В работе рассматриваетсяя феномен блог-литературы
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 44.62 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красковская средняя школа №55 муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
II Региональная научно-практическая
конференция школьников
Исследовательская работа
БЛОГ-ЛИТЕРАТУРА КАК СОВРЕМЕННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Выполнили:
Раец Алина,
Селезнев Алексей,
учащиеся 10 класса
Руководитель:
Астахова Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «КСОШ №55»
Красково, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
3. Вывод 7
Источники 9
ВВЕДЕНИЕ
Объект: блог-литература
Предмет: культурный феномен блог-литературы
Цели нашего проекта:
Задача:
Актуальность проекта:
Гипотеза:
Блог-литература, как любой компонент искусства и культуры, должен стремиться к удовлетворению одной из духовных потребностей человека – любви к прекрасному.
При написании данной работы были использованы интернет-блоги писателей, учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации.
Методы: опрос, анкетирование, наблюдение в интернет-блогах, анализ специальной литературы, публикаций в периодических изданиях.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Что же такое блог?
Проблема взаимодействия литературы и Интернета – одна из ключевых в современном мире, ведь сам объект изучения развивается чрезвычайно быстро. Художественная литература существует сегодня в русском Интернете в разных формах: как собственно сетература – тексты, размещенные в пространстве Интернета, как электронные аналоги бумажных текстов в онлайн-библиотеках и т.п. Блог писателя в этом ряду – особенно интересный предмет для изучения: в нем наглядно проявляются самые важные особенности бытования литературы в Интернете – на уровне писательского поведения, в сфере производства текста, в открытой читательской реакции. В блоге отражаются перемены в современной литературе.
Блог (англ. blog, от web log – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Людей, ведущих блог, называют бло́герами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей и чатами.
2.2 История возникновения блога
Первым блогом считается страница Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 г., публиковал новости. Более широкое распространение блоги получили с 1996 г. В августе 1999 г. компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com, который стал первой бесплатной площадкой для блогов, где каждый имел возможность создать свой блог.
2.3.Что такое блог-литература?
«Блог-литература» – это такие художественные произведения, которые автор пишет с использованием своего блога. Т.е. на каком-либо сервисе блогов (площадке для блогов) или в своем stand alone (отдельном) блоге. В классификации литературы «блог-литература» – это разновидность сетературы. Понятием «блог-литература» обозначают «художественные произведения, написанные «с использованием технологий блог-сервисов» [3, с.78–85.] Свидетельство того, что феномен укоренен в российской культуре и вошел в массовое употребление, – появление статьи «Блог-литература» в популярной энциклопедии «Википедия» [1].
Блог-литература может создаваться как в полном соответствии с форматом дневника (даты, разговорный стиль, обращения), так и просто как набор глав или миниатюр, где новые фрагменты могут быть реакцией на комментарии к предыдущим. Кроме того, блог-литература может быть коллективным творчеством, когда для написания художественного текста используется коллективный дневник (например, сообщество в Живом журнале).
2.4 История российской блог-литературы
В режиме онлайн создаются полноценные литературные жанры: повести, романы, рассказы. Возможностями блога активно пользуются многие авторы: Е.Гришковец («Рассказы»), Н.Абгарян (Цикл про Манюню), Т.Толстая («Легкие миры» (2014)), Н.Горланова («Повести Журнала Живаго» (2009) и «Роман с искусством» (2016)). Блогом как инструментом воздействия на читателя часто пользуются уже известные авторы: Б.Акунин в книгах «Фото как хокку» (2011), «Любовь к истории» (2012) и «По следам группы Дятлова» (2013), С.Лукьяненко при создании книги «Черновик» (2005). Благодаря возможностям Интернета в «большую» печатную литературу вошли писатели, в литературе неизвестные и сделавшие себе имя в блоге. Так известность Д.Глуховского началась с размещения романа «Метро» на сайте с бесплатным хостингом (m-e-t-r-o.ru) после отказа издательств публиковать роман. Сегодня проект успешен: в его рамках существуют книжная серия «Вселенная Метро 2033», компьютерные игры, квесты, настольные игры. Глуховский – автор бестселлеров «Сумерки» (2007), «Будущее» (2013), трилогии «Метро» (2005, 2009, 2015), его книги переведены на более чем 30 иностранных языков.
Блог писателя может состоять из писем, записей, анекдотов, кулинарных рецептов, споров с читателями, черновиков будущих произведений, анонсов новых книг, любимой музыки, фотографий, опросов читателей и др. Теперь речевые жанры в блоге оказываются в соседстве с литературными текстами и воспринимаются наравне с ними. Функция блога у каждого из писателей специфична. Т.Толстая ведет себя в Фейсбуке как медийная личность и охотно заполняет блог заметками, интересными массовому читателю, например, кулинарными рецептами. Для писателей массовой литературы – Б.Акунина, Д.Глуховского, С.Лукьяненко и др. блог является способом маркетинга, т. е. изучения читательского мнения, управления им, а иногда – способом сотворчества с читателем. Эти авторы проводят читательские опросы о том, как лучше назвать новую книгу, какой финал предпочтут читатели и т. д.
2.5 Художественные особенности блог-литературы
Сегодня блоги писателей выступают, с одной стороны, преемниками записных книжек, черновиков будущих произведений, классических писательских дневников, с другой – интерактивной платформой для новых текстов, рабочим инструментом, экспериментальной творческой площадкой. На поэтику текста, созданного в блоге, влияют особенности, общие для всех видов компьютерной коммуникации. Прежде всего, это интерактивность. Также любой текст, существующий сегодня в Сети, и блог-литература в частности, включает в себя элементы фото, видео и музыки. Характерными чертами также являются обилие интернет-ссылок, чужих цитат.
2.6 «Культурный феномен»
Блог-литература – часть современной культуры, феномен новейшего времени. В 2011 г. "Российская газета" заявляет: «"Сетература" становится популярней обычных книг» [2]. Тогда же газета "Московский комсомолец" начинает проект "МК-сетература", утверждая, что сетевая литература "стала неотъемлемой и значительной частью русскоязычного культурного пространства" [5]. Оба издания, правда, не дают точного определения того, что такое "сетевая литература", свидетельствуя о своего рода фиксации культурного явления в современности. Несомненно, словесность с появлением Интернета обретает новые уникальные качества, изобразительные средства и способы распространения. В настоящий момент блог-литература закрепила свой статус, совершив экспансию из виртуального пространства в пространство культурное. В истории мировой культуры без труда обнаруживаются многочисленные факты влияния технологии на ментальность. Например, освоение европейцами огнестрельного оружия и трансформация рыцарской этики, обогащение музыкальной культуры XX века новыми жанрами и направлениями в результате внедрения технологических инноваций в индустрию музыкальных инструментов. Станет ли блог-литература значимым культурным феноменом и приведет ли к каким-либо серьезным изменениям в современной мировой культуре, покажет время. Однако то, что она является одним из важнейших элементов актуальной культуры, не вызывает никаких сомнений.
2.7 Отношение современной молодежи к блог-литературе
По результатам опроса и анкетирования, проведенного в 10 классе, учеников МОУ «КСОШ №55» примерно 15 % учащихся регулярно читают литературные блоги, 30% учащихся время от времени читают литературные блоги. Подросткам нравится общаться в интернете с писателями и обсуждать с другими читателями написанное.
ВЫВОДЫ
«Признание общественностью»
В жанре блог-литературы активно работают маститые писатели, создатели романов-кроссвордов, «романов-клепсидр» [4] (М.Павич, У.Эко), романов-игр. Некоторые писатели-современники размещают тексты произведений на сайтах еще до их появления в печати. Появилась сетевая критика, созданы виртуальные литобъединения. Популярностью пользуются сетевые проекты, персональные страницы писателей: В.Пелевина, В.Сорокина и др. несколько лет назад вышел в свет печатный вариант женского сетевого романа. Складываются критические концепции развития сетевого художественного творчества. Это позволяет предположить, что сетевая литература постепенно становится творческим этапом, с которого начинается путь на литературный олимп.
«Пути дальнейшего развития»
Сетевая словесность уникальна, поскольку сочетает в себе современные информационные технологии, общедоступность и определенное образно-художественное содержание, что позволяет ей консолидировать вокруг себя огромное количество творческих людей. Данное явление получило широкую поддержку среди начинающих литераторов, не имеющих возможности, достаточно средств, и, как правило, известности (none-brand) для публикации своих произведений в литературных журналах или для издания собственных художественных текстов в печатном виде.
Современные ученые, литературные критики нередко относятся к сетевой литературе как к питательной среде для графоманов. Разумеется, блог-литература нуждается в выработке критериев отбора художественных текстов, представляющих ценность для современного читателя. Представляется, что качественный рост литературы, созданной в опоре на потенциал современных информационных технологий, сможет воздействовать на развитие блог-литературы.
ИСТОЧНИКИ:
1. Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Блог-литература
2. Зарипова А. "Сетература" становится популярней обычных книг // Российская газета. 2011.06.03. [Электронный ресурс].
URL: http://www.rg.ru/2011/06/03/seteratura.html.
3. Зимина Л. В. Инструмент блоггинга в издательском деле, или в поисках новых авторов и жанровых форм // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2008. № 4.
4. Траньков А.Л. «Роман-кроссворд» и «роман-клепсидра»: варианты гипертекста // Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания. - Пермь, 2003. С. 232-241.
5. Янс Г. Дорогу великой русской сетературе // Московский комсомолец. 2011.07.26. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru/culture/article/2011/07/26/608994-dorogu-velikoy-russkoy-seterature.html.
Рождественский венок
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Две лягушки
Как нарисовать портрет?
Рисуют дети водопад