи на тех кукол с которыми мы играем сейчас, на те украшения, которые мы сейчас используем. Но они очень дороги для нашей семьи и мы их бережно храним.
Бабушки и дедушки любили качаться на качелях, которые мастерили их. На этих качелях дети любили устраивать соревнования – кто быстрее и сильнее раскрутится на них. Иногда вместо карусели вбивали во дворе столб, прикрепляли на него веревки с петлями, и дети крутились вокруг столба до головокружения.
А зимой дети играли в снежки, строили крепости и катались с горки на деревянных санках. В холодную погоду дома дети играли в «слова». Оказывается, это такие же игры как и у нас! «Съедобное – несъедобное», «Испорченный телефон». Я тоже люблю играть в эти игры с моей младшей сестрой и подружками. Считаю, что самая интересная игра – это «Съедобное - несъедобное». Играющие встают в круг и начинают перекидывать друг другу мяч, называя при этом различные предметы: съедобные и несъедобные. Если игрок кинул мяч и сказал, например, «яблоко», то другой должен поймать мяч. Если же был назван несъедобный предмет, например, «дом», то мяч нужно отбивать. Игрок, поймавший «несъедобный» мяч или отбивший съедобный, выбывает из игры. Побеждает игрок, продержавшийся дольше всех, и конечно, получает сладкий приз.
Одной из любимых игр моей бабашки в холодные зимние вечера была игра «Кольцо-колечко». Все рядком сидели на лавочке, сложив ладони перед собой лодочкой. Водящий обходил всех, точно так же сложив ладони, только у него в них был спрятан маленький предмет – колечко или ещё что-нибудь. Этот предмет тайно клали в ладошки одного из сидящих. Потом водящий отходил и говорил: «Кольцо-колечко, выйди на крылечко!» Другие должны были догадаться, кому положили колечко, и не дать ему встать. Тот, кому удавалось встать со скамейки, становился водящим. Как оказалась это очень простая и интересная игра. Я люблю играть в эту игру, а бабушка любит смотреть на нас и вспоминать свое детство!
Но были и те игры, о которых я слышала в первый раз. Это «Чехарда», «Городки», «Люлька», «Звонарь», «Лапта», «Чёрное и белое не носить! Да и нет не говорить!».
В игру «Звонарь» моя бабушка в детстве любила играть со своими друзьями из двора. Эта игра очень весёлая и интересна тем, что одному игроку - «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от остальных игроков, чтобы не выдать себя звонком. Поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры. Я иногда играю в эту игру с друзьями. Действительно, очень интересно и весело, а главное просто!
Среди игр наших бабушек, пожалуй, самой любимой была лапта. К сожалению, мало кто из молодых знает ее правила, иначе она была бы очень популярна.
Вот как играют в лапту. Местом для игры может служить любая ровная или лужайка. Площадка делится двумя параллельными линиями. Площадка между линиями называется полем. За одной чертой отводится место для «города», а за другой - для кона. В игру играют с помощью небольшого резинового или теннисного мяча и лапты (т. е. палки длиной 80-100 см). Участники игры делятся на две равные по количеству игроков команды - от 5 до 10 человек в каждой. По жребию одна из команд располагается за линией "города" и называется бьющей командой, а другая - водящая - размещается на поле. Один из игроков бьющей команды - «метальщик» становится на линию "города" и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому одним из игроков водящей команды - «подавальщиком».
После удачного удара "метальщик", оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту "города". В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который пытается увернуться от мяча. Если удар по мячу неудачный, и мяч упал близко, или "метальщик" промахнулся, то он отходит обратно за линию "города" и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды. Возвратившись благополучно в свой "город", игрок приобретает право опять бить по мячу. Если в момент перебежки игрок окажется "запятнанным", то все игроки
водящей команды бегут в "город", и команды меняются ролями. Однако пока водящие бегут в "город", бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, "запятнав" одного из противников, не успевшего скрыться в "городе". В этом случае водящие покидают "город". Но и они тоже могут "запятнать" кого-нибудь из игроков бьющей команды, находящихся в поле. Таким образом, за обладание "городом" происходит упорная борьба. За каждого игрока, "незапятнанным" перебежавшего в оба конца, команда "города" получает очко. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков. Я посмотрела видео этой игры в интернете. Надеюсь научиться играть в нее в ближайшее будущее!
Вот сколько интересного можно узнать из рассказов наших бабушек и дедушек!
У разных поколений игры и игрушки для детей разные, но некоторым из них выпала счастливая судьба: они продолжают радовать ребят и сегодня.
О радость жизни, детская игра!
Век не уйти с соседского двора.
За мной являлась мать. Но даже маме
В лапту случилось заиграться с нами.
Валентин Дмитриевич Берестов
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Два плуга
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Юрий Визбор. Милая моя