Изучение творчества народного поэта С. Есенина, основных тем стихотворений, а также определение отношения поэта к братьям нашим меньшим - вот основные вопросы, на которые пытается найти ответы автор данного проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
otnoshenie_k_bratyam_nashim_menshim.docx | 43.17 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 ИМ. В.О. КАРПОВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА
Проект на тему:
«Отношение к братьям нашим меньшим в поэзии С.А.Есенина»
(литература)
Выполнила ученица 9 «А» класса
Кочеева Дарья
Руководитель проекта
Гусева Евгения Александровна,
учитель русского языка и
литературы
г-к Анапа
2021 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1.ТворчествоС.А.Есенина 4
1.1. Биография С.А.Есенина 4
1.2. Темы произведений в стихотворениях поэта 7
Глава 2.Образы животных в творчестве Сергея Есенина 12
2.1. Образы домашних животных 12
2.2.Образы диких животных 16
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
На протяжении многих лет в каждой школе нашей страны, несомненно, изучается творчество величайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на формирование личности человека велико. Есенинская поэзия «не так легко доступна», как это подчас рисуется неискушенному читателю, введенному в заблуждение внешней простотой и безыскусной ясностью многих стихов писателя.
Лирика поэта, по его собственным словам, «жива одной большой любовью - любовью к родине» и воспитывает самые чистые и высокие нравственные и патриотические чувства. Творчество каждого поэта - это художественная философия. Великий поэт, отражая жизнь, творит не чисто художественный, а художественно-философский мир. Он является величайшим поэтом ХХ века, поэтому исследование его творчества только как образно-поэтического мира сегодня недостаточно, его необходимо анализировать на более высоком, художественно-философском уровне обобщения. Стихи и проза Есенина - это художественная философия бытия и быта, религии и истории, родины и природы, общества и человека, литературы и искусства, слова и образа. Творчество этого поэта будет изучаться всегда, во всех школах нашей страны. Исходя из сказанного, можно считать, что исследование в данном направлении является актуальным.
Цель — определить какое отношение в своей поэзии выражает Сергей Есенин к братьям нашим меньшим.
Задачи:
- подробно изучить биографию С.Есенина;
- проанализировать стихотворения о животных;
-узнать отношение поэта к братьям нашим меньшим;
- обобщить полученную информацию и сделать вывод.
Глава 1. Творчество С.А.Есенина
1.1. Биография С.А.Есенина
Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж против своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию им первых стихов. В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики. В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина «Радуница» вышел в 1916. Само название этого сборника нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались «радовицкими» или «радоницкими» веснянками. Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно-выразительны, аавтор чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной. После окончания Спасо-Клепиковского училища, в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, «отдается весь стихам.» Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газетах «Новь», «Парус», «Заря».Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы («Кузнец», «Бельгия» и др.). А поэмы тех лет – «Марфа Посадница», «Ус», «Песнь об Евпатии Коловрате» - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну «естественности человеческих отношений».
В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н. Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту «стилизационную клюевскую» Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества. И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Этим он вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А.Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д. Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами... Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал.
Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Он пишет несколько небольших поэм: «Преображение», «Отчарь», «Октоих», «Иония». Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе-скандально, шокировали современников.
В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье «Ключи Марии», в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь все на тот же деревенский уклад: «Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня». Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная публика. Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших творений его последних лет – «Письмо к женщине», «Персидские мотивы», «Возвращение на Родину» И, наконец, стихотворение «Отговорила роща золотая», в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от "изящной словесности»
В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергей Есенину умирает.
1.2. Темы произведений в стихотворениях поэта
Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт - лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями "золотого" века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века "серебряного", стало знаменательной вехой в истории русской поэзии. Он оставил нам чудесное поэтическое наследство. Лирическая поэзия поэта удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов. На его творчестве лежит печать времени. В основе ранней есенинской поэзии лежит любовь к родной земле.
Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.
Основные темы лирики Есенина:
1. Дом, семья. Для Есенина тема семьи является одной из самых важных. Его внутренние конфликты и терзания, касающиеся семьи напрямую отражаются в его творчестве.Произведение «письмо матери» рассказывает нам о переживаниях, касающихся мамы и отчего дома:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Есенин рано покинул родительский дом. Проведя жизнь в столице, путешествуя по миру он мечтает вернуться в родную деревню, избавиться от тоски.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Мысли о матери возвращают автора в детство,напоминают домашний уклад. В жизни Есенина было много друзей,дам,но лишь мама является самым главным человеком в его жизни,только она может помочь ему.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
2. Родина. Лирика Сергея Александровича Есенина удивительна и невероятно многогранна, как и его творческая личность. От похабных четверостиший до признаний в любви, от громких слов и откровений до тончайшей лирики. При всем разнообразии тем и душевных терзаний, через всю поэзию Есенина проходит тема Родины. Эти строки можно назвать жизненным кредо поэта – той главной мыслью, к которой ведут все пути сплетения рифм и слов. Тема любви к Родине видна и в любовной лирике Есенина. Заметавшийся голубой пожар, например, так сильно перевернул мировосприятие автора, но он не смог промолчать про позабывшиеся родные края. И даже несмотря на то, что он бы пошёл за той, кому адресовано стихотворение, «хоть в свои, хоть в чужие дали», поэт этой фразой подчеркивает то, насколько он дорожит отечеством, и какой бы для него это было жертвой. В его стихотворении «Отговорила роща золотая» единственным другом и собеседником для него является до боли знакомая голая равнина, дерево, роняющее листья, с которыми он сравнивает поток своих грустных слов… Это говорит о том, что самые сокровенные мысли поэт предпочитал делить с родной природой, которую он всегда украшал олицетворениями. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» Есенин и вовсе говорит о том, что предпочел бы отечество даже раю.Сергей Есенин в своей лирике обычно называет себя «хулиганом» и «странником». Но этому страннику по душе поля только родной страны; запах яблока и мёда; «костёр рябины красной»; звонно чахнувшие тополя; голые равнины, старые хаты, ясное синее небо над головой и журавли, унесенные ветром вдаль.
3. Природа. Стоит отметить, что образ Родины раскрывается у поэта именно в красоте природы. А то, с каким трепетом и любовью Есенин описывает леса, поля, реки и озера, не может оставить читателя равнодушным. Вспомним стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…», написанное в 1914 году. Автор прибегает к такому тропу, как олицетворение, чтобы вдохнуть жизнь в образ природы («Курит облаком болото»). Также мы видим множество метафор, с помощью которых картина природы становится ярче и сочнее. Например, ивы лирический герой называет «кроткими монашками». Однако та красота природы, в которой «утопает» герой, на самом деле является лишь этапом на пути к неземной жизни. В конце он предается философским рассуждениям: зачем он пришел в эту жизнь? И тут же дает ответ: чтобы скорее покинуть ее.
Картина ночного пейзажа отражена в стихотворении «Какая ночь! Я не могу…». Лирический герой не может уснуть, так как окружающий мир завораживает его. Природа напоминает ему о его «подруге охладевших лет» и аллегорически показывает развитие их отношений. Липы, на которых не цветы, а снег, символизируют ту ложь, что была между двумя людьми, принимавшими игру за любовь. Так, мы видим, что образы природы в лирике Есенина также могут отражать и переживания персонажа.
Стихотворение «Поет зима — аукает…» рисует нам зимние пейзажи. Олицетворение – излюбленное средство выразительности Сергея Есенина – помогает нам визуализировать зиму. Она «аукает» и «баюкает» лес, укрывая его снегом. Это главный образ произведения, который в начале представляется ласковым, но к концу становится жестоким, заставляя все живое мерзнуть и страдать, ожидая весны и тепла. Последняя строфа построена по принципу антитезы: в ней противопоставляются два времени года. Зима – холодная, морозная и бессердечная, а весна – теплая, ласковая «красавица».Таким образом, мы видим, что образы природы родного края в лирике Сергея Есенина одухотворены: они живут, действуют, чувствуют. Их краски и настроения безграничны: от самых темных до самых светлых, от самых нежных до самых грубых. И, несмотря на свою парадоксальность, природа для поэта – это объект восхищения и любви.
4. Любовная лирика. Особую роль в творчестве занимает бессмертная тема любви. Есенин посвящает огромное количество стихотворений радостным встречам, отчаянью, любовным метаниям души. Автор искренне восхищается этим светлым чувством и не может понять, кто создал такое небывалое чудо, которое может в один миг поднять до небес, заставить жить, творить, мечтать и опустить одновременно.
Сергей Есенин всегда восхищался женским полом и это было взаимно. Например, в стихотворении «Любовь хулигана» поэт пишет, что когда любовь настаёт человека, то уже ни одна другая женщина не сможет заинтересовать внимания. Только объект обожания сможет занять весь мир, разум, отобрать свободу. Можно часами наблюдать за любимой женщиной, не спать сутками на пролёт и волноваться, защищать, оберегать. Вот она настоящая сильная любовь, о которой так много написано, но так мало узнано в реальной жизни. Огромное количество произведений было посвящено несчастной, трагической и порой ревностной любви.
Так же не мало произведений, в копилке поэта которые посвящены определённым девушкам. Например, необычайно красивой армянской девушке Шаганэ или замечательной актрисе Августе. Немало стихов Сергей Есенин посвятил именно своей первой жене Зинаиде Райх, точнее об их сложных взаимоотношениях друг с другом.
Перед собственной смертью Есенин посвящает стихотворения о лжи между людьми. Он осуждает ложь, которая встаёт между двумя любящими сердцами и разрушает построенный мир, убивая светлое чувство. Это огромная жизненная трагедия. Так же поэт открыто осуждает и ругает себя за то, что в молодости творил неприличные вещи, что дарил любовь направо и налево. А теперь чувство оставило его, покинуло навсегда.
Это трагическое завершения любовного пути. Потерять всё, остаться ни с чем, но никого в этом не виня. Сильно и грустно. Печально закончилась жизнь Сергея Есенина и его главного героя. Возможно, так и должно было быть. Любовь занимала первостепенное место в сердце русского писателя. На любви был построен весь его мир: любовь к семье, родине, женщине, любимому детищу, ведь стихи это дети писателя.
Глава 2. Образы животных в творчестве Сергея Есенина
2.1. Образы домашних животных
В произведениях С. А. Есенина нам представлены красочные картины природного мира. Это желтеющая осень или белая береза, которая приветливо качает своими ветками за окном. Но не меньшее место в творчестве поэта занимает и мир животных. Каждый из этого царства имеет особенные повадки и характер и живет в своей родной стихии. На какие же качества животных обращает внимание в своих произведениях поэт?
Одними из ярких произведений являются стихи о собаках: «Песнь собаке» и «Собаке Качалова». Название обоих произведений говорит о том, что мы встретимся с образами собак, верных друзей человека. Поэтому лирической герой в стихотворении «Собаке Качалова» не стыдится обращаться к нему, другу знаменитого человека, со своими самыми сокровенными мыслями. Джим многих повидал на своем пути, но именно лирическому герою должен дать лапу на счастье.
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
По этим строчкам мы понимаем, что в сердце лирического героя затаилась великая грусть. И она настолько большая, что не умещается в нем. Тогда он ищет того, с кем может поделиться своей болью. В качестве такого друга лирический герой выбирает собаку. Она не может ему ответить. Вероятно, этого герою и не надо. Ему нужен немой собеседник или тот, кто с помощью звуков способен выразить его и свою тоску: повыть при луне. Интересно, что эта строфа заканчивается той строкой, которой начинается. То есть просьбу о том, чтобы Джим дал лирическому герою на счастье лапу окаймляет отрывок стихотворения. Следовательно, человек стремится всей душой разомккнуть этот мир тоски и в качестве проводника выбирает собаку Качалова.
Монолог лирического героя, который представлен в стихотворении, показывает нам, что жизнь ставит перед ним очень сложные вопросы. И он с помощью своего благодарного слушателя убеждается в том, что в ней есть много прекрасного и красивого. Поэтому стоит жить на свете и радоваться каждому дню, тем более когда рядом с тобой такой искренний друг. Но собака не только лирического героя, но и других гостей Качалова встречает приветливо. В ней нет ни злобы, ни предубеждения против людей и незнакомцев. Возможно, что именно такая искренность и привлекает лирического героя. Подобная простота, встречается и в бесхитростном описании животного. Джим дьявольски красив, но в то же время весьма доверчив. Он всегда готов расцеловать того, кто ему приглянулся.
Именно такая простота и отзывчивость покоряет сердце лирического героя, и он приоткрывает тайну того, что гложет его душу. Это образ любимой. Возможно, что собака уже видела ее раньше, поэтому без труда может узнать. А если нет, то ей подскажут уже знакомые черты грусти и печали. По последней строфе произведения, мы понимаем, что лирический герой в чем-то виноват перед своей дамой сердца. Поэтому он надеется, что Джим сможет их, если не помирить, то хотя бы с помощью своей искренности и доброжелательности попросить прощение. И она непременно должна поверить в правдивость поведения собаки раскаяние самого лирического героя.
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Лирическому герою не важно, какой породы собака, какие имеет внешние признаки. Важно другое — ее душевное состояние, которое выражается в доверчивости и приветливости. Именно такие качества и нужны в данный момент лирическому герою. Поэтому он решается Джиму раскрыть душу и рассказать о своей печали. Ведь только такой искренний товарищ способен хоть на миг развеять его скуку и подарить лучик надежды, убеждающий в том, что стоит жить на этом свете.
Образы животных в стихотворениях Есенина не только являются своеобразным оформлением для отражения внутреннего мира героя. Они ценны для поэта как человека, так и в своих природных проявлениях. Такова «Песнь о собаке». Она представляет собой правдивую зарисовку из жизни животного. У собаки появилось семеро кутят. Она очень рада их рождению, поэтому не отходит от них ни на шаг. Мать старается сделать все, чтобы им было уютно и тепло.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
Но ее счастье длится недолго. Мужик топит кутят. И собака снова остается одна. Она в очередной раз убеждается в том, что жизнь весьма несправедлива.
Поэт смог найти слова, чтобы показать тоску и грусть собаки в тот момент, когда она лишилась своих детенышей. Например, даже месяц казался ей щенком. При этом глубокая печаль отразилась в глазах самой собаки.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
По мнению В. Леденева, многие стихотворения Есенина о животных создавались в период военных действий. И они в очередной раз напоминали о том, что следует осуждать зло и насилие и хранить в своем сердце и на земле добро и человечность.
К таким вопросам поэт обращается в стихотворении «Корова». В ней тоже поднимается тема матери, которая не увидит своего сына — белого телка. Но в этот раз беда происходит не только с ее детенышем, но и с самой коровой — ее поведут на убой. Поэт и в этом произведении находит слова и краски для того, чтобы показать душевное состояние своей героини — коровы.
Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.
На этом примере Есенин показывает, что и животным свойственны различные душевные порывы и сомнения. Они не чужды человеческим чувствам и всегда бесхитростны в своих стремлениях и поступках.
В стихотворении «Корова» нет пафосных слов и описаний. Течение повествования подчинено общей тональности самого произведения. В некоторых строчках даже слышна безысходность.
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
А когда это происходит с коровой, то стихотворение обрывается. Но кажется, лирический герой не хочет, чтобы и в нашей душе сохранились такая же безысходность. Поэтому он говорит о том, что в этой миг с ней была целительная сила природы. Она помогла выжить в этой страшной катастрофе. Корова, являясь частичкой природы, именно в ней она находит успокоение, так как не может найти его среди жестоких людей, которые смогли уничтожить не только сына, но и ее саму. Но последняя картина, которая возникает перед животным, наполнена светом — белая роща, и зеленым цветом надежды — травяные луга.
Снится ей белая роща
И травяные луга.
2.2. Образы диких животных
Есенин в своем творчестве обращается и к диким представителям природы, например лисице. В стихотворении «Лисица» главная героиня снова сталкивается с жестокостью людского общества. Но для животного он замкнут рамками его мира.
На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.
В этом отрывке поэт использует всего одно определение для описания облика лисицы — дремучий. Так в одном слове он показывает всю грусть и боль животного, его ожесточение против того мира, который принес столько горя. Поэт весьма подробно описывает состояние лисицы после того как ей удалось уйти от погони. Кажется, что перед нами живой человек, а не загнанный в лесу зверь. В стихотворении создается контрастная картина не только на цветовом уровне, но и на уровне ощущения и изображения противоположных картин, пожара и холодного снега.
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь...
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.
В своем поэтическом творчестве Есенин обращается к разным представителям животного мира. С помощью подобных образов показаны картины из жизни братьев наших меньших. При этом поэт использует очень емкие определения, для того чтобы всего с помощью нескольких строф мы могли представить быт и атмосферу их существования. В небольших поэтических творениях перед нами проходит их судьба, как в случае с коровой, или небольшой, но роковой эпизод из жизни на примере собаки и лисицы.
Анализ стихотворения С.А.Есенина: «Собаке Качалова»
1. Дата написания: Стихотворение «Собаке Качалова» написано весной 1925 года, после дружеского визита Есенина к актёру Московского художественного театра Василию Ивановичу Качалову.
2. Реально-биографический и фактический комментарий: Однажды, придя в гости к своему приятелю, известному театральному актеру Василию Качалову, он не застал его дома. В ожидании Есенин познакомился с псом Джимом. За это время они стали закадычными друзьями. Он видел в этой собаке отличного собеседника, какому можно доверить свои тайны, переживания и скорби. Сергей переживал совсем не простой период: он потерял смысл жизни и искал его в алкоголе и бурных романах, но так и не нашел его. Через некоторое время поэт посвятил стихотворение псу Джиму и с гордостью прочитал хозяину собаки.Поэт просит прощения у той, «что всех безмолвней и грустней». По всей видимости, Есенин чувствует сильную вину за что-то, и потому прощение можно выразить лишь через Джима – «Лизни ей нежно руку».
3. Жанровое своеобразие: Стихотворение относится к любовно-философской лирике. Проведение анализа «Песни о собаке Качалова» доказывает, что забавное обращение к животному по кличке Джим — это очень серьезный лирический монолог, в котором писатель обнажает свою душу. Особенность философской лирики (сложный нелинейный сюжет) присуща этому произведению. Постепенно направление меняется, стихотворение наполняется любовной тематикой. Лирический герой не может делиться столь личными переживаниями с людьми, поэтому общается с животным. По направлению в литературе произведение не относят к имажинизму, который уже перестал интересовать поэта. При этом и к новокрестьянской поэзии текст не имеет никакого отношения. Литературоведы затрудняются в причислении его к какому-либо конкретному направлению.
4. Идейное содержание: В центре произведения – любовные переживания лирического героя, в сердце которого царит грусть и раскаяние. Он ищет того, с кем мог бы поделиться своими душевными терзаниями, и таким «собеседником» становится пес по кличке Джим.Верный, преданный, но безмолвный пес – это именно то, что нужно лирическому герою. Ведь ему нужно просто выплеснуть свою боль, «повыть при луне».Описывая Джима, как доверчивого и добродушного пса, поэт во многом приписывает ему свои личные качества. Он был так же открыт, прост в общении и очень доверчив. Есенин пользовался большой популярностью, и каждый стремился свести с ним знакомство, приобщиться к его славе.Главная идеязаключается в том, что человек, ответственный за несчастье другого, столь же удручен. Поэт дважды просит друга дать лапу на счастье — это прямое указание на его тоску. Ему хочется выть на луну и изливать свою грусть в монологе, ведь он тяготится сознанием своей вины перед таинственнойженщиной.
5. Структура стихотворения: Автор использует метафоры («бархатная шерсть», «бесшумная погода»), эпитеты («милая», «доверчивая»), сравнения («как пьяный друг»), повтор («дай, Джим, на счастье лапу мне»), гиперболу («такую лапу не видал я с роду»),уменьшительно-ласкательные суффиксы в беседе с Джимом, риторический вопрос.Также можно назвать такой приём, как выделение частного на общем фоне через антитезу: общество «так много всяких и невсяких» противопоставлено той, «что всех безмолвней и грустней». Исключительность этого образа подчёркивается важностью поручения, которое даётся Джиму.Есенин использует и приём замещения. Он поручает собаке передать признание «без меня», «за меня», надеясь, что Джим окажется счастливее, чем он сам.Размер – пятистопный ямб, рифма- точная, простая, перекрестная, строфика – четверостишье. С помощью аллитераций («с», «ч», «д», «т») поэт передаёт непосредственность речи, обращённой к Джиму, серьёзность момента, спрятанную под оболочку шутки.Ассонансы («а», «и», «у», «э») усиливают лирический накал стихотворения.
Заключение
С.А.Есенин является одним из редких поэтов, чьё творчество нельзя представить без зверей, без птиц и вообще без животного и растительного мира.
Поэт считал животных " братьями нашими меньшими". Описывая деревню, он прежде всего страдает о дряхлой корове, у которой "выпали зубы", ей "не дали сына" ("на колу под осиной шкуру трепал ветерок"). И ее скоро "поведут на убой"... Разрывается сердце от боли, когда читаешь "Песнь о собаке"! Она "ласкала, причесывав языком", "семерых щенят"... А вечером "хозяин хмурый..Семерых всех поклал в мешок..."
А лисица, которая "На раздробленной ноге приковыляла"?.. И "сочилась тихо кровь"...
Пес, которого готов поцеловать"за пробужденный в сердце май", дорог поэту, близок, как самый лучший друг.
Животных Есенин любит, жалеет, понимает, считает"братьями".
Лирика Есенина - живая сила, воздействующая на сознание и чувства людей, она помогает стать более гуманными, понять хрупкость земного, учит бережному отношению ко всему живому на земле.
Список литературы
Горка
Денис-изобретатель (отрывок)
Астрономический календарь. Март, 2019
Браво, Феликс!
Спасибо тебе, дедушка!