Докучная сказка ― докучающая, доводящая до скуки, надоедливая. Докучная сказка сказывается любому слушателю, если есть соответственная предпосылка ― приставание слушателя к сказочнику и нежелание последнего говорить сказку.
Докучные сказки - это прибаутки, потешки, при помощи которых хотят угомонить детей. "Докука" - старинное русское слово, обозначающее надоедливую просьбу и не встречающееся в языке современного человека. Но у него есть однокоренные слова в современном языке. Например, слово "скука". Следовательно, словосочетание "докучная сказка" - сказка, которую рассказывают неугомонным детям, которые часто лишают родителей покоя своими просьбами.
Вложение | Размер |
---|---|
dokuchnye_skazki.docx | 34.21 КБ |
dokuchnye_skazki.pptx | 465.81 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеомская средняя школа № 2»
Творческий проект
Докучные сказки
Авторы:
Кутькин Артём 3Б класс
Панютич Дмитрий 3Б класс
Руководитель: Станчас И.И.
с. Нижняя Омка
2017 год
Содержание.
История происхождения сказок. 4
Глава II. Принцип построения сказки. 5
Актуальность темы:
Идея создания проекта возникла на уроке литературного чтения. Само понятие «докучные сказки» вызвало интерес. В сказках о животных персонажами являются животные. В волшебных сказках происходят чудеса. А о чём говорится в докучных сказках? Исследование здесь было просто необходимо. Почему сказки так называются, как они возникли, можно ли в современных условиях создать их самим?
Нас заинтересовала эта тема, и мы решили собрать по этим сказкам более полную информацию и провести исследовательскую работу.
Цель исследования:
Задачи:
Гипотеза:
Предположим, что докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые хотели отдохнуть от любознательных слушателей.
Для достижения поставленных целей и задач были использованы теоритические (изучение литературы, анализ, сравнение и обобщение) и эмпирические (анкетирование, сбор информации) методы исследования.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать.
Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями!
Сказки — это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.
Докучная сказка ― докучающая, доводящая до скуки, надоедливая. Докучная сказка сказывается любому слушателю, если есть соответственная предпосылка ― приставание слушателя к сказочнику и нежелание последнего говорить сказку.
Докучные сказки - это прибаутки, потешки, при помощи которых хотят угомонить детей. "Докука" - старинное русское слово, обозначающее надоедливую просьбу и не встречающееся в языке современного человека. Но у него есть однокоренные слова в современном языке. Например, слово "скука". Следовательно, словосочетание "докучная сказка" - сказка, которую рассказывают неугомонным детям, которые часто лишают родителей покоя своими просьбами. Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы В. И. Далем в 1862 году в сборнике "Пословицы русского народа". Исследованием докучной сказки занимались известные учёные, фольклористы и этнографы. Главное в докучной сказке, что она не настоящая! Ее обман заключается в том, что сразу после зачина следует неоправданно быстрый конец, в подмене начала концом, а конца - началом.
Докучной сказке присуща асимметрия начала, центральной части и конца. Ее обман заключается в отсутствии или неразвитости содержательного звена сказки, в том, что сразу после зачина следует неоправданно быстрый конец, в подмене начала концом и конца – началом, в создании иллюзии бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Используя в качестве классификаторов слова, смысл которых обман и неправда, предложим следующую классификацию докучных сказок:
Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.
Жили - были два гуся, Вот и сказка вся.
Бесконечность этого типа докучной сказки создается открытостью ее конца. Технический приём состоит в том, что ход сказочного действия, его время, способное в обычной сказке замедляться или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени в реальном пространстве: рассказчик и слушатель вынуждены ждать, когда старичок доедет до мельницы, и только после этого можно будет продолжить повествование.
Таким образом, сказка сменяется реальностью; в тексте они соединены, а не противопоставлены друг другу. Это соединение происходит на чётко маркированной вопросом слушателя границе между художественным пространством и реальностью:
Жил - был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки...
- Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
- Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
Маятниковый повтор - бесконечное дословное повторение одного из звеньев текста.
Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, Выкис, Вылез, Высох,
Встал на колоду
– Бултых в воду
«Кольцевые» весь текст повторяется, «теряя» при этом свое начало и конец. Конец становится началом, начало - концом: «Не сказать ли сказку сначала?», «Не сказать ли опять с конца?»
Жил-был царь,
у царя был двор,
на дворе был кол,
на колу была мочала,
не сказать ли сказочку сначала?
Сказка «с приращением» длится бесконечно, ее конец отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетённая» рассказчиком в ключевую формулу сказки. А затем повторяется первое и на самом деле единственное звено текста, его начало. «Приращение» текста происходит без «приращения» новых, интересующих слушателя сведений. В типе «с приращением» наиболее ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку:
- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
– Скажи.
– Ты скажи, да я скажи. Сказать тебе сказку про белого бычка?...
«Рассказ в рассказе» здесь не происходит «приращения» с помощью новых слов. Новое звено, не повторение, а продолжение.
Шли дети по дорожке,
Нашли книжку,
А в той книжке было написано:
Шли дети по дорожке…
Докучные сказки живут и в наши дни, наиболее популярны среди них «Про белого бычка», «У попа была собака...», «Жили-были два гуся...» и др. Они способствуют развитию творческих способностей, памяти, речи, выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора, артистических способностей.
Анкетирование
В анкетировании приняли участие учащиеся 3а и 3б классов
Любите ли вы сказки?
3а 100%
3б 100%
Знаете ли вы докучные сказки?
3а 90%
3б 85%
Хотели бы вы познакомиться с докучными сказками?
3а 100%
3б 100%
Умеете ли вы сочинять сказки?
3а 85%
3б 65%
Сказки сочинять непросто, но интересно. Этим и занимались люди во все времена. Когда было совсем нечего делать, придумывали сказки докучные.
Это такие истории, в которых конец – это начало, а начало – это конец, поэтому их можно рассказывать бесконечно и тем самым докучать, т.е. надоедать кому-нибудь.
А теперь послушайте наши докучные сказочки 2.
Кутькин Артём сочинил кольцевую сказку
Жила у меня кошка, ела всего понемножку.
Жил у меня пёс.
Он в моём доме был, как босс.
Жил у меня попугай.
И всё время кричал:
-Давай, догоняй!
Жила у меня улитка, и это для меня просто пытка.
А не начать ли нам сказку сначала?
Урянская Варвара сочинила кольцевую сказку
Бегу я по дороге
И вижу я кота,
Взяла кота за ухо
С собою повезла,
Бегу я по дороге
И вижу червяка
Взяла его за ухо
С собою повезла
Начну сначала я?
Тарасова Оксана сочинила сказку «с приращением»
-Рассказать тебе сказку «Два Мороза»?
-Расскажи.
-Ты расскажи, он расскажи, а тебе рассказать сказку «Два Мороза»?
Панютич Дмитрий сочинил кольцевую сказку
У нас два котёнка играли с распашонкой.
Прыгали, играли, распашонку примеряли.
Не сказать ли всё сначала?
«Маятниковую» сказку сочинил Гусев Денис
Охотник собрался на охоту.
Взял ружьё и вышел из дому.
Вспомнил про пули и вернулся.
Зашёл в дом, поставил в угол ружьё, взял пули и вышел из дома.
Вспомнил, что забыл ружьё.
Вернулся, положил пули, взял ружьё и вышел из дома.
Вспомнил…..
Сочинил кольцевую сказку Ерёменко Максим
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Ручки - всё хватать, хватать.
Ручки мыли мы мочалом,
Начинай рассказ сначала.
Галстян Никита сочинил «с приращением»
-Рассказать тебе сказку «Три медведя»?
-Расскажи.
-Ты расскажи, он расскажи, а тебе рассказать сказку «Три медведя»?
«Маятниковую» сказку сочинила Костюченко Алиса
Жила - была мышка, она очень любила сыр.
Поспит в норке и побежит за сыром. Поест и побежит в норку спать, поспит в норке и побежит за сыром. Поест и побежит в норку спать…
- Как появилось название «Докучные сказки»?
- Как возникли докучные сказки?
- Можно ли в наше время создать такие сказки?
http://tale.mus-ani.com/page/dokuchnye_skszky
Слайд 1
Авторы: Панютич Дмитрий 3 «Б» класс Кутькин Артём 3 « Б»класс Руководитель: Станчас Ирина Ивановна Докучные сказкиСлайд 2
Актуальность темы Идея создания проекта возникла на уроке литературного чтения. Само понятие «докучные сказки» вызвало интерес. А о чём говорится в докучных сказках? Исследование здесь было просто необходимо. Почему сказки так называются, как они возникли, можно ли в современных условиях создать их самим?
Слайд 3
Цель исследования Узнать, как появилось название «Докучные сказки». Как возникли докучные сказки? Можно ли в наше время создать такие сказки? Расширение сведений о жизни и обычаях русского народа.
Слайд 4
Задачи узнать из дополнительной литературы как появились докучные сказки; провести опрос по теме работы среди учащихся вторых классов; создать свои докучные сказки, привлечь учащихся 3 классов. собрать сборник докучных сказок, которые мы можем почитать сами и учитель может использовать в дальнейшей работе по этой теме.
Слайд 5
Гипотеза Предположим, что докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые хотели отдохнуть от любознательных слушателей.
Слайд 6
Результаты исследования В анкетировании приняли участие учащиеся 3а и 3б классов Любите ли вы сказки? 3 «А» класс 3 «Б» класс 100% 100%
Слайд 7
Результаты исследования В анкетировании приняли участие учащиеся 3а и 3б классов Знаете ли вы докучные сказки? 3 «А» класс 3 «Б» класс 90% 85%
Слайд 8
Результаты исследования В анкетировании приняли участие учащиеся 3а и 3б классов Хотели бы вы познакомиться с докучными сказками? 3 «А» класс 3 «Б» класс 100% 100%
Слайд 9
Принцип построение сказки Используя в качестве классификаторов слова, смысл которых обман и неправда , предложим следующую классификацию докучных сказок: неоправданно короткие ; Жили- были два гуся, Вот и сказка вся. неоправданно незаконченные ; Жил - был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки... - Ну, вот поманил, а не рассказываешь! - Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет! неоправданно повторяющиеся («маятниковые» и «кольцевые») ; Пришел медведь к броду, Да бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, Выкис, Вылез, Высох, Встал на колоду – Бултых в воду… псевдобесконечные («с приращением» и «рассказ в рассказе») . - Сказать ли тебе сказку про белого бычка? – Скажи. – Ты скажи, да я скажи. Сказать тебе сказку про белого бычка?..
Слайд 10
Наши сказки Сказки сочинять непросто, но интересно. Этим и занимались люди во все времена. Когда было совсем нечего делать, придумывали сказки докучные. Это такие истории, в которых конец – это начало, а начало – это конец, поэтому их можно рассказывать бесконечно и тем самым докучать, т.е. надоедать кому-нибудь. А теперь послушайте наши докучные сказочки.
Слайд 11
Наши сказки
Слайд 12
Наши сказки
Слайд 13
Наши сказки
Слайд 14
Наши сказки
Слайд 15
Заключение В ходе самого исследования мы нашли ответы на вопросы. Используя, эти знания мы составили свои докучные сказки У нас получился сборник докучных сказок, которые учитель может использовать в дальнейшей работе по этой теме.
Валентин Берестов. Аист и соловей
Лиса и волк
Лепесток и цветок
Снег своими руками
Заповеди детства и юности