О смуте как форме единения народа.
Вложение | Размер |
---|---|
smuta.docx | 16.36 КБ |
Смута как историческое событие,
показавшее единство населения России
4 ноября – государственный праздник День народного единства. Откуда же взялась эта дата в нашей истории? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить события Смутного времени. Смута – это период в российской истории с 1598 года по 1613 (1618) год, характеризующийся слабостью государственной власти, неподчинением окраин территорий страны центру, самозванством, гражданской войной и польской интервенцией. Написано множество трудов на данную тему, однако историк В.О. Ключевский в своей книге «Курс русской истории» даёт наиболее точную трактовку этому событию: «Смута – это социальная рознь, пресечённая национально-освободительным движением». Академик затрагивает идею роли единства граждан России в преодолении кризисных явлений. Ключевский уверен, что именно благодаря объединению сил населения против общего врага - польских интервентов Россия отстояла свою независимость и разрешила внутренние сословные конфликты.
Нельзя не согласиться с мнением историка по поводу значимости деятельности российского народа в одолении коварных замыслов захватчиков (Польша хотела присоединить территории России к себе) и обеспечении социальной стабильности общества. Население страны, видя произвол поляков в Москве, угрозу потери православной веры и переход к католичеству, решило встать на защиту Отчизны. В 1611 году в Рязани и Нижнем Новгороде появились народные ополчения – добровольные формирования, состоявшие из мирных жителей, не равнодушных к судьбе своей Родины.
Первое народное ополчение (рязанское) было неудачным. Его возглавляли казак Ляпунов и князь Трубецкой, между представителями сословий постоянно возникали конфликты, что затрудняло деятельность ополчения. Это доказывает, что только согласованными действиями можно добиться успеха. Второе народное ополчение (нижегородское), возглавляемое князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым, взяло на себя обязанность по освобождению России от интервентов. Население страны активно помогало ополчению: дворянство, купечество и даже бедное крестьянство оказывали ему материальную поддержку (покупали оружие, боеприпасы, шили одежду), многие крестьяне бросали хозяйство и входили в ряды добровольцев. Большую роль в поднятии национально-освободительного духа сыграла русская церковь. Патриарх Гермоген отказался присягать польскому королю и католической церкви, призвал россиян встать на защиту православия и бороться с интервентами, за что был уморён голодом.
К 1612 году объединились остатки первого ополчения и второе. Предстоял поход на захваченную поляками Москву. Люди осознавали, что только сплочённое сильное войско сможет изгнать захватчиков из столицы. Несколько дней длилась осада города, и 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Пожарского и Минина штурмом взяли Китай-город и освободили Москву от поляков. Это ознаменовало сохранение Российским государством своей независимости и начало процесса завершения Смутного времени. Подвиг и самоотверженность командующих народным ополчением были приняты народом воодушевлённо. Спустя 200 лет население страны не забыло своих героев и решило увековечить их имена в истории: за счёт добровольных взносов граждан был установлен памятник Минину и Пожарскому в Москве.
Таким образом, Смута показала, что даже из тяжёлого политического, экономического, социального кризиса можно выбраться благодаря сплочённым действиям всего народа страны. Население России объединилось против общего врага, невзирая на различия в происхождении, вероисповедании, социальном положении. Высказывание «В единстве сила России» точно характеризует особенность нашего государства. В современном мире необходимо придерживаться этого девиза и жёстко пресекать любые попытки развязывания национальной розни.
Одна беседа. Лев Кассиль
Развешиваем детские рисунки дома
Хризантема и Луковица
Как нарисовать черёмуху
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое