Давид Никитич Кугультинов является, на мой взгляд, одним из самых выдающихся литературных деятелей Калмыкии. Он создал немало произведений, оставивших яркий след в калмыцкой и российской литературе. Особенно меня привлекли ранние стихотворения поэта, написанные в период Великой Отечественной войны. Наши прадеды отважно сражались на фронтах, совершали ратные подвиги, защищая нашу великую Родину, чтобы их потомки жили под мирным небом. В числе бойцов Красной Армии был и Давид Кугультинов. В трудных условиях солдатской жизни, сидя в сыром окопе, он находил время, чтобы записать несколько строк карандашом в свой фронтовой блокнот. Война, проходя через жизнь и сердце поэта, оставила глубокий след в творчестве Д.Н. Кугультинова.
Вложение | Размер |
---|---|
cholutaeva_enkrina._uir._2018_g.docx | 81.22 КБ |
XVII республиканская конференция туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм»
Номинация: Литературное краеведение»
Тема работы:
«Военная лирика в произведениях Давида Кугультинова»
Подготовила:
Чолутаева Энкрина Эренценовна
учащаяся 8 г класса МБОУ «СОШ № 4»,
воспитанница туристско-краеведческого клуба «Компас»
БУ ДО РК «РЦДЮТ и К»
Руководитель: Надбитов Р.К.,
педагог дополнительного образования
г. Элиста 2018
Оглавление
Введение.........................................................................................................3
Заключение……………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………………………………………………….12
Приложение…………………………………………………………………...13
Введение
Давид Никитич Кугультинов является, на мой взгляд, одним из самых выдающихся литературных деятелей Калмыкии. Он создал немало произведений, оставивших яркий след в калмыцкой и российской литературе. Особенно меня привлекли ранние стихотворения поэта, написанные в период Великой Отечественной войны. Наши прадеды отважно сражались на фронтах, совершали ратные подвиги, защищая нашу великую Родину, чтобы их потомки жили под мирным небом. В числе бойцов Красной Армии был и Давид Кугультинов. В трудных условиях солдатской жизни, сидя в сыром окопе, он находил время, чтобы записать несколько строк карандашом в свой фронтовой блокнот. Война, проходя через жизнь и сердце поэта, оставила глубокий след в творчестве Д.Н. Кугультинова.
Читая фронтовые стихи Давида Кугультинова, я заметила, что поэт больше рассказывает не о себе, а о своих сослуживцах, о том, что они чувствуют, о чём думают. Что помогает солдатам бороться до конца? А помогает им вера в самих себя, вера в Родину и каждый день в их глазах можно было увидеть страх, отчаяние, но всего этого было не видно за их мужеством, поступками. И каждый из них понимал, что этот день может быть для них последним, но они не боялись смерти, ведь умирали героями за великую Родину за близких и родных. Именно об этом пишет Давид Кугультинов.
Цель учебно-исследовательской работы: Изучить произведения Давида Кугультинова, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны.
Задачи исследования:
В период подготовки своего исследования, я изучила произведения авторов, которые писали о ранних произведениях Давида Кугультинова, в том числе и о его стихотворениях военной поры. Ценная информация о творчестве поэта содержится в работе З.Килгановой «Поэты и время», изданной в Элисте в 1971 г., в книге «история многонациональной литературы» 1970 г., в трудах Б.Леонова «Поэзия судьбы народной» и Ю. Розенблюма «Давид Кугультинов», изданных в 60-х-70-х гг. прошлого века.
В 1941 году Давида Кугультинова призвали в армию со второго курса пединститута. Война началась, когда он находился на восточной границе СССР.
«Помню 22 июня 1941 года, - вспоминает он, - наш полк находился на боевых учениях. Мы наблюдали за тем, как на взмыленном коне примчался связной и вручил какой-то пакет командиру полка».[1]
Первые произведения из фронтовой тетради написаны далеко на востоке нашей страны. Они наполнены тревожными вестями о боях, идущих за каждую пядь нашей земли, о Родине, о родных просторах, о том, как все стремятся ринуться в бой на край войны, лишь бы защитить родные земли.
Родина – великая и необъятная – становится конкретной, близкой и родной, нуждающейся в защите. И карта страны, на которой нанесены линии боев, и монгольские степи и реки, столь похожие на родные просторы, и грустный свист ветра – всё это вновь и вновь возвращают его к мысли о том, что всё, чем дышали и жили, поставлено под угрозу. Снова и снова возвращается он в стихах к образу святой матери-степи и через неё к образу великой Родины:
Степь моя! Степь!
Тому, кто душой тебя понял,
Сердцем тебя полюбил,
Ты открываешь глаза.
(«Матери-степи», перевод Н. Матвеевой).
К матери-степи, которая в ночной тиши раскрывала перед ним страницы героической истории, к той единственной, которая вскормила богатырей, именно к ней и только к ней обращается поэт в трудный час:
В суровое грозовое время,
Степь, дай мне совет!
В трудную скорбную пору!
Открой мне будь!
(«Джангар, Хонгор, где вы?»).
Так трепетно и нежно говорит он о своей привязанности к ней:
Свежий твой ветер вдохнул
Я с молоком материнским.
Тонкие веки едва
Приподнял – увидел тебя.
Вырос на почве твоей…
(«Матери-степи»)
Здесь мы можем увидеть такую настоящую и искреннюю любовь к Родине-матери в сложное время, когда выпали тяжелые испытания, также можно увидеть что отрывок горит желанием защитить свою Родину. И также поэт клянется, что если он не сможет защитить родные земли он себя запятнает, и эта боль и грусть сменяется самой настоящей ненавистью к врагу.
Видишь? В тяжелой пыли
С запада движется враг,
Степь! Если в грозном бою,
Струсив себя запятнаю…
(Перевод Н, Матвеевой).
Сражающемуся вдали от родной земли герою ветер приносит грустную песню о стонах матери, о зове любимой, о смерти детей. Как будто скорбная песня ветра вместе с переживаниями героя. Он описывает природу, связанную с его душевным состоянием. Кажется, что сама природа может переживать:
Видишь, в осеннем небе
Тучи клубятся,
Свинцовыми каплями сверху
Дождь срывается?
Слышишь ли ты, как ветер,
Вздыхая, свирепо поет.
Старая, седая степь
Как тяжело стонет?
Автор как бы обращается к своим товарищам. И представляет себя на месте каждого солдата, ведь все они также скучают по родным, близким и по Родине:
К тебе издалека идут.
Не свистящего ветра песню.
Плач встревоженных близких слышишь, ли?
Не осеннего ветра вздохи,
Смерть своих младенцев слышишь, ли?
Стихотворение заканчивается тем, что автор призывает солдат собрать последние силы и бороться до самого конца, и также даёт клятву, что они освободят Родину:
Слушай, мир стонет!
Пули метче нацелим!
Воин дорогую Отчизну,
Любимую Родину освободим!
Существенная черта военной лирики Кугультинова заключалась в том, что он рассказывает не о том, что именно он готов испытать ради Родины, а о долге каждого человека. Он показывает, что каждый солдат готов пожертвовать жизнью, чтобы защитить Родину, близких и родных и свой народ, чтобы они потом жили в счастье.
Например, в стихотворении «Девушке-солдату», написанном в 1942 году, о девушке одетой в выгоревшую под солнцем военную гимнастерку, поэт видит её красоту. В этой красоте внутреннего мира он видит источник презирающей смерть силы:
Из таких, как ты, наверное, рождается Зоя Космодемьянская
И стойкой Жанной Д`Арк становятся такие, как ты.
О таких как ты, защищающих Родину, миллионах я бы пел
Но нет, чтобы воспеть наше время, тысячи таких, как ты,
Даже таланта каждого из них не хватит,
Нет, невозможно воспеть наше суровое и великое время,
Если не соединить талант поэтов ушедших и грядущих.
Стихотворение «Военная весна» написанное в 1943 году.
Уже зимы холодной покрывало
Весна с земли своей рукой срывала
И расстелила вновь ковер зеленый
Для юности свободной и влюбленной.
Весна – символ свободы:
Весна – особенное время года
Ей, как любви, всегда нужна свобода,
И там, куда пришло освобожденье,
Цветут цветы и слышно птичье пенье.
Чтобы лишь одна страна у нас родная,
Чтобы не бывать вовек другой отчизне.
Давид Кугультинов принадлежит к тому поколению советских писателей, юность которых была опалена войной. И в его поэзии отдельное место занимают стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне. Именно в те годы в годы безжалостной войны Д.Н. Кугультинов формирует одну из своих существенных черт – стремление не замыкаться лишь на переживаниях своей души, а всмотреться в суть своей эпохи.
К концу войны творчество Д. Кугультинова усиливает тенденцию к всестороннему анализу нравственного облика человека. Также поэт показывает не только в момент боя, но и как они ведут себя в перерывах между боями.
Но мы видим и стремление показать повседневность и обычность героев.
Темно на белом свете,
Пронизывает нас насквозь
Весенний черный ветер.
(«Ночью в окопе» пер. С. Вронского)
В стихотворении «Любовь Лели Шапиро» автор хочет до нас донести, что в облике советского воина также живет способность любить, радоваться, грустить о доме, близких и плакать над погибшими товарищами:
А батальон молчал,
Он, вытирая капли слёз,
Смотрел на запад пасмурный…
(Пер. Н. Матвеевой).
Живёт в солдатском сердце мечта о мирной жизни, та, что даёт надежду им в бою.
Солдаты тихо говорят
О новостях из дому,
И от души один солдат
Сочувствует другому,
Невесел, короток рассказ
Солдата пожилого:
«Моя то пишет, что у нас
Порожняя корова…»
А молодой солдат сказал –
И у него забота
«Темно, а то б я показал
Своей невесты фото».
(Пер. Н. Матвеевой).
***
Лежат солдаты на войне,
Их снег с водою топит.
Они не в дыме, не в огне –
Они в степи, в окопе.
(Перевод Ю. Вронского)
В стихотворении «Высота» написанном в 1945 году, живописная повествовательность, сочетается с накаленной обстановкой, создает образ девушки, вырастающий в поэтический символ Родины – России:
И вдруг, в стеблях, со мною рядом
В тугом конце сплетённых кос
Увидел девушку. Принёс
Мне силу взор её красивый:
Строга, доверчива, нежна,
Вдруг показалась мне она
Весь мир спасающей Россией!
(Перевод В. Луговского).
Заключение
Давид Кугультинов родился 13 марта 1922 года в селении Абганер - Гаханкин (ныне Эсто-Алтай Яшалтинского района в Республике Калмыкия) в зажиточной семье. С 1937 года обучался в элистинской школе № 1. И уже в 18 лет Давида приняли в Союз писателей СССР. Был призван в Красную Армию со второго курса Калмыцкого педагогического института. Служил старшиной и позднее — младшим лейтенантом в составе советских войск на территории Монгольской Народной Республики. После того, как 28 декабря 1943 года калмыков депортировали, Давид Никитич находился на фронте. Его, как и остальных калмыков – фронтовиков, забрали в мае 1944 года. Я понимаю, как тяжело переживал солдат эту несправедливость по отношению ко всему калмыцкому народу, его фронтовым товарищам, отважно защищавшим Родину, их родным и близким. В апреле 1945 года Давид Кугультинов был арестован и осуждён за стихи и выступления в защиту калмыков и был сослан в Норильск.
В надежде найти какую-либо фронтовую тетрадь, письма или же что-то еще другое, связанное с жизнью Давида Никитича, я пошла в Национальный музей им. Н.Н.Пальмова, но, к сожалению, не нашла какого-либо материала о нём.
Военная лирика Д.Н. Кугультинова отражала находки и издержки калмыцкой поэзии тех лет в своих лучших образцах. Ведь в его произведениях мы можем увидеть его переживания, переживания людей среди которых он находится, выражает свои мысли и чувства, чувства своего поколения, вставшего на защиту своей Родина.
Изучив произведения раннего периода творчества поэта, я поняла, что многие из них не отражены в школьной программе. А ведь читая их, представители юного поколения граждан России могли бы понять, как тяжело было нашим предкам, чем им приходилось жертвовать ради того, чтобы мы жили под мирным небом.
Список использованной литературы:
[1] Килганова З. Поэты и время. Элиста, 1971.
Загадка Бабы-Яги
Прекрасное далёко
Алые паруса
Как зима кончилась
Госпожа Метелица