КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..» (Ф.И. Тютчев),
посвященном жизни и творчеству А. С. Пушкина
(с использованием электронных ресурсов Президентской библиотеки
имени Б. Н. Ельцина)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: « А.С. Пушкин и музыка»
2019 г
5.1. Михаил Иванович Глинка
5.2. Цезарь Антонович Кюи
5.3. Пётр Ильич Чайковский
6. Заключение и вывод.
7. Список литературы
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_a_s_pushkin_i_muzyka.docx | 30.99 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА N635
Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПРИМОРСКИЙ РАЙОН
КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..» (Ф.И. Тютчев),
посвященном жизни и творчеству А. С. Пушкина
(с использованием электронных ресурсов Президентской библиотеки
имени Б. Н. Ельцина)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: « А.С. Пушкин и музыка»
Автор: Душкина Варвара,
учащаяся 10А класса
Научный руководитель:
Димидова Инна Константиновна
2019
Оглавление
5.1. Михаил Иванович Глинка
5.2. Цезарь Антонович Кюи
5.3. Пётр Ильич Чайковский
6. Заключение и вывод.
7. Список литературы
Классическая музыка и литература для многих остаётся актуальной и в наше время. Но мы можем заметить, что, к сожалению, моё поколение мало интересуется и знает о литературном и музыкальном наследии. Многие духовные ценности и тот самый виртуальный мир заставляет нас забыть реальный. Именно поэтому надо больше и больше говорить. Я считаю важным и очень интересным попытаться раскрыть тему «Пушкин и музыка». Мне хочется подробней изучить связь между классической литературой и классической музыкой. Я не просто так выбрала эту тему, она по-настоящему волнует и интересует меня.
Музыка и литература выражается разными средствами и по-разному воздействует на человека, но между ними очень много общего. Что общего? Литература – это искусство слова, а слова, как известно, состоят из звуков и из них же создаётся музыка. Общее у музыки и литературы - это звук. Также общее в этих искусствах это то, что как в литературной, так и музыкальной речи мы слышим огромное количество разных интонаций. Благодаря этому, мы без труда отличаем, к примеру, классическую музыку от современной. Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни мюзикл, так как в основе сюжета, как правило, лежит литературное произведение, в чем мы убедимся чуть позже.
Кроме того, музыку и литературу объединяет общность жанров. Очень часто литературные произведения называются песнями, романсами, а музыкальные - поэма, былина, притча и тд. Как раз это тоже является одним из общих черт, а именно общность жанров
Мы можем пойти от обратного и представить, чтобы бы было если литературы просто не существовало. Что бы случилось с музыкой, не имей она ни поэзии, ни прозы? Всё просто, музыка бы просто не была бы столь интересна нам, ведь потеряла бы своё содержание и была бы однообразной.А у композиторов бы вовсе не осталось вдохновения.
В данной исследовательской работе, я хочу раскрыть тему «А.С Пушкин и музыка». Произведения Александра Сергеевича вдохновили огромное количество композиторов и это неспроста. Мне кажется с самого начала встаёт вопрос: почему именно произведения Пушкина зацепили чувства многих композиторов, что те решили отразить все полученные эмоции от творчества поэта в музыке? Композиторы, вдохновлённые искусством, созданным А.С. Пушкиным, находят в нем искренность и великодушие. Но ведь не один Пушкин отличался такими качествами?
Верно, но большинство деятелей искусства ценили именно Пушкина за то, что лишь он в своих произведениях мог отразить все стороны русской жизни, мысли и чувства. Он всегда был максимально честным со своим читателем, и у него всегда достоверно получалось передавать эмоции, каждая его работа — это красота выражения чувств и своих же переживаний. Особенно, всех «задевала за живое» лирика Пушкина, о ней мы поговорим чуть позже.
Ф. М. Достоевский отмечал, что именно в творчестве Александра Сергеевича «всечеловечность сочеталась с национальным элементом».
Пушкин-это проза, поэзия, драма, рисунки и письма.
Стоит отметить, что музыкальность пушкинского стиха была изначально замечена и высоко оценена.
Александр Сергеевич Пушкин сумел почувствовать всю красоту русской речи, а именно ее звучание. Он создал шедевры, которые до сих пор читаем мы и будут читать следующие поколения.
Конечно главной отличительной чертой Пушкина являлась его лирика. Лирика Пушкина – искренняя и даже временами страстная. Для Пушкина влюбленность – это необходимое для жизни и творческого вдохновения состояние.
Образы в поэзии, созданные Пушкиным вдохновляли большинство известных нам русских композиторов – Глинку, Римского-Корсакова, Чайковского, Даргомыжского, Мусоргского – на создание замечательных опер и романсов. Самые первые его лицейские стихи были положены на музыку: «Роза» М. И. Глинки, «Пробуждение» («Мечты, мечты»)
А. А. Алябьева.
Пушкин-сказочник отозвался в оперном творчестве М. И. Глинки
(«Руслан и Людмила») и вдохновил замечательного колориста Н. А. Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»).
Романтические поэмы Пушкина легли в основу музыкальной драматургии многих оперных и балетных спектаклей. Это и «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» (балеты Б. В. Асафьева), и многие другие
Оперные композиторы послепушкинской эпохи продолжали обращаться к сюжетам Александра Сергеевича Пушкина.
Так возникли «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова.
Обсудим более развёрнуто различные жанры, в которых Пушкин оставил свой след.
2.Романс и творчество А.С. Пушкина
Романс очень тесно связан с поэзией, ведь хорошие стихи прекрасно звучат под музыку. Слово «Романс» пришло к нам из Испании, а означало оно-вокальное произведение для одного голоса с сопровождением. Первоначально, романсом называли светскую песню на романском, то есть на испанском, языке. В России данный термин перешёл из Франции и сначала обозначал произведения на французском языке и как раз-таки именно такие романсы чаще всего сочиняли русские композиторы конца 18 века и начала 19 века. Композиции на русском языке называли российскими песнями.
При жизни Пушкина, русскими композиторами было создано около восьмидесяти романсов, но лишь семьдесят вошли в сборник «Пушкин в романсах и песнях его современников». Такие композиторы, как: Есаулов, Глинка, Геништа, Алябьев, Верстовский -участвовали в создании песен и романсов на слова Пушкина и это только малая часть из перечисленных людей, принявших участие (всего насчитано тридцать участников). Правда большинство обладали лишь поверхностными знаниями и являлись дилетантами.
На некоторые стихи писали музыку несколько композиторов, и каждый чувствовал и переводил в музыку одно и то же произведение по-своему.
3.Опера и творчество А.С. Пушкина.
Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку.
Он ценил разные жанры: от народных песен до цыганских романсов.
Музыка часто звучит в его произведениях. А многие стихи настолько благозвучны, что были положены на музыку и исполнялись и в аристократических салонах, и в провинциальных гостиных.
Музыка подразделяется на различные жанры и один из них — это опера, именно на ее написание Пушкин смог вдохновить ни одного композитора Опера как художественный жанр имеет свои особенности. Содержание оперы всегда определяется ее музыкой. Поэтому ни в коем случае нельзя судить об опере только по тексту. В зависимости от мировозрения композитора, текст может иметь совершенно разные идеи. За основу же своей работы, композитор берет либо музыку, либо текст.
Известны 2 типа опер. В первом случае, мы имеем лирическую или вокальную оперу. Во втором-такую, где музыка передаёт содержание, мало или совсем не взаимодействуя с текстом.
По произведениям Пушкина написано более 20 опер и более 10 балетов (М.Мусоргский «Борис Годунов» (опера), Э.Направник «Дубровский» (опера), Р.Глиэр «Медный всадник» (балет), Л.Минкус «Золотая рыбка»(балет)). Пушкин оказал огромное влияние на все развитие всего русского оперного театра. История русской классической оперы связана с творчеством Пушкина, определившего не только темы и сюжеты великих созданий русских оперных композиторов, но и сам путь развития национального музыкального театра. Его драматургия помогла оперным композиторам ощутить психологическое составляющее каждого характера, каждой фразы и действенное значение слова. Огромное количество этих произведений на сегодняшний день составляют золотой фонд театра и являются шедеврами.
4.Музыка в кинофильмах
Композиторы писали и музыку и к кинофильмам, в частности к фильмам, снятым по мотивам произведений А. С. Пушкина.
Одним из них был Альфред Гарриевич Шнитке. Он считался культовой фигурой второй половины 20 века. Композитора очень беспокоила судьба культуры и интересовали глобальные проблемы человечества. В 1979 году вышел фильм Михаила Швейцера «Маленькие трагедии», к которому он написал музыку. Многие посмотрев фильм, смогли им проникнуться именно благодаря музыке Шнитке.
Георгий Васильевич Свиридов, чье творчество всегда было связано с поэзией, сумел проникнуться творчеством деятелей искусства и перенести в музыку настроение и различные образы поэтического стиха. Его музыка способна обогатить поэзию, раскрыть её с разных сторон, углубить и заставить звучать “по-новому”. В 1935 году Свиридов создал знаменитые «Шесть романсов на слова А.С. Пушкина» ( в их числе «Роняет лес багряный свой убор» «Зимний вечер», «К няне», «Зимняя дорога»).
Это была первая его работа, связанная с творчеством Александра Сергеевича. Именно пушкинские романсы явились началом творческой самостоятельности автора. Именно в них стали видны особенности композитора, отличающие его от других.
5.Композиторы и творчество Пушкина
Творчество Александра Сергеевича затронуло за душу огромное количество композиторов, обсудим подробней нескольких из них.
5.1.Михаил Иванович Глинка (1804-1857)
Михаил Иванович Глинка- это всем известный талантливый русский композитор. Его можно назвать создателем классической музыки. Пушкин и Глинка были близко знакомы и даже рождены с разницей в 5 лет и ушли из жизни с разницей в 20. Их знакомство свершилось в 1828 году, после они начали очень часто видеться в разных творческих кругах Петербурга. Зачастую их имена ставят рядом, ведь совместный вклад Глинки и Пушкина в русскую музыку неоценим. Не зря, русский критик В. Стасов писал: «Глинка в русской музыке имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – родоначальники нового русского творчества, оба глубоко национальные, оба создали новый русский языку – в поэзии и музыке». Данная цитата очень хорошо описывает Михаила Ивановича. Глинка уважал Пушкина и в своих воспоминаниях называл его по имении отчеству и считал его известным всему человечеству поэтом.
В 1839 году Михаил Иванович пишет «Вальс-фантазия», посвящённый А. Керн, пушкинской музе. Русская публика прекрасно приняла вальс, но с большим вниманием к нему отнеслись французы. В Париже Глинка лично оркестровал «Вальс-фантазию» для исполнения, дав варианту для оркестра название «Скерцо в форме вальса».
Не забуду упомянуть об известнейшей на весь мир опере «Руслан и Людмила». Неожиданно то, что на самом первом показе опера была встречена без одобрений и не впечатлила народ, а императорская семья даже уехала из театра до финала 5 действия. Только по прошествии несколько лет публика оценила по достоинству оперу «Руслан и Людмила”.
Глинка начал писать её незадолго до смерти поэта. Пушкин говорил, что многое бы переделал в своём творении, но Михаил Иванович так и не смог узнать, что именно, а вернее не успел, по причине неожиданной кончины Александра Сергеевича.
Глинка смог смешать в музыке восток и запад, страсть и лирику. Его работа смогла растопить сердца поклонников оперы. Многие музыкальные находки Глинки, например, симфоническую имитацию звука гуслей, позже использовали многие композиторы.
Хочется упомянуть, пьесу «Камаринская», также написанную на основе произведения Пушкина.
В 1848 году уже именитый автор Глинка уехал пожить в Варшаву. Он тосковал по родным ему краям и ему в голову начали приходить народные мотивы, сильно отличающееся от мелодий европейских стран.
Его фантазия разыгралась, и он написал чудесную пьесу на оркестр, именованную «Камаринская». Глинка уверял, что, сочиняя пьесу, он совершенно не сопоставлял то, что происходит на свадьбах, а лишь опирался на внутреннее музыкальное чувство.
Задорная и лихая, вдохновленная народной музыкой «Камаринская» быстро стала широко известной и обожаемой дворянским народом.
5.2. Цезарь Антонович Кюи(1835-1918)
Цезарь Антонович Кюи- разносторонний, талантливый, непревзойдённый музыкальный критик и композитор, отставивший свой след в музыке и в общественной жизни России конца 19 века и начала 20 веков. Талант композитора раскрывался больше в произведениях крупной формы, а в миниатюрах, прежде всего-вокальных. Большую роль в его жизни сыграли романсы на стихи Пушкина. Цезарь Кюи писал: «Можно смело предположить, что в непродолжительном времени почти всего Пушкина можно будет петь. Причина этого заключается в содержательности произведений Пушкина, в сжатой их форме и в прелести его стиха».
5.3.Пётр Ильич Чайковский(1840-1893)
Пётр Ильич Чайковский-критик, дирижёр, педагог и русский известнейший композитор.
Музыка Чайковского, дала вторую жизнь литературным произведениям Александра Сергеевича, она раскрыла конкретней характеристику персонажей, событий и сделала её более яркой. Чайковский восхищался романом «Евгений Онегин» и тем как поэт расписывал характер каждого из героев, отметил, что у Пушкина получилось запечатлеть основные свойства русского характера. Пётр Ильич понимает, что философские рассуждения Пушкина в произведении схожи с его собственными и создает оперу «Евгений Онегин».
В этой обычной опере развернутые монологи сменяются диалогами. А между ними картины повседневного быта действующих лиц. В опере всё достаточно рутинно, монологи сменяются диалогами, и мы видим повседневный быт. Просыпается такое чувство, будто событий не хватает, но зато в музыке протекает внутреннее действие. В ней мы и находим целый мир откровений, вечных чувств и переживаний. В ней чувствуется всё очарование пушкинского романа Поэтому Чайковский и говорил: «Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки».
6.Заключение и вывод.
Таким образом, занимаясь исследовательской работой, я изучила большое количество материала. И могу с уверенностью сказать, что Александр Сергеевич Пушкин бесконечно разнообразен в жанрах, всегда умел создавать особый ритм произведению, был безмерно талантлив, всегда откровенен и честен с читателем. Пушкинская поэзия вечна! Не зря, композиторы всех времён вдохновляются его творчеством. В истории мировой литературы не найти писателя, который также широко известен всему миру. Творчество далеко не каждого нашло продолжение в музыке, как творчество Пушкина.
Завершить работу хотелось бы высказыванием известного русского поэта 19 века Аполлона Григорьева «Пушкин – наше всё!»
7.Список литературы
электронный ресурс Президентской библиотеки
имени Б. Н. Ельцина
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Весёлая кукушка
Солнечная система. Взгляд со стороны