Работа посвящена изучению проблемы - как относиться к военнопленным? Для основы решения проблемы ученицей взят рассказ Т.Кудрявцевой "Детский дом. Лёка". Автором исследования проведена большая работа: изучение документов Женевской конвенции, проведен социологический опрос до и после чтения рассказа учениками.
Вложение | Размер |
---|---|
plennyy_vrag_ili_chelovek.docx | 29.61 КБ |
Содержание
Откуда берется жалость к врагу? …………………………….4
Исследовательская работа на тему «Пленный: враг или человек?» поднимает проблему отношения к военнопленным.
Актуальность проблемы подтверждает факт, что осенью 2017 года весь мир был потрясен событием, произошедшем 19 ноября в немецком бундестаге. Старшеклассник новоуренгойской гимназии № 1 Николай Десятниченко был участником встречи российских и немецких детей.
В своей речи школьник рассказал о немецких солдатах, которые не хотели воевать, и призвал отказаться от войн. Десятниченко говорил, что Георг Йоханн Рау, 21-летний солдат, был одним из 250 тысяч военных вражеской армии, попавших в плен «в так называемом сталинградском котле».
«Я увидел могилы НЕВИННО погибших людей», - заявил Десятниченко.
Школьника начали травить в соцсетях. На него пожаловались в прокуратуру и ФСБ. Издание «Ура.ру» трактовало речь школьника таким образом, будто подросток «покаялся» за погибших немецких солдат.
Но были и противоположные мнения. «Ученик поделился своими открытиями о том, что не все немцы хотели воевать, многие хотели просто жить мирно. Это ни в коем случае нельзя расценивать как отношение мальчика к фашизму. Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей земле и неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых».
Несомненно, такая категория жертв вооруженных конфликтов, как военнопленные, находятся в тяжелом положении. Но надо ли задумываться о том, что представляет собой пленный враг? Какие чувства испытывает? Что переживает? Пленного, человека чуждых взглядов, традиций, трудно жалеть, ему трудно сочувствовать… Может ли он рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей?
Обратимся к одному документу. Вторая Женевская конвенция 1929 года посвящена защите военнопленных. В ней говорится о том, что военнопленные имеют право на гуманное отношение независимо от расы, цвета кожи, национальности, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения. Конвенция запрещает негуманные действия по отношению к пленным (посягательство на жизнь и здоровье, оскорбление и унижение человеческого достоинства). В конвенции указывается, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не конкретных лиц и вражеских частей, взявших его в плен.
Разобраться в поднятой проблеме – отношение к военнопленным - может помочь художественная литература, в частности, рассказ Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лека…»
Цель исследовательской работы: выявить, каким может быть отношение к военнопленным на примере конкретного художественного произведения.
Задачи:
1.Поиск и анализ художественных произведений, в которых поднимается проблема военнопленного;
2. Изучить конвенцию об обращении с военнопленными;
3. Провести опрос среди обучающихся нашей школы по поднятой проблеме;
3. Найти документальные примеры о проблемах военнопленных в истории и современности.
Область нашего исследования: литература.
Предмет исследования: художественное произведение на военную тематику.
Методы исследования: анализ художественного текста, опрос, синтез, эксперимент
Гипотеза: Если обратиться к художественной литературе за ответом на вопрос «Надо ли жалеть пленного врага?», то можно найти примеры истинной доброты, человечности, которая, безусловно, сделает мир добрее.
Итак, как решается проблема военнопленных в рассказе Т.Кудрявцевой «Детский дом»?
Знала ли о Женевской конвенции маленькая девочка Лека, героиня рассказа Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лека…»? Конечно, нет, и не могла знать в силу своего возраста. Ей всего восемь лет… Как же она поступила?
Содержание рассказа Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка…» можно разделить на две части: история девочки-сироты, попавшей в детский дом, и история ее душевной теплоты, проросшей, словно чудесный росток на безмерном поле горя и потерь. Татьяна Кудрявцева отвечает на простые и вместе с тем сложные вопросы: совместимы ли понятия: пленный и личность? Пленный и достоинство? Обязательно ли сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному вражеской армии? Нужно ли вступаться за страдающих людей, если они когда-то принесли страдания и тебе? Как сохранить человечность в страшных жизненных условиях, практически забыв о себе?
В центре рассказа Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка…» главная героиня - маленькая девочка Лека - с очень сложной судьбой, которая была у большинства детей, выживших в блокадном Ленинграде. Она потеряла родителей и попала в детский дом. Рассказ прежде всего интересен тем, что автор подает информацию глазами восьмилетней девочки, что усиливает драматизм при восприятии текста.
Пусть это и детский дом, но сама Лёка говорит, что там было хорошо. Прежде всего тем, что в то трудное для всей страны время люди не просто не утратили способности жалеть, но словно наполнились душевной щедростью во сто крат сильнее, чем в мирное время. «Там давали есть и у каждого была мама Кира из самого старшего 7-го класса». Папа Лёки погиб на фронте, а мама умерла во время блокады от холода и голода, отдавая свой последний хлеб Лёке. Самые теплые воспоминания о родителях хранит Лёка в своем сердце. Вот отец, большой, в колючей черной шинели, так часто бравший ее на руки. А вот мама в сказочно красивых платьях поет за роялем, красивая, с ямочками на щеках. Ее, Леку, хорошенькую белокурую девочку с большим бантом на голове часто хотели забрать в новую семью, но она не хотела новых папу и маму, она помнила своих и ждала, когда они придут за ней. Она не верила, что они умерли.
А еще в детском доме выращивали овощи: репку, лук морковку, а главное огурцы, которых Лёка никогда не видела. И вот она на огороде, смотрит, а огурец уже лежит на грядке. Лёка и не заметила, как он у неё во рту очутился. А на линейке директор детского дома строго спросила: «Куда девался огурец?». У Лёки слезинка выкатилась из глаз и остановилась на щеке от стыда. Она поняла, что стыд хуже дыма, от него в душе щиплет. Она поняла, что нужно делиться даже последним, нельзя радоваться жизни в одиночку, когда вокруг есть страдание.
Однажды она играла возле забора, где стоял маленький деревянный особняк, и грызла половинку сухаря, что от полдника осталось. Хоть блокаду уже сняли, но Лёка теперь никогда ничего не съедала сразу, оставляла на чёрный день. Вдруг в заборе Лёка увидела чьё-то лицо. Взрослое, даже старое, потому что небритое. Этот кто-то глаз не сводил с её сухаря. Лёка точно поняла, что именно с сухаря. Сначала она спрятала сухарь за спину. Потом и сама повернулась к забору спиной. Лёка вздохнула, но всё-таки подошла к забору, отломила половинку половинки и протянула.… Не знала Лека, что это пленный вражеской армии, той самой, которая виновата в смерти мамы, той самой, которая забрала ее отца, она видела ГОЛОДНЫЕ глаза ГОЛОДНОГО человека... А Колька Безымянный, из старшей группы, подглядел. У Кольки внутри не осталось памяти, а осталась только ненависть. Вот так именно- не осталось памяти, а только ненависть. А Лека, пережившая блокаду, видевшая смерть от голода, знала, что такое живот и как он просит есть.
«- Что ты делаешь? – закричал Колька. – Это же вражина, фашист! Немец пленный, чтоб он сдох! Немцы у нас всех убили, а ты ему сухарь! Забери назад!»
Лёка заплакала. Но назад она не могла забрать. Не потому что боялась, а не могла. И объяснить Кольке тоже ничего не умела. В свои восемь лет она хорошо знала, кто такие фашисты. Но ведь у фашистов «тоже животы есть, а живот есть просит».
Директор детского дома запретила детям ходить к забору. А вечером она задала нянечке самый главный вопрос, который волнует и нас, читателей: «Откуда у неё только сила взялась на жалость?»
Лёка поняла, что на неё не сердятся, и что жалеть не стыдно, а это самое главное.
Девочка Лёка показала всем пример огромной душевной щедрости, гуманности, и вот уже весь детский дом ходит подкармливать пленных немцев.
Здесь следует сказать и о том, была ли благодарность в сердцах пленных на простые и понятные всем желания накормить нуждающихся? Здесь, наверное, уместно вспомнить и Нагорную проповедь Иисуса Христа и одну из его заповедей - «ПОДАЙ ПРОСЯЩЕМУ». Здесь хочется привести слова Н.Г.Чернышевского: «Справедливость требует вступиться за людей страдающих. Хороши ли они? Речь не должна идти о том, пока они страдают». Девочка Лека хорошо это усвоила и научила этому других. Удивительно, но благодарность немца, вырезавшего из губной гармошки маленькую куколку для доброй Леки, напомнила нам историю Дины, спасшей от голода и плена русского солдата Жилина в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Сто лет с лишним прошло со времен той кавказской войны, а люди по-прежнему не теряют человеческого обличия, не взирая ни на национальность, ни на статус пленного, ни на расу, ни на пол, ни на положение. Лёка не знала, можно ли взять у фашиста, но он протягивал и улыбался. И Лёка подумала: «Хоть и фашист, а живой ведь. Не взять, всё равно что ударить» и взяла.
История Леки в детском доме заканчивается эпизодом с посадкой саженцев. Живое и беспомощное для Леки - предмет особой заботы и ухода. Она, конечно, могла выбрать самый крепкий, красивый и здоровый саженец. А она взяла самое тонкое и кривое деревце, на которое даже никто не смотрел. Она опять хотела, чтобы всем-всем было хорошо.
Кем стала эта удивительно добрая девочка? Конечно, врачом. И у этого доктора был счастливый дар: она не только прекрасно оперировала, но и умела выхаживать больных. Ольга Иванова обладала способностью – жалеть так, что это было ничуть не обидно.
Люди, которые умеют проявлять понимание и сочувствие к окружающим, пускай даже незнакомым, вызывают восхищение. Умение помочь человеку, просто потому что он человек, мы видим в Леке, главной героине рассказа Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лека». Война забрала у девочки родителей, но ее сердце все равно остается живым, способным сострадать даже пленным врагам. Лека становится примером для своих товарищей, которые тоже начинают подкармливать остатками своей скудной еды пленных немцев. Это удивляет воспитательниц, которые не понимают, как может в этом несчастном ребенке оставаться жалость к врагам? Умение сострадать делает Леку лучше окружающих, вызывает сочувствие и восхищение у читателя.
В связи с темой мы познакомились еще с одним рассказом, написанном ученицей нашей школы, Анастасией Водневой. Он называется «Котелок жизни», о нем Настя узнала из воспоминаний своей прабабушки, и в нем история противоположная.
Прабабушка Насти жила в оккупированной немцами деревушке. Немец- офицер поселился напротив и вечно печатал что-то на машинке. И однажды холодным вечером пришёл офицер к этой несчастной женщине с плачущими детьми и дал котелок с кашей и мясом. Женщина сначала не знала брать или нет, но взяла, а после оставила на пороге пустой котелок, и он исчез. Каждый день офицер приносил им еды и так на протяжении нескольких дней. Вскоре эту деревушку освободили русские, но женщина до конца своих дней запомнила лицо человека, ВРАГА, проявившего милосердие.
А вот отзывы о рассказе ребят нашего класса, которые так же отвечали на вопрос: «Права ли Лёка?»
Вот что пишут ребята:
«В голове у ребёнка были такие мысли, которых в наше время и у взрослых нет»
«В сострадании нет ничего постыдного» (Попушой Анастасия)
«В пленном враге, который может быть бомбил её город, Лёка увидела не фашиста, а простого несчастного голодного человека» (Стасенко Софья)
«Её доброте нет предела, поэтому она стала врачом» (Седых Алина)
«Несмотря на то, что истребляли наш народ, маленькая девочка не обозлилась на людей» (Куклин Дмитрий)
«Давайте будем людьми!» (Фефелов Герман)
Так же мы провели опрос среди учащихся нашей школы. Ребята отвечали на три вопроса:
По итогам опроса мы выяснили:
Ребята даже не имеют понятия о том, что такое Женевская конвенция, но многие встречали примеры об отношении к военнопленным в художественной литературе. Но нас больше всего поразило то, что большинство ребят на вопрос «заслуживает ли гуманного отношения солдат вражеской армии, попавший в плен?», ответили нет, не заслуживает. Конечно, ВРАГ – он и есть ВРАГ, он пойдет на все ради уничтожения, тогда почему ему, беспомощному, беззащитному нужно прощать прошлое? Да, по здравому смыслу, конечно, нет. А как же маленькая добрая Лёка, девочка с большим СЕРДЦЕМ и безграничной душевной ЩЕДРОСТЬЮ?
В рамках работы был проведен эксперимент – сначала учащимся 8-го класса был задан вопрос о гуманности к пленным, а затем проанализирован рассказ на уроке литературы. Результаты оказались просто потрясающими: многие изменили свое отношение к данной проблеме. Вот уже не злоба и месть в наших сердцах, а слабый огонек сомнения – ведь это тоже люди, люди подневольные, исполняющие приказ, но все же ЛЮДИ! А значит, множить злобу – только увеличивать вражду на земле, способствовать разобщению, ненависти, неприятия человека другого мировоззрения.
Результаты работы:
1) Проанализировано художественное произведение Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка…» об обращении с военнопленными.
2) Изучена конвенция об обращении с военнопленными.
3) Проведен опрос, подтвердивший предположения о возможности проявления доброты к врагу.
4) Найдены документальные примеры о проблемах военнопленных в истории и современности.
Рассказ Т.Кудрявцевой заставляет задуматься о том, настоящий ли враг военнопленный? На примере маленькой девочки можно увидеть необыкновенно гуманное отношение к тем, кто, на первый взгляд, этого не заслуживает. Также прочитано множество художественных произведений на эту тему. Многие авторы показывают, что отношение всё-таки должно быть гуманным, но ответить на вопрос: «Пленный: враг или человек?» решает каждый для себя.
Мы счастливы, что живем в мире без войны, что этот вопрос не стоит перед нами в реальности. Мы хотим, чтобы подобные вопросы оставались только частью нашей героической истории.
По большому счету наше исследование привело нас только к одному глобальному выводу – НЕ ОТВЕЧАЙТЕ ЗЛОМ НА ЗЛО, ПУСТЬ В МИРЕ ЦАРИТ ТОЛЬКО ДОБРО! Разобраться в таких вопросах помогает художественная литература, что и подтверждает нашу гипотезу.
Использованные источники:
Сверчок
Снегири и коты
Что есть на свете красота?
Ручей и камень
Зимняя сказка